VI. Основные направления реализации Стратегии — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

VI. Основные направления реализации Стратегии

2017-10-16 315
VI. Основные направления реализации Стратегии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

20. Реализация Стратегии осуществляется в рамках следующих основных направлений:

- нормативно-правовое направление – разработка нормативной базы, определяющей механизмы реализации Стратегии с учетом региональной специфики и этнокультурного многообразия Республики Татарстан в соответствии с государственной образовательной политикой;

- организационно-управленческое направление – организация межведомственного взаимодействия по разработке и реализации моделей социально-педагогической поддержки воспитания/успешной социализацииобучающихся, воспитательных, физкультурно-спортивных, культурно-досуговых и других проектов; создание региональных координационных (опорных) центров по организации, осуществлению и мониторингу воспитательной деятельности, использование ресурсов независимой оценки качества в сфере воспитания и дополнительного образования детей;

- кадровое направление – разработка и реализация программ подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров, занятых в сфере воспитания обучающихся, опыта воспитательной деятельности на региональном, муниципальном уровне, пополнение банка лучших инновационных воспитательных практик; освоение позитивного опыта воспитания;

- информационно-технологическое направление – организация на современной технологической базе информационной поддержки мероприятий Стратегии с привлечением региональных ресурсов (СМИ, интернет-сайты или страницы сайтов образовательных организаций, интернет-конференции, вебинары, форумы и т.п.);

- мониторинговое направление – создание системы организации и проведения мониторинга и экспертизы эффективности комплекса мер по реализации Стратегии.

21. Реализация данных направлений направлена на обеспечение следующих ключевых воспитательных направлений в системе образования:

1) 1формирование духовно-нравственных качеств:

· духовное и нравственное развитие обучающихся на основе выработки адекватной самооценки, понимания смысла своей жизни, индивидуально ответственного поведения;

· развитие нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку собственным поступкам и поступкам других;

2) формирование патриотического сознания:

· укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями, социальной солидарности;

· осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, утверждение нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, выработка умения им противодействовать;

3) формирование личности с активной жизненной позицией:

· формирование активной гражданской позиции, готовности критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

· утверждение ценности самостоятельности поступков и действий на основе морального выбора, принятия ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

· утверждение ценности трудолюбия, бережливости, жизненного оптимизма, способности к преодолению трудностей, готовности к здоровой конкуренции;

4) формирование творческой личности:

· формирование творческого потенциала в сфере духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

5) формирование поликультурной личности на основе усвоения базовых национальных и общечеловеческих ценностей:

· принятие личностью базовых национальных ценностей, ценностей культурно-регионального сообщества, культуры своего народа, понимание их роли и места в системе общероссийских и общемировых ценностей;

· принятие личностью общечеловеческих ценностей, ценности культурного многообразия;

6) трудовое воспитание, профориентация, профессиональное самоопределение: воспитание уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям, формирование предпринимательских навыков и развитие экономического мышления, содействие профессиональному самоопределению, вовлечение в социальнозначимую, профориентационную деятельность.

7) формирование личности с высоким уровнем экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:

· формирование ценностного отношения к жизни во всех ее проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

· создание здоровьеформирующего образовательного пространства, способствующего обучению и воспитанию личности специалиста, обладающего потребностью в здоровом образе жизни, сосуществующего в гармонии с самим собой, обществом, природным окружением, а также способного научить других людей сохранять, укреплять и восстанавливать здоровье;

· создание научно обоснованных санитарно-гигиенических условий и соответствующей материально-технической базы функционирования образовательной организации, способствующих сохранению, восстановлению и укреплению здоровья;

· формирование осознанного отношения каждого субъекта образовательного процесса к приоритету здоровья в жизни человека;

· предупреждение и преодоление синдрома эмоционального выгорания у преподавательского состава;

· утверждение негативного отношения к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ.

VII. Развитие системы воспитания в образовательных организациях всех типов

Развитие воспитания в дошкольных образовательных организациях.

22. Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей. Предназначение дошкольного воспитания состоит в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.

23. Для развития воспитанников в дошкольных образовательных организациях предполагается:

1) совершенствование системы подготовки воспитателей с ориентацией на профессиональную реализацию сочетания социально-нормативного и индивидуального подходов к воспитанию детей, овладение современными программами и технологиями, которые задают новое содержание воспитания и обучения детей в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

2) Разработка и внедрение в практику деятельности дошкольных образовательных организаций современных образова­тельных программ и технологий по развитию социальной и культурной компетентности ребенка, предусматривающих формирование у него коммуникативных навыков, поведенческих структур, соответствующих целям дошкольного воспитания, способствующих адаптации и социализации в обществе;

3) обеспечение усвоения детьми следующих знаний и навыков:

-в области физического воспитания: охрана жизни и укрепление здоровья ребёнка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.

