Глава 2. Доля, рейтинг, зритель — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава 2. Доля, рейтинг, зритель

2017-10-17 408
Глава 2. Доля, рейтинг, зритель 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Со школьной скамьи людям моего поколения известно высказывание Ленина о том, что жить в обществе и быть свободным от общества невозможно. Особенно полезно подумать о системе координат, в которой мы находимся, людям с высокими творческими амбициями. Психологически истинный художник может творить только при ощущении полнейшей свободы и независимости. Это аксиома. Но правда жизни заключается в том, что любой художник и творец находится среди людей в определенное время, в определенной стране. А если к тому же он так или иначе хочет продавать свой труд, то обязан знать правила игры и соблюдать их.

Мне запомнилась фраза известного телекритика и блестящего журналиста-газетчика Ирины Петровской из выступления на занятии в Центре «Практика»: «Если вы хотите быть истинно независимым – это возможно. Пишите все, что хотите, и... складывайте в свой стол. Другого не дано». Это грустно для тех, кто не хочет терять иллюзий и полон новых свежих идей. Истинная удача приходит только к тем творцам, кто нарушает стереотипы и рискует. Кто безоглядно верит в свою идею, свое предназначение и считает, что невозможное – возможно.

Даже самым талантливым и амбициозным тележурналистам во избежание горьких разочарований я советовала бы попробовать честно ответить себе на вопросы: «Кто, кроме моих друзей и знакомых, смотрел мою программу?», «Приносит ли моя программа прибыль компании?», «Знаю ли я своего зрителя?», «Кто реально финансирует мой проект?» и т. д. Лучше почаще задавать себе эти вопросы, потому что всегда найдутся люди, которые с удовольствием укажут вам на ваши собственные ошибки.

От кого зависит журналист? В первую очередь от зрителя. Зритель – главный судья и учитель. Он может одобрить программу, которой вы недовольны, и отвергнуть то, чем вы гордитесь.

Судьба журналиста как профессионала находится в руках зрителя, и даже самые яркие эфирные звезды достойно уходят с экранов, как только зритель ставит им «неуд». На вручении национальной премии «ТЭФИ» среди членов Академии Российского телевидения звучат показатели рейтингов и доли зрительской аудитории, как в обществе фермеров обсуждаются цифры поголовья скота или урожайности. К своему величайшему изумлению, я обнаружила, что работники многих региональных компаний и даже федеральных каналов путаются в определениях: что такое рейтинг и доля? Для журналистов, производящих эфирный продукт, это все равно, что ездить на полной скорости в автомобиле с занавешенными окнами.

Предлагаю восполнить пробел.

 

Доля и рейтинг

Попробуйте самостоятельно дать определения понятиям: рейтинг и доля. Многим кажется, что все просто и нет никакой интриги. Но как только я задаю этот вопрос в аудитории, сразу находятся смельчаки, которые с безоглядной уверенностью дают неверный ответ. Вы попробовали? Сформулировали?

Даю правильный ответ.

Рейтинг – это соотношение тех, кто смотрит вашу программу, с теми, кто мог бы смотреть ее в принципе (с учетом тех, кто не смотрит телевизор вообще). Рейтинг можно обозначить формулой, где в числителе будут зрители, которые смотрят программу, а в знаменателе – максимальное количество потенциальных зрителей в зоне устойчивого приема сигнала вашей телекомпании.

Например, в городе N областная телекомпания охватывает сигналом 1 млн жителей. В эту цифру входят маленькие дети и старики. При этом НАДО учесть, что во многих семьях количество телевизоров меньше, чем количество членов семьи. В некоторых семьях телевизоров просто нет. То есть мы имеем дело с приблизительными цифрами, но тем не менее эти цифры нам очень важны.

Теперь о доле.

Доля всегда выше рейтинга. Почему? Почему любого грамотного продюсера всегда именно доля телесмотрения интересует больше, чем рейтинг? Потому, что показатель доли является прямым показателем вашей победы или вашего провала. Долю можно обозначить формулой, в числителе которой опять те, кто смотрит программу, а в знаменателе – те, кто смотрит телевизор в данный момент.

