МДОАУ Детский сад №60 комбинированного вида. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

МДОАУ Детский сад №60 комбинированного вида.

2017-10-16 398
МДОАУ Детский сад №60 комбинированного вида. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Логопед Гранченко Н.В

МДОАУ Детский сад №60 комбинированного вида.

Статья: «Специфика коррекционно-логопедической работы по формированию активного словаря с детьми дошкольного возраста с ДЦП»

 
 
 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________________ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПЕЦИФИКИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП___________ 7

1.1. Особенности психофизиологического развития детей с ДЦП________ 7

1.2. Речевое развитие детей с ДЦП__________________________________ 10

1.3. Методика коррекционно-логопедической работы при ДЦП__________18

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ С ДЕТЬМИ С ДЦП ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП____________________________ 23

2.1. Методика обучающего эксперимента __________________________ 23

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Проблема коррекционно-логопедической работы с детьми с церебральным параличом с нарушениями речевой и познавательной деятельности не нашла еще достойного отражения в отечественной логопедии.

У истоков исследований и практической деятельности в логопедической работе с детьми ДЦП, стояли К.А. Семенова[43], Л.А. Данилова, Е.М. Мастюкова[32], М.В. Ипполитова, Л.О.Бадалян[4], Л.Т. Журба, О.В. Тимонина, М.Б. Эйдинова, А.Р. Лурия, И.Ю. Левченко[25], О.Г. Приходько[41], Е.Ф.Архипова[2], Т.А. Фотекова, Н.В. Симонова и другие.

По мере изучения детей с ДЦП становилось очевидным, что необходимо начинать коррекционно-педагогическую работу как можно раньше, практически со времени, когда поставлен диагноз «детский церебральный паралич».

В данное время отмечается увеличение роста детей, рожденных с церебральной патологией, при этом в неврологии ДЦП, занимает первое место по детской инвалидности.

Коррекционно-логопедическая работа строится на знании особенностей нарушения речи у детей с ДЦП и последовательной работы. Необходимо всегда учитывать взаимосвязь речевых, двигательных и психических нарушений в развитии ребенка. В результате этого, вся работа логопеда взаимосвязана со стимуляцией развития всех сторон, психических и сенсорных функций. Следовательно, осуществляется формирование речи как целостной психической деятельности.

Работа над речью тесно связана с медицинским лечением, направленным на развитие двигательных функций. Эта взаимосвязь является важным комплексным условием. При постановке диагноза и медико-педагогической коррекции необходима взаимосвязь логопеда-дефектолога, невропатолога, врача ЛФК. При подборе эффективных и адекватных приемов для коррекции речи, необходимо учитывать связь между речевыми нарушениями и двигательными расстройствами, поражение артикуляционной и общей моторики. При поэтапной и последовательной логопедической работе следует учитывать функции, которые сохранились у ребенка. Нужно опираться не на календарный возраст детей, а актуальный уровень нарушения речи [53].

Важно одновременно развивать нарушения артикуляционной моторики и функциональные возможности кистей рук. Так как положение анатомической близости корковых зон, связаны с зонами иннервации речевого аппарата и иннервации мышц рук [23].

В работе с детьми ДЦП необходимо сочетать различные виды и формы коррекционно-логопедической работы (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные). Необходима стимуляция двигательно-кинестетического анализатора, для выполнения целенаправленных артикуляционных действий, требуется развивать самоконтроль.

Логопедическая работа с детьми ДЦП является перспективной, интересной и, безусловно, необходимой.

Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является определение наиболее эффективного пути логопедической работы по формированию активного словаря с детьми ДЦП дошкольного возраста.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность темы исследования определили проблему исследования - определение эффективных логопедических приемов для активного развития речевой деятельности детей ДЦП дошкольного возраста.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПЕЦИФИКИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП

Рассказ «Игра»

Рассказывает взрослый (по окончании спектакля), имена действующих лиц заменяются именами детей данной группы. Катя и Миша вошли в группу. Миша взял машинку. Катя взяла куклу Машу. Миша катал машинку. Катя причёсывала куклу Машу. Дети играли.

Вопросы к рассказу

Ответ дается полным предложением.

- Кто вошёл в группу?

- Куда вошли дети?

