Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Нифона, архиепископа Константинопольского, подвизавшегося на Святой Горе Афон в монастыре Дионисиат в XV веке — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Нифона, архиепископа Константинопольского, подвизавшегося на Святой Горе Афон в монастыре Дионисиат в XV веке

2017-10-16 194
Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Нифона, архиепископа Константинопольского, подвизавшегося на Святой Горе Афон в монастыре Дионисиат в XV веке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сей божественный отец наш Нифон был родом из Морей и происходил от родителей знатных и благородных, но более известных своим благочестием. Звали их Мануил и Мария. В Крещении младенец был назван Николаем. Когда мальчик несколько подрос, его отдали учиться священной грамоте. С юного возраста, имея старческий ум, он не увлекался, подоб­но прочим детям, их играми. Посещая премудрых и добро­детельных учителей, он как пчела собирал мед добродетели, слушая и подражая всему доброму - душеполезным урокам и примерам. У него был такой острый ум, что мальчик ско­ро обогнал в науках всех своих сверстников. Николай часто читал жития святых отцов, отчего душа его радовалась, и он старался, по возможности, подражать им в добродете­лях. Отличался преподобный удивительным целомудрием, и был настолько ревностным в воздержании, что телесные потребности в пище и питии удовлетворял лишь хлебом и водой. Так же подвизался он и во всех прочих добродетелях.

В те дни в школу зашел некий иеромонах по имени Ио­сиф, превосходный учитель и муж весьма добродетельный. Пообщавшись и поговорив с ним в достаточной степени, сей добрый Николай попросил монаха взять его с собой, но так, чтобы никто об этом не узнал, потому что боялся, что ему могут помешать. С радостью приняв его, Иосиф тайно ушел с ним и стал учить его философии. Придя в Эпидавр, они услышали, что в этой местности подвизается некий отшельник Антоний, весьма добродетельный и подражатель во всем Антонию Великому, и пошли к нему за благословением. Побеседовав с ним некоторое время и приняв его божественные наставления, они возрадовались душой. Затем Иосиф, испросив у старца благословение, ушел, а Николай бросившись к ногам Антония, со слезами просил разреше­ния остаться с ним. Ссылаясь на труды подвижника, тесноту и, особенно, юный возраст Николая, Антоний пытался его отговорить, но тот, сгорая от любви к Богу, еще более настаи­вал и просил: "Отче, все, что мне повелишь, с радостью буду исполнять, только не лишай меня общения с собою". Видя его сильную ревность, старец принял его, дал ему келью и подвижническое правило. И добрый Николай предался под­вижническим трудам, во всем подражая старцу, которого скоро попросил облечь его в монашеские одежды. Божест­венный Антоний отвечал ему: "Поскольку ты, чадо, хочешь приять монашеский образ, знай, что должен будешь преда­ваться большим подвигам и трудам, чтобы враг не нашел тебя спящим и не растерзал, ибо он коварен и завистлив по отношению к нам, монахам. Потому мы должны много под­визаться, чтобы узким и скорбным путем прийти к наслаж­дению вечной жизнью". После этого старец облек Николая в монашеские одежды, переименовав его в Нифона.

С той поры блаженный Нифон стал еще больше подви­заться в подвигах монашеского жительства. Когда приходил к нему помысел о богатстве, или о родителях, ибо враг пос­тоянно заставлял его вспоминать о них, чтобы обольстить, он тотчас же бежал к старцу, припадал к его ногам и со сле­зами исповедовался, а, укрепившись и получив утешение, с молитвой и благословением возвращался к себе в келью. На хлеб Нифон зарабатывал переписыванием книг, ибо был прекрасным переписчиком. Кроме того, он никогда не празд­нословил, в скиту никогда не смеялся, никакую церковную книгу без слез не прочитывал и никогда не заговаривал без благословения старца. Через некоторое время стал он совер­шенным во всех чинах монашеского жительства, но вскоре присноблаженный Антоний упокоился о Господе. Нифон безутешно плакал, потому что лишился духовного отца.

Похоронив старца, он довольно долгое время провел в одиночестве, но однажды услышал, что в городе Нарда есть премудрый, весьма добродетельный учитель по имени Захария, который недавно пришел со Святой Горы. Желая по­лучить от него плод премудрости и изучить Святогорские порядки, Нифон пришел к нему и, исповедавшись, попро­сил остаться у него, и Захария начал учить юношу тому, че­го тот так желал.