Легко представить себе зрителя, который пришел после работы и устроился на диване в привычной позе перед голубым экраном. В руке у него пульт, и благодаря этому гениальному устройству зритель переключает каналы, на каком-то останавливаясь подольше, на каком-то – совсем ненадолго. Любая телекомпания и любой конкретный журналист являются участниками конкурентной борьбы именно за этого активного телезрителя. Если мы знаем (а в Интернете рейтинги и доли печатаются регулярно и не являются никакой тайной за семью печатями), что прямой репортаж финала конкурса Евровидения по Первому каналу смотрели 70 процентов аудитории (то есть доля – 70%), то это означает, что все другие каналы и телепроизводители распределяли между собой оставшиеся 30 процентов аудитории. Представляете, как обидно было тем, кто старался, искал героев, не спал ночами, рисковал – и все впустую! Зритель обратил свои взоры совсем в другую сторону и не оставил им никакого шанса.

Я люблю сравнивать разговоры о конкурентной борьбе за зрителя с простым и всем понятным примером с рыбаком, который старательно ловит рыбу именно там, где она была вчера, а сегодня ее уже там нет. Вполне вероятно, что другой, менее опытный, но более удачливый рыбак на самодельную удочку и полуживого червяка поймает гораздо больше и быстрее, так как именно ему улыбнется удача в этот день.

Конечно, бывают такие показатели рейтинга и доли, что начинаешь терять веру в адекватного зрителя. Формат НТВ со «скандалами-интригами-расследованиями» быстро пошел в гору и в некоторые тайм-слоты обогнал телеканал «Россия» и Первый канал. Как ни ругают «Дом-2», на протяжении нескольких лет этот проект является одним из самых рейтинговых, стержневых проектов канала ТНТ. Но не будем забывать, что высокие рейтинги и доли имели фильмы «Идиот» и «Мастер и Маргарита», программы «Жди меня» и «Галилео».

Есть две крайние точки зрения. Первая: рейтинг – это главный и единственный показатель успеха программы. Вторая: рейтинг убивает значимость и человечность нашего ТВ, опошляет и обесценивает профессию журналиста, так как заставляет творцов идти на поводу у низких вкусов и низших инстинктов. Во время занятий мы всегда обсуждаем эти постулаты, и в каждой аудитории находятся сторонники с обеих сторон. Моя точка зрения такова: следить за рейтингом программы абсолютно необходимо, как необходимо следить за температурой тела в момент тяжелой болезни или за первыми неуверенными шагами годовалого ребенка, охраняя и поддерживая его. Нельзя не смотреться в зеркало, когда наносишь на лицо макияж.

НАДО знать рейтинг своей программы и следить за эффективностью своей работы. Но это не означает работы во имя рейтинга во что бы то ни стало.

Простой пример. Если на одном канале умный человек рассказывает интересные и полезные вещи, а на другом канале в это же время обнажается красивая женщина (хотя сейчас этого явно недостаточно, так как в моде – уродство), то, естественно, зритель на уровне простого инстинкта выберет канал с раздеванием.

Есть три темы: смерть, секс и деньги, которые всегда будут вызывать живейший интерес у зрителей. Продюсеры прекрасно это понимают и умело используют эти темы как инструменты повышения доли и рейтинга. С этим ничего не поделаешь. Есть проблема общественного уровня, и она серьезная. Надо защищать детей, подростков и психику нормального человека от показа таких кадров, которые нельзя смотреть без специальной подготовки. За рубежом, к примеру, каналы эротического содержания имеют специальную кодировку и являются платными. Я считаю это чрезвычайно разумным. Но у нас в России всегда все по-своему.

Тем не менее интересно отметить, что многие программы-страшилки на том же НТВ приелись зрителю. Их рейтинг стал резко снижаться. Каков будет следующий шаг продюсеров: нагнетание ужаса или поиск новых форматов, пока неясно.

КАК ИЗМЕРЯЮТСЯ РЕЙТИНГИ И ДОЛИ И МОЖНО ЛИ ДОВЕРЯТЬ ОФИЦИАЛЬНЫМ ЦИФРАМ?

