Тема: врачевание в государствах древнего Востока. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема: врачевание в государствах древнего Востока.

2017-10-16 1746
Тема: врачевание в государствах древнего Востока. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Иванов А. Г.

Тема: ВРАЧЕВАНИЕ В ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

ВРАЧЕВАНИЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ (ШУМЕРЕ, ВАВИЛОНИИ И АССИРИИ) И ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Процесс разложения первобытно-общинного строя и образование древнейшего рабовладельческого общества лучше всего может быть прослежен в истории народов, живших на обширной территории от пустыни Сахары на западе, до берегов Тихого океана на востоке. Издавна в Европе страны Северо-Восточной Африки, Восточного Средиземноморья, Передней, Южной и Восточной Азии назывались восточными. Поэтому, история древнего Востока есть первая страница во всемирной истории классовых обществ и государств.

 

Общие черты развития врачевания в рабовладельческом обществе

Одним из величайших достижений эпохи рабовладения было изобретение письменности. Сначала появилось наиболее простое письмо – пиктография, а затем более сложное – иероглифическое и клинопись. Дошедшие до нашего времени древние памятники медицинской письменности: египетские папирусы, глиняные таблички Вавилона и Ассирии, рукописные книги, являются основными источниками информации о развитии врачевания в рабовладельческих государствах древнего Востока.

В эпоху рабства в классовом обществе формируются два философских мировоззрения: материализм и идеализм. Причем, воззрения древних философов и врачей первоначально имели стихийно-материалистический характер, так как вели свое начало отнаивного реализма первобытных людей. В рабовладельческих государствах народная медицина продолжает оставаться основой формой врачевания. Естественнонаучной основой народной медицины является древняя натурфилософия, объединявшая в себе все естественные науки своего времени. Впоследствии, медицина первой выделилась из натурфилософии и стала самостоятельной наукой.

В течение длительного времени в рабовладельческом обществе медицинская деятельность была тесно связана с религией, культом и храмами. Этот период в истории медицины носит название жреческой или храмовой медицины. С возникновением и развитием религии изменились представления о причинах здоровья и болезней. В мифологических представлениях появились злые боги болезней и добрые боги здоровья. Жрецы считали себя посредниками между людьми и богами, умеющими с помощью молитв и жертвоприношений умилостивить богов и, следуя их указаниям, возвращать утраченное здоровье. Кроме культового врачевания, основанного на религиозно-мистических верованиях, формируется эмпирическое врачевание, основанное на многовековом практическом опыте народа.

Появление классов и государств послужили предпосылкой к появлению врача-профессионала. Это был врач-универсал, который лечил все болезни, мужчин и женщин, взрослых и детей. Однако в древнем Египте в IV тысячелетии до н. э. среди врачей уже появляется узкая специализация. Профессия врача не только становится самостоятельной, но и получает признание со стороны государства.

В эпоху рабовладения формируются две системы подготовки врачевателей:

1. Школы при храмах;

2. Семейные школы.

В рабовладельческом обществе начинают формироваться основы врачебной этики, и закладываться основы классового подхода к врачеванию.

 

Врачевание в древнем Египте

Первые поселения в плодородной долине реки Нила, как считают историки, появились в VI тысячелетии до н. э., затем превратившиеся в города-государства. К IV тысячелетию до н. э. В северной части долины реки Нила сформировалось 20 таких государств, а в южной – 22. Впоследствии, на этих территориях образовалось два крупных царства: Северный (Нижний) и Южный (Верхний) Египет. Заслуги объединения обоих царств в единое государство приписываются царю Южного Египта – Менесу, которого считают основателем первой династии фараонов. Объединение Верхнего и Нижнего Египта способствовало формированию мощного централизованного государства.

История древнего Египта насчитывает более трех тысячелетий: от конца IV тысячелетия до н. э. до 395 г. н. э., когда после распада Великой Римской империи древний Египет вошëл в состав Византии.

Характерные черты для древнеегипетской культуры сформировались в додинастический период (до III тысячелетия до н. э.). Это – периодическое письмо, религиозные представления, культ мертвых и характерный художественный стиль.

