Деятельности палатной медицинской сестры — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Деятельности палатной медицинской сестры

2017-10-16 373
Деятельности палатной медицинской сестры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ДЕТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ (ПО РАЗДЕЛАМ)

1. ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПАЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ДЕТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ.

· Внешний вид медицинской сестры.

· Взаимоотношения медицинских сестер между собой.

· Отношения медицинской сестры с врачом.

· Отношение медицинской сестры к больным детям.

· Отношение медицинской сестры детского отделения к родителям и близким больного ребенка.

· Взаимоотношения медицинской сестры с младшим медицинским персоналом.

· Врачебная тайна.

· Юридическая ответственность медицинской сестры.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПАЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ДЕТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ.

· Функциональные обязанности.

· Организация рабочего места.

· Смена и передача дежурств.

· Участие палатной медицинской сестры в обходе.

· Участие палатной медицинской сестры в составлении порционного требования.

· Участие палатной медицинской сестры в кормлении детей.

· Участие палаткой медицинской сестры в приеме передач больным детям.

3. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ РЕБЕНКА.

· Методика исследования артериального пульса.

· Наблюдение за дыханием.

· Методика измерения артериального давления.

4. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА РЕБЕНКА И УХОД ЗА ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ.

· Личная гигиена ребенка.

· Профилактика педикулеза в детском отделении.

· Методика обработки ребенка при педикулезе.

· Методика проведения гигиенической ванны ребенку грудного возраста.

· Методика проведения гигиенической ванны детям старшего возраста.

· Уход за кожей, профилактика пролежней.

· Умывание ребенка и мытье отдельных частей тела.

· Полоскание (орошение) полости рта и зева.

· Уход за полостью рта.

· Уход за глазами.

· Уход за полостью носа.

· Уход за ушами.

· Стрижка ногтей.

· Уход за наружными половыми органами.

· Кормление ребенка, находящегося на постельном режиме.

· Кормление ребенка через зонд.

5. СПОСОБЫ И МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.

Наружный способ применения лекарственных средств

· Методика применения пластыря.

· Методика применения присыпки.

· Методика применения мазей, паст и болтушек на кожу.

· Методика втирания, в кожу мазей.

· Методика наложения мазевой повязки.

· Методика введения капель в конъюнктивальный мешок.

· Методика закладывания мази в конъюнктивальный мешок.

· Методика введения капель в нос.

· Методика введения мази в нос.

· Методика введения лекарственных средств в наружный слуховой проход.

Ингаляционный способ применения лекарственных средств

· Методика применения портативного ингалятора.

Энтеральный способ введения лекарственных средств

· Методика введения лекарственных средств через рот.

· Методика введения лекарственных средств сублингвально.

· Методика введения суппозитория.

· Методика постановки лекарственной клизмы.

ВВЕДЕНИЕ

«УНИКАЛЬНОЙ ЗАДА ЧЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ЯВЛЯЕТСЯ

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, БОЛЬНОМУ ИЛИ ЗДОРОВОМУ, В

ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТЕХ ДЕЙСТВИЙ, ИМЕЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ К ЕГО

ЗДОРОВЬЮ, ВЫЗДОРОВЛЕНИЮ ИЛИ СПОКОЙНОЙ СМЕРТИ, КАКИЕ

ОН ПРЕДПРИНЯЛ БЫ САМ, ОБЛАДАЯ НЕОБХОДИМЫМИ СИЛАМИ,

ЗНАНИЯМИ И ВОЛЕЙ...»

ВИРДЖИНИЯ ХЕНДЕРСОН,

преподаватель, просветитель, исследователь (США).

Профессия медицинской сестры важна, ответственна, разнообразна, благодарна, доставляет огромное моральное удовлетворение людям, избравшим ее. Однако профессия эта и очень трудна, так как к медицинской сестре предъявляются чрезвычайно-высокие требования:

· профессиональная компетентность;

· постоянное совершенствование теоретических знаний и практических

· навыков;

· физическое здоровье в сочетании с высокими нравственными качествами и порядочностью;

· высочайшая ответственность за выполнение своих служебных обязанностей.