- Что взял Миша?

- Кого взяла Катя?

- Что катал Миша?

- Кого причёсывала Катя?

В самом начале обучения вопроса «что делал?» следует избегать, так как ответ на него для детей труден.

Упражнения

1. Анализ предложения с целью включения или не включения его в рассказ.

Взрослый произносит предложение и предлагает ребенку отгадать, подходит оно к этому рассказу или нет.

Катя села на ковёр. Миша долго завтракал. Миша ползал по ковру. Мама купила Кате шапку. У Миши есть кошка. Катя любит свою собаку. Миша любит машинки. И т. п.

2. Установление порядка предложений в рассказе.

Взрослый произносит пары предложений и предлагает ребенку определить, какое предложение должно следовать в рассказе раньше, а какое позже.

Катя взяла куклу.— Катя вошла в группу.

Катя причёсывала куклу.— Катя взяла куклу.

Миша взял машинку.— Миша катал машинку.

Каждая пара предложений обязательно проговаривается ребенком.

3. Выбор из рассказа опорных глаголов и установление их последовательности.

Взрослый предлагает ребенку выбрать из рассказа слова — названия действий (войти, взял, взяла, катал, причёсывала, играли), а затем сказать, какое действие производилось раньше, какое позже: причёсывала — вошли; взял — катал; играли — вошли; причёсывала — взяла.

4. Пересказ рассказа целиком (по памяти и с использованием картинки).

Взрослый должен поощрять включение ребенком любых дополнений и уточнений, если они относятся к рассказу.

Составление рассказа-описания по мнемотехнике.

Пересказ короткой сказки по ролям и рассматривание серии сюжетных картинок, установление их последовательности
Формирование грамматического строя речи.

В процессе формирования и развития грамматического строя речи у детей, необходимо вести следующую работу: учить согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами В, НА, ПОД, ЗА; употреблять имена существительные в форме ед. и мн. числа, обозначающих животных и их детенышей (кошка- котенок - котята); употреблять форму мн. числа существительных в род. падеже (бабочек, матрешек); составлять предложения с однородными членами (Миша посадил в машину зайку, куклу и мишку) употреблять формы повелит. наклонения глаголов (хотеть, бежать, лежать); использовать в речи простейшие виды сложных предложений.

Важным средством для формирования и развития вышеназванных грамматических навыков у дошкольников являются дидактические игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием.
Основные виды дидактических игр:
- игры с предметами;
- настольно-печатные игры;
- словесные игры;
Хотим представить вашему вниманию игры с предметами по нетрадиционной методике песочная терапия.

«Строители»

Цель: Учить правильно, употреблять в речи грамматические категории:

-предлоги: от, к, над, между, в, из-за, у, перед;

-приставочные глаголы: построили, пристроили, надстроили;

-наречия: далеко, близко, быстро, медленно, глубоко.

Оборудование: Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.

Ход игры.

Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей.

«Чего не стало»

Цель: Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.

Оборудование: Песочница с влажным песком.

Ход игры.

Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

«Подбери слова»

Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик - легкий, блюдце - пластмассовое).

Также используем дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя речи.

«Один - много»

Цель: образование существительных множественного числа.

Ход игры: педагог называет существительное в единственном числе, а ребёнок во множественном, например: яблоко - яблоки, сумка - сумки, дерево - деревья и т. д.

Усложнение: используются словосочетания - прилагательное + существительное, например: красивый цветок - красивые цветы, яркая бабочка - яркие бабочки, сочное яблоко - сочные яблоки и т. д.

«Назови ласково»

Цель: образование существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Ход игры (игру можно проводить с мячом):

Кукла-куколка

Лиса-лисичка

Петух-петушок и т. д.

«Скажи наоборот»

Цель: учить детей образовывать слова-антонимы

Ход игры:

Большой - маленький

Толстый - тонкий (худой)

Кислый - сладкий

Высокий - низкий

Тепло - холодно

Весело - грустно

Пришёл-ушёл

Прилетел-улетел

Сел-встал и т. д.

«Назови, одним словом»

Цель: развитие словесно-логического мышления

Ход игры: педагог называет 3-4 слова, ребёнок называет их обобщающим понятием: «груша, яблоко, банан»- «фрукты»; «собака, кошка, корова» «домашние животные» и т. д.