Основу древнеегипетского хозяйства составляли ирригационное земледелие и скотоводство. Значительного развития достигли строительное искусство и ремёсла, а также прикладная химия, ветеринария и медицина.

В истории врачевания древнего Египта выделяют три крупных периода: царский (XXX – IV вв. до н. э.), греко-римский (332 г. до н. э. – 395 г. н. э.) и византийский (395 – 638 гг.), который переходит в средние века.

Источниками информации о врачевании древнего Египта являются: иероглифические надписи и изображения на стенах гробницах и пирамидах, связанные с заупокойным культом, знаменитые медицинские папирусы, а также описания историков древности (греческий историк Геродот; V в. до н. э.).

В настоящее время известно более десяти папирусов, которые частично или полностью посвящены врачеванию. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существовавших медицинских документов, до нас не дошедших. Древнейшим медицинским папирусом является Кахуанский, относящийся к эпохе Среднего царства и датируется примерно 1850 г. до н. э., посвящен родовспоможению и женским болезням. Папирус Бругша (около 1450 – 1350 гг. до н. э.) – самый древний из дошедших до нас документов по

__________________________________

Генрих Бругш (1827–1894) – немецкий учёный-египтолог

 

 

педиатрии. В нем описаны болезни детей и проблемы здоровья матери и ребенка. Лечение болезней сосудов, сердца и суставов изложено в Берлинском папирусе № 3038, составленном около 1300 г. до н. э. В некоторых папирусах большое внимание уделено приемам магического врачевания, например, Лондонский папирус № 10059 и др. Наиболее полную и обширную информацию о врачевании древнего Египта дают два замечательных трактата, составленные в середине II тысячелетия до н. э. (эпоха Нового царства). Это, папирус Эберса, посвященный лечению заболеваний «всех частей тела» (найден в Фивах) и папирус Смита, посвященный лечению травматических повреждений (найден в Луксоре). Что касается описаний историков, то первый яркий очерк по истории древнего Египта дал в V в. до н. э. греческий историк Геродот.

В медицинских папирусах сохранился перечень древних рецептов для лечения различных заболеваний. Так, папирус Эберса включает в себя 108 листов, достигает в длину более 20 метров и является своего рода «медицинской энциклопедией» древних египтян. Папирус содержит около 900 рецептов, что вполне соответствует его названию «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Встречаются лекарственные прописи для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных и кожных заболеваний, а также диетические и косметические рецепты.

Древнеегипетскими врачами широко использовались для приготовления лекарственных средств: трава белены, полыни, листья подорожника, цветы ромашки, морской лук, можжевеловые ягоды, опий, кедровое и касторовое масло, спирт, уксус, вино, ладан, пивные дрожжи. Из минеральных продуктов применялись: селитра, медный купорос, квасцы, поваренная соль, мемфисский камень. Среди веществ животного происхождения получили распространение

_______________________________________

Георг Эберс (1837–1898) – немецкий учёный-египтолог и писатель

Эдвин Смит (1822–1906) – американский учёный-египтолог

 

 

жиры, желчь, мозг, печень, кровь, мед, молоко.

В Древнем Египте существовали ботанические сады и огороды, в которых разводили лекарственные растения, при этом многие растения привозили из других стран. До нашего времени сохранились длинные списки привозных лекарственных средств, служивших объектом международной торговли.

В каждом конкретном случае заболевания назначались определенные мази, пластыри, припарки, микстуры, полоскания, пилюли, клизмы и т. д.

Врачеватели группировали лекарства по их фармакологическому действию: слабительные, рвотные, обезболивающие и т.д.

