Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-10-16 | 1861 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Физиология (греч. physiologia; от physis – природа и logos – учение) – наука, изучающая жизнедеятельность организма и отдельных его частей: клеток, органов и систем в тесной взаимосвязи с окружающей природой. Физиология – одна из древнейших наук и обязана своим возникновением потребностям медицины, а также стремлению человека познать себя, сущность и проявления жизни на различных уровнях её организации.
В истории физиологии выделяют два периода: эмпирический и экспериментальный.
Эмпирический период
Первые представления о работе отдельных органов человеческого тела начали складываться в глубокой древности и изложены в сочинениях философов Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима.
В периоды раннего и классического Средневековья, когда в науке господствовала схоластика, а познание природы посредством опыта преследовалось церковью, в развитии естественных наук наступил застой. В эпоху Возрождения возросшие потребности общественного производства способствовали развитию анатомо-физиологических и естественнонаучных исследований, которые создали благоприятные условия для развития экспериментальной физиологии.
Экспериментальный период
Физиология как самостоятельная наука появилась в эпоху Возрождения благодаря Уильяму Гарвею (William Harvey, 1578-1657), который в результате экспериментальных исследований создал учение о системе кровообращения. Его исследования послужили стимулом к изучению деятельности организма в эксперименте на животных как основного объективного источника знаний.
Развитие экспериментальной физиологии в XVII-XVIII веках происходило на основе научного опыта, при этом она носила механистический (метафизический) характер, что было свойственно для науки того времени.
|
Законами механики учёные пытались объяснить работу двигательного аппарата, механизм вентиляции лёгких, функции лёгких и т. д.
Например, французский учёный и естествоиспытатель Рене Декарт (Rene Descartes, 1596-1650) развивал концепцию животных-автоматов, применив принцип механистического движения на нервную систему животных. Он выдвинул идею о рефлексе как отражении от мозга «животных духов», переходящих с одного нерва на другой, и, таким образом, разработал в простейшем виде рефлекторную дугу. Термин «reflexus», т. е. «отражённый», ввёл в физиологию чешский учёный И. Прохаска (1749-1820). Используя законы оптики, Р. Декарт пытался объяснить работу глаза человека. Его механистические взгляды оказали большое влияние на дальнейшее развитие естествознания. В то же время Р. Декарт полагал, что мышление является способностью души и не имеет ничего общего с материей, единственным свойством которой является протяжённость. Дуализм Р. Декарта во многом определил мировоззрение выдающихся естествоиспытателей последующих поколений.
Большой вклад в развитие физиологии внёс швейцарский естествоиспытатель, врач и поэт Альбрехт Галлер (Albrecht von Haller, 1708-1777). В области физиологии человека он установил три свойства мышечных волокон: упругость, раздражимость и сократимость. А. Галлер изучил сущность процесса дыхания в лёгких, определил зависимость силы сокращения от величины стимула и тем самым развил представления Р. Декарта о рефлексе. Кроме того, А. Галлер первым заметил, что сердце сокращается произвольно под действием силы, которая находится в нём самом.
Важным достижением физиологии XVIII века стало открытие итальянским анатомом и физиологом Луиджи Гальвани (Luigi Aloisio Galvani, 1737-1798) в 1791 году биоэлектрических явлений в живых организмах («животного электричества»), что положило начало будущей электрофизиологии.
К началу XIX века было накоплено достаточно много знаний по физиологии. Однако в науке продолжали господствовать метафизические представления, которые способствовали появлению идеалистических, например, виталистических (от лат. vitalis – жизненный) концепций. Согласно виталистическим воззрениям причина всех физиологических явлений – «жизненная сила», присутствующая в каждом живом организме.
|
Против представлений о «жизненной силе» выступал один из основоположников экспериментальной медицины, французский физиолог Франсуа Мажанди (Francois Magendie, 1783-1855). В 1822 году он доказал раздельное существование чувствительных (задние корешки) и двигательных (передние корешки спинного мозга) нервных волокон, что доказывало соответствие между структурой и функцией (закон Бэлла-Мажанди).
Видное место среди основоположников физиологии и экспериментальной медицины занимает немецкий естествоиспытатель Иоганнес Мюллер (Johannes Peter Müller, 1801-1858). Ему принадлежат фундаментальные исследования и открытия в области физиологии, патологической анатомии и эмбриологии. Основные положения учения о рефлекторной деятельности спинного мозга (1833) нашли дальнейшее развитие в трудах И.М. Сеченова и И.П. Павлова.
Последователи и ученики И. Мюллера отстаивали и развивали материалистическое направление и экспериментальный метод в физиологии.