Поэтому к выбору данной профессии и занятию ею в течение жизни нужно подходить обдуманно, взвешенно, правильно оценивая свои желания и возможности.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (КОМПОНЕНТЫ)

СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА

компонент цель мероприятия  
1. Обследование   Собрать следующую информацию о пациенте: · физиологические данные · психологические данные · социологические данные · анамнез жизни · данные о культурном уровне · данные о духовном развитии · данные об окружающей среде · лабораторные данные и создать, взаимоувязать, оценить информационную базу о нем. а - беседа с пациентом б - беседа с родственниками пациента в - проведение физического обследования больною г - проведение лабораторных и инструментальных методов исследования.    
2. Сестринский диагноз Позволяет определить реакции пациента на проблемы, связанные с его здоровьем а - анализ собранной информации б - идентификация проблем пациента в - документирование диагноза ухода за больным
3. Планирование Определение цели (или целей), которой (которых) надо достичь при работе медсестры с пациентом Выбор мероприятий по обслуживанию пациента, которые должны быть: а - индивидуальны, конкретны, реалистичны б - их можно было бы пронаблюдать и проанализировать в - определение сроков выполнения этих мероприятий
4. Выполнение Улучшить состояние пациента а - осуществление конкретных мероприятий по обслуживанию пациента б - осуществление их в конкретные сроки.
5. Оценка Определить результативность действий медицинской сестры по обслуживанию пациента а - сопоставление планируемой цели с полученными результатами б - анализ эффективности выполненных мероприятий в - сделать вывод г - скорректировать план обслуживания пациента

В том случае, если запланированная цель (цели) не достигнута или достигнута не полностью, продолжить работу с пациентом по тем же основным компонентам сестринского процесса:

обследование

медицинский диагноз

планирование

выполнение

оценка, только на новом, следующем этапе обслуживания пациента.

Таким образом, сестринский процесс - что замкнутый цикл, в котором оценка и корректировка мероприятий медсестры по уходу за пациентом вносят в ее деятельность элемент подлинною творчества.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЫХАНИЕМ

При наблюдении за дыханием ребенка медицинская сестра должна уметь определить частоту, глубину, ритм дыхательных движений и определить тип дыхания.

1. В норме дыхательные движения ритмичны.

2. Частота дыхательных движений зависит от возраста ребенка, средние показатели: новорожденный 48 в 1 минуту,

1 год - 35 в 1 минуту,

3 года - 30 в 1 минуту,

5 лет - 25 в 1 минуту,

10 лет - 20 в 1 минуту,

14 лет - 17 в 1 минуту.

3. У детей раннего возраста дыхание поверхностное, по мере роста ребенка глубина дыхания увеличивается.

4. Тип дыхания у детей зависит от возраста и пола: у новорожденных и грудных - брюшной, на 2-ом году - смешанный:, с 3-4 лет - преобладает грудной, в препубертатном периоде у девочек формируется грудной тип дыхания, а у мальчиков - брюшной.

5. Наблюдение за дыханием следует проводить незаметно для ребенка, т.к. дыхание - процесс лабильный, и ребенок может произвольно менять его; изменения возможны от волнения, возбуждения, перемены положения и т.д.

Наиболее точные данные можно получить, когда ребенок спит. Можно сказать ребенку, что исследуешь пульс, и незаметно наблюдать за дыханием.

ЗА ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА РЕБЕНКА

Палатная медицинская сестра детского отделения должна контролировать соблюдение детьми правил личной гигиены, детям раннего и дошкольного возраста помогать в этом.

1. Дети, находящиеся на общем режиме, два раза в день, утром и вечером, должны умываться, чистить зубы, мыть уши, мыть руки перед каждым приемом пищи и после посещения туалета, полоскать рот теплой водой после каждого приема пищи;

2. Девочки должны ежедневно расчесывать волосы индивидуальной расческой, утром и вечером, подмывать наружные половые органы теплой водой в направлении спереди назад, к заднему проходу;

3. Раз в неделю медицинская сестра должна проверять состояние ногтей и обрезать их младшим детям;

4. Раз в неделю детям должна проводиться гигиеническая ванна со сменой постельного и нательного белья, сменой одежды; при необходимости одежду и нательное белье меняют чаще;

5. Каждый ребенок младшего возраста пользуется индивидуальным пронумерованным горшком (номер горшка соответствует номеру кровати).

Медицинская сестра

· читает название препарата;

· подогревает лекарственный раствор до температуры 370, поставив флакончик в теплую воду:

· объясняет ребенку или помощнику ход процедуры

· моет руки;

· укладывает ребенка на бок больным ухом вверх;

· очищает наружный слуховой проход ватной турундой;

· выпрямляет наружный слуховой проход, оттягивая левой рукой ушную раковину за мочку немного книзу у детей раннего возраста и кверху, и кзади у старших детей

· вводит 3-6 капель, держа стерильную пипетку на расстоянии от наружного слухового прохода;

· контролирует, чтобы ребенок полежал в этом положение 10 минут;

· спрашивает о самочувствии, отпускает;

· моет руки.