Древнеегипетские врачеватели признавали существование как естественных причин болезней (кишечные паразиты, нарушение питания, изменения погоды), так и сверхъестественных (воля богов, вселение злого духа умершего в тело заболевшего). Одновременно с этим существовало гуморальное учение, которое исходило из представления о четырех основных соках, являющихся носителями основных четырех элементов мира – огня, воды, земли и воздуха. Эти соки составляют человеческий организм и определяют его здоровье или болезнь. Среди врачевателей того времени также было распространено учение о «пневме» – живительном начале человеческого организма. По представлениям египтян, «пневма» – это особое содержащееся в воздухе невидимое и невесомое вещество. Во время вдоха оно поступает в лёгкие, оттуда проникает в сердце и далее по артериям расходится по всему телу. При болезни изменяются свойства крови и «пневмы». Этими представлениями определялся характер лечения, а именно: вызвать из больного организма выделение гнилостных веществ, которые в нём образовались, и удалить «дурную кровь». Египетские врачи применяли клизмы не только в лечебных целях, но и для очищения кишечника. Для удаления «испорченных веществ» давались рвотные, слабительные, мочегонные и потогонные средства. Применялись кровопускания для удаления «испорченной крови».

Накапливая и используя множество эмпирических наблюдений, врачеватели при лечении заболеваний наряду с лекарствами использовали действия и обряды религиозного характера (молитвы, магические заклинания, заговоры).

Ознакомление с внутренним строением человеческого тела, облегчавшееся вскрытием трупов при мумификации, давало возможность врачевателям присматриваться к строению и функционированию человеческого организма. Так постепенно появляются первые знания в области анатомии и термины для обозначения частей тела и органов человека: мозг, сердце, сосуды, позвоночник, желудок, мышцы, кишечник и т. д. Особое значение отводилось сердцу и сосудам, которые, по их мнению, играли определенную роль в жизни человеческого организма и течение заболеваний.

Описание ряда болезней и их симптомов позволяет предполагать о некоторых знаниях египтян в области диагностики. В медицинских текстах описываются желудочно-кишечные заболевания (дизентерия, болезни, вызванные глистами), болезни дыхательных путей (бронхит, астма), глазные болезни (блефарит, конъюнктивит, трахома, катаракта) и кожные болезни (гангрена, жировые опухоли, мокрая экзема). Кроме этого, ревматизм, скарлатина, кровотечения различного происхождения, «опухоль одного дня», главным признаком которой был «зуд во всем теле или на одном месте» (возможно, это аллергия) и др.

В папирусах дается описание ранних и поздних родов, а также указываются средства, позволяющие диагностировать бесплодие – «распознать женщину, которая может родить, от той, которая не может».

Папирусы, дошедшие до нашего времени, свидетельствуют о накоплении сведений в области лечения ран, переломов и других травм. В хирургическом папирусе Смита описываются травматические повреждения различных частей тела: черепа, носа, подбородка, ушей, губ, гортани, ключиц, плеч, груди, грудной клетки, позвоночника и т. д. Папирус украшен рисунками частей и органов тела до и после операции, при этом он не содержит заклинаний и магии. На полях папируса Смита сделаны пометки следующего содержания: «Это лекарство хорошее», «Мне удалось вылечить эту болезнь».

На одной из гробниц Древнего царства сохранились изображения различных операций (рук, ног, колен), а на стене одного храма – изображения хирургических инструментов.

В медицинских текстах дается своеобразная методика лечения, требующая от врачевателя осмотра больного, определения симптомов, постановки диагноза и способа лечения. Существовала и особая врачебная этика. Врачеватель должен был сообщить больному о возможном исходе лечения, применив одну из трех формулировок: 1) «это болезнь, которую я могу вылечить»; 2) «это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»; 3) «это болезнь, которую я не смогу вылечить».

Большое значение египтяне придавали соблюдению гигиенических требований в связи с предупреждением заболеваний, в том числе инфекционных и паразитарных. Элементы санитарии и благоустройства обнаружены археологами при изучении развалин древнеегипетских городов.

В древнем Египте существовала определенная специализация среди врачевателей: одни лечили внутренние болезни, другие оказывали хирургическую помощь. Причем, среди хирургов различались врачеватели, занимавшиеся операциями на глазах, лечением и пломбированием зубов. Так, об уровне развития зубоврачевания свидетельствует найденная мумия (III тысячелетие до н.э.), у которой зубы, прикреплёны к другим зубам золотой проволокой, а в челюстях имеются отверстия, просверлённые при операции. Пользовались популярностью глазные врачи, так как заболевания глаз были характерны для жаркого климата Египта. Кроме того, жаркий и влажный климат способствовал распространению глистных заболеваний, поэтому наука о глистах являлась весьма важной отраслью врачевания и имела особое значение. Имелись «утробные врачи» – специалисты по лечению болезней желудочно-кишечного тракта.

