Б3. Б. 66 Психология социальной работы — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Б3. Б. 66 Психология социальной работы

2017-10-16 203
Б3. Б. 66 Психология социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б3. Б. 66 Психология социальной работы

 

Направление подготовки: 37.03.01 Психология
Квалификация (степень) выпускник: Бакалавр психологии
Профиль подготовки бакалавра: психология управления, юридическая психология
Форма обучения: заочная
Выпускающая кафедра: психологии

Г. Красноярск

Г.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология

 

Программу составили:

Кафедра психологии

__________________Дудоладова Е.Г., ст. преподаватель кафедры психологии

 

Программа одобрена на заседании кафедры психологии

Протокол № 07 от «13» марта 2015г.

Зав.кафедрой психологии, к.псих.н., доцент Титова О.И._____________

 

Программа одобрена на НМС факультета психологии

Протокол № 08 от «16» марта 2015г.

Председатель НМС факультета психологии, к.псих.н., доцент Арышева А.П.___________

 


ВВЕДЕНИЕ

«Психология социальной работы» представляет собой прикладное направление психологической науки. Реализуемое в процессе социальной деятельности (социальная работа) - это направление использует данные социологии, а также менеджмента. При работе с отдельными группами населения (инвалиды, несовершеннолетние, пожилые люди и т. п.) психология социальной работы обращается к медицинским знаниям. Практика социальной работы предполагает также применение наряду с психологическими и педагогические знания.

Курс связан с раскрытием важнейших положений социальной работы, способствующих максимальной реализации функции социальной защиты личности в различных государственных образованиях.

 

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО):

формирование стройной системы знаний, умений и навыков, составляющих основу квалификации психолога-практика, предметом деятельности которого является оказание психологической помощи нуждающимся.

- знания: психологических концепций, необходимых для осуществления социальной работы по оказанию помощи нуждающимся;

-умения теоретические: осмысливать различные социально - психологические явления, опираясь на принципы естественно – научной и гуманитарной психологии;

- умения практические: осваивать социально-психологические категории и их характеристики; понимать социально-психологические регуляторы межличностных конфликтов; понимать смысл межгрупповой коммуникации;

- навыки: применения психологических методов диагностики, коррекции, реабилитации и консультирования на практике.

Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций:

ПК-9 - способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях

ПК 11 - способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека

.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знание основных разных теоретических подходов к исследованию социально - психологических феноменов, сформировавшихся в зарубежной и отечественной науке, новых тенденций развития психологии социальных явлений.

Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин «Экономическая психология», «Основы управления персоналом», «Методы активного социально-психологического обучения», и служит основой для освоения дисциплин «Основы тренинговой работы», «Технологии профессионального развития», «Маркетинг психологических услуг».

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

Вид учебной работы Всего часов Семестры (3)
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия. Всего:    
В том числе: лекции    
практические занятия, семинары:    
в том числе в интерактивной форме    
Лабораторные работы - -
Самостоятельная работа. Всего:    
В том числе: курсовая работа (проект) - -
Расчетные работы - -
Другие виды самостоятельной работы - -
Вид итогового контроля (зачет):    

 

Лекции

№ п/п Номер раздела дисциплины Объем, часов Тема лекции
  Раздел 1. Общетеоретические основы психологии социальной работы 0,5 Психология социальной работы – предмет, задачи и функции
  0,5 Общая теория психологии социальной работы
    Психологические основы методологии социальной работы
  Раздел 2. Практические вопросы психологии социальной работы   Психотехнологии диагностики, коррекции и реабилитации
    Особенности социально-психологической работы с различными категориями населения
Итого:    

Практические занятия

№ п/п Номер раздела дисциплины Объем часов Тема практического занятия Методика интерактивного занятия
  Раздел 1. Общетеоретические основы психологии социальной работы   Развитие профессиональных стандартов в социальной работе. Конструирование фрейма
    Психологическое консультирование в социальной работе.  
  Раздел 2. Практические вопросы психологии социальной работы   Понятие психотехнологий диагностики. Основные подходы к коррекционно-реабилитационной и профилактической работе. Конструирование когнитивной карты
    Социально-психологическая помощь младенцам и детям раннего возраста (программы раннего вмешательства)  
    Поддержка родителей детей с особыми потребностями.  
    Психологическая помощь людям пожилого возраста.  
Итого:      