ВНУТРИКОЖНОЙ ИНЪЕКЦИИ

Место инъекции - внутренняя поверхность предплечья.

Медицинская сестра

· моет руки, набирает в шприц необходимое количество лекарственного средства:

· надевает перчатки;

· обрабатывает спиртом место инъекции, делая мазки в одном направлении

· натягивает кожу в месте инъекции левой рукой.

· вводит в кожу кончик иглы, держа ее срезом вверх почти параллельно коже;

· переносит левую руку на поршень и вводит препарат, при этом на коже образуется папула;

· извлекает иглу, не прижимая место инъекции ватным шариком со спиртом;

· снимает перчатки.

·

ВНУТРИМЫШЕЧНОЙ ИНЪЕКЦИИ

Наиболее удобные места для внутримышечных инъекций верхне-наружный квадрант ягодицы и передненаружная область бедра.

Медицинская сестра

· моет руки;

· набирает в шприц лекарственный препарат;

· укладывает ребенка на живот, чтобы ягодичные мышцы были расслаблены;

· определяет место инъекции, проводя мысленно вертикальную линию, проходящую через седалищный бугор, а горизонтальную пересекающую большой вертел бедренной кости;

· надевает перчатки;

· обрабатывает ватным шариком, смоченным в спирте, кожу в месте инъекции;

· кожу в месте инъекции прижимает и несколько натягивает между пальцами левой руки;

· быстрым толчкообразным движением вводит иглу под углом 90° к коже в ягодичную мышцу на глубину 2-3 см;

· немного оттягивает поршень назад, чтобы убедиться не попала ли игла в сосуд (ели кровь в шприце - сменить место инъекции);

· если кровь не показалась, вводит медленно раствор, не создавая высокого давления в тканях, что сопровождается болевыми ощущениями;

· извлекает иглу;

· место инъекции обрабатывает и слегка массирует ватным шариком, смоченным в спирте;

· снимает перчатки;

· спрашивает ребенка о самочувствии.

Примечание: при внутримышечных инъекциях в передненаружную поверхность бедра, шприц нужно держать, как писчее перо, под углом, чтобы не повредить надкостницу. При внутримышечных инъекциях возможны осложнения: может сломаться игла, поэтому никогда не следует вводить иглу в мышцу до канюли - именно в этом месте она чаше всего ломается, может быть повреждение нервных стволов из-за неправильного выбора места для инъекции, может образоваться инфильтрат из-за не соблюдения правил асептики, обо всех осложнениях медицинская сестра должна немедленно сообщить врачу!

 

СОГРЕВАЮЩИЙ КОМПРЕСС

Вызывает длительное расширение кровеносных сосудов и приток крови к коже и глубжележащим тканям, поэтому оказывает рассасывающий и болеутоляющий эффекты.

Условия проведения процедуры.

· Согревающий компресс не ставится при гипертермии, при аллергических и гнойничковых высыпаниях на коже, при нарушении целости кожи.

· Лекарственные средства, применяемые для компресса (спирт, разбавленный водой 1:2, камфорное масло) могут вызвать раздражение кожи, поэтому перед постановкой компресса необходимо смазать кожу детским кремом или вазелиновым маслом.

· Нельзя накладывать компресс на кожу, смазанную йодом, т.к. это может привести к глубоким ожогам

ГОРЧИЧНИКИ

Лечебный эффект применения горчицы обусловлен влиянием на кожу эфирного горчичного масла, выделяющегося из нее при температуре 40-45 °С и вызывающего приток крови к сосудам кожи и глубжележащих тканей.

Условия проведения манипуляции.

· Нельзя ставить горчичники при высокой температуре тела.

· Нельзя ставить горчичники при заболеваниях кожи, резком снижении

· кожной чувствительности, злокачественных опухолях.

· Нельзя ставить горчичники на область сердца.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ ГРУДНОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА

Медицинская сестра

1. Проверяет годность горчичников: горчица не должна осыпаться с бумаги и должна сохранять специфический запах;

2. Наливает в лоток воду температуры 40-45°, проверяя это водным термометром;

3. Укладывает ребенка на кровати в удобную позу;

4. Накладывает на соответствующий участок тела марлевую салфетку, смоченную подсолнечным маслом и сложенную в 2-3 слоя;

5. Поочередно погружает горчичники на 5-10 секунд в воду и накладывает горчичной стороной на марлю;

6. Укрывает ребенка полотенцем, а затем одеялом:

7. Через каждые 2-3 мин осматривает участок кожи, где лежит горчичник;

8. При появлении стойкой гиперемии кожи, что бывает через 5-15 мин, снимает горчичники и марлевую салфетку;

9. Тепло одевает ребенка и укладывает в постель.