В России создание основ материалистического направления в физиологии связано с деятельностью Алексея Матвеевича Филомафитского (1807-1849) – основоположника московской физиологической школы. В 1833-1835 годах он работал в Германии в лаборатории И. Мюллера. А.М. Филомафитский является автором первого отечественного учебника по физиологии. Учёный впервые в России применил микроскоп для исследования форменных элементов крови. Совместно с Н.И. Пироговым он разрабатывал метод внутривенного наркоза, изучал вопросы физиологии дыхания, пищеварения, переливания крови. Помимо этого, А.М. Филомафитский создал аппараты для переливания крови, маску для эфирного наркоза и другие физиологические приборы.
В середине XIX века разработка новых методов и приёмов физиологического эксперимента была тесно связана с важнейшими открытиями и обобщениями в области физики, химии и биологии.
Ученик И. Мюллера, немецкий врач, физиолог, физик и математик Герман Гельмгольц (Herman Helmholtz, 1821-1894) заложил основы физиологии возбудимых тканей, сделал крупные открытия в области физиологической акустики и физиологии зрения. Он изучил процессы сокращения мышц и впервые измерил скорость проведения возбуждения по нерву лягушки. Им также созданы физиологические приборы. Например, офтальмоскоп для исследования глазного дна и офтальмометр для измерения преломления лучей в средах глаза.
|
Другой ученик И. Мюллера – немецкий физиолог и основоположник нервно-мышечной физиологии Эмиль Дюбуа-Реймон (Emile Du Bois-Reymond, 1818-1896) разработал новые методы электрофизиологического эксперимента. Он открыл законы раздражения и явления электротона (электро + греч. tonos - напряжение; изменение возбудимости тканей и органов при прохождении через них постоянного электрического тока), а также сформулировал теорию биопотенциалов.
Выдающийся французский физиолог Клод Бернар (Claude Bernard, 1813-1878) экспериментальными исследованиями физиологических механизмов сокоотделения, переваривающих свойств слюны, желудочного сока и секрета поджелудочной железы для здорового и больного организма заложил основы экспериментальной патологии. Он создал теорию сахарного мочеизнурения, за что в 1853 году был удостоен высшей премии Французской Академии наук. Кроме того, К. Бернар занимался исследованием нервной регуляции кровообращения, выдвинул концепцию о значении постоянства внутренней среды организма (основы учения о гомеостазе).
Виднейшим представителем физико-химического направления в физиологии является немецкий физиолог Карл Людвиг (Karl F.W. Ludwig, 1816-1895). Им создана одна из крупнейших физиологических школ в Европе. Изучая физиологию кровообращения и лимфообращения, дыхания и обмена веществ, пищеварения и выделения, К. Людвиг сконструировал кимографы, ртутный манометр для записи кровяного давления, «кровяные часы» для измерения скорости кровотока, плетизмограф для определения кровенаполнения конечностей и другие приборы для физиологических экспериментов.
В целом, вторая половина XIX века характеризуется анализом физиологических явлений, накоплением сведений о наиболее простых механизмах регуляции деятельности сердца, сосудов, дыхания, скелетных мышц и других органов и систем. Однако все эти знания были разрозненными, их не объединяли теоретические обобщения о взаимной связи различных функций организма между собой.
|
Первые попытки синтеза физиологических явлений деятельности живого организма проявились в стремлении изучить регуляторные функции нервной системы и прежде всего рефлексов.
Неоценимый вклад в развитие рефлекторной теории внёс Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) – великий русский учёный, основатель русской физиологической школы, основоположник научной психологии.
В середине XIX века представления о работе головного мозга были весьма ограниченными, не было учения о нейроне как структурной единице нервной системы, не существовало понятия о синапсе. Кроме того, рефлекторный принцип учёные распространяли лишь на деятельность спинного мозга. Следует отметить, что понятие «нейрон» было введено только в 1894 году испанским гистологом, лауреатом Нобелевской премии (1906 год) Сантьяго Филипе Рамон-и-Кахалем (S. Ramón y Cajal, Santjago, 1852-1934), а понятие «синапс» – в 1897 году английским физиологом Чарлзом Скоттом Шеррингтоном (Charles Scott Sherrington, 1857-1952).
И.М. Сеченов первым распространил рефлекторный принцип на деятельность головного мозга. Он экспериментально доказал, что, наряду с процессом возбуждения, в центральной нервной системе существует другой активный процесс - торможение, без которого невозможна интегративная деятельность центральной нервной системы. Таким образом, учёный открыл центральное (сеченовское) торможение. Его идея о рефлекторной (т. е. материальной) основе психической деятельности позволяла изучать психические процессы с помощью физиологических методов.
Научные исследования по изучению психических явлений обобщены И.М. Сеченовым в классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1863).