В то время в Церквах было сильное возмущение по причи­не Флорентийского лжесобора, состоявшегося при Иоанне Палеологе. Восточные Церкви никак не хотели согласиться с его решениями. Поэтому премудрый Захария вместе со свя­щенным Нифоном пошли в Аскалон, уча христиан твердо стоять в Православии, следовать учению святых апостолов и соблюдать постановления Вселенских Соборов. Уйдя из Аскалона, они пришли в один город, правителем которого был Георгий Скандер. Он принял их с большими почестями и благоговением, потому что ранее слышал о них. Оказав им гостеприимство, правитель удержал их во дворце, а пре­мудрого Захарию сделал своим духовником. В то время в Константинополе умер царь Иоанн Палеолог и вместо него на престол взошел его брат Константин. Созвав Собор, он объявил решения Флорентийского собора недействитель­ными. Через некоторое время, видимо судами Божиими, в 453 году турки взяли Константинополь. Повсюду было великое кровопролитие, и христиане метались с места на место, ища укрытия. Захария и Нифон, пока не утихла эта бойня, скрывались некоторое время на горе, а потом пошли в Охриду, в монастырь Пресвятой Богородицы. Там они и остались, а Нифон продолжал прилежно учиться от учите­ля своего Захарии.

В то время упокоился о Господе епископ Охридский Николай. Для назначения нового епископа собралось священноначалие, клирики и множество народа, прося Захарию принять архиерейский сан, ибо он всем был известен своей добродетелью и премудростью. Он же уничижал себя, говоря, что недостоин принять на себя тяжесть спасения стольких душ, так как едва может спасти и собственную. Но те не переставали просить и умолять его до тех пор, пока он не согласился.

Через несколько дней священный Захария был рукополо­жен во епископа и блаженный Нифон попросил у него бла­гословения, чтобы пойти безмолвствовать на Святую Гору. Епископ на это сказал ему: "Ты мне очень нужен сейчас, ча­до, чтобы я утешился и та тяжесть, которую я принял на пле­чи вопреки своей воле, хоть немного уменьшилась. Неужели ты сейчас меня оставишь? В случае необходимости друзья и дети нужны, чтобы помочь родителям, подвергающимся опасности. Чадо мое, Нифоне, не лишай меня счастья видеть тебя". Пока епископ со слезами говорил все это, из глаз бо­жественного Нифона рекой текли слезы и он ничего не мог ответить. В ту ночь они оба пребыли в бдении, а на рассвете архиерей увидел сон. Святой Ангел велел ему отпустить Ни­фона, потому что тот был сосудом избранным святого Бога. Наутро сотворив молитву, архиерей отпустил божествен­ного Нифона со словами: "Ступай, чадо, куда тебя поведет Господь, Которого я, недостойный, прошу позволить снова увидеть тебя в этой жизни, если это будет угодно Его Бо­жественному Промыслу".

С архиерейским благословением блаженный Нифон, как легкокрылый орел, поспешил на Святую Гору. Придя в Ватопедский монастырь и поклонившись дивным святыням Пресвятой Богородицы, он обрел множество добродетель­ных мужей, которым охотно последовал во всем. Придя в Ка­рей, он встретил прота Святой Горы по имени Даниил, мужа весьма добродетельного и рассудительного, который, увидев его, обрадовался и, облобызав, сказал: "О, премудрейшии Нифон, от многих я слышал о тебе, и молил Бога сподобить меня увидеть тебя прежде моей смерти. Вот, Преблагий Бог услышал смиренное мое моление. Прошу тебя, преподай по­учение братьям, которые собрались, чтобы послушать тебя". Смиренномудрый Нифон возразил: "Преподобнейшие отцы, недостоин я давать лекарства здоровым и опытным врачам, но сам нуждаюсь в их лечении". Тогда божественный Дани­ил произнес: "Ты не должен сохранять слова Божий только для себя, отче, но должен передавать их другим, чтобы и им принести пользу".

Тогда, склонив главу и сотворив обычный поклон, святой начал говорить премудрые слова и все дивились их разум­ности. Так приятно было его слушать, что невозможно бы­ло оторваться, а от сладости слов забывалось и о телесной пище. Обходя скиты Карей, преподобный находил множест­во добродетельных мужей и душа его радовалась. Затем он пришел в священный монастырь Пантократор. Пробыв там достаточное время, он направился в пещеру Крит, в которой обитали дивные подвижники, проводившие свою жизнь в великой тесноте. Подивившись их необычайному терпению, Нифон провел вместе с ними некоторое время, уча и учась, и зарабатывал на хлеб переписыванием книг.