Примечание: у детей раннего возраста ставят горчичники так же обрат­ной стороной к телу; у детей старшего возраста ставят горчичники непосредственно горчицей к телу и после снятия их необходимо протереть кожу теплой водой температуры 36-40°, чтоб удалить остатки горчицы, и смазать вазелиновым (подсолнечным) маслом; необходимо следить за длительностью проведения данной процедуры, т.к. при увеличении времени воздействия возможен химический ожог кожи даже с образованием пузырей. Будьте внимательны!

ГОРЧИЧНОЕ ОБЕРТЫВАНИЕ

Это отвлекающая, успокаивающая, потогонная процедура; показана при воспалительных заболеваниях органов дыхания. Детям раннего возраста можно делать общее горчичное обертывание, а детям дошкольного и школьного возраста - местное, на грудную клетку.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЩЕГО ГОРЧИЧНОГО ОБЕРТЫВАНИЯ У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Медицинская сестра

1. Готовит тонкую х/б пеленку (простыню), фланелевую пеленку (байковое одеяло), шерстяное одеяло, кувшин с водой температуры 37°С;

2. Берет 100 г сухого горчичного порошка и заливает 2-3 л горячей воды температуры не ниже 80 °С, тщательно размешивает раствор, дает отстояться 3-4 минуты;

3. Жидкую часть смеси сливает в другую посуду, смачивает в ней тонкую пеленку;

4. Отжимает х/б пеленку (простыню), расстилает ее на фланелевую (боковое одеяло), положенную на шерстяное одеяло;

5. Ребенка обнаженного (только промежность закрыта подгузником) укладывает на влажную простыню так, чтобы можно было прикрыть все тело, а верхний край находился на уровне нижней челюсти;

6. Быстро заворачивает ребенка в простыню, при этом вначале его руки поднимает вверх и одним краем простыни закрывает грудь и живот, потом руки опускает и другим краем простыни прижимает их к туловищу; следит при этом, чтобы не образовались складки;

7. Поверх влажной простыни заворачивает ребенка в байковое и шерстяное одеяло, голову оставляет открытой:

8. Наблюдает за укутанным ребенком в течение 20-30 минут, давая ему пить понемногу воду и контролируя пульс на височной артерии;

9. Проверяет температуру воды в кувшине - она должна быть примерно 36 °С:

10. Развертывает ребенка;

11. Ополаскивает его водой из кувшина;

12. Насухо вытирает ребенка и, тепло укутав, укладывает в кровать.

Примечание: при выполнении местного горчичного обертывания обертывают только грудную клетку ребенка от ключиц до пупка; процедуру можно повторять через день 3-5 раз в течение болезни.

БАНКИ

За счет создаваемого в медицинской банке вакуума, она присасывается к коже; за счет этого в коже и глубжележащих тканях усиливается крово- и лимфообращение, улучшается питание тканей и быстрее рассасываются воспалительные очаги.

Условия проведения

· Банки ставят главным образом детям старше 7 лет, реже - детям дошкольного возраста, т.к. банки у детей младшего возраста могут вызвать массивные кровоизлияния в коже и подкожно-жировом слое, стойкие нарушения микроциркуляции и снижение функций кожи.

· Банки противопоказаны при заболеваниях кожи, особенно гнойничковых, болезнях крови, истощении, возбуждении больного ребенка, повышенной кровоточивости.

· Банки детям ставят обычно на спину, исключая область позвоночника и лопаток, т.е. вмежлопаточной и надлопаточной областях, захватывая, боковые поверхности грудной клетки на симметричных участках.

ТЕРМОМЕТРИЯ

 

· Температуру тела измеряют ежедневно в одно и тоже время утром (6-8 часов) и вечером (16-18 часов). У тяжело больных чаще, каждые 2-3 часа.

· Термометрию проводят натощак.

· Термометрию проводят в покое, не ранее, чем через 30-40 минут после сна.

· Каждому ребенку измеряют температуру тела в одном и том же месте (чаще - в подмышечной впадине, у новорожденных и детей первых месяцев жизни - в паховой складке; реже - в пряной кишке) и на одной стороне тела.

