Методика обучения работе с древесиной — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Методика обучения работе с древесиной

2017-10-16 1139
Методика обучения работе с древесиной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Древесина, так же как проволока и металлоконструктор, и! пользуется на уроках трудового обучения сравнительно редко. Связано это не только с определенной трудностью работы с данными видами материалов, но и с довольно серьезной подготовкой учителя и наличием необходимых инструментов для обработки дерева.

Занятия, обучающие работе с древесиной, помогают решить следующие задачи: закрепить умение анализировать и сравнивать изделие с образцом, техническим рисунком, планировать рабо­ту, давать словесный отчет о выполнении трудового задания в процессе обработки древесины; расширить и уточнить круг пред­ставлений учащихся о видах трудовой деятельности взрослых, о профессии столяра, дать элементарные представления о назначе­нии и применении древесины в народном хозяйстве; познако­мить школьников со свойствами древесины, технологическими особенностями изготовления из нее изделий и простейшими ин­струментами ручной обработки.

Успешное решение этих задач должно вооружить учащихся жизненно необходимыми знаниями и умениями, в определен­ной степени подготовить к следующему этапу трудового обуче­ния. Работа с древесиной имеет ряд особенностей, которые не­обходимо учитывать при подготовке к уроку и в процессе его проведения.

Основная особенность состоит в том, что данный вид работы является для учащихся новым. Они знакомятся с неизвестными раннее материалами, инструментами, приспособлениями, приемами работы. С одной стороны, новая работа интересна учащимся, они с большим желанием приступают к изготовлению изделий из древесины. Но многие приемы работы (забивание гвоздей, зачистка древесины, завинчивание винтов и др.) представляют для них определенные трудности. Поэтому учителю важно поддержать интерес к данному виду работы, выработать у ребят уверенность в явственных силах, дать возможность проявить положительные качества в труде.

Другая особенность заключается в том, что этот вид труда требует тесной взаимосвязи работы педагога младших классов с учителями профессионально-трудового обучения столярному делу. Наиболее удобной формой такого взаимодействия является проведение семинаров для учителей младших классов. На семинаре, который проводит преподаватель столярного дела, педагоги на­чальных классов изучают приемы обработки древесины, реко­мендованные программой, делают изделия, которые потом могут использоваться как образцы. Специально для них уточняется объем технической терминологии, планируются отдельные уроки.

Кроме того, работа с древесиной требует наличия профессио­нального оборудования, и в том числе готовальни, представляющей собой набор полуфабрикатов древесины (куб, брусок, пластины разных размеров), готовальни для хранения инструментов, где собраны инструменты для ручной обработки древесины (отвертка, молоток, нож, напильник, клещи, шило,

линейка).

На данный раздел программы отводится немного учебного времени, поэтому учителю необходимо очень точно и продуманно спланировать каждый урок,

Занятия по обработке древесины создают благоприятные возможности для установления взаимосвязи трудового обучения с предметами общеобразовательного цикла. Очень четко прослеживается связь с уроками развития речи на основе ознакомления с предметами окружающей действительности. На занятиях развития речи школьники знакомятся с образом дерева, учатся распознавать лиственные и хвойные породы. На уроках трудового обучения эти знания закрепляются, уточняются, расширяются.

Ряд работ предусматривает разметочные и вычислительные операции, которые дают возможность закрепить знания, полученные на уроках математики.

Первоначальные задания не представляют особой сложности и носят тренировочный, ознакомительный характер. Значительно сложнее организовать и провести уроки по разделам, где рекомендованы сборочные работы по изготовлению изделий из полуфабрикатов древесины. Трудности возникают при правильной разметке деталей, точной установке деталей так, чтобы не было сдвигов и перекосов в расчете силы удара молотком.

Для того чтобы сформировать приемы работы с гвоздями и шурупами с использованием соответствующих инструментов, в программе предусмотрены предварительные (тренировочные) упражнения.

Первоначально при выполнении изделий из древесины педагог должен оказывать учащимся максимальную помощь. Постепенно по мере овладения учащимися трудовыми приемами помощь учителя должна уменьшаться.

 

 

ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА

Тема «Сборка стула по образцу из полуфабрикатов».

Задачи: закрепить умения учащихся анализировать образец и технический рисунок; планировать работу с опорой на словесный план; закрепить знания о видах мебели и пространственные понятия (сверху, снизу, в середине, с края); научить давать словесный отчет о выполненной работе без опоры на план.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Учитель начинает урок с того, что загадывает детям загадки о предметах мебели. После этого педагог предлагает детям сыграть в игру «Четвертый лишний». Ученики должны определить, какая из четырех выставленных на доске картинок является лишней (стул, батон, кровать, стол, диван, кресло, молоток и др.).

Педагог предлагает детям осмотреть вокруг и назвать предметы мебели, находящиеся в классе, спрашивает, из каких материалов изготавливают мебель. Далее учитель рассказывает о том, что мебель делают из таких пород деревьев, как дуб, сосна, береза. Кроме натуральной древесины для изготовления мебели используют древесно-стружечный материал, пластик и другие заменители. Учитель сообщает, что на сегодняшнем уроке они будут собирать стул из готовых деталей.

3. Ориентировка в задании.

Ориентировка в задании происходит по образцу. Выясняется, из скольких деталей состоит стул, как они называются, какую форму имеют, из какого материала выполнены.


 

 

Особое внимание уделяете взаимному расположению деталей образца, способу их крепления. Уточняется количество гвоздей, необходимых для соединения деталей стула.

4. Планирование работы.

Планирование работы осуществляется с опорой на технический
рисунок. Учитель сопоставляет образец с техническим рисунком, обращает внимание детей на то, что для удобства соединения деталей пластина (спинка стула) накладывается на деревянный куб (сиденье) таким образом, как показано на техническом рисунке (рис. 5). Еще раз уточняется способ соединения деталей, место забивания гвоздей. Учитель обращает внимание школьников на то, что пластина прибивается к выструганной стороне куба, а торцевые его стороны
располагаются внизу и вверху. Далее учитель говорит о том, что, после того как пластина будет прибита, необходимо произвести зачистки изделия, чтобы оно выглядело аккуратным и имело законченный вид. Параллельно с установлением порядка изготовления изделия учитель показывает каждую операцию. После этого один из учеников должен повторить план работы целиком.

5. Практическая работа.
В соответствии с планом учащиеся самостоятельно отбирают из готовален

детали для сборки стула (куб, пластина) и необходимый ин­струмент (молоток, клещи, наждачная бумага, гвозди). Первый гвозди вбивается в центре куба, после чего необходимо проверить, не сдвинулась ли пластина, затем вбить остальные гвозди. Если в процессе работы гвозди погнулись, необходимо достать их клещами и вбить новые.

6. Отчет о проделанной работе.

Ученики отчитываются самостоятельно. Учитель следит за правильной последовательностью перечисления операций, приемов, материалов и инструментов.

7.Оценка качества выполненной работы.

Организуется взаимопроверка.

8.Подведение итогов урока.

Контрольные вопросы и задания

1.Какие задачи решаются на уроках трудового обучения при работе с древесиной? Расскажите о них.

2.В чем заключаются особенности уроков трудового обучения при работе с древесиной в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

3.Какие изделия из древесины выполняют учащиеся на уроках трудового обучения?

 


ГЛАВА 3



Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.