По свидетельству Геродота «врачебное искусство разделено у них таким образом, что каждый врачеватель излечивает только одну болезнь. Поэтому везде у них полно врачевателей; одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни».

Передача медицинских знаний осуществлялась в специальных школах при храмах, а также по наследству – от отца к сыну. За полвека до нашей эры в медицинские школы древнего Египта стали принимать хорошо подготовленных состоятельных иностранцев, что способствовало распространению медицинских знаний египтян в странах древнего мира и, прежде всего, в странах античного средиземноморья – древней Греции и древнем Риме.

Иванов А. Г.

Врачевание в древней Индии

Древнеиндийская культура, развитие которой можно проследить на протяжении многих веков, была создана многими народами, населяющими Индию в III – I тысячелетиях до н. э. Древняя цивилизация Индии сложилась в пределах Индостанского субконтинента. В настоящее время это территория современных государств – Бангладеш, Индия, Непал, Пакистан, Шри-Ланка, Бутан. Рабовладельческий строй в Индии сложился к концу IV – началу III тысячелетия до н. э., однако остатки патриархальной общины сохранялись ещё длительное время.

Население древнеиндийского общества делилось на четыре главных сословия (или касты): брахманов – жрецов (священнослужителей), кшатриев – воинов, вайшьев – торговцев, ремесленников, скотоводов, свободных крестьян, шудр – слуг и разнорабочих.

В истории врачевания древней Индии выделяют три периода:

- период хараппской цивилизации (III – начало II тысячелетия до н. э.; долина реки Инд): появление первых рабовладельческих городов-государств на территории современного Пакистана;

- ведийский период (конец II – середина I тысячелетия до н. э.; долина реки Ганг): с приходом ариев центр цивилизации переместился в восточную часть субконтинента; составление вед («священных текстов»);

- классический период (вторая половина I тысячелетия до н. э. – начало I тысячелетия н. э.; Индостанский субконтинент): расцвет самобытной культуры древней Индии, высокое развитие земледелия, ремесел и торговли, утверждение и распространение буддизма.

Источниками информации о врачевании древней Индии являются: археологические и этнографические данные, древние литературные памятники (религиозно-философские сочинения – веды, «предписания Ману», самхиты Чараки («Caraka-samhitâ») и Сушруты («Sushruta-samhitâ»), описания историков, философов и путешественников древности.

Археологические раскопки древнейших городов долины реки Инда Хараппа, Мохенджо-Даро и Чанху-Даро свидетельствуют о высокой культуре и высоком уровне их санитарного благоустройства. В городах имелись санитарно-технические сооружения – колодцы, бани, бассейн, водопровод и канализация и водопровод, построенный раньше Римского.

Самыми древними письменными источниками, содержащими ограниченные сведения о врачевании в древней Индии, являются священные гимны – веды. В «Ригведе» (XII – X вв. до н. э.) и «Атхарваведе» (VIII –VI вв. до н. э.) отражены медицинские знания, тесно связанные с религиозными верованиями и магическими представлениями. Возникновение болезней есть наказание богов и влияние злых духов. Излечение объяснялось действием жертвоприношений, молитв и заклинаний. Вместе с тем, в период религиозных верований и мистических представлений использовался практический опыт народа: излечение болезней лекарственными растениями, действие которых объяснялось влиянием целебной силы, противодействующей злым духам.

Древний лекарь в Индии назывался бхишадж, что означает «изгоняющий бесов». Постепенно, со временем, врачеватель-заклинатель превращается во врачевателя-целителя, однако его продолжают звать бхишадж.

