Житие преподобного и богоносного отца нашего Феоны, архиепископа Солунского и ктитора монастыря святой Анастасии Узорешительницы — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Житие преподобного и богоносного отца нашего Феоны, архиепископа Солунского и ктитора монастыря святой Анастасии Узорешительницы

2017-10-16 176
Житие преподобного и богоносного отца нашего Феоны, архиепископа Солунского и ктитора монастыря святой Анастасии Узорешительницы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Тесной шествовав в житии, от­че, стезей, ныне ликовствуеши на Небеси. Дух Феоны отсюда послан в славный Град».

Ни письменные документы, ни предания не донесли до нас, где сей преподобный и богоносный отец наш Феона, чест­ной обители святой Анастасии ктитор, наставник и учитель Солуни и всей Фессалии, святейший пастыреначальник, слава подвижников, архиереев украшение и всех христиан превосходная похвала имел земную родину, от каких роди­телей произошел и как стал епископом Солуни. Может быть, это произошло потому, что из совершенной ненависти ко всему земному святой не открыл никому ни названия своего отечества, ни имен родителей (как это делали и многие дру­гие святые), и считал родиной своей Небесный Иерусалим, как новое отечество, предопределенное для него, родителя­ми - Господа нашего Иисуса Христа и Госпожу Богородицу, а братьями и сродниками - всех от века святых, либо пото­му, что всепожирающее время стерло все воспоминания и рассказы о жизни святого. Мы знаем о нем лишь то, о чем упоминается в житии преподобномученика Иакова Нового, на Святой Горе Афон подвизавшегося, где ныне скит Чест­ного Иоанна Предтечи. В этом житии говорится, что святой отец Феона, украшенный священным саном, жил сначала в монастыре Пантократор. Любя безмолвную жизнь больше, чем общежительную, он привык брать просфоры, немного еды и уходить к святому Иакову, известному среди отцов Святой Горы за таинственные откровения и Небесные дары, которые удостоился приять от Бога. Феофан часто посещал Иакова и научался от него высокой науке монашеского жи­тия, а после многократных просьб, наконец, стал его учени­ком, поступив в его братство. Он радовался тому, что сподо­бился слышать о божественных видениях старца, и что его учитель и старец такой Небесный человек. Движимый бо­жественным откровением, Иаков вышел в мир и поселился в Навпакте, в обители Честного Предтечи, рядом с селением Тревестика. Его сопровождал святой Феона, который соб­ственными очами узрел Божественный свет, который стран­ным образом появлялся над монастырем Предтечи три вечера подряд перед тем, как туда пришел божественный Иаков. Для своего верного и близкого ученика, святого Феоны, Иаков получил от епископа Арты Акакия письменное разрешение исповедовать приходящих в Арту христиан. Позже, когда святой Иаков уже был осужден на мучение по приказу бея, другие ученики смалодушествовали и верну­лись обратно в монастырь Предтечи, а святой Феона ничего не испугался, но, сжигаемый любовью, сопровождал воз­любленного своего учителя, сострадая ему и стараясь об­легчить муки, которым тот подвергался. Однажды, с другим учеником старца по имени Маркиан, они спросил святого Иакова, находившегося в темнице с Дионисием и диаконом Иаковом, его учеником: "Скажи нам, отче, что будет после твоей кончины с нашей обителью и с братьями?" И препо­добный загадочно отвечал им: "Когда благоволит Бог изба­вить нас из рук султана, тогда пойдем сначала к Патриарху, затем в Великую Валахию, а когда придем туда, уже не бу­дем бояться искушений. После этого придем мы, с севера, и вы, с юга, соберемся близ Солуни и помощью Божией обретется вам монастырь для жительства, и станем нераз­лучны и в нынешнем веке, и в будущем".

Эта загадка, братия моя, было пророчеством святого о том, что будет впоследствии. А объяснение ее таково: "Па­триарх - Господь наш Иисус Христос, Великая Валахия - рай, где находятся души праведных. То, что придут они с севера, а другие с юга, означает, что после мученической кончины святого Иакова с учениками его Иаковом и Дионисем другие ученики Иакова (которые ушли из Превестики, как мы ска­зали, и находились на Горе Афон в обители Симонопетра), и особенно отец наш Феона, услышав от некоего священника Николая из Арты, что мощи святых погребены близ Адриа­нополя, послали раскопать их могилы, вынули мощи и уш­ли со Святой Горы. Не доходя Солуни, то есть здесь, в этом месте, они нашли обитель Честной Анастасии, которая была в то время небольшим древним разрушенным монастырем. Они восстановили его от основания, построили достаточное количество келий для братии, и благодатью Христовой в мо­настыре собралось до ста пятидесяти иноков, которые про­водили жизнь общежительную. Над строениями и всеми братиями игуменом и предстоятелем был святой Феона. А загадка указывала, что ученики святого придут из Навпакта и Святой Горы, а мощи святых из Адрианополя. Так они соберутся в этом монастыре и пребудут неразлучно - и жи­вые, и мертвые. В этой жизни телами, а в другой - душами. Так и случилось.

Сего преподобного Феону божественный Иаков оставил преемником и предстоятелем над прочими своими учени­ками, что явствует из письма, которое он в конце жизни по­слал им. В нем преподобный пишет: "Подчиняйтесь отцу Феоне как мне самому, и исповедуйте ему свои помыслы".