Есть известные во всем мире компании, которые специализируются на этих исследованиях и доказали свою надежность. В России на сегодня такой компанией является Gallup Media. Именно она присылает заказчикам цифры рейтинга и доли компаний-конкурентов, расписанные по «шагу» каждые пятнадцать минут в течение всего эфирного дня. Как известно, филиалы компании Gallup Media есть не во всех городах России и даже в крупных городах-миллионщиках изучается мнение нескольких сотен семей, не более. Каким образом собираются сведения?

Во-первых, выбираются семьи разного социального статуса, то есть настоящая фокус-группа, которая должна отражать уровень жизни и менталитет данного региона. Выбранные люди имеют специальные строго секретные контракты и заполняют дневники телесмотрения каждый день. Данные обрабатываются и уже через два-три дня выкладываются на стол подписчикам.

Есть другой способ, более дорогостоящий и точный, при котором специальные технические устройства внутри телевизоров фиксируют включение и выключение кнопки того или иного канала.

Можно ли доверять этим данным? Можно, как любой статистике, допуская определенную погрешность. Известно, что на Первом канале наряду с данными Gallup Media проводились собственные телефонные опросы населения, и эти результаты в основном совпали с результатами медиаизмерений. Цифры рейтингов и долей телесмотрения, по моему глубокому убеждению, должны интересовать не только медиамагнатов и рекламодателей. Каждому журналисту необходимо научиться смотреть эти таблицы, сравнивать результаты и обдумывать место своей программы и своего проекта в этой конкурентной среде. Надо уметь анализировать, чтобы понять и почувствовать предпочтения зрителей и угадать, а еще лучше предугадать его потребности.

Вот как выглядят таблицы распределения долей зрительской аудитории (по данным службы измерений телеаудитории Первого канала).

начало программа доля

10.00 Новости (с субтитрами) 30,5

10.18 «Смак» 24,3

11.02 «Л. Зыкина. Как не любить мне эту землю.» 35,0

12.00 Новости (с субтитрами) 30,2

12.13 Премьера. Фильм Роберта Родригеса «Приключения Мальчика-

Акулы и Девочки-Лавы» (S) 12,8

13.49 Ералаш 12,1

14.09 Елена Сафонова, Сергей Жигунов в фильме «Принцесса на

бобах» 19,9

16.20 Проект «Общее дело». «Что принес России свободный рынок

алкоголя?» 12,4

17.35 «Кто хочет стать миллионером?» с Дмитрием Дибровым 16,9

18.36 Концерт памяти Л. Зыкиной 21,9

21.00 «Время» 26,5

21.22 Премьера. «Оскар-2008». История Эдит Пиаф в фильме «Жизнь

в розовом цвете» (S) 16,5

ДОЛИ ПЕРЕДАЧ ПЕРВОГО КАНАЛА В ЗАМЕРЯЕМОМ ОТРЕЗКЕ С 10:00 ПО 23:00

СУББОТА 4 ИЮЛЯ

 

Если в вашем городе нет возможности использования современных технологий выявления зрительских предпочтений, то всегда можно использовать простейшие и дешевые способы узнать долю и рейтинг любой программы путем опроса, анкетирования, проведения фокус-группы.

Как узнать своего зрителя?

Почему-то многим моим коллегам до сих пор трудно относиться к телевизионному творчеству как к производству некоего особого продукта. Честно говоря, мне тоже было когда-то трудно преодолеть в себе стереотип, что производство сапог, дверей или колбасы совсем иной процесс, нежели производство телевизионной программы. Но годы идут, мы поневоле проникаемся реальной рыночной психологией, и теперь я отчетливо понимаю, что большой разницы нет – просто на одном предприятии надо закупить один материал, набрать соответствующих специалистов, изучить потребительский рынок, позаботиться о рекламе и качестве товара. А на другом – надо сделать то же самое, только материал будет другой, специалисты другого профиля и т. д. Как ни странно, все это имеет прямое отношение к телевидению. Просто материалом для нас являются информация и жизнь общества в широком смысле этого слова. Находится тема, берется в руки техника, образуется творческая группа. Затем создается некий продукт (сюжет, программа, фильм), который находит или не находит своего потребителя, то есть зрителя.