В «предписаниях Ману» освещены многие вопросы гигиены: о влиянии климата и времен года на здоровье, чистоте в жилище, гимнастике, питании, умеренности в пище, пользе раннего вставания после сна. Тщательно разработаны правила личной гигиены – чистка зубов щетками и порошками, купание, растирание тела, смена одежды и др. Осуждается переедание, злоупотребление наркотиками и пьянство, предписывается ограничение в употреблении мяса, рекомендуется свежая растительная пища, молоко и мëд. Обращается внимание на чистоту посуды.

По «предписаниям Ману» не разрешалось продавать беременную рабыню.

В Древней Индии большое внимание уделялось не только личной, но и общественной гигиене. О высоком уровне благоустройства городов долины Инда свидетельствуют следующие факты: широкие улицы, в каждом доме имелись купальни, строились бани, имевшие под полом тёплые трубы для обогревания. В городах оборудовались мусорные ямы общественного пользования, а в каждом доме строилась уборная. Городские власти издавали распоряжения, направленные на предупреждение и борьбу с повальными (инфекционными) болезнями. Существовали правила об удалении из городов лиц, больных проказой (лепрой), о выселении жителей из городов, в которых была эпидемия чумы. В крупных городах учреждались должности служащих, которые обязаны были следить за удалением нечистот и мусора, санитарным состоянием рынков, продажей продуктов питания.

Выдающиеся памятники древней аюрведической письменности «Чарака-самхита» (I – II вв. н. э.) и «Сушрута-самхита» (IV в. н. э.) отражают основные направления традиционной древнеиндийской медицины.

Аюрведы содержат сведения о лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения, причем лекарства из растений составляют самый многочисленный класс. Описаны средства против ядов, в том числе противоядия при змеиных укусах. В Индии специально выращивали лекарственные растения. Из животных средств широко употреблялись молоко, жир, масло, кровь, железы, желчь животных, птиц и рыб. В качестве лекарственных средств врачеватели использовали золото, серебро, медь, сурьму, другие металлы и их соединения. Ими прижигали язвы, лечили глазные и кожные болезни, назначали при внутренних заболеваниях. Особое значение у врачевателей имела ртуть и еë соли. Ртуть считалась панацеей от многих заболеваний. «Врач, знакомый с целебными свойствами кореньев, – человек, знающий силу молитв – пророк, знающий же действие ртути – бог». Ртутью лечили сифилитические поражения кожи, её парами убивали вредных насекомых.

Считалось, что лекарства имели право готовить только врачеватели. Лекарства, приготовленные не врачевателями, признавались недействительными.

В ведах описаны симптомы малярии и сибирской язвы, упоминаются разные виды болезней: расстройства пищеварения, желтуха, проказа, геморрой, «болезнь в суставах» (возможно, это ревматизм), последствия укусов змей и других ядовитых животных, поражения глаз и ушей, кожные и мочеполовые болезни. С большой тщательностью описаны холера, чума и проказа.

В системе медицинских знаний значение придавалось диагностике. Врач прежде всего был обязан «разгадать болезнь и лишь потом приступить к лечению». Диагностика болезней древнеиндийских врачевателей базируется на осмотре тела больного, подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п. Врачеватель должен был уметь пальпировать брюшную полость, определять размеры селезёнки и печени.

В трактате Сушруты описаны три стадии воспаления. Признаки первой стадии – незначительные боли. Второй – стреляющие боли, припухлость, чувство сдавления, местный жар, краснота и нарушение функции. Третьей – уменьшение припухлости и образование гноя. Местные воспаления лечили пиявками, шпанскими мушками, банками, припарками из льняного семени или тертой моркови. При нагноении применялись хирургические методы – вскрытие абсцесса; при мастите – радиарные разрезы.

В Древней Индии хирургия считалась первой и лучшей из всех медицинских наук: «Она драгоценное произведение неба и вечный источник славы». Об уровне развития хирургии свидетельствуют обнаруженные при археологических раскопках хирургические инструменты и древние книги, в которых упоминается хирургический инструментарий, который насчитывал двести наименований. Древнеиндийские врачеватели решались делать такие операции как, ампутации конечностей, камнесечение, грыжесечения, лапаротомии, кесарево сечение и др. Врачеватели виртуозно проводили операцию по удалению катаракты. Делались пластические операции для возмещения дефектов ушей, носа, губ. Способ пластики носа и губ долгое время был известен в хирургии под названием индийского способа. Зубоврачевание рассматривалось как важная отрасль хирургии.