Вскоре игумен Великой Лавры святой Афанасий пригла­сил его прийти в обитель, чтобы братья получили пользу от его медоточивых речей. Чтобы не оказаться ослушником, он с большой радостью принял приглашение, с готовнос­тью подражая Владыке, и учил их достаточное время. Тогда же узнал он и об обители Честного Предтечи, называемой Дионисийской, где подвизались многие добродетельные му­жи, которые истинно проводили равноангельную жизнь и соблюдали все установления монашеского жития, ибо все у них было общее, согласно правилам Василия Великого. Пре­подобный ушел из Лавры и пришел в этот монастырь. Уви­дев, что место было труднодоступным и суровым, блажен­ный так возрадовался, что ему показалось, будто он видит самого божественного Предтечу, живущего в горах и пеще­рах и идущего акриды и дикий мед. Всю ночь Нифон провел в бдении, моля Честного Предтечу сподобить его остаться в этом месте. Наутро игумен облек его в божественную и ангельскую схиму. Когда же братья стали просить его принять священнический сан, преподобный со смирением отвечал, что недостоин. Его снова и снова просили, наконец он послушался и был поставлен по порядку во чтеца, иподиакона диакона и священника. Приняв сан, Нифон стал подвизать­ся еще больше в духовных своих подвигах, в бдениях, постах молитвах и в непорочной ко всем любви. Короче говоря, был треблаженный великим светильником, светящим не только обители Дионисиат, но и всей Святой Горе. Как свидетель­ствует один добродетельный старец по имени Петроний, ко­торый провел одну ночь вместе с божественным Нифоном за пределами монастыря, ночью он встал помолиться и уви­дел, что святой Нифон стоит с воздетыми к Небу руками и поднятыми очами, весь исполненный Божественного света, который доставал до Неба и разливался повсюду. Не перене­ся такого света, Петроний замертво упал на землю. Изумив­шись, святой поднял его. Когда тот пришел в себя, он упал к ногам Нифона, но блаженный захотел скрыть от него бо­жественное видение. Однако Петроний тайно рассказал игу­мену о видении, на что настоятель сказал: "Это, отче Петроние, обнаруживает необыкновенную чистоту мужа, ибо от него просветятся многие. Берегись, не говори об этом нико­му, чтобы он не услышал и не ушел от нас, избегая похвалы. Иначе мы лишимся такого человека, которого нам Святый Бог даровал как прибежище и укрепление в наши дни".

В то время пришил два архонта из Фессалоник покло­ниться честным монастырям Святой Горы. Оказавшись в монастыре Дионисиат в тот день, когда святой служил в со­боре литургию, и услышав его медоточивые поучения, они удивились, хотя и сами были образованными. По окончании службы, побеседовав со святым, они возрадовались его ду­шеполезным наставлениям. Вернувшись домой в Салоники, архонты всем рассказали о божественном Нифоне.

В те дни преставился митрополит Солунский Парфении. Собрались епископы и весь клир Солунский и единогласно постановили, что пастырем у них будет премудрый Нифон. За ним послали двух епископов и нескольких клириков, ко­торые пришли в монастырь Дионисиат и, наедине побеседо­вав с первыми старцами монастыря, просили их убедить свя­того принять митрополию. Тяжело вздохнув, те отвечали: "Архиереи святые, кто же отдает своего учителя другим? Мы сами алчем и жаждем, как же мы можем отдать нашу пищу и питие? Неужели знаменитые Салоники дошли до того, что нет у вас другого достойного и вы пришли к нам, смирен­ным, чтобы лишить нас света очей, сами видите, что мы ли­шены самого необходимого и обитаем в гибельных и непро­ходимых местах. Господь послал нам утешителя в скорбях наших, так неужели мы, несчастные, должны лишиться его? Нам кажется, что поистине великая опасность нас ожидает, если лишимся такого светильника, да и вся братия испытает непомерную скорбь". С этими словами старцы ушли.

Убедившись, что у них ничего не вышло, епископы и клирики стали со слезами горячо просить о помощи свя­того Бога и Честного Предтечу помочь им. Когда же святой Нифон вопросил о них игумена, тот от сильной скорби ни­чего не ответил. Просвещенный благодатью Святаго Духа святой все понял и сказал: "Отче, не печалься, ибо я снова буду с вами и в этом месте отдам наш общий долг, о чем просил божественного Предтечу, когда пришел в этот мо­настырь, и он услышал мои молитвы". Тогда игумен отве­тил ему: "Да будет тебе, возлюбленный, как ты сам просил у божественного Предтечи. Видишь тех, о которых ты ме­ня спрашивал? Это епископы из Салоник. Они посланы от клира и народа, чтобы поставить тебя своим пастырем. Мы же останемся сиротами, и я больше никогда тебя не уви­жу". Он сказал так, будучи просвещенным Богом, потому что когда блаженный Нифон пришел в монастырь во вто­рой раз, игумен уже скончался и, согласно своему предска­занию, больше его не увидел.