Надо заметить, что у зрителя есть замечательная возможность выключить телевизор или переключиться на другой канал. В этом случае телекомпания рискует потерять рейтинг, а директор (в сущности, так же как менеджер колбасного завода, чью колбасу не покупают) должен принять решение относительно профессиональной пригодности своих сотрудников. То есть потребитель телевизионного продукта реально определяет вашу судьбу. И это означает, что надо хорошо знать своего зрителя и тысячу раз перед выездом на съемки задавать себе вопросы: «Для кого я делаю этот сюжет? Что нового я хочу сказать своему зрителю? Что вынесет зритель из моего материала?» Их можно множить и множить, и ни один вопрос не будет лишним.

Удивительно, но многие телевизионные журналисты оказываются совершенно беспомощными в ответах на эти вопросы. Принцип «что вижу, то пою» часто является главным. Есть и другой расхожий принцип: «Если эта тема интересна мне, то она интересна и моему зрителю». В этом есть определенный резон, потому что сам тележурналист является жителем своей страны и к тому же телезрителем. Представьте себе зрителя, который включил ваш канал и, к несчастью, не нашел для себя ничего нового и интересного. В этом есть важное отличие телевидения от колбасного завода: некачественная программа может выйти в эфир в отличие от бракованного мясного продукта. Многие тележурналисты воспринимают сам факт выхода программы в эфир как конечный и положительный итог своей деятельности вне зависимости от того, смотрел ли кто-нибудь этот эфир, кроме ближайших друзей и родственников, тех, кто ее делал, и тех, кто в ней участвовал.

Существуют примеры, когда в прямом эфире разных телекомпаний ведущие радостно предлагали зрителям пообщаться в интерактивном режиме. На экране появлялись телефоны, но к концу первого часа прямого эфира неподкупный компьютер выдавал реальные цифры звонков в студию. Вы не поверите, но в огромном городе, областном центре эта цифра равнялась восемнадцати звонкам! В другом не менее населенном городе звонков было тридцать пять. Это значит, что эти программы реально никто не смотрел. А авторы оказались недостаточно профессиональны, чтобы скрыть этот факт от зрителей.

С чего же начать, если мы хотим работать профессионально и качественно? Как узнать своего зрителя? Как понять его предпочтения? Как получить реальную оценку своего труда? Попробую суммировать опыт лучших региональных компаний. Нередко в крупных, успешных компаниях, таких как ТВ-2 (Томск), «Афонтово» (Красноярск), «4 канал» (Екатеринбург), работают специальные группы профессиональных социологов, которые изучают зрительскую аудиторию. Грамотные менеджеры этих компаний понимают, что средства, затраченные на серьезные исследования, окупятся с лихвой. При этом работа эта должна вестись планомерно, а не от раза к разу. Зрительская аудитория живая, и то, что она с удовольствием воспринимала вчера, может с легкостью отвергнуть сегодня. Ну а если нет возможности нанять специалистов и не проводятся в вашем городе исследования Gallup Media? Как быть тогда? Рассмотрим несколько возможных вариантов.

ТЕЛЕФОННЫЕ ОПРОСЫ НАСЕЛЕНИЯ

Очень полезно проводить телефонные опросы во время эфира вашей программы и заканчивать одновременно с финальными титрами. Для этого надо создать группу из десяти девушек (можно привлечь студентов!) и четко объяснить им задачу, чтобы опрос прошел наиболее эффективно. Каждой девушке надо выдать заранее подготовленные бланки, в которых должно быть всего три колонки. В первую колонку из телефонной книги наугад заносятся различные номера домашних телефонов (например, на букву К, С или любую другую популярную согласную), другие две колонки справа остаются свободными. Девушки должны вежливо поздороваться, извиниться и представиться. Например: «Добрый день, извините, пожалуйста, вас беспокоит Ирина из городской социологической службы. Можно задать вам всего один вопрос?» Девушка спрашивает: «У вас включен телевизор?» – и если получает ответ «нет», говорит: «Спасибо, извините, до свидания», – и ставит прочерк в следующую колонку. Если у респондента «телевизор включен», в первую правую колонку ставится галочка и задается следующий вопрос: «Какой именно канал вы смотрите?». Если отвечающий смотрит ваш канал – во вторую правую колонку девушка ставим галочку, если другой – ставит прочерк.