Этих слов вполне достаточно, чтобы показать нам, что в добродетели святой Феона был равен своему учителю, и потому ни кого-то другого, а именно его оставил Иаков на­чальником и игуменом пастве, велев им почитать его, как самого себя. Имея игуменом Феону, они должны были ду­мать, что это Иаков, как бы его образ и отображение. В жи­тии святого Иакова говорится, что некий иеромонах Варлаам, подвизаясь со своими учениками в монастыре, однажды преслушался игумена, которым был, по всей видимости, святой Феона, за что подвергся беснованию. Бес сильно тер­зал его, нападая до тридцати раз за день, причем несчаст­ный катался по земле, испуская пену. Увидев это, братья свя­зали его по рукам и ногам и стали ожидать прихода игумена из Солуни. Как только святой Феона узнал о случившемся, он отслужил молебен с водосвятием перед мощами святого Иакова и, напоив святой водой больного, благодатью Божи­ей и предстательством своего учителя исцелил его. Жил же святой Феона в тысячу пятьсот двадцать пятом году от Рож­дества Христова.

Когда он хорошо утвердил этот общежительный монас­тырь согласно монашескому уставу Василия Великого, упо­рядочил жизнь братии и построил аскитирий, он на не­которое время удалялся из обители и безмолвствовал там, молясь Единому Богу, затем снова вернулся к ученикам, многократно утешая их божественным своим учением и ук­репляя их в подвигах монашеского жительства. Святой Фе­она исполнил обе великие заповеди: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем ра­зумением твоим... возлюби ближнего твоего, как самого се­бя» (Мф. 22: 37). И аскитирий, который он построил, и где бе­седовал с Богом и распалялся Его любовью, есть доказатель­ство того, что он любил Бога всей душой, всем сердцем и всем помышлением своим. Монастырь же сей, который он по­строил и благодаря которому спас бесчисленное количество душ, есть живое доказательство, что он возлюбил ближнего. Исполнив эти две заповеди, на которых утверждается весь закон и пророки, он достиг меры совершенства. Кто может поведать о подвигах, которые подъял блаженный, когда стал епископом Солунским и всей Фессалии? Он прилагал пост к посту, бдение к бдению, «для всех... сделался всем» (1 Кор. 9: 22), по апостолу, чтобы, как истинный пастырь и архипасты­ря Христа истиннейший ученик, спасти всех вверенных ему христиан и соблюсти стадо свое от нападений чувственных и мысленных волков. Да и что говорить, зачем я оставляю высокое, доказывая святость преподобного отца нашего де­ятельнейшим аргументом? Если бы у нас, братия христиа­не, предположим, не было бы другого доказательства или свидетельства, что Феона свят, то было бы достаточно той славы, которой удостоил его Сам Бог, по смерти сохранив­ший мощи его совершенно нетленными, вопреки законам природы, ибо они светлые, желтоватого цвета, испускают дивное благоухание и совершают чудеса тем, кто обращает­ся к нему с верой. Феона поистине свят, угодил Богу и жил ангельской жизнью. Нет иного способа обрести святые мо­щи, если ты не очистился от страстей душевных и телесных, если не стал обителью Духа Святаго, и если божественная благодать не соединится с сердцем твоим, с мозгом, костями и суставами. Подобно тому, как по плоду познается древо, так и по святости мощей Феоны познаем, что он равен древ­ним святым и жил жизнью святой и вышечеловеческой. Эта честь и похвала, которые доставил ему Бог, заслуживает всех прочих похвал, которые высказали бы самые удивительные риторы в мире.

Сии священные и честные мощи пребывают и ныне целы­ми и нетленными в монастыре святой Анастасии, испуская благоухание неизреченное, изливая чудеса и подавая исце­ления с верою к ним прибегающим. Память его честные от­цы сей обители совершают в четвертое воскресенье поста, творя бдение и торжественное богослужение, на которое схо­дятся из окрестных селений христиане, в подражание празд­нуемому во второе воскресенье Великого поста Григорию Паламе, которому не только на престоле, но и в добродетели и святости равным преемником был блаженный Феона.

Ему будем подражать и мы, братия, ревнуя его доброде­тельной жизни. Чада должны походить на своего отца, уче­ники - на своего учителя, а овцы должны следовать за своим пастырем. Святой Феона есть наш отец, учитель и пастырь, а мы - его дети, ученики и овцы, потому и должны следо­вать его жительству, быть подобными ему. Если же мы не будем на него походить, то напрасно нам хвалиться, что он наш ктитор и пастырь. Да и он не признает нас своими ча­дами и учениками, если мы не сохраним порядок общежи­тельного монастыря и, особенно, церковных служб неруши­мым. Возлюбим же нестяжание, возненавидим сребролюбие и проклятые деньги, отвратимся любви наших сродников и больше их возжелаем Христа, Который говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10: 37). Сохраним девство и целомудрие, держась подальше от тех, кто нас соблазняет, и исполним все наши обещания, которые дали Богу во время пострига, чтобы предстательством святого Феоны, Иакова же и учеников его сподобились мы Царствия Небесного во Христе Иисусе, Ко­торому подобает слава во веки веков. Аминь.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.