После слов игумена смиренномудрый Нифон упал на землю и, обливаясь слезами, говорил: "Кто я такой, зловонный грешник, чтобы принять на израненную свою выю такое тяжкое иго?" Услышав плач святого, вся братия прибежала в церковь посмотреть, кто так тяжко скорбит. Когда в храме собрались все братья, игумен возвестил о том зачем пришли епископы и клирики. Как только братья услы­шали об этом, они окружили святого с таким плачем и ры­даниями, что и епископы, и клирики вошли в церковь, и пе­редали святому грамоту от всего Солунского клира. Святой же с плачем говорил: "Архиереи святые, я, уязвленный мно­жеством моих грехов, пришел в это место, чтобы безмолв­ствовать и здесь же умереть. Как могу я сейчас уйти с пути покаяния и восприять заботу о стольких душах, когда едва могу спасти собственную грешную душу?" На это епископы отвечали: "Отче, не противься Божественному решению, потому что все единомысленно и единогласно хотят, чтобы ты стал их пастырем". Тогда, просвещенный Духом Святым, игумен сказал: "Ступай, отче честный, ибо такова воля Бо­жия, ибо ты возрастил талант, и тобою спаслись многие. Но всегда вспоминай сию священную обитель, любовь нашу и братьев, и помогай нам частыми твоими молитвами, а так­же в наших земных потребностях. Мы же всегда будем пом­нить о тебе, как о насельнике и чаде нашей святой обители, потому что Господь в эту ночь повелел мне, недостойному, не полагать препятствия на твоем пути". С этими словами он облобызал блаженного Нифона, то же сделали со слеза­ми и прочие братья. Наконец преподобный сказал: "Отцы и братья мои, да совершится воля Господня, как вы желаете, однако поджидает меня, недостойного, великая опасность, потому молитесь о мне ко Господу".

Когда епископы, клир и святой Нифон пришли в Салони­ки, то их встретило множество народа, который хотел уви­деть преподобного и получить его благословение, и тут один спешил опередить другого. С наступлением воскресенья его рукоположили во архиерея - пасти народ Божий. Через не­сколько дней Нифон понял, что христиане испытывают смущение от латиномудренных нововведений Флорентийского псевдособора, и начал постоянно учить народ Божествен­ным заповедям апостолов, основываясь на постановлениях Соборов, полностью опровергая софистические доказатель­ства латинян и заповедуя твердо хранить Православие. Уте­шал он свою паству и во время бесчиний и искушений, про­исходивших от только что воцарившихся агарян, побуждая ради надежды на обетованные блага безропотно переносить скорби и мучения плена.

Своими премудрыми поучениями он подвигал немило­сердных и жестоких богачей на милость к нищим, ибо сам был настолько милостив и нищелюбив, что неоднократно по ночам ходил один, чтобы подать все необходимое больным и немощным. Кротостью своих слов он привлекал всех к Бо­жественной воле. Премудрый привел в христианскую веру даже многих неверных, обратив их от заблуждения. Слух о нем прошел повсюду, так что к нему приходили многие. Узнали о нем и в Великой Церкви, и захотели его увидеть.

Через два года Собор архиереев Константинопольской Церкви вызвал его по неотложным Церковным делам в сто­лицу. Это случилось устроением Божиим, так как светиль­ник, поставленный на более высоком месте, светит всем. Когда святой прибыл в Константинополь, то патриарх, архи­ереи, весь клир и народ приняли его со всеми почестями за его добродетель и премудрое руководство паствой. Там же был и Захария, они облобызались и радовались безмерно. При этом исполнилось пророчество божественного Захарии о том, что они встретятся еще в этой жизни. Однако через несколько дней святейший Захария, заболев, отошел ко Гос­поду, божественный же Нифон со всеми почестями благого­вейно предал погребению его честные останки.

Спустя немного времени преставился о Господе и Конс­тантинопольский патриарх, и тут же, без промедления, все архиереи и клирики царской властью возвели на Вселен­ский престол премудрого Нифона, против его воли. Имея в святой своей душе ревность по Богу, он громогласно стал проповедовать, как новый апостол, Божественное учение, вразумляя, в меру запрещая, всячески стараясь отогнать волков от стада Христова и укрепить Православие. Божественными своими и премудрыми словами он спас многих неверных, которые принимали от него Божественное Крещение и, укрепляемые его молитвами, возвращались к себе на родину. После Крещения они старались держаться в стороне, чтобы избежать опасности от нечестивых.

Радовалась Церковь Христова, имея такового светиль­ника, сияющего во всей вселенной, и не было в те времена другого, подобного ему. Однако ненавистник добра диавол не смог вынести известности преподобного, но подвиг неко­торых клириков-скандалистов разлучить святого с его паст­вой. Сговорившись против доброго пастыря, они указом сул­тана изгнали его из Патриархии.