· Длительность термометрии 10 минут.

· При измерении температуры детей нельзя оставлять одних; маленьких. можно держать на руках, дети постарше могут сидеть или лежать, при- I жав руку к туловищу.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИЙ

Медицинская сестра

1. Готовит термометр, часы, ручку, температурный лист, дезинфицирующий раствор;

2. Объясняет ребенку как он должен себя вести во время термометрии;

3. Встряхивает термометр, чтобы ртуть опустилась в резервуар до самых низких показателей;

4. Протирает насухо подмышечную впадину (паховую складку) ребенка, i т.к. влажная кожа искажает показания;

5. Осматривает подмышечную (паховую) область; при наличии гиперемии, местного воспаления нельзя проводить термометрию, т.к. местно температура будет выше, чем температура всего тела;

6. Помещает термометр так, чтобы резервуар со всех сторон соприкасался с телом в глубине подмышечной впадины (паховой складке);

7. Плотно прижимает руку ребенка к грудной клетке для фиксации термометра;

8. Через 10 минут извлекает термометр и определяет его показания;

9. Записывает показания термометра в температурный лист;

10. Встряхивает термометр, чтобы столбик ртути опустился в резервуар;

11. Погружает термометр в дезинфицирующий раствор (0,5° р-р хлорамина) на 30 минут;

12. Промывает проточной водой, вытирает насухо и убирает в стеклянную посуду, на дне которой лежит слой ваты.

ОКСИГЕНОТЕРАПИЯ

Оксигенотерапия - это лечение путем вдыхания воздуха с постоянной концентрацией кислорода, равной 24-44%. Оксигенотерапия - основной метод борьбы с гипоксией.

ПОСТАНОВКА КЛИЗМ

При помощи клизмы в толстую кишку вводят различные жидкости с ле­чебной и диагностической целью.

ОЧИСТИТЕЛЬНЫЕ КЛИЗМЫ

Ставятся при запорах, пищевых отравлениях, перед операциями и вве­дением лекарственных веществ, перед эндоскопическими и рентгенологическими исследованиями органов брюшной полости.

Последовательность выполнения манипуляции у детей грудного возраста

Медицинская сестра

· чисто вымытыми руками берет стерильный резиновый баллон с мягким наконечником и освобождает его от попавшей при кипячении внутрь воды;

· набирает в баллон воду комнатной температуры;

· наконечник баллона смазывает вазелином;

· укладывает ребенка на спину и левой рукой поднимает ему ноги вверх;

· в правую руку берет баллон с водой и выпускает из него воздух;

· осторожно, без усилий, вводит наконечник в заднепроходимое отверстие на глубину 3-5 см, направляя его сначала вперед, а, пройдя наружный и внутренний сфинктеры, немного кзади;

· медленно нажимает на баллон, выпуская воду;

· после введения жидкости левой рукой сжимает ягодицы ребенка, а правою осторожно извлекает наконечник;

· придерживает некоторое время ягодицы сжатыми, чтобы вода не вытекла до усиления перистальтики кишечника.

Примечание: для постановки клизмы детям грудного возраста исполь­зуют баллон №2 вместимостью SO мл в первые 2-3 месяца жизни, №3-4 вместимостью 75-100 мл - ребенку 6 месяцев №5 вместимостью 150 мл -годовалому; детям старше года до 5 лет для очистительной клизмы, вводят 180-200 мя воды (баллон №5-6), детям 6-7 лет -200-250 мл (баллон №6) в положении на левом боку с согнутыми и подтянутыми к животу ногами.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Медицинская сестра

· в кружку Эсмарха наливает кипяченую воду комнатной температуры;

· открыв кран, выпускает воздух из трубки и заполняет водой;

· подвешивает кружку на стойку так, чтобы она находилась на 50-75 см выше уложенного на кушетку больного ребенка;

· укладывает ребенка на левым бок с подогнутыми к животу ногами;

· под ребенка подкладывает клеенку так, чтобы свободный конец ее спускался в таз;

· смазывает наконечник трубки вазелином;

· объясняет ребенку, что он должен постараться задержать воду в кишечнике на несколько минут для лучшего разжижения каловых масс;

· разводит левой рукой ягодицы больного, а правой вводит наконечник в анальное отверстие, сначала несколько вперед по направлению к пупку потом параллельно копчику на глубину 5-10 см;

· приоткрывает вентиль, чтобы вода начала поступать в кишечник; нельзя чтобы вода вытекала быстро - это может вызвать боль;

· после введения воды закрывает вентиль и осторожно извлекает наконечник;

· моет руки после процедуры;

· наблюдает за ребенком, пока у него не появится позыв на дефекацию.