3.3 Самостоятельная работа студента

Раздел дисциплины № п/п Вид СРС Трудоемкость, часов
Раздел 1   Написание аннотации по заданной проблематике  
  Составление фрейма по теме  
  Составление конспекта  
  Написание рефератов по заданной теме  
  Составление вопросов-понятий и вопросов-суждений по заданной теме.  
  Составление сравнительной таблицы по теме  
  Составление метаплана по заданной тематике  
Раздел 2   Составление когнитивной карты по заданной теме  
  Написание рефератов по заданной теме  
  Написание аннотации по заданной проблематике  
  Составление конспекта  
  Составление фрейма по теме  
  Моделирование психологического консультирования по заданной проблематике  
  Работа с тестовыми заданиями по дисциплинам  
Итого:  

Рефераты

1. Основные психологические проблемы клиентов.

2. Психологическое консультирование и психотерапия – важнейшие методы работы с клиентами.

3. Основные подходы в коррекционно-реабилитационной и профилактической работе.

4. Основные концепции природы человека в современной философии.

5. Антропологические концепции и идеи в современной социологии и психологии.

6. Рамки профессиональной деятельности в социальной работе.

7. Границы компетентности и социальной ответственности.

8. Целевые группы клиентов социальных служб и особенности подходов к работе с ними.

9. Профессиональная компетентность в практике социальной работы.

10. Технологии развития профессиональной компетентности социального работника.

11. Психологического обеспечения социальной работы.

12. Предметно – профессиональная подготовка социальных работников: задачи, содержание, подготовка.

13. Профессиональная деформация специалистов социальной работы.

14. Актуальность проблем психологии социальной работы на современном этапе развития российского общества.

15. Организационные, правовые, финансово-экономические, медико-социальные методы социальной работы.

16. Становление и основные моменты социального страхования в РФ.

17. Периодизация история социальной работы за рубежом и в России.

18. Зарождение теории и практики общественной помощи в истории России.

19. Формирование системы государственной помощи в России.

20. Формирование системы государственного обеспечения в России.

21. Психологические особенности проживания кризиса и утраты: социально-психологическая помощь и поддержка.

22. Феномен посттравматического стрессового состояния: психологическая помощь.

23. Проблема суицида и суицидального поведения с точки зрения социально-психологической реабилитации.

24. Психическое воздействие безработицы: социально-психологическая работа с людьми, потерявшими работу.

25. Социально-психологическая помощь при алкоголизме.

26. Основы психологического консультирования людей без определенного места жительства.

27. Общие принципы и развитие семейного консультирования.

28. Семейная психотерапия.

29. Основы групповой терапевтической социальной работы.

30. Психодинамические механизмы эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков.

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Перечень компетенций в зависимости от этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Компетенция Этап формирования
ПК – 9 Промежуточный
ПК-11 Промежуточный

Текущая аттестация студентов производится е в следующих формах:

· презентация результатов самостоятельной работы;

· письменные домашние задания.

Рубежная аттестация студентов производится по окончании модуля в следующих формах:

· тестирование;

· контрольные работы;

Промежуточный контроль по результатам изучения дисциплины проходит в форме зачета.

Сдача зачета осуществляется с помощью компьютерного тестирования в программном средстве. Каждому студенту предлагается 25 тестовых заданий по всему курсу дисциплины. Подбор заданий осуществляется автоматически в случайном порядке из всей совокупности тестов, представленных в УМКД. Критериями оценивания компетенций студента является количество положительных ответов на тестовые задания:

менее 60% положительных ответов соответствуют «незачет»;

60% и более положительных ответов соответствуют «зачтено»;

Фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить РО по данной дисциплине, включены в состав УМК дисциплины и перечислены в 8 разделе рабочей программы.

Критерии оценивания, перечень контрольных точек и таблица планирования результатов обучения приведены в Приложении 2 к рабочей программе.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. Фирсов, М. В. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики [Текст]: учеб. пособие для бакалавров; рекомендовано методсоветом по направления / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 390 с.

2. Карцева Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. В. Карцева. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 224 с

3. Фирсов, М. В. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики [Текст]: учеб. пособие для бакалавров; рекомендовано методсоветом по направления / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 390 с.

4. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст]: в 2-х ч. учеб.- прак. пособие для вузов / Е. И. Рогов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012 - Ч.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 507 с.

5. Беззубик К. В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы [Электронный ресурс]: учебное пособие / К. В. Беззубик; под ред. Е.А. Сигиды. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 168 с.

6. Психология социальной работы [Текст]: учеб. пособие для вузов; рекомендовано методсоветом по направлению / ред. М. А. Гулина. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2010. - 384 с.: ил.

 

б) дополнительная литература:

1. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1992.

2. Большой психологический словарь. Под. Ред. В. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М., 2003

3. Бурлачук Л.Ф., Савченко Е.П. Психодиагностика. Психодиагностический инструментарий и его применение в условиях социальных служб. Киев, 1995.

4. Глуханюк Н.С., Колобкова А.И., Печеркина А.А. Психология безработицы: введение в проблему. М., 2003.

5. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. М., 1992.

6. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы: Учебник для
начального профессионального образования. М.: Академия, 2007.

7. Гуслякова Л.Г., Демина Л.Д. Психология и социальная работа. Барнаул, 1991.

8. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в
обслуживании инвалидов и пожилых людей. М., 1995.

9. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия.
Ребенок в кризисной ситуации. СПб., Речь. 2003.

10. Масалков И. К. Социолог в ситуации осуществления социальной терапии // Вестник МГУ. – 1999., №3.

11. Мурзаханов З.З. Основы психосоциальной работы. Уфа. 1999.

12. Настольная книга специалиста: Социальная работа с инвалидами/Под ред. Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих. М., 1996.

13. Основы социальной работы. Учебник. Отв. ред. П. Д. Павленок. – ИНФРА-М, 2001 г.

14. Основы социальной работы. Учебное пособие/Под ред. П.Д.Павленок, М., 1999.

15. Павленок П. Д. Социальная работа как научная и учебная
дисциплина//Социол. Исслед., 2000 г., №9.

16. Павленок П.Д. Теория, истоия и методика социальной работы. Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2010.

17. Платонова Н.М., Г.Ф. Нестерова. Теория и методика социальной работы. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. М.: Академия, 2012.

18. Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов/Сб. норм.
актов/ Сост. О.В. Павленко, Д.А. Туболев, Л.К. Грачев. М., 1996:

19. Психотехнологии в социальной работе. Сборник научных тудов. Выпуск 2(18), /Под ред. В.В. Козлова. Ярославль, Издательство: Исследовательская группа «Социальные науки», 1999.

20. Российская энциклопедия социальной работы. Под. ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. М., РГСУ Российский государственный социальный университет 2008.

21. Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы: Учебное пособие. М., 2008.

22. Сидорова В. А. Влияние адресной социальной помощи на изменение уровня, глубины и остроты бедности//Социол. Исслед., 2004., №6.

23. Социальная защита инвалидов. Норм. акты и док-ты/Под ред. П.М. Маргиева. М., 1994.

24. Социальная поддержка инвалидов, ветеранов войны и труда/Библиотечка «Российской газеты». М., 1995.

25. Социальная работа. Учебное пособие. Под ред. В.И. Курбатова. Ростов-на-Дону, изд-во Феникс, 1999.

26. Теоретико-методологические аспекты подготовки родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями/Под общ. ред. В.М.Астапова. М., 1996.

27. Теория и методология социальной работы. Учебное пособие. Под ред. С.И. Григорьева. М., 1994.

28. Теория социальной работы/Г. Ю. Бурлака, С. И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова и др. М.: Юристъ, 1999 г.

29. Теория социальной работы/Под ред. Е. И. Холостовой. М.: Юристъ, 1999 г.

30. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2000 г.

31. Холостова Е.И., Н.Ф. Дементьева. Социальная реабилитация. Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2006.

32. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов: Учеб.-метод. пособие. М., 1996.

33. Энциклопедия социальной работы: в 3-х томах. М.: Центр общечеловеческих ценностей: АО «Зорис», 1993 г.