Не понимая, за что его с таким бессмысленным гневом изгоняют, святой недоумевал и печалился, но не оттого, что лишился престола, но из-за того, что христиане лишаются спасения. Зная, что все это козни лукавого, он молил Гос­пода простить грехи тем скандалистам, обратить их и дать возможность покаяться. Сам же он радовался, что избавил­ся от забот, и может насладиться желанным безмолвием. Он вернулся в Созополь, в обитель Честного Предтечи, и стал безмолвствовать. Проводил он жизнь в высшей степени уди­вительную, и слух о нем распространился по многим облас­тям, так что христиане приходили, чтобы увидеть святого и послушать его душеполезное учение.

После того как он прожил в монастыре два года, его сно­ва пригласили в Константинополь, и Нифон во второй раз занял Вселенский престол. Он снова стал сиять, как све­тильник на подсвечнике, просвещая всю вселенную свои­ми удивительными поучениями. Но диавол снова не смог вынести дерзновения святого, поэтому замыслил изгнать его другим способом. Однажды, когда преподобный возвра­щался в Патриархию из той церкви, где служил, он внезап­но встретил на дороге султана. Посторонившись, Патриарх приветствовал его по достоинству, однако гордый султан, желавший, чтобы ему оказывали почести как Богу, оскор­бил святого, заявив, что он не умеет почитать царей как подобает. Ничего не ответив, смиренномудрый Нифон ушел, подумав про себя: "И это твои проделки, лукавый бес". Ког­да султан вернулся во дворец, он приказал сослать святого в Адрианополь, в сопровождении двух воинов. По дороге в Адрианополь солдаты причинили ему много зла, но Бог сохранил его невредимым. Придя на место, ему позволили жить в церкви святого Стефана под строгой охраной. Бла­годаря Бога, Который позволил ему в утешение жить и слу­жить при церкви первомученика, святой Нифон радовался и прославлял Господа, ибо был предан Ему всей душой и не надеялся на помощь людей.

Поскольку слух о святом распространился и в Валахии, то Валашский господарь Радул захотел навестить святого. На­правляясь в Константинополь для уплаты царского налога, он проходил через Адрианополь. Использовав все возмож­ное, он получил разрешение от людей султана навестить святого. Придя к Нифону, он приклонил главу, поклонился ему с великим благоговением и, облобызав с любовью десни­цу святого, сказал: "Владыко святый, весьма желал я видеть треблаженный твой лик, удостоиться твоих молитв и приять от тебя благословение. Да будет благословен Бог, Который сподобил меня ныне насладиться видением тебя. Однако я очень скорблю по причине тех искушений, которым ты под­вергаешься". Святой ответил: "Светлейший повелитель, «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14: 22), - говорит Господь. А божественный Павел пи­шет, что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8: 18). Так и мы должны терпеть превратности нынешней жизни с радостью, как их сносили божественные апостолы, которые радовались, когда их избивали иудеи, ибо их бесчестили за имя Господне, как описывает божественный Лу­ка в Деяниях святых апостолов (ср. Деян.5: 41). Блаженный Павел пишет в своих посланиях: «Ныне радуюсь в страданиях моих» (Кол. 1: 24). Радовались треблаженные в скорбях, с благодарностью терпя их, потому что ожидали блаженную надежду, но мы малодушны и что мы можем понести?"

Услышав это, господарь пришел в умиление и сказал: "Прошу твое архиерейство прийти в Валахию научить нас потому что лишены мы духовного учения и пастыря духов­ного. Там ты обретешь покой, и все примут тебя с радостью. Только позволь мне попросить у нечестивых разрешения для тебя". Святой согласился и Радул попросил турок за не­го, после чего вместе с преподобным вернулся в Валахию, где все приняли Нифона как апостола Господня. Господарь же сказал ему: "Отныне, отче, ты будешь нашим водите­лем и пастырем, который поведет нас по пути спасения. Ты будешь иметь власть в Церковных делах и как повелишь, так все и будет".