- в области интеллектуального развития: сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы; развитие устной речи, в том числе овладение неродными языками;

- духовно-нравственное воспитание предполагает развитие гуманных чувств и формирование этических представлений; навыков культурного поведения, социально-общественных качеств; формирование толерантности; чувства собственного достоинства; первоначальных основ патриотизма и гражданственности, уважения к традициям своего народа и других народов;

- культурного и экологически грамотного поведения; усвоение понятий «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом»;

- трудовое воспитание направлено на постепенное развитие интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитание элементарных навыков трудовой деятельности, трудолюбия;

- художественно-эстетическое воспитание направлено на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, средства формирования и развития личности ребёнка.

Развитие воспитания в общеобразовательных организациях

24. Общеобразовательные организации являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования являются механизмом обновления содержания общего образования и определяют образование в качестве важнейшей социальной деятельности, направленной на социокультурную модернизацию Российской Федерации, формирование российской идентичности как неотъемлемого условия становления гражданского общества, укрепления российской государственности, повышения человеческого потенциала. Изменился смысл самого понятия "образовательные результаты". Приоритетной становится задача по формированию личности обучающихся, их воспитание и социализация, формирование интегративных образовательных результатов. Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают разработку и реализацию каждой организацией каждой ступени общего образования комплексных программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

Обновление процесса воспитания в общеобразовательной организации должно осуществляться с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта и на основе установления и поддержания баланса государственного, семейного и общественного воспитания, т.е. качественно нового представления о статусе воспитания, связанного с повышением эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов.

25. Развитие воспитания в общеобразовательных организациях предполагается через:

- определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особен­ностей обучающихся с учетом конкретных возможностей и специфики общеобразовательных организаций разных видов, в разных регионах и типах поселений;

- формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс (путем обеспечения интегрированности его важнейших составляющих - воспитания и обучения); повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;

- формирование базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество

- формирование нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, самоот­верженность, служение, любовь и принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации;

- системную поддержку программ и проектов, направленных на формирование активной гражданской позиции обучающихся, укрепление нравственных ценностей, профилактику экстремизма;

- развитие родительских общественных объединений, привлечения родителей к участию в управлении общеобразовательной организацией;

- создание условий в системе образования для развития экономического и трудового воспитания молодёжи;

- включение в штатное расписание общеобразовательных организаций должностей педагогических работников, функционалом которых являлась бы собственно воспитательная деятельность, координация программ воспитания, педагогическое сопровождение детских социальных проектов (педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, классных воспитателей); активизация деятельности классных руководителей и воспитателей;

- развитие сети психолого-педагогических служб для детей группы риска и детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

- совершенствование системы обучения в школах по сохранению и развитию культур и языков народов России, приобщению к мировым культурным ценностям;

- поддержку общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание подрастающего поколения;

- создание в образовательных организациях структур школьного самоуправления (клубов, советов и других) на интернациональной основе, а также условий для координации их деятельности;

- трудовое, физическое и гигиеническое воспитание, воспитание в молодежной среде позитивного отношения к семье и браку;

- формирование установок толерантного поведения, профилактика молодежного экстремизма; развитие межнациональных отношений.

 

Специфика учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам

26. Специфика учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в оздоровительных образовательных организациях санаторного типа, в образовательных организациях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, предполагает:

- осуществление комплексных динамических коррекционно-развивающих мер;

- разработку и реализацию программ с учетом интеллектуальных и физических возможностей ребенка; рекомендации психологов и врачей; целенаправленное вовлечение семьи в этот процесс; содействие преодолению затруднений в социальной адаптации таких детей, формированию у них коммуникативных навыков; создание условий для их трудового, эстетического, физического воспитания;

- обеспечение социальной реабилитации детей, подготовку их к семейной жизни, жизни в обществе, предупреждение их эмоциональной подавленности, создание условий, компенсирующих длительный отрыв от семьи.

Развитие воспитания в образовательных организациях дополнительного образования детей

27. Дополнительное образование способствует развитию мотивации детей к познанию и творчеству, содействию личностному и про­фессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Взаимодействие организаций дополнительного образования с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер превращает его в по-настоящему открытую систему образовательной политики в регионе.

