От чего зависит эффективность работы тележурналиста? — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

От чего зависит эффективность работы тележурналиста?

2017-10-17 497
От чего зависит эффективность работы тележурналиста? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как известно, эффективность – это возможность достичь максимального успеха при минимальных затратах. Это означает, что за минимальное время (а его всегда не хватает!) вы делаете яркий продукт, востребованный зрителем. То есть вы успеваете взять интервью, написать текст, смонтировать картинку и на каждом этапе производства репортажа или сюжета делаете именно то, что надо делать. Любой выезд на съемки обходится телекомпании в немалые средства. Задача журналиста – не только вернуть эти деньги, но и приумножить их. Яркое телевизионное произведение поднимает престиж и рейтинг компании, чем, безусловно, влияет на отношение к ней рекламодателей, а значит, приносит прибыль!

Эффективность работы тележурналиста также напрямую зависит от отношений с начальством и властью. Бывает так, что в производство вашего гениального сюжета вмешиваются сторонние силы и им приходится уступать. Это непросто, но у каждого из нас есть выбор, степень допустимого компромисса.

Говоря об эффективности журналиста, мне хотелось бы особо выделить такие важные условия, как наличие или отсутствие в телекомпании творческого лидера, хорошей техники и настоящей команды.

ТВОРЧЕСКИЙ ЛИДЕР

Понятия «творческий лидер» нет в штатном расписании телекомпании, но каждому журналисту понятно, о чем идет речь. Этот человек может быть директором студии или главным редактором, а может и рядовым режиссером или корреспондентом. В любом случае повезет тому «новичку», который попадет в поле зрения творческого лидера.

Что я подразумеваю под этим понятием? Редкое совмещение таких качеств, как креативность и высокие организаторские способности. Прибавим к этому качество тонкого психолога, умеющего чувствовать людей и создавать атмосферу веселой творческой конкуренции.

Именно таким творческим лидером был Эдуард Сагалаев во времена популярности молодежной редакции Центрального телевидения. Удивительно, как этот человек в условиях жесткой цензуры мог создать такие успешные телевизионные проекты, как «12 этаж», «Взгляд» и многие другие. Не менее удивительно, что практически все известные телезвезды страны стартовали именно под его крылом. Это Любимов, Политковский, Киселев, Парфенов, Флярковский, Демидов, Эрнст, режиссеры и продюсеры – Малкин, Ворошилов... список можно продолжать и продолжать.

Когда имеешь такой результат, он уже не может считаться случайным. Творческий лидер – это человек, который умеет находить кадры и бережно их растить. Корреспонденты старого НТВ рассказывают легенды о «временах Добродеева». Олег Борисович несколькими замечаниями мог помочь человеку определить главное в самом себе. А ведь без этого понимания творческого успеха не достичь. Вся редакция НТВ сидела до глубокой ночи в Останкино, дожидаясь «разбора полетов» ночного эфира, как настоящего праздника. Не случайно вслед за Добродеевым на телеканал «Россия» перешли такие яркие журналисты, как Евгений Ревенко, Аркадий Мамонтов, Вячеслав Грунский, Эдуард Мацкявичус и др. Эти люди понимали, что без Добродеева они не смогут достичь новых вершин.

Творческий лидер необходим как воздух, особенно людям талантливым и амбициозным, поскольку они, как правило, трудно воспринимаются окружающими и бывают очень ранимы. В практике регионального телевидения есть немало горьких примеров, когда явных фаворитов буквально топтали на летучках, унижали и всячески способствовали превращению таких людей в некоторый стандарт. Это делалось не специально. Просто – не повезло.

Не встретился настоящий творческий лидер.

ГЛАВНЫЕ КАЧЕСТВА ТВОРЧЕСКОГО ЛИДЕРА

Уверенность

Творческий лидер всегда точно знает, чего хочет. Он тратит огромное количество сил, времени и таланта на то, чтобы убедить окружающих в своей правоте. Он порой напоминает ледокол, который разрубает любые льды и четко движется к своей цели.

Обаяние

Не раз после беседы с творческим лидером мне приходилось с удивлением обнаруживать, что меня только что уговорили сделать то, чего я совсем не собиралась делать. Более того, все мои жалкие попытки отвергнуть предложение рассыпались в прах под обаянием и улыбкой человека, который не собирался отказываться от своей идеи. Есть такое выражение: подпасть под обаяние. Иногда это обаяние действует как гипноз и завораживает собеседников – как начальников, так и подчиненных.