Божественный же Нифон ответил ему: "Хвалю тебя за добрый твой нрав, сохрани же его до конца. Но прошу тебя с благодарностью принимать все, что я буду предпринимать для вашего исправления. Даже если и сам ты согрешишь, то примешь духовное вразумление, ибо, когда простой народ видит, что властитель приемлет через покаяние исправле­ние, то и они исправляются с легкостью. И напротив, когда властитель попирает закон и нарушает священные каноны, тогда происходит великое падение, потому что люди легко преклоняются на зло". Господарь на это сказал святому: "Все, что ты сделаешь, отче, ради пользы наших душ, мы примем с радостью". И тогда премудрый Нифон повелел собрать По­местный Собор. Съехались все священники, игумены монас­тырей, архонты во главе с господарем, и блаженный начал проповедовать Божественное учение, увещевать их блюсти добрые нравы, приводя доказательства из Священного Писа­ния и творений святых отцов, убеждая отвращаться от злых обычаев. Приняв медоточивые его поучения и послушав­шись божественных его словес, они стали стараться исправ­лять всякое бесчиние и нравы. Рукоположил святой Нифон и двух епископов, заповедав прилежно заботиться о пастве Христовой, ибо о вверенных им дадут они отчет Страшному Судии. Затем, обратившись к господарю, святой громко ска­зал: "Ты же, чадо Радул, имеющий в руках власть, должен вразумлять своих граждан, наказывать бесчинников, невзи­рая на лица, будь то великий или малый, но творить правед­ный суд, потому что, как говорит Священное Писание, суд принадлежит Святому Богу".

Преподав с великим смирением свои поучения, святой распустил Собор, задержав на некоторое время священни­ков и монахов из дальних мест, чтобы они исправились. Все прославляли Бога, пославшего им такого светильника, кото­рый наставил их на путь истинный, и называли его "новым Златоустом". Служил Нифон каждое воскресенье и в празд­ники, чтобы все приходившие в церковь могли услышать его учение. И старался дивный Нифон любым способом от­вратить их от дурного обычая пьянства, потому что почти все в чрезвычайной степени были преданы этой страсти, от которой происходят все смертные грехи, а особенно блуд и мерзкое мужеложество, ибо многие были ему подвержены. Поэтому премудрый старался погасить пламень пьянства и непрестанными своими поучениями обратил к покаянию великое множество народа. Однако ненавистник добра диавол снова замыслил козни на святого, чтобы помешать Бо­жественной его проповеди.

Один знатный архонт из Богдании, злой нравом и творив­ший много зла, покинул родину, чтобы уйти из-под власти своего правителя. Он оставил дом, жену, детей и прибыл в Валахию. Подружившись с господарем Радулом, он захотел поселиться в его государстве и жениться на другой. Зная о том, что у Богдана есть жена на родине, господарь презрел отеческие законы и каноны и выдал за него собственную сестру. Узнав об этом, законная жена Богдана в слезах напи­сала святому Нифону письмо, сообщив, что он женат и имеет детей. Получив письмо, святой позвал архонта и с кротостью и смирением начал вразумлять его, чтобы тот оставил без­законие и вернулся к законной жене. Однако злонравный и нераскаявшийся Богдан с угрозами ушел от святого и придя к господарю, склонил того на гнев, требуя изгнать святителя из Валахии. Нисколько не убоявшись угроз, божественный Нифон наутро пришел во дворец к господарю и вначале дал ему письмо, присланное женой архонта, а затем, открыв книгу с законами Божиими, умолял его не презирать реше­ния Божий и каноны нашей Церкви. Сбросив маску преж­него благочестия, Радул разозлился на святого и сказал: "Владыка, ты не должен быть таким суровым, но следует те­бе иметь стыд и страх перед господарем. Я и раньше хотел тебе указать, что как только я привел тебя сюда, ты попрал и отменил все наши обычаи и порядки, изменив их по свое­му усмотрению. Отныне мы более не желаем, чтобы ты учил нас, нам не нужны твои обычаи и твои порядки, потому что мы люди мирские и не можем следовать за тобой".

Не ожидая такого отпора, святой отвечал ему: "Светлей­ший господарь, думал ли я, что ты мне скажешь такое? Разве твоя светлость вместе со своими архонтами не приходили ко мне и дважды, и трижды, и не просили меня прийти сюда ради душевной вашей пользы? Покажи мне, какой дурной обычай и порядок я завел у вас, а ваш собственный отменил? О горе! Ныне я ясно вижу, что найдет на вас великий гнев, потому и печалюсь о ваших душах. О себе самом я совершен­но не забочусь, потому что все дерзновение свое возлагаю на Того, Кого от юности моей возжелал и желаю. Ради любви к Нему я с радостью пролью, если будет необходимо, и соб­ственную кровь. Знай же, господарь, что вся моя сила - закон Церкви, за которую Господь мой пролил Пречистую Свою Кровь, чтобы очистить ее от всякого греха и освятить. Он хо­чет, чтобы она была чиста и свята в делании заповедей Божиих, которые я желаю исполнять до конца своей жизни".

С этими словами Нифон вышел из дворца и, придя в цер­ковь, повелел собрать народ. Сказав им длинную проповедь, он надел архиерейское облачение и отлучил от Христовых Тайн беззаконного архонта и помогавших ему в беззаконии вместе с той прелюбодеицей, за нарушение закона. Затем, еще наставив народ, он предсказал, что произойдет в Вала­хии, что Радул и архонт умрут злой смертью и погибнут вме­сте с их беззаконием. После этого святитель положил на пре­стол архиерейское облачение и, облобызав святые иконы, ушел.