От врачевателя, делавшего хирургические операции, требовалось большое умение и находчивость. Он должен был обладать твёрдой рукой и бестрепетным сердцем, чтобы «во время операции не походить на трусливого солдата, впервые попавшего на поле сражения», отличаться смелостью, ловкостью и отличным владением хирургическими инструментами.

При производстве операций применялись общие обезболивающие средства – опий, вино, растения из семейства паслёновых. Не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели добивались тщательной чистоты во время операций. При лечении ран применяли повязки из тканей, пропитанных коровьем маслом, заливали раны кипящими жидкостями (маслом, бальзамом). В качестве перевязочного материала использовали хлопок, камбий растений. Раны сшивали джутовыми нитями, полосками апоневроза и кишечника животных.

В трактате «Сушрута-самхита» изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описано неправильное положение плода, поворот плода на ножку и на головку, извлечение плода, эмбриотомия.

Представления древнеиндийских врачевателей о физиологии человеческого организма базировались на концепции тесной связи человека с окружающим миром, который состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трëх субстанций: воздуха, огня и воды, носителями которых в организме считались прана, желчь и слизь. Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь – как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времени года, климата, нездоровой воды, неудобоваримой пищи и т. п.). В аюрведах «Сушрута-самхита» все болезни подразделяются на естественные, связанные с природой и сверхъестественные, посылаемые богами.

Среди естественных причин, вызывающих болезни, значение придавалось погрешностям в питании, пристрастию к вину, физическим перенапряжениям, голоданию и перенесённым заболеваниям. Кроме того, считалось, что на состояние здоровья влияют климатические изменения, возраст и настроение больного. Тоска, печаль, гнев, испуг – «первые ступени на лестнице любой болезни».

Анатомия была развита достаточно слабо, так как долгое время преобладали культовые традиции запрета убоя животных и вскрытия человеческих трупов. Поэтому знания индийских врачевателей о строении человеческого тела не были обширными и полными, а способы анатомирования были несовершенны. Так, труп подвергался мацерации в течение семи суток в проточной воде. После этого отмоченные части последовательно соскабливались щеткой или корой, либо просто наблюдался процесс естественного разложения. Врачеватели придавали особое значение мозгу, позвоночнику, грудной клетке, которая считалась вместилищем болезней. Центром жизни, из которого берут начало все сосуды и нервы, считался пупок. Выделялись особенно важные части тела – ладони, подошвы, яички, паховые области и др., повреждение которых считалось опасным для жизни.

Первоначальной формой медицинской подготовки являлись школы при храмах и монастырях, где юноши обучались под руководством сведущих в искусстве врачевания монахов. Более совершенное медицинское образование давалось в высших школах, нередко именуемых университетами, в городах Таксиле, Бенаресе и других культурных центрах древней Индии. Преподавание вели наставники из высшего сословия врачей – вайдша, которым разрешалось иметь не более трех – четырех учеников. От наставника требовались не только глубокие знания предмета, но и высокие моральные качества. Обучение велось пять – шесть лет. Право заниматься врачеванием давал раджа. Он же следил за деятельностью врачевателей и соблюдением врачебной этики. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного.

Профессиональная ценность врачевателя определялась степенью его практической и теоретической подготовки – «Врач, пренебрегающий теоретическими сведениями, похож на птицу с обрезанным крылом».

Таковы основные черты врачевания древней Индии, оказавшего огромное влияние на последующее развитие не только медицины в различных регионах земного шара, но и мировой культуры в целом.

Врачевание в древнем Китае

Процесс классового расслоения общества и появление рабовладения произошли в Китае в конце III и начале II тысячелетия до н. э. В VII – VI вв. до н. э. на территории современного Китая начали складываться крупные государственные образования – царства типа восточных деспотий. Длительные войны между государствами закончились победой царства Цинь над соседними царствами. В III в. до н. э. образовалась первое всекитайское государство – единая империя Цинь.

