Цель, задачи и организация уроков трудового обучения при работе с бумагой — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Цель, задачи и организация уроков трудового обучения при работе с бумагой

2017-10-16 938
Цель, задачи и организация уроков трудового обучения при работе с бумагой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В свете гуманистического подхода к образованию детей с интеллектуальными проблемами, наряду с формированием их общетрудовых умений и навыков, важное место необходимо уделять развитию творческих способностей учащихся. С этой целью надо учить школьников с интеллектуальными проблемами видеть и понимать красоту окружающего мира, воспитывать у них художественный вкус, формировать потребность создавать прекрасное вокруг себя. Все это помогает не только приобщить ребенка к художественной культуре, но и способствует коррекции нарушен­ных психических процессов и личностных качеств. Искусство помогает детям развиваться и жить, для ребенка с проблемами - это шанс реализоваться в этом мире.

В последнее время решению коррекционно-развивающих задач при обучении детей с интеллектуальными проблемами средства­ми художественной культуры уделяется большое внимание. Так, А.М. Щербакова в своей программе по ручному труду основной целью занятий в V классе ставит развитие творческих способностей учащихся. Изделия, выполняемые детьми в этом возрасте, носят прикладной, творческий характер. В рамках дополнительного образования А.Д.Борисова, Н.И.Филиппова предлагают про­грамму «Декоративно-прикладное искусство», рассчитанную на 11 лет обучения. Эта программа позволяет решать такие задачи, как расширение объема знаний об окружающем мире и пробуждение творческих качеств личности, обучение приемам работы с различными материалами, росписи в народных, традиционных стилях, способствует формированию правильных эмоционально-социальных навыков в процессе творческой деятельности и корректирует нарушения психофизических функций посредством творческих занятий.

Авторы книги «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании» Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, А.Дооровольская предлагают проводить с детьми, имеющими проблемы в развитии,

 

занятия художественно-ручного труда и детского дизайна. Художественно-ручной труд — это вид художественной деятельности, в процессе которой ребенок (на уровне своих возможностей) создает красивые, выразительные предметы и украшает, благоустраивает окружающую среду. Авторы подчеркивают, что сочетание красоты и полезности является непременным требованием ко всем предметам, создаваемым детьми проблемами в развитии.

К сожалению, нарушения познавательной деятельности детей с интеллектуальными проблемами, несовершенство их личностной и эмоционально-волевой сфер не позволяют им в по мере воспринимать красоту окружающего мира (гармонию цвета, выразительность звуков, пропорцию форм), а также овладеть какими-либо видами художественной деятельности. Тем не менеепрактически все ученые и педагоги, занимающиеся данной проблемой, сходятся во мнении, что включение в процесс обучения и воспитания школьников методов и средств художественной культуры и искусства может существенно повысить эффективность решения коррекционно-развивающих и психотерапевтических задач в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Развитие даже элементарных творческих способностей помогает самовыражению, самореализации и самоутверждению учащихся данной категории, создает условия для формирования адекватной самооценки, способствует повышению оценки возможностей интеллектуально неполноценного ребенка окружающими, является залогом его адаптации в макросоциальной среде.

С учетом всего вышесказанного мы предлагаем организовать уроки ручного труда, включая в их содержание изготовление предметов народного декоративно-прикладного искусства. В данной работе мы рассматриваем возможность включения элементов декоративно-прикладного творчества при работе с бумагой на уроках ручного труда.

Работам с бумагой в специальной (коррекционной) школе VIII вида отводится значительная часть времени в общей системе уроков ручного труда. И это не случайно. С бумагой умственно отсталые дети сталкиваются постоянно в быту и в повседневной жизни. Однако сведений и представлений об этом материале и способах его обработки у школьников с интеллектуальными проблемами недостаточно. На уроках ручного труда дети знаком с различными сортами бумаги, их свойствами, назначением. Обработка бумаги вполне доступна умственно отсталым детям. Бумага легко режется ножницами, из нее можно изготовить много полезных и красивых вещей. Бумажные детали прочно соединяются между собой с помощью клея. Для изготовления изделий бумаги нужны простейшие инструменты и приспособления: ножницы, клей, линейки, кисти, шаблоны, гладилки. В целом работа с бумагой в общей системе обучения ручному труду занимает одно из основных мест.