Фанатизм

Я не встречала ни одного творческого лидера (при всей их несхожести), который заканчивал бы работу ровно в 18 часов или тратил много времени на отдых и развлечения. Творческие лидеры – настоящие трудоголики. Они горят на работе, они счастливы на работе, они живут, а иногда, к сожалению, и умирают на работе.

Креативность

Творческий лидер не только умеет выслушать чью-то идею. Он сам полон идей. Он «фонтанирует» ими. Иногда они запредельны и невыполнимы, но всегда интересны. Как правило, творческий лидер не дрожит над своими идеями, не пытается их сразу запатентовать, так как абсолютно убежден, что завтра появятся новые.

Умение и желание возиться с новичками и вера в их успех

Это очень важное качество. Трепетное отношение к талантам, умение увидеть в человеке то, что он сам в себе не видит, бесконечные разговоры и «разборы полетов», умение поздравить и отметить при всех, причем не только морально, но и материально, – все это позволяет говорить о творческом лидере как о капитане команды. Команды, которую этот человек придумал и сделал.

Можно ли стать творческим лидером? Если вы видите в себе перечисленные выше качества и думаете: «Почему же я не лидер?», я могу дать вам только один ответ: значит, у вас нет этих качеств. Творческий лидер как бы выталкивается наверх сам. Это не тот случай, когда кого-то кем-то назначили. Это результат признания со стороны коллег и собственная активность в достижении своей цели. Целью может стать воплощение реального телевизионного проекта, а может – появление новой телекомпании. Высота целей разная, но способ достижения один и тот же.

В регионах, конечно, тоже есть яркие творческие лидеры, иначе не было бы сильных региональных телекомпаний. Совсем не каждый творческий лидер стремится уехать в Москву. Многие находят себя там, где родились.

С каждым днем творческих лидеров становится все больше, потому что подрастает новое поколение людей, которые родились во времена перестройки. Они более независимы, самостоятельны, амбициозны и готовы брать ответственность на себя.

ТЕХНИКА

Трудно отрицать зависимость эффективности нашей работы от качества телевизионной техники, которая имеется в телекомпании. Сколько раз мне доводилось слышать плач о том, что камера сломалась, аккумулятор «сдох», штатива нет и так далее. Действительно, когда все это происходит на съемочной площадке и от вас ускользает интересный материал, можно сойти с ума. И все же есть другие примеры, когда телекомпания имеет все, включая спутниковые камеры, а зритель отдает предпочтение другому каналу.

Какова же степень зависимости журналиста от той техники, которую он использует? Со сломанной камерой в руках даже идеальный оператор ничем вам не сможет помочь. Однако если взять ситуацию, когда техника работает идеально, а оператор, к сожалению, случайный человек в профессии, вы тоже не получите ничего, кроме измотанных нервов.

Не надо объяснять, что максимальная эффективность достигается, когда есть и хороший оператор, и хорошая камера. К счастью для многих студий, пришли времена, когда телевизионная техника перестала быть запредельно дорогой.

Появление цифрового телевидения и компьютерного монтажа сблизило понятия: профессиональное видео и «хоум видео». Стоимость студийного оборудования, которая еще недавно стартовала от двух миллионов долларов, также снизилась и колеблется в пределах от тех же миллионов до двухсот тысяч долларов.

Конечно, студия, в которой проводятся съемки программ «Кто хочет стать миллионером?» или «Две звезды», – это безумно дорогое удовольствие. Но существуют другие варианты, например, такие, как у известного продюсера, режиссера и создателя телекомпании АТВ Анатолия Малкина, который порой умудряется из ничего сделать нечто.

Например, первые программы «Времечко» выходили в прямой эфир из комнаты размером не более двадцати метров, однако при помощи простых зеркал и хитрого света достигалось ощущение огромной студии, где у каждого ведущего было свое пространство. В реальности эти ведущие чуть не касались друг друга плечами.

Другой пример связан с тем же Малкиным. Путч 1991 года. В Москве к этому времени уже работало огромное количество современных камер Betacam и не менее сотни наших и зарубежных операторов. Все снимали памятные августовские события. Анатолий Малкин вручил своему оператору бытовую камеру VHS. В результате именно фильм Малкина купили знаменитые зарубежные компании. Так он заработал свои первые серьезные деньги и сразу вложил их в профессиональную технику.