Усложнение: педагог называет обобщающее слово, а дети подбирают относящиеся к нему предметы: «Мебель»- «Стол, стул, кровать, диван…» и т. д.

Примеры игр направленных на обогащение предметного словаря:

«Чудесный мешочек»

Цели: Способствовать количественному накоплению слов, пониманию их смыслового значения и точного соотнесения к объектам окружающего мира.

Содержание: Дети вместе с логопедом рассматривают игрушки, изображающие различные предметы, затем складывают их в мешочек. Дети по очереди на ощупь отгадывали предмет в мешке и называли его.

«Покажи и расскажи»

Цели: Расширить и активизировать словарь ребенка по теме «Животные».

Содержание. Взрослый предлагал малышу показать и назвать всех животных, изображенных на картинке, а затем ответить полным предложением на следующие вопросы:

Какие части тела ты знаешь у каждого животного? У кого пасть? клыки? длинные уши? короткий хвост? колючки? и т. п.

- Кто из зверей большой? маленький? колючий? сильный? трусливый? длинноухий? короткохвостый? острозубый? клыкастый? пушистохвостый? и пр.

Кто где живёт (в норе, в гнезде, в берлоге)?

Кто чем питается?

«Найди пару»

Цели: Обучение навыкам словообразования.

Содержание: Логопед выставляет перед детьми наборное полотно. На столе разложены картинки с изображениями разных знакомых детям игрушек, овощей и фруктов, одежды, посуды. Затем объясняет, что дети будут расставлять картинки парами и называть «большой», «маленький», например: «большой - дом», «маленький - домик», «большой круг- маленький кружок».

«Большой и маленький»

Цели: Обучение навыкам словообразования.

Содержание: Логопед выставляет перед детьми наборное полотно. На столе разложены картинки с изображениями разных знакомых детям игрушек, овощей и фруктов, одежды, посуды. Затем объясняет, что дети будут расставлять картинки парами и называть «большой», «маленький», (например: «большой - дом», «маленький - домик», «большой круг - маленький кружок").

«Отгадай и назови»

Цели: Развитие понимания речи.

Содержание: Логопед подробно описывает признаки и качества загаданного предмета. Дети отгадывают и называют предмет, например:

Красное, круглое, растет на дереве, что это?

И т.д.

Многие игры включались как в занятия, так и в режимные моменты, проводимые экспериментатором.

В конце работы был проведен контрольный срез, позволяющий диагностические определить эффективность логопедической работы с детьми по устранению общего недоразвития речи на основании созданных условий.

.

Дети с ДЦП представляют собой крайне неоднородную группу как по уровню психического и речевого развития, так и по степени проявления речедвигательных функций. При этом отмечаются многовариантные сочетания нарушений различных функциональных систем.

У многих детей (примерно 75%) с церебральным параличом наблюдается сопутствующий диагноз - задержка психического развития и сильные отклонения в нарушении речи. В большей степени у детей с ДЦП возрастное речевое развитие зависит от развития интеллекта. Основной целью коррекционно-логопедической работы с детьми с ДЦП, является развитие и коррекция движений рук и мелкой моторики. Это способствует своевременному развитию речи ребенка, личностному развитию ребенка и адаптации ребенка в обществе. Логопедическая работа с такими детьми должна начинаться с раннего возраста, так как патология в движении ребенка приводит к вторичной задержке других функций.

Работая с ребенком, следует учитывать все его нарушенные и сохранные функции и использовать их в работе. Дети при ДЦП очень эмоционально не подготовлены к общению и поэтому все занятия, которые проводятся индивидуально, должны носить игровой характер, что вызывает интерес детей к работе и повышает работоспособность за счет психологического настроя.

На протяжении длительного времени следует наблюдать за развитием ребенка, что даст возможность тщательно изучить и выявить структуру психического и речевого нарушения. В связи с этим эффективность диагностики детей с церебральным параличом и коррекция речи значительно улучшается.

При ДЦП имеет большое значение развитие скоординированной системы межанализаторных связей. Нужна опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, осязательный и акустический).

