Тема 3.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 3.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.

2017-10-16 397
Тема 3.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Самостоятельная работа №7

Использование устаревших слов, неологизмов в речи

Цель выполнения задания:

- познакомиться со сферами употребления русской лексики;

- научиться различать исконно русскую и заимствованную лексику, активный и пассивный словарь языка.

Методические указания к выполнению задания для внеуадиторной самостоятельной работы:

1. Заполнить таблицы примерами (по 10 примеров):

С точки зрения использования:

- Общеупотребительные

- Профессиональные слова

- Фразеологизмы

С точки зрения происхождения

- Исконно русские слова

- Заимствованные слова

С точки зрения времени их употребления

-Устаревшие слова

- Неологизмы

2. Написать сочинение-миниатюру с использованием устаревших слов и неологизмов.

Рекомендуемая литература:

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.

2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008.

Формы отчетности

-выполненные в тетради упражнения

Критерии оценки:

- оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно;
- оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания;
- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;
- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Виды контроля самостоятельной работы студентов:

- проверка тетрадей;

- слушание сочинений.

 

Тема 3.3. Русская фразеология

Самостоятельная работа №8. Происхождение фразеологизмов

Цель выполнения задания:

- сформировать представление о признаках, происхождении, строении, употреблении фразеологизмов;

- получить навык работы с Фразеологическим словарем русского языка.

Методические указания к выполнению задания для внеуадиторной самостоятельной работы:

1. Подготовить сообщение на любую из предложенных тем (составить тезисный план):

· «Фразеология как раздел науки о языке»;

· «Фразеологизм и его признаки»;

· «Происхождение фразеологизмов русского языка»;

· «Источники русских фразеологизмов»;

· «Употребление фразеологизмов в речи».

2. Во Фразеологическом словаре русского языка под ред. А. И. Молоткова найти фразеологизмы, имеющие отношение к вашей будущей профессии. Определить и записать их значение.

Рекомендуемая литература:

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.

2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008.

3. Жуков В.П., Жуков А.В.. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: 2004.

Формы отчетности

- сообщение

- записи в тетради

Критерии оценки:

- оценка «5» ставится, если студент полно раскрыл содержание материала, изложил его грамотным языком, в логической последовательности, точно используя терминологию; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их при выполнении практического задания;

- оценка «4» ставится, если в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логическское содержание ответа; допущены два-три недочета при освещении основного содержания ответа.

- оценка «3» ставится, если неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, имелись затруднения в определении понятий, использовании лингвистической терминологии.

- оценка «2» ставится, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание студентом большей части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий.

Виды контроля самостоятельной работы студентов:

- проверка тетрадей;

- заслушивание сообщений.

 

Тема 3.4. Словари русского языка

Самостоятельная работа №9. Работа со словарями

Цель выполнения задания:

- научиться пользоваться словарями русского языка для

выработки умения определять лексическое значение слова, предотвращения нарушения норм литературного языка в устной и письменной речи.

Методические указания к выполнению задания для внеуадиторной самостоятельной работы:

1. Выписать из Толкового словаря русского языка С. И.Ожегова 7-10 слов, имеющих не менее трех лексических значений. С любыми тремя составить предложения.

2. Выбрать из Этимологического словаря русского языка под ред. А. В. Семенова на букву «к» по 7 слов (общеславянских, восточнославянских, собственно русских). Составить предложения с двумя из каждой группы.

3. Из Словаря иностранных слов выписать по два слова из области науки, музыки, спорта, медицины. Указать, из какого языка они заимствованы; подобрать к ним (если возможно) русские слова – синонимы.

4. Пользуясь Фразеологическим словарем русского языка Л. А. Воиновой, В. П.Жукова, объяснить и записать в тетрадь значение фразеологизмов, представленных в учебном пособии Антоновой Е.С., Воителевой Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.

Рекомендуемая литература:

.1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.

2. Жуков В.П., Жуков А.В.. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: 2004.

3. Словарь иностранных слов

4. Этимологический словарь русского языка под ред. А. В. Семенова.

5. Толковый словарь русского языка С. И.Ожегова

Формы отчетности

-выполненные в тетради упражнения

Критерии оценки:

- оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно;
- оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания;
- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;
- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Виды контроля самостоятельной работы студентов:

- проверка тетрадей;

- опрос;

- тестирование.

 

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.