Из этого не следует делать слишком простой вывод, что главный «прибор» журналиста – это голова. Нет. Голова, то есть идея и четкое понимание задачи, – это очень важно. И все же в наши дни нужно уметь четко и правильно эту задачу ставить – нужна и голова, и техника, которая идеально подходит под съемки данного конкретного проекта.

Нельзя делать ток-шоу, если в студии всего три камеры. Нельзя делать рекламный ролик, если нет хорошего света и опять же камеры с нужной оптикой. Надо уметь соотносить свою задачу с той техникой, которая у вас есть. И при этом надо помнить, что любую технику вплоть до спутниковых камер вы можете взять напрокат и даже купить, если ваш проект окупит все затраты.

Техника на ТВ – это важный элемент успеха, и хороший журналист должен иметь максимальную информацию о возможностях техники, ее стоимости (в том числе и стоимости аренды).

Техника вторична, идея первична.

КОМАНДА

Когда на занятиях по телемастерству в любой аудитории – студенческой, профессиональной или случайной – задаешь вопрос: «Чем работа на телевидении принципиально отличается от работы журналиста в газете или на радио?», одним из первых обязательно следует ответ: «Телевидение – это командная работа». Задумайтесь – даже самый гениальный журналист, которого с замиранием сердца слушает вся страна, должен быть показан этой стране на экране телевизора. А это значит, что с ним рядом работают операторы, осветители, режиссеры и звукорежиссеры. Прибавим редактора, стилиста, наконец, руководство, которое обеспечивает возможность выхода в эфир.

Команда может быть большой – как на федеральных каналах, средней – как в больших региональных компаниях или совсем маленькой – как во многих региональных компаниях малых городов. Естественно, от задач данного телевидения, от степени подготовленности команды и даже от ее размеров во многом зависит эффективность нашей работы.

СОВЕТЫ

КАК ЖУРНАЛИСТУ ИЗБЕГАТЬ ПРОБЛЕМ В ОБЩЕНИИ С КОЛЛЕКТИВОМ?

Всегда помните: как бы вы ни были - гениальны, в одиночку вы ничего не сделаете.

Не приписывайте себе успех - вашей программы – это заслуга всей команды, даже если, на ваш взгляд, именно ваша идея или талант определили этот успех.

Уважайте мнение своих коллег. - Каждый человек в команде имеет право на амбиции и на участие в творчестве. Это не есть только ваша прерогатива.

Не бойтесь критики. Критика - гораздо полезнее лести, если она конструктивна и направлена на успех.

Будьте готовы к переменам. - Сегодня вы на вершине славы, а завтра – кто-то другой. Такова жизнь.

Уважайте всех членов - коллектива. В команде не бывает маленьких и больших должностей. Оператор не менее важное лицо, чем журналист. От водителя зависит оперативность съемок вашего сюжета, от стилиста зависит ваш имидж. Пока вы не научитесь не на словах, а на деле уважать всех членов коллектива, успеха не будет.

Забавно, что во многих случаях приходится говорить, скорее, о психологии, чем о творчестве в чистом виде. Но на своем опыте знаю, как много вопросов возникает у журналистов именно в связи с проблемами в своей команде.

Давайте разберем и проанализируем некоторые типичные ситуации.

Ситуация первая. Вы – ведущий новостной программы. Вас признают зрители, как звезду (на американском телевидении ведущего эфира называют «талантом»), однако члены вашего творческого коллектива вовсе не собираются признавать факт вашей популярности. Более того, на вас сваливают огромное количество всяких бумаг и дел, вам не пишут подводки к сюжетам и даже содержание сюжетов пересказывают на пальцах, заботясь прежде всего о самих себе. После вечернего эфира вы сами смываете грим и добираетесь домой за тридевять земель на городском транспорте. Правильно ли это?

Что делать, чтобы изменить ситуацию?

Сразу отвечу – это совсем неправильно, и вовсе не потому, что лично вам тяжело (хотя это тоже аргумент). Это неправильно потому, что страдает весь проект в целом, будь то новости, или ток-шоу или публицистическая программа. Ведущий должен быть спокойным, уверенным и выглядеть отдохнувшим, а не замученным. Единственная его забота – это общение со зрителем, а не отсутствие необходимых материалов и т. д.