Выводы

Экспериментальное обучение показало положительные итоги. Итоговое обследование дало возможность говорить о том, что при логопедической коррекционной работе происходит последовательное развитие всех речевых функций и интеллекта. Коррекционно-логопедическая работа логопеда поможет улучшить активный словарь детей с церебральным параличом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В первой главе выпускной квалификационной работы нами были рассмотрены научно-теоретические аспекты речевого развития детей дошкольного возраста с церебральным параличом.

Детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание, которое возникает вследствие воздействия на организм ребенка различных неблагоприятных факторов внутриутробного периода, во время родов или в первые месяцы жизни. В связи с этим повреждаются те участки головного мозга, которые отвечают за движением и удержанием позы тела. Основными клиническими симптомами являются нарушение зрения, слуха, речи и интеллекта. У некоторых детей наблюдаются судорожные синдромы, задержка психического развития, трудности в общении и восприятии.

В настоящее время используется классификация К.А.Семеновой, в которую включены опыт собственной работы и элементы классификации Зигмунда Фрейда. Выделяется 5 форм ДЦП:

1. Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.

2. Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга, что приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.

3. Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.

4. Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах – непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.

5. Атонически-астатическоя форма, при которой поражается мозжечок.Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

По данным большинства авторов у 80% детей с ДЦП встречается нарушение речи. Задержка развития речи или отставание в речевом развитии обусловлены тем, что дети имеют недостаточный объём знаний об окружающем мире и ограниченное общение.

В связи с органическими нарушениями у детей с церебральным параличом нарушается звукопроизношение, голос, дыхание, темпо-ритмический рисунок.

Формирование сенсомоторных предпосылок развития артикуляции включает дыхательные упражнения, развитие голоса, логопедический массаж, артикуляционную гимнастику.

При ДЦП основными нарушениями речи является: нарушения грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами, с их формированием; наблюдаются нарушения формирования связной речи и понимания её. Нарушения речи при детском церебральном параличе также связано с педагогической запущенностью со стороны родителей и ограничение их в общении в социуме.

При задержке психического развития наиболее нарушена динамика различных видов мышления. Почти все дети отличаются повышенной утомляемостью, при целенаправленных воздействиях, требующих участия мыслительных процессов, они становятся вялыми и им трудно сосредоточиться.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. – М.: ФЕНИКС, 2015. – 48 с.

2. Архипова Е.Ф.: Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. // Высшая школа, Коррекционная педагогика, АСТ, 2008. – 254 с.

3. Бабина Г.В., Белякова Л.И., Идес Р.Е. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-метод. пос.- М: МПГУ, 2012 – 214 с.

4. Бадалян Л.О. Детский церебральный паралич./ О.Л. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. - Киев, 2002. – 286 с.

5. Бадалян Л.О. Невропатология. – М.: Academia. /Классическая учебная книга.- 2013. – 400 с.

6. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание: Уч. пос. - М.: Академический проект, 2012.

7. Блыскина И.В. Массаж в коррекции артикуляционных расстройств./ И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков. – СПб: Сатис, 1995. - 136 с.

8. Браткова М.В., Закрепина А.В., Пронина Л.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх с взрослыми. - М.: Парадигма, 2013.

9. Васильченко Н.А. Психопаталогическая характеристика учащихся с церебральным параличом // Дефектология. - 1980.- № 1.

10. Воропаева С.В. Основы общей психопатологии: Учебное пособие. - М.: Прометей. 2013.

11. Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей./ АСТ, Астрель, ВКТ, Планета знаний. 2012 – 224 с.

12. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: методическое пособие / Сост. И.Ю. Кондратенко. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 224 с.

13. Геннинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи./ М.Г. Геннинг. - Чебоксары, 1980. – 144 с.

14. Государев Н.А. Специальная психология/ Н.А.Государев. – М.: Ось – 89, 2008. – 288 с.

15. Гриншпун Б.М. Дислалия. / Христоматия по логопедии. Т.1. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.- С.108-120.

16. Дедюхина Г.В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом./ Г.В. Дедюхина, Л.Д. Могучая, Т.А. Яньшина. – М.: «Гном и Д», 2001.- 146

17. Детская логопсихология. Учебник.(+CD-ROM)/ Под ред. О. Денисова, О. Леханова, Т. Захарова - М.: Владос - 2015. - 160 с.