Примечание: для очистительной клизмы ребенку от 6 до 9 лет требуется 400 мл воды, старше 9 лет - 500 мл и более; если при постановке клизмы вода не поступает в кишечник, необходимо изменить положение наконечника, поднять кружку выше; при отсутствии результатов можно думать, что наконечник забит каловыми массами - его необходимо заменить; при атонических запорах послабляющий эффект возникает при температуре воды 18-20 °С, при спастических • 37-38 °С.

МАСЛЯНАЯ КЛИЗМА

У детей применяется для мягкого очищения кишечника и при упорных запорах; используются растительное (подсолнечное, льняное, оливковое, прованское) и вазелиновое масла.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ

Медицинская сестра

· берет какое-либо масло в количестве от 20 до 80 и 150 мл (в зави­симости от возраста ребенка) и подогревает его в теплой воде до температуры 37-38 °С:

· набирает необходимое количество масла в шприц; > укладывает ребенка на левый бок с согнутыми в коленях ногами, подтянутыми к животу;

· берет газоотводную трубку смазывает ее конец маслом и осторожно вводит на глубину 6-10-12 см (в зависимости от возраста) в прямую

· кишку;

· к наружному концу трубки подсоединяет шприц;

· осторожно вводит масло в прямую кишку;

· осторожно вынимает катетер;

· укладывает ребенка на живот на 10-15 минут, чтобы масло не вытекло.

Примечание: очистительный эффект наступает обычно через 8-10 часов,

поэтому ставить масляную клизму удобно вечером перед ночным сном; вместо шприца можно использовать резиновую грушу с надетой на наконечник резиновой трубкой.

ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ КЛИЗМА

Используется для очищения кишечника при атонических запорах, когда обычная очистительная клизма не дает желаемого результата.

Условия проведения

· Для постановки гипертонической клизмы используют в зависимости от возраста 5-10% раствор хлорида натрия или 20-30% раствор сульфата магния.

· В зависимости от возраста вводится от 50 до 70 мл гипертонического

· раствора.

· После клизмы больной должен лежать в течение 20-30 минут, т.к. послабляющий эффект обычно наступает через это время.

· Гипертонические клизмы нельзя применять длительно, т.к. они сильно раздражают слизистую оболочку прямой кишки.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫта же, что и при постановке масляной клизмы.

СИФОННАЯ КЛИЗМА

С помощью сифонной клизмы достигается более эффективное очищение кишечника, т.к. он промывается водой многократно.

Условия проведения

· Сифонная клизма - тяжелая манипуляция для ребенка. При этой процедуре обязательно присутствие врача, наблюдающего за ее ходом и контролирующего состояние ребенка.

· При выполнении сифонной клизмы необходимо следовать строю правилу: количество вводимой жидкости должно быть практически равно количеству выводимой.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ

Медицинская сестра

· готовит резиновую трубку с диаметром 0,8-1 см, заканчивающуюся наконечником, длиной 1,5 м; стеклянную воронку емкостью 400-500 мл; емкость с водой для промывания температуры 37-38 °С, от 5 до 10 л (в зависимости от возраста), таз для промывных вод, вазелиновое масло, клеенку, перчатки;

· укладывает ребенка на спину с приведенными к животу ногами и слегка приподнятым тазом;

· надевает перчатки;

· берет трубку, присоединяет воронку, а другой конец обильно смазывает вазелиновым маслом;

· вводит смазанный конец трубки в прямую кишку на глубину 4-5 см;

· вслед за трубкой вводит в прямую кишку указательный палец и под его контролем проводит трубку глубже;

· удерживает воронку примерно на уровне ягодиц, наливает в нее воду и медленно поднимает вверх, пока вода почти полностью не уйдет в кишечник;

· опускает воронку, чтобы жидкость и газы вышли в нее из кишечника и сливает содержимое в таз;

· эти действия повторяет, пока из кишечника не будет отходить чистая вода, при этом исчезает вздутие живота и брюшная стенка западает;

· по окончании процедуры оставляет резиновую трубку в кишечнике на

· 15-20 минут, чтобы отошла по ней оставшаяся жидкость;

· медленно извлекает трубку;

· погружает зонд и воронку в дезинфицирующий раствор;

· снимает перчатки

· доставляет ребенка в палату и удобно укладывает на кровати.

ПРОМЫВАНИЕ ЖЕЛУДКА

Используют с лечебной и (реже) диагностической целью в педиатрической практике.