28. Дальнейшее развитие воспитательных функций системы до­полнительного образования детей предполагается через:

- комплексное решение задач воспитания в системе дополнительного образования в сопряжении с задачами воспитания в системе общего образования в целом, в том числе в рамках разработки федеральных государственных требований к дополнительным программам общего и предпрофессионального образования;

- интеграцию дополнительного и общего образования, организацию сетевого взаимодействия в целях повышения качества воспитания обучающихся, расширения возможностей реализации программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровнях общего образования;

- развитие социально значимых направлений деятельности: военно-патриотическое, спортивно-техническое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, физкультурно-оздоровительное направления, формирование ценностей здорового образа жизни, повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи;

- реализация образовательных программ, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в подростково-молодежной среде;

- вовлечение обучающихся в творческую деятельность, в активную проектную, научно-исследовательскую, поисковую работу, в реализацию программ по сохранению национальной культуры, исторического наследия;

- обновление программно-методического содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей;

- развитие информационных и коммуникационных технологий в системе дополнительного образования;

- эффективное использование потенциала системы дополнительного образования детей для профориентационной работы и предпрофессиональной подготовки обучающихся с учётом социально значимых направлений деятельности;

- включение в образовательные программы компонентов, обеспечивающую раннее включение обучающихся в систему профессиональных отношений, погружение в профессиональную деятельность с принятием на себя ответственности за решаемые задачи с осознанием ценности результатов труда, их социального значения;

- развитие внебюджетной деятельности, установление партнерских отношений с бизнес-сообществом, совершенствование межведомственного взаимодействия в целях дальнейшего развития системы дополнительного образования детей;

- поддержку активного участия родителей в реализации воспитательных программ образовательной организации.

Развитие воспитания обучающихся в системах профессионального образования

29. Образовательные организации среднего профессионального и высшего образования не только обеспечивают общественное производство квалифицированными кадрами, но и создают условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования.

Рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что стремление молодого поколения к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узко профессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.

30. Основными направлениями развития воспитания обучающихся в системах профессионального образования являются:

- развитие студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой самоорганизации (общественных организаций и объединений студентов);

- разработка и реализация программ и проектов, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде; вовлечение молодежи в реализацию программ по сохранению исторического наследия народов страны;

- системная поддержка программ и проектов, направленных на формирование активной гражданской позиции молодых граждан, воспитание уважения к представителям различных этносов, укрепление нравственных ценностей, противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма, взаимодействие с молодежными субкультурами и неформальными движениями;

- вовлечение молодежи в активную работу поисковых, военно-исторических, краеведческих, студенческих отрядов и молодежных объединений социально-значимой направленности;

- использование возможностей дополнительного образования, факультетов общественных профессий для преодоления расхождений между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка труда; между рыночным спросом и индивидуальными потребностями личности; для реализации профессионального потенциала будущего специалиста; для повышения его ответственности за свою карьеру и социальные последствия своей профессиональной деятельности;

- развитие республиканских, молодежных научно-технических производственных центров, центров информации, призванных содействовать реализации творческого потенциала молодежи, ее вторичной занятости;

- развитие трудовой и проектной активности; создание условий для построения эффективной траектории профессионального развития;

- развитие и совершенствование работы сети служб социально-психологической помощи учащейся молодежи в организациях профессионального образования;

- изучение и распространение опыта организации воспитания обучающихся в общественных организациях и организациях профессионального образования, продуктивно использующих научно-профессиональный потенциал, возможности социальных, культурных, исторических традиций региона;

- создание единой концепции института кураторства в профессиональных образовательных организациях.

Использование ресурсов психолого-педагогических и медико-социальных центров, психолого-педагогических служб образовательных организаций в развитии системы воспитания

31. Основой деятельности психолого-педагогических и медико-социальных центров, психолого-педагогических служб является профилактика, предупреждение психолого-педагогических и медико-социальных проблем, связанных со становлением подрастающего человека. Основными направлениями деятельности центров являются психолого-медико-педагогическое диагностирование и консультирование, экстренная психологическая помощь, социально-трудовая адаптация подростков, работа с семьями группы риска, психолого-педагогическая коррекция, содействие полноценному психическому развитию личности, предупреждение возможных личных и межличностных проблем и социально-психологических конфликтов, защита законных прав и интересов несовершеннолетних. Именно компетенция психологов позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в развитии детей, изучать их индивидуальные особенности и помогать социальным педагогам, родителям, опекунам и попечителям максимально эффективно использовать средства и методы воспитательной работы.

32. Деятельность психолого-педагогических и медико-социальных центров, психолого-педагогических служб должна быть направлена на:

- обеспечение доступности психолого-педагогической и медико-социальной помощи участникам образовательного процесса, в том числе обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

- удовлетворение потребности в услугах психолого-педагогических и медико-социальных центров, психолого-педагогических служб участников образовательного процесса, образовательных организаций в целом;

- повышение качества услуг психолого-педагогических и медико-социальных центров, психолого-педагогических служб, образовательного и профессионального уровня педагогических кадров психолого-педагогических и медико-социальных центров, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию;

- внедрение в процесс оказания психолого-педагогических, медико-социальных услуг инновационных технологий;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности участников образовательного процесса;

- содействие формированию социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным психологических и физиологическим особенностям обучающихся;

- организацию психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.