В бланке для опроса девушки ставят только два значка: галочки – если «да», прочерки – если «нет». Они не должны задавать ни одного лишнего вопроса. Этих ответов нам вполне достаточно, чтобы подсчитать реальные цифры рейтинга и доли.

Судите сами, если мы поделим количество удачных для нас ответов (с двумя «галочками») на количество сделанных нами звонков – получится рейтинг. Если мы разделим количество звонков с двумя галочками на количество звонков с одной галочкой – это будет реальная доля телесмотрения.

Мы проводили такой тренинг в некоторых крупных городах России. Однажды я стала свидетелем огромного разочарования команды журналистов, когда обнаруживалось, что только 2 человека из 100 с включенными телевизорами смотрели их программу. Это шок, это тяжелое испытание, но через это надо пройти и найти в себе силы пересмотреть формат, время выхода в эфир или поменять ведущего программы – но бороться за зрителя надо всегда! Телефонный опрос хорош тем, что не требует материальных затрат и является внутренним делом компании, то есть о результатах никто не узнает, что бывает очень важно (особенно для рекламодателей, от которых мы впрямую зависим материально).

Вот вам и повод усомниться в правильности утверждения: «Я знаю своих зрителей, потому что я здесь живу и сам являюсь зрителем». Видимо, с приходом на телевидение, как на работу, с нами происходит что-то такое, в результате чего мы начинаем терять объективность. Не получается сидеть на двух стульях.

Отличное определение настоящего телезрителя дал продюсер Александр Акопов. Он сказал: «Телезритель – это человек, который никогда не работал, не работает и не собирается работать на телевидении. Телезритель – это человек, родственники, друзья и знакомые которого никогда не работали, не работают и не собираются работать на телевидении. Наконец, телезритель – это человек, который никогда, ни при каких условиях не попадал в поле зрения профессиональной видеокамеры». Когда на одном из мастер-классов Акопов озвучил это определение, слушатели засмеялись. Тогда Акопов добавил: «Вы не поверите, но такие люди еще остались! И именно для них вы работаете!»

Иногда на занятиях в Центре «Практика» я устраиваю жесткий эксперимент, во время которого заставляю журналистов смотреть от начала до конца собственные работы. Они зевают, стонут, отпрашиваются покурить, предлагают прокрутить запись на скорости. Почему-то простая мысль о том, что наши зрители оказываются в таком положении каждый день, никому не приходит в голову.

ФОКУС-ГРУППЫ

Город N всегда отличается от города Х. Если мы возьмем Сургут и Курган, то по количеству жителей (зрителей) картина близкая. Но количество и качество понятия «зритель» абсолютно разные. Сургут – город продвинутый. Квартиры здесь стоят дороже, чем в Москве. Средняя зарплата зашкаливает за непривычные для среднего россиянина цифры. Курган – тихий, провинциальный город, где многие живут огородами и молодые люди вынуждены принимать материальную помощь от своих бабушек-пенсионерок. Понятно, что для потребителей из Кургана нужна совсем иная продукция, нежели для сургутян. Формирование фокус-группы – это попытка смоделировать потенциальную зрительскую аудиторию именно вашего города или региона. Если среди горожан большинство – пенсионеры, это обязательно надо учесть при формировании фокус-группы. К примеру, если Томск – студенческий город, то из пятнадцати членов фокус-группы должно быть как минимум пять преподавателей и студентов. Если вы работаете на федеральном канале, то, естественно, надо подобрать таких телезрителей, которые отражают «срез» вашей аудитории. Вряд ли будет правильно, если вдруг в такой группе окажутся одни москвичи.