в)программное обеспечение, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы: электронная библиотека сИБУП:

· Psy.lib.ru

· Psylib.info

· Koob.ru

· Delfia.ru

· Znanium.com

· E.laibrary.ru

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Мультимедийные средства (проектор, экран, компьютер/ноутбук); наборы слайдов и кинофильмов, шаблоны написания тезисов, аннотации, реферата, конспекта; карточки-схемы с вопросами-понятиями, -суждениями, примерные схемы построения кругов Эйлера, тестовые задания в программном средстве, рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером с доступом в Интернет, рабочие места студентов, оснащенные компьютерами с доступом в Интернет, предназначенные для работы в электронной образовательной среде.

Аннотация рабочей программы

Дисциплина «Психология социальной работы» является частью цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 37.03.01 Психология. Дисциплина реализуется на факультете психологии Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии» кафедрой психологии.

Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций:

ПК-9 - способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях

ПК 11 - способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с психологическими механизмами и явлениями, сопровождающими социальные проблемы общества.

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, семинары, самостоятельная работа студента, консультации.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме презентации результатов самостоятельной работы; письменных домашних заданий. Рубежный контроль в форме тестирования, контрольных работ, и промежуточный контроль в форме зачета.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (16 часов), практические (18 часов), из них 9 часов интерактивных форм занятий и (38 часов) самостоятельной работы студента.

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский институт бизнеса, управления и психологии»

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета психологии

______________ А.П. Арышева

«16» марта 2015г.

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Красноярск, 2015


Критерии оценивания

Практические занятия:

Практические занятия.

Ответ на поставленные вопросы:

- полный ответ: авторы концепций, раскрытие основных понятий, обоснование обнаруженных взаимосвязей, приведение примеров – 4 баллов.

- частично полный ответ: раскрытие основных понятий, обоснование обнаруженных взаимосвязей, примеры, характеризующие явление не в полном объеме – 3 балла.

- не полный ответ: частично раскрыты основные понятия, возможно приведены примеры, характеризующие связи рассматриваемого явления – 2 балла.

- ограниченный ответ: раскрыто содержание рассматриваемого явления - 2 балла.

- краткий ответ: приведены основные понятия – 1 балл.

2. Совместная работа студентов в группе

«5» - активное участие в обсуждении, привлечение к работе всех членов группы, организация работы группы, конструктивная критика и обсуждение рабочих вопросов.

«4» - активное участие в обсуждении, конструктивная критика и обсуждение рабочих вопросов.

«3» - организация работы группы, конструктивная критика и обсуждение рабочих вопросов.

«2» - конструктивная критика и обсуждение рабочих вопросов.

«1» - участие в работе группы.

Выполнение домашних заданий

«5» - работа сделана в полном объеме, приведены теоретические обоснования, приведены практические примеры, результаты работы защищены на практическом занятии (представлены в ходе обсуждения на лекции).

«4» - работа сделана в полном объеме, приведены теоретические обоснования (практические примеры), работа защищена на семинарском занятии.

«3» - работа сделана не полностью (2 и более вопросов остались не разобранными), работа защищена не была, но принято участие в обсуждении на семинарском занятии.

«2» -работа сделана полностью, сдана в письменном виде.

«1» - работа сделана не полностью, сдана в письменном виде.

Самостоятельная работа студентов:

Написание аннотации.

10 баллов - работа имеет четкую и ясную структуру в соответствии с шаблоном, последовательно и логично представлены; выводы, логично проистекают из представленных данных. В приложении имеется схема написания аннотации.

7-9 баллов - работа имеет четкую структуру, последовательно представлены данные; выводы представлены понятно и четко, и связанны с полученными результатами.

4-6 баллов - работа имеет структуру, представленные данные не обобщены и не интерпретированы, выводы слабо связанны с результатами исследования, либо отсутствуют.

1-3 балла - работа хаотична, выводы связанны с результатами слабо и не четко.

Написание тезисов.

10 баллов - работа имеет четкую и ясную структуру в соответствии с шаблоном, представленные данные обобщены до логического предела; выводы, логично проистекают из представленных данных. В приложении имеется схема написания тезисов.

7-9 баллов - работа имеет четкую структуру, представленные данные обобщены не в полной мере; выводы представлены понятно и четко, и связанны с полученными результатами.

4-6 баллов - работа имеет структуру, представленные данные не обобщены и не интерпретированы, выводы слабо связанны с результатами исследования, либо отсутствуют.

1-3 балла - работа хаотична, выводы не связанны с теоретическими результатами.

Написание конспекта

7 баллов – выполнен опосредованный конспект в полном объеме.