Узнав об этом, Радул издал указ по всему государству: не называть святого более архиереем, не оказывать никакой чести и заботы, а если станет известно, что кто-то дал ему хлеб или иное что, или принял его в своем доме, то такой потеряет жизнь, а имущество его отойдет государству. Свя­той, чтобы не вызвать еще большего гнева, ушел как можно дальше от столицы, где и поселился в маленьком домике на окраине, возлагая всю свою надежду на Бога. И Он, Много­милостивый, посылал ему все необходимое, как в древнос­ти пророку Илии посылал пищу через ворона, и Даниилу через Аввакума. Один знатный юноша из рода Бессарабов по имени Неанг, духовное чадо святого, видя, что святой Нифон в таком утеснении, весьма печалился и из благого­вения сам тайно, боясь гнева властителя, приносил ему все необходимое.

Через некоторое время Радул, размышляя о проклятии святого и боясь, чтобы гнев Божий не нашел на него внезап­но (ибо хотя он и был настроен против святого, но знал, что тот был праведен во всем и богобоязнен), вернул Нифона во дворец с почестями, надеясь, что лестью сможет получить прощение. Он сказал ему: "Отче божественный и премудрейший, прости нас, которые согрешили против тебя как люди, а твое всесвятейшество получит прощение от нас в том, что ты сказал и сделал против нас. Просим тебя, не сер­дись на нас за наши грехи, а мы дадим тебе столько денег и одежд, сколько нужно, и пошлем тебя с честью, куда бы ты ни захотел. А туда, где будешь жить, мы вышлем все необ­ходимое. О сожительстве же архонта не беспокойся, потому что он получил прощение от всего Архиерейского Синода Константинопольской Церкви, пусть и твое Всесвятейшест­во даст прощение, как и подобает". Вздохнув из глубины ду­ши, божественный Нифон отвечал: "Радул, не нужно мне ни твоих денег, ни одежд, ни почестей, да не будет того. Ты помнишь, как ты уговаривал меня прийти в Валахию, что­бы я научил вас слову Божию. Если я поступил с вами без­законно, свидетельствуй о том. Я же поставлен от Господа моего обличать беззакония, а к этому беззаконию я не хочу быть причастным никогда, потому что оно не позволено ни­каким законом. Ты сам привел меня сюда, ты сам же меня и прогоняешь. Я иду туда, куда меня приведет Господь. Вы же умрете в беззаконии, во многих скорбях и болезнях, и мно­гие беды произойдут в вашей стране. Тогда вы будете искать меня, «и не найдете» (Ин. 7: 34).

С этими словами святой ушел и, найдя духовное свое ча­до Неанга, сказал ему наедине: "Вижу я, чадо мое, что ве­ликий гнев грядет на эту страну. Ты вместе со своим родом подвергнешься опасности, но Всемилостивый Бог сохранит тебя от всякого зла. Если ты исполнишь заповеди, которые я тебе дал, ты не только избавишься от всякой опасности, но и будешь в большом почете, и имя твое будет слышно во всех концах страны. Вспоминай же меня, духовного твое­го отца, а я, если обрету дерзновение у Человеколюбивого Бога, упрошу Его за тебя". Святой благословил свое чадо и облобызал, а Неанг рыдал, оплакивая предстоящее сирот­ство. Со своими учениками Макарием и Иоасафом Нифон от­правился в Македонию, а оттуда в Петолии, уча и укрепляя православных христиан. Затем он пришел на Святую Гору, в священную Ватопедскую обитель, где тамошние отцы при­няли его со всяким благоговением и радостью, прославляя Бога, сподобившего их увидеть такого светильника Божия и учителя. Узнав о его приходе, Святогорские подвижники постоянно приходили к нему за благословением и внимали его душеполезным поучениям.

Ученик его Макарий, во всем подражая добродетелям свя­того и подвизаясь во многих трудах, взошел на такую высоту Божественной любви, что сердце его возгорелось желанием окончить жизнь в мученичестве. Нифон, которому он рас­сказал о своем желании, знал, что цель Макария согласна с Божественной волей, и сказал: "Ступай, чадо, путем мучени­чества, ибо, согласно твоей ревности, ты сподобишься при­нять мученический венец, и будешь вечно радоваться с му­чениками и преподобными". С этими словами он благосло­вил его и перекрестил. Все случилось согласно пророчеству святого. Придя в Салоники, истинно блаженный дерзно­венно предстал перед османами и за проповедь Христа был подвержен немилосердным мучениям. В конце ему отруби­ли голову, и так он принял мученический венец. Божествен­ному Нифону это было открыто Святым Духом, и он сказал другому своему ученику, Иоасафу: "Знай, чадо, сегодня брат твой Макарий скончался, и в радости пошел на Небеса".