История врачевания древнего Китая делится на два периода:

- царский период (XVIII – III вв. до н. э.): преобладает устная традиция передачи медицинских знаний;

- период империи Хань (III в. до н. э. – III в. н. э.): составляются хроники династии Хань и записываются дошедшие до нашего времени медицинские сочинения.

Источниками информации по истории врачевания древнего Китая являются: памятники медицинской письменности (с III в. до н. э.), данные археологии и этнографии.

Древнекитайским учëным принадлежат многие открытия и изобретения в области естествознания и техники. В эпоху Шан-Инь (вторая половина II тысячелетия до н.э.) появилась астрономия и был составлен лунно-солнечный календарь. В IV в. до н. э. Ши Шэнем был составлен первый в мире звездный каталог, включающий около 800 светил. Чжан Цан в первой половине II в. до н. э. нашëл метод решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. В древнем Китае были изобретены: компас, спидометр, сейсмоскоп, фарфор, бумага, порох и книгопечатание. Однако, в связи с известной изолированностью и замкнутостью китайского общества, выдающиеся достижения естественнонаучной и технической мысли не оказали существенного влияния на развитие мировой культуры. Большинство из них даже не были известны другим народам, так что многие открытия китайских ученых были позднее вновь сделаны учеными других стран. Это относится и к достижениям китайской медицины.

Для религиозных представлений древних китайцев характерно сочетание элементов различных верований и религий. Наибольшее значение имел культ предков, в значительной степени сохранившийся во всех системах официальной китайской идеологии.

Китайская философия прошла длительный путь становления и развития: от культа природы до религиозно-философских систем, важнейшими из них являются даосизм и конфуцианство (с VI в. до н. э.).

На развитие естественнонаучных взглядов китайцев определëнное влияние оказала философия стихийного материализма (натурфилософия), восходящая к древним представлениям о взаимодействии двух противостоящих субстанций или начал – пассивной женской (инь) и активной мужской (ян). Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий: воду, огонь, дерево, металл и землю, которые находятся в постоянном движении и взаимопревращении. Здоровье понималось как результат равновесия между началами инь и ян и пятью стихиями, а болезнь есть нарушение их правильного взаимодействия. Болезни делились на две группы. Так, болезни первой группы характеризовались повышенной функцией ян, а второй группы - пониженной функцией инь. Согласно представлениям древних китайцев человек состоит из пяти первоэлементов, которые образуют пять основных органов: печень, сердце, желудок, легкие и почки. Следовательно, в китайской медицине понимание болезни основывается на взаимодействии организма с окружающей средой, а многообразие заболеваний определяется, прежде всего, особенностями самого организма и его индивидуальными качествами.

В древнем Китае проводилось анатомирование трупов. В соответствии с анатомическими представлениями основным органом считалось сердце, печень являлась обиталищем души, а желчный пузырь – вместилищем мужества. Приблизительно со II в. до н. э. был наложен запрет на вскрытие трупов в связи с утверждением конфуцианства в качестве официальной религии, что приостановило развитие анатомии в Китае.

Диагностика являлась одним из важнейших элементов врачевания в древнем Китае. Применялись следующие методы обследования больного: осмотр кожи, слизистых и языка, выслушивание звуков, возникающих в теле человека, определение его запахов. Особое внимание уделялось естественным отверстиям организма или «окнам тела» – ушам, рту, ноздрям, глазам. Моча исследовалась на вкус и цвет. Важным считался опрос больного, оценка общего состояния и определение настроения больного. При диагностике заболеваний большое внимание уделялось исследованию пульса, при этом различались следующие виды: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряжëнный, постепенный. По мнению древнекитайских врачевателей при помощи исследования пульса можно установить как работает сердце, лёгкие и печень, объяснить чувства человека – печаль, гнев, радость, боль, состояние экстаза, томление духа. Именно пульс обуславливает круговое движение крови по сосудам – так считали древнекитайские врачеватели.