Тем не менее такая ситуация возникает достаточно часто из-за вечного противоречия, заложенного в нашей профессии. На телевидение обычно приходят люди с амбициями. Каждый хочет быть первым и чувствовать в себе желание, силы, в том числе и для эфирной работы. Однако в эфир выходят единицы. Бывает так, что успех приходит вовсе не к самым талантливым, потому что это особая работа и здесь нужен особый дар. Признать сей факт очень тяжело. А если ведущий эфира к тому же ведет себя заносчиво и требует особого отношения, не миновать беды, то есть зарождения атмосферы зависти, конфликта и глубокого непонимания.

Что же делать, если это уже случилось?

• Во-первых, надо стремиться к тому, чтобы при воплощении любого проекта между членами команды были четко распределены обязанности. Именно четкая технология производства и дисциплина отличает профессиональную работу федеральных каналов от слабой работы региональных. Конечно, расставить людей по местам – задача продюсера, главного редактора, директора компании. Вряд ли такое под силу рядовому журналисту, тем более если конфликт крутится вокруг него самого. И все же ситуация небезнадежна. Есть книги, семинары, опыт лучших телекомпаний – на это можно ссылаться на творческих летучках и предлагать внедрять систему четкого разделения обязанностей хотя бы в качестве эксперимента. Полезно также предложить любому из корреспондентов побывать в вашей шкуре ведущего эфира. Это отрезвляет. Чего точно нельзя делать в общении с коллегами, так это жаловаться, требовать, ставить ультиматумы. К любой проблеме, возникшей в коллективе, нужно учиться подходить, учитывая интересы каждого члена команды.

• Во-вторых, постарайтесь объективно оценить ситуацию и посмотреть на себя со стороны: может быть, дело не в том, что люди не хотят «работать на звезду», возможно, вы сами не допускаете мысли о добром сотрудничестве? Такое тоже бывает, особенно если человек склонен приписывать успех себе, а неудачу сваливать на других.

Ситуация вторая. Вас старательно учат телевидению люди, чей опыт и квалификация вызывает у вас большие сомнения. Но предположим, что они отдали телевидению лучшие годы своей жизни, они настоящие фанаты, уверенные в своем профессионализме. Если вы будете делать так, как они говорят, зритель по-прежнему не будет реагировать на вашу программу. Однако все ваши попытки что-то изменить не дают никаких результатов.

Сложная ситуация. Чаще всего она встречается в государственных телекомпаниях, где работает целый штат ветеранов телевидения с огромным количеством прежних заслуг и различных званий. Их и уволить нельзя, и обижать не хочется. При этом зритель уже давно поставил штамп «ретро» на все их программы.

Что делать в данной ситуации?

• Во-первых, не спорить. Это бесполезно. Наоборот, надо слушать, кивать, соглашаться, а вот делать по-своему. Отлично будет, если вы сумеете убедить свои «учителей», что именно благодаря их советам вы добились успеха. Это будет им льстить. Не устану повторять: надо уметь делиться успехом и брать на себя всю ответственность за неудачу.

• Во-вторых, всегда можно попробовать наряду с выполнением всех обязанностей сделать что-то сверх, но уже совсем свое. Например, в кругу ветеранов вы создаете скучный проект новостей. Но после окончания выпуска в качестве маленького «бантика» вы предлагаете что-то свое. Это может быть прогноз погоды, забавный гороскоп, сюжет с выставки кошек – что угодно, но явно любопытное, на что ваши горе-учителя и мучители должны среагировать положительно. Опять же очень важно психологически правильно себя вести. Попробуйте предъявить свой материал не со словами: «Вот я какой крутой, гораздо современнее вас», а с определенным набором реверансов. Но в этом потоке вынужденных реверансов старайтесь не терять лицо и по-прежнему оставаться уверенным в своей правоте.

• В-третьих, очень полезно поговорить с ветеранами об их молодости. Сразу выяснится, что в ваши годы они уже были самостоятельными фигурами: выходили в эфир, монтировали и так далее, такая параллель может оказаться полезной.

Ситуация третья. Команды просто нет. В силу разных причин такое, к несчастью, бывает. Каждый сам за себя и готов радоваться неудаче другого, выносится сор из избы, ведутся вечные споры из-за денег и т. д.

Что можно сказать? Вам очень не повезло, особенно если вы новичок. С такой «командой» добиться успеха и профессионально вырасти практически невозможно. Но предположим, что вам некуда идти и это место вы завоевали долгим и упорным трудом. Вы чувствуете, что это ваше призвание, и у вас много новых идей.