18. Детский церебральный паралич. Христоматия /Сост. Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук. – СПб, 2003. - 562 с.

19. Детский церебральный паралич./ Сост. Л. Бадалян, А. Журба - Изд. Книга по требованию: 2012. - 325 с.

20. Калягин В.А. Логопедия: Учебник.- М.: Академия, 2014

21. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пос.- СПб: Корона-Век, 2009.

22. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР/ авт.-сост. А.М.Быховская, Н.А. Казова.- СПб.: ООО "Издательство «Детство- Пресс» 2012. – 32 с.

23. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация./ И.А. Коробейников. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 296 с.

24. Круглова А.М. Говорим правильно. Логопедические игры и упражнения.- М.: Рипол - Классик, 2012.

25. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. – Изд. Книголюб, серия: специальная психология. – 2008. – 176 с.

26. Логопедия. Иллюстрированный справочник / Под ред. И. Смирнова – М.: КАРО, 2014. – 232 с.

27. Логопедия. Коррекционная педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 704 с.

28. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие детей. Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – М.: ВЛАДОС, 2007 – 408 с.

29. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб.: Союз, 2005 – 286 с.

30. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий.- М.: Парадигма, 2012.

31. Мандель Б.Р. Коррекционная психология: Уч. пос.- Берлин: Директ - Медиа, 2015.

32. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом./ Е.М.Мастюкова, М.В. Ипполитова. – М.: Просвещение, 1985. – 212 с.

33. Матросова Т.А.: Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Изд. Сфера. – 2005. – 112 с.

34. Московина А.Г., Уманская Т.М. Клиника интеллектуальных нарушений: Учеб. пос.- М.; Прометей, 2013.

35. Московина А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье: Уч. пос.- М.: ИПГУ, 2014.

36. Немкова С.А. Детский церебральный паралич. Современные технологии в комплексной диагностике и реабилитации когнитивных расстройств. – М.: Изд. Медпрактика – М.: 2013.- 442 с.

37. Орлова Е.А., Колесник Н.Т. Клиническая психология: учебник. – М.: Юрайт, 2013.

38. Основы логопедической работы с детьми./ Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.

39. Подольская О.А., Яковлева И.В. Основы специальной педагогики и психологии: Уч. Пос. – Елец: Елецкий гос. ун-т им. И.А. Банина, 2013.

40. Пособие по диагностике речевых нарушений./ под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.

41. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста./ О.Г.Приходько. – СПб.: КАРО, 2008 – 157 с.

42. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: Учебник/ ред. Левченко И.Ю.-М.: Академия, 2013.

43. Семёнова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М.: Изд. Книга по требованию – 2012. – 325 с.

44. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Уч. пос.- М.: Генезис, 2013.

45. Сорокина Н.А. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями: Уч. пос.- М.: Владос, 2013.

46. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 320 с.

47. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. – СПб.: «Детство-пресс», 2013.

48. Тихонова Е.С. Практические упражнения и задания для устранения речевых трудностей у детей с ОНР. - М.: АРКТИ, 2014. – 96 с.

49. Трунов А. Лечение ДЦП. Революционный метод реабилитации Гленна Домана. – М.: Изд. Амрита, 2013. - 208 с.

50. Трубина Н.М. Диагностика и коррекция нарушения письма у младших школьников, страдающих детским церебральным параличом и умственной отсталостью//Логопедия. 2005 № 1.

51. Устинова Е. Детский церебральный паралич: Психологическая помощь дошкольникам. – М.: Изд. Книголюб, 2007. - 120 с.

52. Фомичева М.Ф. Введение в логопедию./ М.Ф. Фомичева, Е.В. Оганесян. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. – 88 с.

53. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.- М.: Изд. Книга по требованию, 2004. – 368 с.

54. Шипилова Е.В. Основы логопсихологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 224 с.

55. Шохор-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. Сборник упражнений. - М.: МПСИ, 2015.- 364 с.

56. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 -3лет. Изд. 10-е. – М.: Терефинф, 2014. – 192 с.

 

 


Приложение 1.

Логопед Гранченко Н.В

МДОАУ Детский сад №60 комбинированного вида.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.196 с.