Эта методика требует серьезной предварительной работы. Вы должны достаточно точно знать, из каких социальных слоев состоит население вашего региона, а еще лучше – средний возраст жителей, среднюю зарплату. А еще лучше исследовать именно тот сектор населения, на который распространяется сигнал вашей телекомпании. Население – понятие абстрактное, а вот ваша зрительская аудитория – понятие абсолютно конкретное.

Итак, вы определились и пятнадцать человек существуют в вашем компьютере в виде неизвестных людей с известными параметрами: пол, возраст, профессия. Осталось немного – найти таких людей, пригласить их на чашку чая, раздать анкеты с конкретными вопросами и устроить просмотр вашей программы.

Очень важно, чтобы среди фокус-группы были «истинные телезрители» согласно определению Акопова, а не близкие друзья сотрудников компании, потому что личные пристрастия мешают объективности. А вот попросить ваших родственников и знакомых пригласить кого-либо из их знакомых вполне возможно, потому что по объявлению фокус-группу собирать нельзя. Известно, что на объявления, как и на интерактивный опрос, реагирует активная часть населения. А судить по таким людям будет неправильно.

СОВЕТЫ

КАК РАБОТАТЬ С ФОКУС-ГРУППОЙ?

Ничего не говорите - предварительно людям о программе, которую им предстоит посмотреть.

Избегайте даже случайной - встречи людей из фокус-группы с эфирными героями программы.

Не перегружайте людей - просмотром.

Анкеты делайте анонимными и - не давайте возможности людям из фокус-группы обмениваться мнениями, прежде чем они заполнят их.

Для просмотра выберите уютное - и удобное помещение.

Вступительное слово перед - просмотром делайте кратким и достаточно официальным (в ответ на похвалу и приседания вы всегда получите взаимную лесть в анкетах).

По окончании просмотра и - общения сделайте сюжет в новости, который может решить сразу несколько задач: во-первых, это интересно и необычно, вовторых, зритель реально увидит интерес к его мнению, в-третьих, такой сюжет даст прекрасную возможность напомнить начальству о том, что ваша телекомпания работает для зрителя и он, зритель, отнюдь не всегда может быть доволен ее работой.

Обращение к фокус-группе целесообразно при запуске новых проектов, когда есть сомнение: пойдет идея в массы или будет отвергнута? Иногда шикарная, свежая идея, которая вызывает восторг у коллег, остается непонятой и невостребованной на «пилотном» просмотре с фокус-группой. Сам по себе просмотр может дать членам творческой группы, которым я советую инкогнито присутствовать на нем, возможность модернизировать идею или кардинально изменить сам подход.

Вообще просмотр своей работы вместе с неизвестными тебе людьми может стать очень полезным уроком. В этот момент вы как никто увидите свои ошибки, испытаете жгучий стыд и не менее жгучее желание покорить сердца сидящих перед экраном людей. Но запрет на появление в этой же комнате человека с экрана – это твердое правило, которое нельзя нарушать. Режиссеры, редакторы, монтажеры – пожалуйста. Ведущий может появиться только после окончания просмотра.

АНКЕТИРОВАНИЕ

Этот, как говорится, дедовский метод изучения общественного мнения дает отличные результаты. Путем анкетирования можно узнать не только мнение зрителей о сегодняшних программах, но и попытаться ответить на вопрос, какие программы они будут с удовольствием смотреть завтра и послезавтра. Самое главное при проведении анкетирования – составить грамотные вопросы и позаботиться о распространении анкет среди различных слоев населения (как в случае с фокус-группой). Конечно, желательно, чтобы анкет было не 100 и не 200, а, скажем, 1000 (их количество зависит от числа ваших потенциальных зрителей). Профессиональные социологи всегда могут точно назвать число участников репрезентативной группы, то есть такой группы, с мнением которой необходимо считаться. Желательно, чтобы вопросы в анкете были сформулированы четко, коротко, понятно, а ответы требовали кратких ответов: «да» или «нет». Однако в некоторых случаях полезно дать людям высказаться более пространно, особенно если анкетирование ведется среди людей с высшим образованием, то есть в специальной так называемой нишевой аудитории. В случае, если вы хотите, например, узнать мнение зрителей о студенческой программе или анкетируете только студентов. Анкетирование можно заказать профессиональным социологам, но при этом надо помнить, что многие из них стараются угодить заказчику и готовят для вас отчеты комплиментарного свойства. Если вы проводите анкетирование собственными силами, необходимо поручать это занятие медиааналитикам, маркетологам, рекламщикам, то есть людям, прошедшим необходимое обучение и понимающим, что к чему.