Как быть в этой ситуации?

• Во-первых, попробуйте спокойно оглядеться и не поддаваться общей атмосфере конфликта. Найдите себе партнера в лице оператора, режиссера или коллеги-журналиста. Вдвоем вам станет уже значительно легче. Главное – спокойно и уверенно делайте свою работу, гасите любые попытки втянуть вас в атмосферу сплетен и наушничества и потихоньку приучайте людей к тому, что на работе надо заниматься работой. Иногда такая тактика дает прекрасный результат. Очень важно всем, независимо от вашего истинного отношения, внешне демонстрировать почтение, лояльность и терпеливо переводить стрелки любых разговоров на рабочие рельсы.

• Во-вторых, чувствуя безнадежность ситуации, можно предложить руководству новый проект. Тогда естественным образом будет набрана новая команда или возникнет другое сочетание людей из этого коллектива. Это полезно.

Конечно, вы можете не найти среди описанных выше ситуаций в точности похожей на свою. Предусмотреть все варианты невозможно. Я привела самые типичные. Главное – понять, что без налаживания четкого взаимодействия в команде работа не может быть профессиональной. Значит, на это надо тратить силы, этим надо заниматься, над этим надо думать.

Когда-то меня удивили названия должностей в Московском бюро CNN. Дело в том, что администратор, водитель, оператор, так же как и собственный корреспондент, в штатном расписании значились как сопродюсеры (водитель-сопродюсер, администратор-сопродюсер и т. д.). Тем самым реально подчеркивалось участие каждого члена коллектива в создании сюжета. Мне это очень понравилось. С одной стороны, команда должна уметь работать на эфирного ведущего, то есть на одного человека. С другой стороны, каждый член команды должен реально ощущать себя значимой величиной. Но если этого в принципе можно достичь, почему бы не попробовать?

Советы новичкам

После прочтения этой главы может возникнуть обманчивое впечатление, что каждый человек при поступлении на работу на ТВ сразу получает возможность общаться со зрителем, делать свои программы и так далее. Я вынуждена разбить эти иллюзии во избежание излишних переживаний и комплексов.

Во-первых, в различных - компаниях разные законы и традиции приема на работу, но везде вас загрузят по полной программе делами, не имеющими никакого отношения к творчеству (о котором вы так мечтали). Надо будет бегать с пропусками, расшифровывать чужие тексты или набирать их под диктовку, варить кофе и занимать очередь в буфет. Постарайтесь относиться к этому спокойно. Более того, я советую не выказывать никакого недовольства. Помните, что ваши великие творческие планы пока известны только вам и трудно ожидать больших восторгов со стороны коллег, которые вас совсем не знают.

Во-вторых, не - расстраивайтесь, если вас как новичка направят в новости. Даже если вы задумали нечто эпохальное, помните: работа в новостях – прекрасная школа для любого журналиста. В нашей профессии вообще нет ненужного опыта. Даже если вы уверены, что новости – это совсем не ваше, знайте: каждый грамотный журналист просто обязан уметь сделать хороший репортаж или сюжет. Считайте это тестом на профпригодность. К тому же технологическую цепочку (а современное телевидение – это прежде всего современные технологии) лучше всего познать именно в редакции новостей.

В-третьих, не бегайте за - старшими товарищами со своими идеями сюжетов или программ. Старайтесь изложить их на бумаге, тогда это будет точнее сформулировано и вызовет гораздо большее уважение и интерес. В случае если вашу идею использовали, а вы остались за бортом (такое часто бывает), не переживайте. Постарайтесь убедить себя, что главное уже сделано – вы нашли тему, и она была озвучена на экране. Сделать это самому представится возможность в следующий раз.

В-четвертых, будьте осторожны - с критикой в адрес ваших коллег. Пока вы не успели сделать ничего серьезного, держите свое мнение при себе. И никогда не льстите, если просто хотите понравиться кому-то. Молчание – золото.

В-пятых, надо очень много - работать, больше всех. Браться за любые дела, крутиться вокруг ярких проектов, просится у монтажеров посидеть на монтаже, а у ведущих ток-шоу – помочь на записи. Пробуйте писать досье на героев, собирайте листочки с закадровыми текстами после тех журналистов, которых считаете профессионалами. Только так можно научиться профессии.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.