 

Она способствует развитию интереса умственно отсталых детей к труду, стимулирует творческую активность, инициативу, самостоятельность.

В обучении ручному труду детей с интеллектуальными проблемами большое внимание необходимо уделять формированию интереса и положительной мотивации к организуемым видам деятельности, а также обогащению эмоциональной сферы, развитию воображения, образного мышления, повышению уверенности

в собственных силах, веры в успех дела. Как отмечают многие отечественные ученые-дефектологи (Б.И.Пинский, B.C.Мирский, Г.М.Дульнев и др.), чаще всего к осуществлению деятельности школьников побуждает необходимость формального выполнения задач, поставленных учителем, а не стремление достичь реально значимых результатов. Мотивы детей с интеллектуальными проблемами отличаются слабостью побудительной силы и кратковременностью действия. У школьников рассматриваемой категории быстро наступает психическая

насыщаемость при выполнении работы. В то же время в условиях, которые позволяют школьникам с интеллектуальными проблемами получать удовлетворение от выполняемой деятельности, переживать чувства радости, связанные с достижением реального результата, их мотивы могут сохраняться и побуждать

учащихся к деятельности довольно длительное время.

Формированию положительной мотивации учебно-трудовой деятельности

способствует демонстрация красивых, ярких и выразительных предметов декоративно-прикладного искусства (игрушки, посуда, предметы мебели и др.), рассматривание которых завораживает учащихся, погружает их в мир сказки и волшебства. Возможность изготовления подобных изделий школьниками с интеллектуальными проблемами самостоятельно, в условиях доступной и интересной практической деятельности, благотворно влияет на формирование стойкой положительной мотивации к труду.

Не менее важно и то, что организация уроков ручного труда, в данном контексте, способствует развитию эмоциональной сферы школьников, дифференциации их чувств и эмоций (удовольствие, радость, восхищение, восторг, удивление и др.), формированию осознанности и адекватности этих реакций.

В рамках работы с бумагой на уроках ручного труда наиболее интересными и распространенными видами работ являются изготовление изделий из бумаги путем ее складывания (оригами) и различные виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная).

Наиболее результативное усвоение учебного материала, а также наиболее эффективное развитие познавательной деятельности школьников с интеллектуальными проблемами осуществляется в условиях реализации межпредметных связей. Использование так называемых синтетических уроков, в которых сочетаются разные виды знаний, способствуют повышению осознанности усвоения учебного материала, заинтересованности школьников в выполнении заданий.

 

 

На уроках ручного труда можно успешно организовать связь с такими учебными дисциплинами, как математика, развитие речи, изобразительная деятельность и др. Рассмотрим возможность реализации межпредметных связей уроков ручного труда и чтения и проведем занятия по труду в сочетании с изучением народных сказок.

Сказки представляют исключительно богатый материал не только для развития речи и познавательной деятельности умственно отсталого ребенка, но и способствуют обогащению его жизненного и нравственного опыта, воспитанию положительных личностных качеств, а также являются одним из эффективных средств повышения мотивации учебно-трудовой деятельности. Встреча со сказочными героями на уроках всегда интересна для детей младшего школьного возраста и позволяет снизить чрезмерный дидактизм обучения, активизировать внимание, работоспособность учащихся, тем более что психические процессы, эмоционально левая и личностная сферы умственно отсталых школьников не сформировались для активной учебной деятельности. Включение в содержание урока элементов сказки способствует уменьшению скованности и напряженности учащихся, позволяет снизить эмоциональные и когнитивные (познавательные, мыслительные) барьеры между учителем и учащимся, что является необходим условием мобилизации работоспособности и активности ребенка, проявления его творческих возможностей.

Каждый урок должен быть неразрывно связан с предыдущим и готовить школьников к изучению последующего материала. Изучение каждой темы по мотивам народных сказок включает семь—десять уроков. В соответствии с изучаемой сказкой отбираются и виды изделий, предлагаемые детям для изготовления. На каждом уроке учащиеся выполняют определенные поделки. На двух завершающих тематических уроках из отдельных изделий дети составляют композицию по изучаемой сказке.