Условия проведения манипуляции:

· Положение детей во время промывания желудка зависит от возраста: ребенка младшего возраста укладывают на левый бок со слегка повер­нутым вниз лицом и приподнятым на 15-20° ножным концом, ребенка дошкольного возраста помощник усаживает к себе на колени, плотно зажав его ноги между своих и прижав его голову к своему плечу; ребенка старшего возраста усаживают на стул, зафиксировав при необ­ходимости руки, закрыв грудь резиновым фартуком или пеленкой.

· В зависимости от эмоционального состояния ребенка, открыть рот ему можно шпателем, либо использовать для этой цели роторасширитель.

· Количество жидкости для промывания желудка также зависит от возраста ребенка, чтобы избежать водного отравления: новорожденным - 200 мл, до 6 месяцев - 500 мл, а до года - 1 литр, старше I года - I литр на год жизни, но не более 10 литров. Температура жидкости для промывания желудка у детей раннего возраста 22-24°, у остальных - комнатная.

· Используют для промывания желудка у грудных детей более тонкий, чем у старших, зонд, и вместо воронки - шприц.

· Необходимо строго соблюдать следующее правило - количество вводимой жидкости должно быть практически равно количеству выводимой.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ

Медицинская сестра

· готовит стерильный желудочный зонд, воронку (шприц), таз, кипяченую воду в достаточном количестве, шпатель, роторасширитель, салфетку;

· измеряет у ребенка расстояние от середины переносицы до пупка -ориентировочную глубину введения зонда, делает на нем отметку;

· укладывает (усаживает) ребенка в удобное для промывания положение;

· смачивает кипяченой водой слепой конец зонда;

· с помощью шпателя, держа его в левой руке, открывает ребенку рот, а правой - рукой быстрым движением заводит зонд за корень языка; при необходимости использует роторасширитель;

· просит ребенка сделать несколько глотательных движений, либо сама осторожно, без насилия, продвинет зонд по пищеводу до сделанной предварительно отметки (при поспешном введении зонд может закручиваться в пищеводе);

· после попадания зонда в желудок, подсоединяет к нему воронку (шприц);

· держа воронку ниже уровня желудка ребенка, заполняет воронку водой;

· осторожно поднимает воронку вверх, пока вода из нее уйдет в желудок до горлышка воронки (шприца);

· опускает воронку вниз, чтобы в нее стали поступать промывные воды;

· промывные воды из воронки выливает в таз;

· вновь заполняет воронку чистой водой и повторяет процедуру промывания пока не получит из желудка чистые промывные воды;

· закончив процедуру, снимает воронку (шприц) и быстрым движением извлекает зонд;

· убирает роторасширитель, освобождает зафиксированные руки ребенка;

· доставляет ребенка к постели, помогает лечь.

Примечание: если при введении зонда ребенок начинает кашлять, задыхаться, синеть, следует немедленно извлечь зонд, т.к. как он попал * дыхательные пути;

промывание желудка ребенку в бессознательном состоянии для предотвращения аспирации жидкости проводят только после интубации трахеи, осуществленной врачом.

ДУОДЕНАЛЬНОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ

Условия проведения

· Дуоденальное зондирование является тяжелой стрессогенной процедурой, и в настоящее время в педиатрической практике стало использоваться значительно реже в связи с появлением УЗИ. Однако по клиническим показаниям дуоденальное зондирование проводится детям школьного возраста.

· За несколько дней до выполнения дуоденального зондирования необходимо начать психоэмоциональную подготовку ребенка к процедуре с учетом особенностей его личности: 'рассказать о смысле, цели и методике проведения и постараться снять стрессовую настроенность.

· За 2-3 дня до дуоденального зондирования из рациона ребенка необходимо исключить блюда, вызывающие повышенное брожение и метеоризм: черный хлеб, цельное молоко, картофель, капуста, бобовые.

· Для дуоденального зондирования используют тонкий зонд с метал­лической оливой на конце и несколькими отверстиями, диаметром 3-5 мм, длиной 1,5м.

· Зондирование медсестра проводит в отдельной комнате наедине с ребенком иногда в присутствии врача.

· На зонде предварительно ставят метки: 1-ую на расстоянии от середины переносицы до пупка, 2-ую через 10-15 см после первой.