ДОСЬЕ ЖУРНАЛИСТА

Если по каким-либо причинам у вас нет возможности и желания (а желание все-таки должно быть) проводить опросы, анкетирования или приглашать фокус-группу, то можно «поработать с документами».

О каких документах идет речь? Существует официальная статистика. Конечно, верить ей целиком нельзя, но знать ее необходимо. Там есть важные цифры: объем потребительской корзины, уровень безработицы, размер средней заработной платы, количество рожденных и умерших, показатели работы предприятий.

Я убеждена, что у каждого уважающего себя журналиста должна быть особая папочка с подобными цифрами, желательно за несколько лет. Наличие подобной информации даст возможность сравнивать и анализировать, не поддаваясь чарам наших велеречивых чиновников, которые всегда будут убеждать, что под их мудрым руководством страна процветает.

Итак, статистика, всевозможные рейтинги, социологические опросы, итоги выборов – все это необходимая часть объективных знаний о своем зрителе. Как не бывает хорошего интервью без предварительной работы, так не бывает профессионального тележурналиста без своей собственной базы данных о зрителях, для которых он работает.

И ВСЕ-ТАКИ КТО ОН, НАШ ЗРИТЕЛЬ?

На этот вопрос практически любой работник телевидения как в глубинке, так и в Москве отвечает без раздумий и совершенно справедливо: наши зрители – это в основном женщины предпенсионного и пенсионного возраста (категория «40+»). Любые исследования в любом городе России подтверждают этот факт.

Смена формата НТВ с интеллигентно-независимого на брутально-жесткий связана с попыткой найти свою собственную аудиторию и привлечь к экранам молодежь и мужчин. То есть именно тех зрителей, которые в последние годы охладели к телевидению и предпочитают ему Интернет, радио или домашний кинотеатр. Надо признать, что цель во многом была достигнута. Вопрос: оправданы ли средства в виде жестокости, насилия, подтасовок и прочее? По данным на весну 2009 года, постоянными зрителями ТВ в России являются 86 млн человек, в основном старшее поколение и в большинстве своем – женщины. Утром телевидение уступает по популярности радио, днем у экранов ровно столько же человек, сколько у других медиа, вместе взятых (газеты, журналы, радио, Интернет). Вечером телевизор пока не имеет серьезных конкурентов, поэтому столь высока стоимость минуты рекламы в прайм-тайм на федеральных каналах.

Успех любого канала во многом зависит от попадания в свою зрительскую аудиторию, и битва за зрителя ведется остро и всеми способами: от контрпрограммирования до прямых намеков и протестов. Вспомните рекламу на НТВ, когда Глеб Пьяных в хоккейном костюме с клюшкой бьет по стеклу и возникает титр: «Мы растопим этот лед». Этот ролик всегда демонстрировался в эфире за несколько минут до ледового шоу на Первом канале.

Все знают, что СТС и ТНТ «ведут борьбу» за молодежную аудиторию. Телеканал «Культура» нацелен на творческую интеллигенцию, учителей и работников культуры во всех уголках страны. НТВ, как мы уже говорили, рассчитывает на крутой российский бизнес и брутальных мужчин. Что касается Первого канала и телеканала «Россия», то они соревнуются между собой за самого массового российского зрителя, которому интересны и новости, и фильмы, и докудрамы, и музыка, и всевозможные шоу. Интересно, что некоторое время эти каналы шли с одинаковым рейтингом, а потом НТВ «откусило» кусочек аудитории у «России», и Первый канал занял место флагмана в российской телеиндустрии. Однако же по выходным телеканал «Россия» пока впереди.

Наблюдать это состязание, сравнивая рейтинги и доли различных программ, – интересное, поучительное, занятное и, главное, необходимое дело для каждого работника телевидения, который мечтает стать профессионалом.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.