5 баллов – выполнен непосредственный конспект в полном объеме.

4-6 или 3-4 баллов – конспект выполнен не в полном объеме, упущены существенные детали текста.

1-3 или 1-2 баллов – конспект не отражает сути конспектируемого текста.

4. Написание реферата (30 баллов)

26-30 баллов - соответствует содержанию заявленной теме, отсутствуют в тексте отступления от темы; правильная постановка проблемы, корректное изложение смысла основных научных идей, их теоретическое обоснование и объяснение, логичность и последовательность в изложении материала; высокая способность к работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами, справочной и энциклопедической литературой, достаточный объем исследованной литературы и других источников информации; владение иностранными языками, использование иностранных источников; способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса; обоснованность выводов; наличие авторской аннотации к реферату; правильность оформления (соответствие стандарту, структурная упорядоченность, ссылки, цитаты, таблицы и т.д.), соблюдение объема, шрифтов, интервалов (соответствие оформления правилам компьютерного набора текста).

15- 25 баллов - соответствует содержанию заявленной теме, отсутствуют в тексте отступления от темы; не полная постановка проблемы, корректное изложение смысла основных научных идей, их теоретическое обоснование и объяснение, нарушение некоторых моментов логичности и последовательности в изложении материала; достаточная способность к работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами, справочной и энциклопедической литературой, не полный или не достаточный объем исследованной литературы и других источников информации; отсутствие использования иностранных источников; недостаточно проанализирован и обобщен информационный материал; выводы не вполне обоснованы; отсутствие авторской аннотации к реферату; не в полной мере соблюдены объем, шрифты, интервалы (соответствие оформления правилам компьютерного набора текста).

1-14 баллов - соответствует содержанию заявленной теме, в тексте есть отступления от темы; не полная постановка проблемы или ее отсутствие, не корректное изложение смысла основных научных идей, их теоретическое обоснование и объяснение, нарушение логичности и последовательности в изложении материала; не достаточная способность к работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами, справочной и энциклопедической литературой, не полный или не достаточный объем исследованной литературы и других источников информации; отсутствие использования иностранных источников; не проанализирован и не обобщен информационный материал; выводы не обоснованы; отсутствие авторской аннотации к реферату; не соблюдены объем, шрифты, интервалы (соответствие оформления правилам компьютерного набора текста).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б3. Б. 66 Психология социальной работы

 

Направление подготовки: 37.03.01 Психология
Квалификация (степень) выпускник: Бакалавр психологии
Профиль подготовки бакалавра: психология управления, юридическая психология
Форма обучения: заочная
Выпускающая кафедра: психологии

Г. Красноярск

Г.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология

 

Программу составили:

Кафедра психологии

__________________Дудоладова Е.Г., ст. преподаватель кафедры психологии

 

Программа одобрена на заседании кафедры психологии

Протокол № 07 от «13» марта 2015г.

Зав.кафедрой психологии, к.псих.н., доцент Титова О.И._____________

 

Программа одобрена на НМС факультета психологии

Протокол № 08 от «16» марта 2015г.

Председатель НМС факультета психологии, к.псих.н., доцент Арышева А.П.___________

 


ВВЕДЕНИЕ

«Психология социальной работы» представляет собой прикладное направление психологической науки. Реализуемое в процессе социальной деятельности (социальная работа) - это направление использует данные социологии, а также менеджмента. При работе с отдельными группами населения (инвалиды, несовершеннолетние, пожилые люди и т. п.) психология социальной работы обращается к медицинским знаниям. Практика социальной работы предполагает также применение наряду с психологическими и педагогические знания.

Курс связан с раскрытием важнейших положений социальной работы, способствующих максимальной реализации функции социальной защиты личности в различных государственных образованиях.

 

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО):

формирование стройной системы знаний, умений и навыков, составляющих основу квалификации психолога-практика, предметом деятельности которого является оказание психологической помощи нуждающимся.

- знания: психологических концепций, необходимых для осуществления социальной работы по оказанию помощи нуждающимся;

-умения теоретические: осмысливать различные социально - психологические явления, опираясь на принципы естественно – научной и гуманитарной психологии;

- умения практические: осваивать социально-психологические категории и их характеристики; понимать социально-психологические регуляторы межличностных конфликтов; понимать смысл межгрупповой коммуникации;

- навыки: применения психологических методов диагностики, коррекции, реабилитации и консультирования на практике.

Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций:

ПК-9 - способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях

ПК 11 - способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека

.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знание основных разных теоретических подходов к исследованию социально - психологических феноменов, сформировавшихся в зарубежной и отечественной науке, новых тенденций развития психологии социальных явлений.

Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин «Экономическая психология», «Основы управления персоналом», «Методы активного социально-психологического обучения», и служит основой для освоения дисциплин «Основы тренинговой работы», «Технологии профессионального развития», «Маркетинг психологических услуг».

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

Вид учебной работы Всего часов Семестры (3)
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия. Всего:    
В том числе: лекции    
практические занятия, семинары:    
в том числе в интерактивной форме    
Лабораторные работы - -
Самостоятельная работа. Всего:    
В том числе: курсовая работа (проект) - -
Расчетные работы - -
Другие виды самостоятельной работы - -
Вид итогового контроля (зачет):    

 

Лекции

№ п/п Номер раздела дисциплины Объем, часов Тема лекции
  Раздел 1. Общетеоретические основы психологии социальной работы 0,5 Психология социальной работы – предмет, задачи и функции
  0,5 Общая теория психологии социальной работы
    Психологические основы методологии социальной работы
  Раздел 2. Практические вопросы психологии социальной работы   Психотехнологии диагностики, коррекции и реабилитации
    Особенности социально-психологической работы с различными категориями населения
Итого:    

Практические занятия

№ п/п Номер раздела дисциплины Объем часов Тема практического занятия Методика интерактивного занятия
  Раздел 1. Общетеоретические основы психологии социальной работы   Развитие профессиональных стандартов в социальной работе. Конструирование фрейма
    Психологическое консультирование в социальной работе.  
  Раздел 2. Практические вопросы психологии социальной работы   Понятие психотехнологий диагностики. Основные подходы к коррекционно-реабилитационной и профилактической работе. Конструирование когнитивной карты
    Социально-психологическая помощь младенцам и детям раннего возраста (программы раннего вмешательства)  
    Поддержка родителей детей с особыми потребностями.  
    Психологическая помощь людям пожилого возраста.  
Итого:      

3.3 Самостоятельная работа студента

Раздел дисциплины № п/п Вид СРС Трудоемкость, часов
Раздел 1   Написание аннотации по заданной проблематике  
  Составление фрейма по теме  
  Составление конспекта  
  Написание рефератов по заданной теме  
  Составление вопросов-понятий и вопросов-суждений по заданной теме.  
  Составление сравнительной таблицы по теме  
  Составление метаплана по заданной тематике  
Раздел 2   Составление когнитивной карты по заданной теме  
  Написание рефератов по заданной теме  
  Написание аннотации по заданной проблематике  
  Составление конспекта  
  Составление фрейма по теме  
  Моделирование психологического консультирования по заданной проблематике  
  Работа с тестовыми заданиями по дисциплинам  
Итого:  

Рефераты

1. Основные психологические проблемы клиентов.

2. Психологическое консультирование и психотерапия – важнейшие методы работы с клиентами.

3. Основные подходы в коррекционно-реабилитационной и профилактической работе.

4. Основные концепции природы человека в современной философии.

5. Антропологические концепции и идеи в современной социологии и психологии.

6. Рамки профессиональной деятельности в социальной работе.

7. Границы компетентности и социальной ответственности.

8. Целевые группы клиентов социальных служб и особенности подходов к работе с ними.

9. Профессиональная компетентность в практике социальной работы.

10. Технологии развития профессиональной компетентности социального работника.

11. Психологического обеспечения социальной работы.

12. Предметно – профессиональная подготовка социальных работников: задачи, содержание, подготовка.

13. Профессиональная деформация специалистов социальной работы.

14. Актуальность проблем психологии социальной работы на современном этапе развития российского общества.

15. Организационные, правовые, финансово-экономические, медико-социальные методы социальной работы.

16. Становление и основные моменты социального страхования в РФ.

17. Периодизация история социальной работы за рубежом и в России.

18. Зарождение теории и практики общественной помощи в истории России.

19. Формирование системы государственной помощи в России.

20. Формирование системы государственного обеспечения в России.

21. Психологические особенности проживан


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.155 с.