· Дуоденальное зондирование проводят утром натощак.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ДУОДЕНАЛЬНОГО ЗОНДИРОВАНИЯ

Медицинская сестра

· готовит все необходимое для процедуры: стерильный дуоденальный зонд, штатив с пробирками, 20-граммовый шприц, 33% раствор сульфата магния, зажим, грелку с теплой водой, валик

· усаживает ребенка на кушетку

· моет руки

· берет в руку металлическую оливу и объясняет ребенку, что он должен глотать ее, как косточку от вишни, вместе со скапливающейся во рту слюной и глубоко ровно дышать

· вводит оливу за корень языка, придерживая свободный конец зонда, в то время как ребенок делает глотательные движения

· вводит таким образом зонд до первой метки - олива достигла желудка

· просит ребенка спокойно посидеть 20-30 минут, при этом зонд заглатывается до 2-ой метки - олива прошла в 12-перстную кишку

· укладывает ребенка на правый бок, подложив под область таза валик, а под область правого подреберья - теплую грелку для лучшего от хождения желчи

· опускает свободный конец зонда в пробирку и в нее поступает порция А - содержимое 12-перстной кишки светло-желтого цвета;

· через зонд с помощью шприца вводит от 10 до 50 мл 33% раствора сульфата магния для расслабления сфинктера желчного пузыря и пережимает зонд на 10-15 минут зажимом;

· отпускает свободный конец зонда в следующую пробирку и в нее поступает порция В - содержимое желчного пузыря темно-оливкового цвета;

· опускает свободный конец зонда в следующую пробирку - в нее поступает порция С - лимонно-желтого цвета, представляющая собой содержимое желчных ходов;

· осторожно извлекает зонд;

· пробирки с полученным материалом ставит в теплую воду и немедленно отсылает в лабораторию;

· ребенка провожает в столовую, т.к. его необходимо покормить. Примечание: продолжительность дуоденального зондирования 2-2,5 часа.

МЕТОДИКА ВЗЯТИЯ МАТЕРИАЛА

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ САХАРА В МОЧЕ ГЛЮКОТЕСТОМ

Глюкотест-бумага, пропитанная специальным раствором.

Глюкотест погружают в мочу, и если она содержит сахар, то цвет глюкотеста изменяется.

В наборе имеется специальная шкала, с которой сравнивают получив­шуюся окраску. На шкале указано содержание сахара, соответствующее определенному цвету глюкотеста.

ВЗЯТИЕ МОЧИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЛЮКОЗУРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Взятие мочи для определения глюкозурического профиля проводится детям, страдающим сахарным диабетом, с целью определения изменения уровня сахара в моче в течение суток.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ

Медицинская сестра

· объясняет ребенку цели и задачи исследования, методику взятия мочи;

· контролирует, чтобы в 8 часов ребенок помочился, и эта моча слива­ется в унитаз;

· собирает 1 порцию мочи с 8°° до 13°° часов в чистый горшок;

· измеряет количество мочи в этой порции в мл и 100 мл отсылает в лабораторию для анализа на содержание сахара;

· 2 порцию мочи собирает с 13°° до 18°° часов;

· порцию мочи собирает с 18°° до 21 °°;

· 4 порцию мочи собирает с 21°° до 6°°;

· 5 порцию мочи собирает с 6°° до 8°°;

· измеряет количество мочи в каждой порции и по 100 мл из каждой

· порции немедленно отсылает в лабораторию.

 

Медицинская сестра

· берет чистую сухую пробирку (для предохранения от гемолиза);

· укладывает ребенка;

· проводит по всем правилам пункцию вены толстой иглой, чтобы кровь вытекала из вены свободно, без отсасывания шприцем: в этом случае форменные элементы крови меньше травмируются и сыворотка будет прозрачной, пригодной для анализа;

· набирает в пробирку кровь самотеком в количестве 5-8 мл;

· немедленно отправляет материал в биохимическую лабораторию с сопроводительным документом.

Примечание: при транспортировке кровь не взбалтывать!

ВЗЯТИЕ КРОВИ ИЗ ВЕНЫ

ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИМ И ЭНДОСКОПИЧЕСКИМ МЕТОДАМ ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ ВЕРХНИХ ОТДЕЛОВ ЖЕЛУДОЧНО - КИШЕЧНОГО ТРАКТА (ПИЩЕВОД, ЖЕЛУДОК, ТОНКИЙ КИШЕЧНИК)

1. За 2-3 дня до исследования из рациона ребенка исключают продукты, способствующие газообразованию, развитию метеоризма: черный -хлеб, картофель, бобовые, квашенную капусту, молоко, большое количество фруктов.

2. Накануне исследования ужин должен быть не позд


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.241 с.