Уроки должны побуждать детей к творчеству, способствовать проявлению положительных личностных качеств, потенциальных возможностей, а также формированию потребности к творческому самовыражению. В этом первостепенная роль принадлежит учителю. От его профессионализма, умения увлечь учащихся творческой работой, создать на уроке доброжелательную атмосферу, помогающую ученикам раскрыться, проявить себя, зависит эффективность деятельности детей на уроке, а также возможность формирования у них творческих способностей в процессе уроков ручного труда. Каждый ребенок должен быть уверен, что учитель в любой ситуации его поймет, поддержит, придет на помощь в случае неудачи.

Учителю необходимо уметь активизировать творче­ские проявления детей с интеллектуальными проблемами, поощ­рить творческую инициативу на уроке.

Таким образом, задачами обучения ручному труду, в контексте включения в его содержание элементов декоративно-прикладного искусства, являются:

- развитие интереса, эмоционально-положительного отноше­ния к изучению народного декоративно-прикладного искусства, готовности к самостоятельному изготовлению поделок, отвечаю­щих особенностям того или иного вида декоративно-прикладного творчества;

- формирование эмоционального отклика, эстетического от­ношения к природному окружению;

- развитие способности видеть и понимать красоту окружаю­щего мира, а также предметов, создаваемых руками человека;

- воспитание любви к народному искусству, к культурным тра­дициям своего народа;

- развитие творческих способностей;

- развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительно-двигательной координации;

- расширение кругозора, развитие познавательных процессов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, воображения), кор­рекция нарушенных психических процессов (памяти, восприятия, внимания и др.);

- формирование общетрудовых умений и навыков (умения ориентироваться в задании, планировать свою деятельность, осуще­ствление текущего и заключительного контроля, оценка результатов труда), двигательных трудовых приемов и навыков;

- формирование технических сведений о свойствах бумаги, способах ее обработки;

- формирование знаний и умений безопасной работы с ножницами и клеем.

Структура уроков — традиционная, включает организацион­ный этап, вводную беседу, ориентировку в задании, планирова­ние, практическую часть, отчет о проделанной работе, оценку деятельности учащихся, подведение итогов занятия.

Каждый урок начинается с вводной беседы. Она включает в себя сообщение исторических сведений о зарождении того или иного вида декоративно-прикладного творчества, технические знания о художественных особенностях какого-либо вида декоративного искусства, а также обсуждение содержания сказки, характеристику ее персонажей. При организации вводной беседы важно, чтобы учитель актуализировал потребности, связанные с тем видом деятельности, которым предстоит заниматься на уроке.

В этих условиях учащиеся проявляют более высокую активность, целеустремленность и самостоятельность, так как выполнение изделий приобретает для них личностную значимость.

 

С этой целью мы предлагаем использовать такой прием, как создание интриги, загадочности ситуации на уроке. Учитывая, что познавательные потребности у школьников с нарушением интеллекта актуализируются с большим трудом, необходимо, чтобы беседа или объяснение теоретического материала проходила в условиях, вызывающих непроизвольный интерес, любопытство, удивление учащихся. Включение в содержание уроков ручного труд изучение народного декоративно-прикладного искусства само по себе несет элемент необычности, сказочности. А организация уроков по мотивам народных сказок еще более усиливает этот эффект, вызывает у школьников с интеллектуальными проблемами непроизвольный интерес, способствует концентрации внимания.