Через некоторое время Нифон вместе с Иоасафом тайно ушли из Ватопедского монастыря и, никем не узнанные, при­шли в монастырь Дионисиат, в котором, как говорят, ктито­ром был установлен следующий обычай. Желающий стать монахом в обители должен был поработать погонщиком му­лов, или носить дрова, или исполнять другие послушания столько времени, сколько назначит настоятель. Только тог­да его принимали в монастырь и постригали. Если же же­лающий уже был монахом, то его сразу записывали в число братии. Итак, никем не узнанный Нифон пришел в монас­тырь под видом бедного монаха. Когда настоятель спросил, согласен ли он исполнять все послушания, Нифон положил поклон и согласился. Как раз в это время, пока он еще оста­вался неузнанным, в монастырь пришли посланцы из Вели­кой Церкви Христовой, которые искали Нифона, чтобы сно­ва возвести его на Вселенский Престол по указу султана. Не найдя его, они ушли.

Однажды святого Нифона назначили быть на наблюда­тельном пункте на высокой горе напротив монастыря, ибо в то время на Святую Гору внезапно нападали пираты, обраща­ли многих в рабство и похищали все, что могли. Посреди но­чи, когда святой стоял на молитве на этом наблюдательном пункте, некоторые добродетельные монахи, бдевшие ночью, увидели столп огня, восходивший от земли на небо. Один же из братий, несший послушание вместе со святым, про­снувшись, увидел, что святой был весь в огне. Испугавшись, он прибежал в монастырь и рассказал о своем страшном видении первым старцам обители. То же самое рассказа­ли и другие монахи. Тогда, собравшись в церкви, они стали молиться Святому Богу, чтобы Он открыл им, кто же этот человек, которого сопровождают такие знамения. И услы­шал Господь их моление, открыв тайну следующим образом. Игумен монастыря увидел во сне, что он стоит посреди хра­ма и видит божественного Иоанна Предтечу, который ска­зал: "Собери всю братию, и выходите встречать патриарха Нифона. Достаточно и того смирения, которое он показал, став погонщиком мулов, иначе потеряете великого иерея". Проснувшись, игумен оцепенел в изумлении. Придя в себя через некоторое время, он стал стучать в било и, созвав всех братьев, поведал им о сне, который видел. Только тогда они узнали, что бедный монах был патриархом Нифоном. Когда же блаженный, погоняя мулов, вечером возвращался в мо­настырь, ему навстречу вышли все братья со свечами и фи­миамом, и встретили его с большой торжественностью. Как только дивный Нифон увидел эту процессию, он бросился на землю и стал обливать ее слезами. Сотворив поклон, игумен облобызал его святые руки и сказал: "Хватит, о вселенский светильниче, испытывать твое терпение, хватит переносить крайние мучения, которые ты терпишь по своей воле. Доста­точно того смирения, которое ты уже показал, а мы, убогие, и не подозревали о том". И все братья плакали, а особенно те, кто по неведению опечалили его; они припадали к его священным ногам и просили прощения.

Тогда со многими слезами святой сказал: "Отцы и братья мои, для того Господь скрыл меня в этом душеспасительном месте, как я просил Его, чтобы избавиться мне от забот мир­ских, и получить милость на Страшном Суде, ибо если мы не отречемся от родителей, родных и любой человеческой славы и привязанностей мира сего, как Сам Он нам заповедует, то будем недостойны следовать за Ним. Если мы приобре­тем весь мир, а душе нашей повредим, какая от этого поль­за?" Тем же, кто просил прощения, он сказал: "О чада мои и братья! Те, которые подвизаются в добродетели, должны иметь кротость и любовь к ближнему, не гневаться на них, если и тысячу зол от них потерпят, ибо все мы люди, и никто из нас не чист". Наставив их так, чтобы они не делали зло другим, но без гнева и ропота исполняли каждый свое по­слушание, посильно помогая друг другу, он благословил их и облобызал.

Затем святой вернулся в монастырь и невозможно опи­сать, какие подвиги и труды понес блаженный. Хотя Нифон был уже стар и крайне утомлен опасностями и ссылками, он служил обители во всех нуждах, как один из последних мо­нахов. С его помощью в обители было возведено множество построек, он посещал больных, утешал скорбящих и много раз, когда я (иеромонах Гавриил) приходил к нему ради его душеполезных по­учений, видел, как он копался в саду, помогал на мел<


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.