И.М. Сеченов сформулировал одно из важнейших положений материалистического естествознания – концепцию о единстве организма и внешней среды. Причем эта концепция распространялась им и на причинную обусловленность всех проявлений психической деятельности человека.
Сверх того, научные интересы И.М. Сеченова были посвящены изучению физиологии дыхания и крови, газообмена, растворению газов в жидкостях и обмену энергии. Эти исследования положили начало новому направлению в науке - авиационной и космической физиологии.
Учениками И.М. Сеченова были В.В. Пашутин, Н.Е. Введенский, Б.Ф. Вериго, Г.В. Хлопин, А.Ф. Самойлов, М.Н. Шатерников и многие другие.
Николай Евгеньевич Введенский (1852-1922) внёс значительный вклад в развитие физиологии возбудимых тканей и нервной системы в целом. С помощью телефонного аппарата он впервые прослушал ритмическое возбуждение в нерве. Изучая явления тетануса, показал способность мионеврального синапса трансформировать импульсы и на этой основе открыл явления оптимума и пессимума раздражения. Н.Е. Введенский ввёл понятие лабильности и создал учение о парабиозе.
|
Учёные-физиологи России поддерживали и развивали идеи И.М. Сеченова о применении естественнонаучных и физиологических методов для изучения психических функций живого организма и среди них прежде всего следует отметить И.П. Павлова.
Иван Петрович Павлов (1849-1936) великий русский учёный, создатель учения о высшей нервной деятельности, новатор экспериментальных методов исследования поведения животных, основатель крупнейшей физиологической школы.
По завершении обучения в Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге в 1879 году И.П. Павлов был приглашён С.П. Боткиным в лабораторию экспериментальной медицины при его клинике, где руководил исследованиями по фармакологии и физиологии. Работая в лаборатории, он выполнил и докторскую диссертацию на тему: «Центробежные нервы сердца», которую успешно защитил в 1883 году в Военно-медицинской академии. Затем начал исследования по физиологии пищеварения. С 1884 по 1886 годы И.П. Павлов работал в лабораториях Р. Гейденгайна и К. Людвига в Германии.
В 1890 году И.П. Павлов избирается профессором кафедры фармакологии, а в 1895 году - профессором кафедры физиологии Военно-медицинской академии.
В 1890 году в Санкт-Петербурге открывается Институт экспериментальной медицины, в котором И.П. Павлов с 1891 года заведовал Отделом физиологии.
Н.И. Павлов ввёл в практику физиологических исследований метод хронического эксперимента, что позволило изучать функции целостного организма и здорового животного, находящегося в естественных условиях. Этот метод позволил ему экспериментально обосновать принцип нервизма - идею о решающей роли нервной системы в регуляции функционального состояния и деятельности всех органов и систем организма.
Методологической основой его концепции явились три основных принципа: единство структуры и функции, детерминизм, анализ и синтез.
Изучая пищеварительную секрецию и поведение животных в хроническом эксперименте, И.П. Павлов выявил рефлексы нового типа - условные, которые формируются и закрепляются при определённых условиях окружающей среды. Они отличаются от безусловных (прирождённых) рефлексов, которые имеются от рождения у всех животных данного вида. Учёный также показал, что условные рефлексы вырабатываются в коре больших полушарий головного мозга. Эти исследования дали возможность экспериментально изучать деятельность коры больших полушарий в норме и патологии. Таким образом, результатом исследований И.П. Павлова явилось создание учения о высшей нервной деятельности.
В 1904 году И.П. Павлов был удостоен Нобелевской премии за исследования в области физиологии пищеварения, которые наряду с исследованиями по физиологии сердечно-сосудистой системы и высших отделов центральной нервной системы являются классическими.
Деятельность И.П. Павлова и созданной им научной школы составила целую эпоху в развитии мировой физиологии.
Иванов А. Г.
Тема: МЕДИЦИНА В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (395-1453) И В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (V-X века)
Средневековье (Средние века) – это исторический период, следующий за историей Древнего мира и предшествующий истории Нового времени. Началом Средних веков считается V век – падение Западной Римской империи, а концом – XVII век, когда в Западной Европе начинает формироваться капиталистическое общество. Средневековье, охватившее более чем тысячелетний отрезок времени, было неоднородно с точки зрения протекавших тогда основных социально-экономических, общественно-политических и культурных процессов. В связи с чем выделяются три этапа в западноевропейском Средневековье:
- раннее Средневековье ( V – X века);
- развитое (классическое) Средневековье (XI – XV века);
- позднее Средневековье (XV – XVII века).
Средние века явились временем становления, развития и упадка феодализма. В разных регионах земного шара феодализм зарождался и развивался неодновременно, в различные исторические сроки, поэтому хронологические рамки средних веков являются весьма условными.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!