Другим, довольно эффективным приемом, способствующим актуализации у школьников необходимых потребностей, является эмоциональное «заражение» учащихся — это передача положительного отношения к деятельности, радостного настроения, уверенности в успешном выполнении работы от учителя к учащимся по принципу подражания. В связи с тем, что умственно отсталые школьники отличаются бедностью эмоциональных проявлений поведение учителя, желающего создать положительный эмоциональный настрой на работу, творческую атмосферу на уроке, должно отвечать ряду требований. Во-первых, его речь должна быть достаточно выразительной и эмоциональной, но не слишком гром кой и многословной, чтобы не вызвать чрезмерного возбуждения у школьников. Во-вторых, должны быть определены все достоинства изготавливаемой поделки и возможности ее применения в дальнейшем, чтобы она стала по-настоящему привлекательной для учащихся и отвечала их потребностям. В-третьих, поведение учителя должно отличаться высокой энергетикой, артистизмом, магнетизмом. Это побуждает учащихся к творческой деятельности, заставляет добиваться положительного результата в работе, Возникающее у школьников состояние эмоционального подъема, воодушевления, вдохновения пробуждает в них творческие способности, стремление немедленно приступить к работе и добиться положительного результата.

Для неуверенных в себе детей и ребят, испытывающих боязнь, страх перед предстоящей деятельностью, для тех, кому выполнение задания кажется слишком сложным, одним из эффективных оказывается использование такого приема, как возвращение учащихся к предыдущему положительному опыту. Этот прием предпо­лагает установление связи между ранее переживаемыми ребенком положительными эмоциями по поводу достигнутого результата и изготовления нового изделия. Возвращение учащихся к предыду­щему опыту, воспоминание о том, что раньше они добивались успеха и испытывали при этом радость и удовольствие, способно привести к желанию вновь пережить эти чувства.

Ориентировка в задании на уроках ручного труда при работе с бумагой осуществляется, как правило, по образцу. Важно, чтобы у школьников с интеллектуальными проблемами сформировался четкий образ создаваемого предмета, верное представление О том, из каких деталей он состоит, об их пространственном рас­положении. При анализе образца необходимо демонстрировать уча­щимся и другие варианты изготовления поделки, например, различные способы украшения предметов, одежды, чтобы стимулировать у детей творческий подход к выполнению изделий.

Планирование работы проходит с опорой на предметно-операционную или графическую карту. Необходимо, чтобы дети поняли, в какой последовательности следует выполнять изделие, какие инструменты им понадобятся, какие приемы работы долж­ны быть использованы.

Работа с бумагой представляет большие возможности для кол­лективной деятельности учащихся, в процессе которой они учатся согласовывать свои действия с действиями товарищей, догова­риваться друг с другом, распределять обязанности и необходи­мый для работы материал. Умственно отсталые школьники не умеют работать в коллективе, поэтому формировать на­выки коллективной работы надо постепенно. Деятельность уча­щихся на уроке в основном должна носить индивидуальный характер. Но на последних уроках по теме предполагается совмест­ное составление несколькими учениками из отдельных поделок единой композиции. И хотя каждый ребенок выполняет индиви­дуальное задание, оно преподносится как часть общей работы.

На этапе практического выполнения задания учитель должен внимательно следить за работой детей, стараясь предупредить не­исправимые ошибки, иначе деятельность учащихся на уроке будет омрачена неудачей, что неблагоприятно скажется на форми­ровании мотивов трудовой деятельности в дальнейшем. Учитель должен хорошо знать индивидуальные особенности каждого ребенкa, чтобы помочь детям справиться с трудностями, возникаю­щими при выполнении изделия.

Выполняя работу, необходимо формировать у школьников умение предвидеть возможные трудности, предупредить их появление. Как правило, умственно отсталые школьники приступают к вы­полнению задания, даже не подозревая о том, что у них может что-либо не получиться. Такая неадекватная самоуверенность, неготовность детей к трудностям, может привести к эмоционально­му срыву в случае, если эти трудности все-таки возникают. Эмоционально неустойчивые дети могут заплакать, бросить работу, отказаться от ее выполнения на уроке. Чтобы этого не произошло, необходимо обратить внимание учащихся на возможные ошибки в работе, продемонстрировать правильный и ошибочный вариант выполнения того или иного действия, показать последствия ошибок и возможность их исправления.

 

В тех случаях, когда неудачное выполнение изделия уже привело к снижению работоспособности ученика, эмоциональному дискомфорту, возникновению аффективных реакций, целесообразно использовать такой прием, как временное переключение учащегося на работу, которая ему может быть более интересна в данный момент или лучше получается. Скорее всего, через некоторое время ребенок успокоится и сможет вновь вернуться к прежней работе, на этот раз более успешно.