Китайским врачевателям были известны болезни сердца, легких, и психические расстройства. Были распространены болезни кожи, желудочно-кишечные заболевания и заболевания глаз. Имели место инфекционные заболевания, сопровождающиеся высокой смертностью. Частые эпидемии оспы приводили к слепоте. В целях предохранения от заболевания оспой в ноздри здоровым людям вводили высушенный гной оспенных пустул больного. В древних книгах описаны малярия и маляриеподобные заболевания, цинга (болезнь, вызванная недостатком витамина С) и бери-бери (болезнь, вызванная недостатком витамина В1).

Выдающимся хирургом древнего Китая считается Хуа То (141-203), который успешно лечил переломы, оперировал на черепе, грудной клетке, брюшной полости (чревосечение, кесарево сечение). При сшивании ран он использовал шёлк, нити джута и конопли, «жилы» телят, ягнят и тигров. Для обезболивания использовались сок конопли и растения семейства паслëновых, вино, а также мандрагора и беладонна.

Из бамбука, керамики, древесной коры и прочих подручных средств изготовлялись шины, бандажи, повязки, жгуты для лечения переломов и ранений. Хирургические инструменты делались из бронзы, железа, костей и морских раковин.

Хуа-То создал своеобразный вид гимнастки, которая в настоящее время называется классической китайской гимнастикой. В ней движения носят подражательный характер и напоминают движения пяти животных и птиц – аиста, тигра, обезьяны, медведя и оленя.

Лечение зависело от общего состояния больного, предполагаемой причины и прогноза заболевания. При этом врачеватели исходили из положения, что при любой болезни организм поражается в целом. По этому поводу они говорили: «Избегайте лечить только голову, если болит голова, и лечить только ноги, если болят ноги».

Основываясь на учении о взаимодействии и борьбе противостоящих начал в организме (ян и инь) китайские врачеватели выработали принципы лечения противоположным, например жар холодом и наоборот и т. п.

Оригинальными методами традиционной китайской медицины являются, применяемые и в настоящее время, иглоукалывание (акупунктура), лечебное прижигание и массаж.

По мнению древнекитайских врачевателей, иглоукалывание облегчает передвижение по сосудам крови и особого «жизненно необходимого» газообразного вещества, а также устраняет их «застой», тем самым устраняет причину заболевания. Кроме того, иглоукалывание оказывает стимулирующее, регулирующее и координирующее действие на нервную систему.

Прижигание (мокса) «жизненных точек» на теле человека с помощью зажженных палочек из высушенной полыни или особой пакли применялось для лечения многих заболеваний.

Широко применялись диетотерапия, водные процедуры, солнечные ванны для лечения целого ряда заболеваний. Во II в. до н. э. в медицинской практике стала применяться своеобразная пластическая гимнастика, рассчитанная на определенный психологический эффект, отвлечение больного от скорбных мыслей, снятие болевых ощущений, создание бодрого и радостного настроения.

Разнообразными были и лекарственные средства, применяемые при врачевании различных болезней. Из растений врачеватели использовали женьшень, лимонник, мандрагору, индийскую коноплю, имбирь, папоротник, одуванчик, семя подорожника и лотоса. Морскими водорослями лечили зоб, тунговое масло применяли при кожных заболеваниях, орехи бетеля – против глистов, цветки камелии – при ожогах, а цветки персиков – как мочегонное. Из продуктов животного происхождения применялся мускус для лечения заболеваний сердца, коконы щëлка – при детских болезнях, панцирь черепахи – для лечения цинги, печень трески – при куриной слепоте. Широко применялись минеральные вещества – сурьма, олово, свинец, медь, серебро. Для лечения сифилиса использовалась ртуть (киноварь), чесотки – сера.

Большое внимание в древнем Китае уделялось личной и общественной гигиене. Для чистоты тела широко пользовались горячей водой. Стирка белья была общепринятым делом. В народе считалось, что чистота в доме полезна не только для здоровья, но является также источником приятных эмоций. Ср


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.