Отчет о проделанной работе, как правило, осуществляется по вопросам учителя. Особое внимание необходимо обращать на правильное «называние» ребенком элементов изделия, определение их формы, цвета, расположения в пространстве, а также последовательности выполнения поделки.

Оценивая деятельность учащихся на уроке, важно отметить подчеркнуть даже самые маленькие успехи и удачи ребенка, условиях положительной оценочной ситуации изменяется его отношение к выполняемой деятельности: он начинает больше стараться, полнее использовать свои возможности для достижения положительного результата. Успех, отмеченный перед всем классом, а также в присутствии взрослых, способствует тому, что ребенок начинает чувствовать свою значимость, испытывает чувство гордости за достигнутые результаты. При оценке учитывается правильность изготовления поделки, уровень приложенных стараний, эстетичность выполнения, отношение к результату своего труда.

Подводя итог урока, важно показать школьникам положительную мотивационную перспективу, раскрывая перед ними ценность и значимость результатов их деятельности на последующих уроках ручного труда. Важно постоянно подкреплять возникший школьников интерес к выполнению задания на уроках. С этой целью необходимо поощрять учащихся, вербально оценивая их работу, отмечая малейшие успехи детей в творчестве, стремлении к творческой инициативе, вариативному выполнению задания. Оценка является очень важным мотивационным фактором. Поэтому подведение итогов урока надо организовать так, чтобы учащиеся, испытали удовлетворение от работы, радость в случае успешного преодоления препятствий. Необходимо пользоваться индивидуальными нормами оценки. Это предполагает рассмотрение достижений учащихся в отношении с их предыдущими результатами. Важно исходить из реальной оценки уровня успехов ученика и выбирать для него задания соответствующей сложности. Такая оценка способствует уменьшению боязни неуспеха и страха перед новой деятельностью, у большинства учеников появляется вера в собственные силы, в успех.

 

Это создает благоприятные условия для развитие творческих способностей умственно отсталых школьников, является огромным стимулом для успешного выполнения работы на уроке.

При подведении итогов исключительно важно, чтобы оценка деятельности учащихся проходила в атмосфере гуманности, доверия, уважения, учета потребностей самого школьника. Оценка результатов деятельности должна быть организована таким образом, чтобы каждый умственно отсталый ученик мог пережить радость творчества, поверить в свои возможности, испытать чувство успеха.

Таким образом, развитие творческих способностей учащихся с интеллектуальными проблемами возможно в условиях их успешности. «Успех — это понятие неоднозначное, сложное, имеет несколько определений. С психологической точки зрения, ус­пех — это переживание состояния радости, удовлетворения, из-за того, что результат, к которому личность стремится в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. В этом состоянии может сформироваться устойчивое чувство удовлетворения, появляются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки» (А. С. Белкин ).

Поведение учителя на уроке также имеет огромное значение для развития творческих способностей учащихся, ведь только при взаимодействии с учителем ученик может удовлетворить многие свои потребности, реализовать имеющиеся возможности, проявить свои способности, что в целом способствует самоутверж­дению и самореализации школьников с интеллектуальными проблемами.

Контрольные вопросы и задания

1., Какое значение имеет развитие творческих способностей у учащихсяс нарушением интеллекта?

2. Какие возможности представляет работа с бумагой для развитиятворческих способностей школьников с нарушением интеллекта?

3. Какие задачи могут решаться на уроках трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида в контексте включения в их содержания элементов декоративно-прикладного искусства?

4. Какие требования предъявляются к уроку трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида? Расскажи о них.

5. Какие приемы можно использовать, чтобы сделать более эффективным организационный этап урока трудового обучения?

6.С какой целью организуется вводная беседа на уроках трудового обучения?

 

7.В чем заключается основная задача учителя на этапе практической работы учащихся? Расскажите о приемах, которые могут быть использованы учителем на данном этапе урока.

8. Каким образом должна оцениваться деятельность учащихся на уроке? Как при этом должен вести себя учитель?


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.