Пространство культуры и его формирование — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Пространство культуры и его формирование

2017-10-16 282
Пространство культуры и его формирование 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Школа – в оппозиции к массовой культуре, её содержанию. Педагоги вправе использовать формы этой культуры, но наполнять её духовно-нравственным содержанием

Духовно-нравственное воспитание: теория и практика

Возрастные особенности духовного воспитания

Уровни приятия морали

Лекция

 

Янушкявичене О.Л., доктор педагогических наук,

доктор математических наук,

профессор кафедры социальной педагогики,

Московский физико-технический институт

по специальности «Автоматические системы управления»;

2000, ПСТГУ, специальность «социальная педагогика»

Развитие личности есть естественный процесс, возможность и необходимость которого заложена в человеке природой с момента рождения. Поэтому в каждый возрастной период оно характеризуется теми или иными особенностями. Постараемся дать некоторую характеристику состояния детей в различном возрасте.

Исходим из концепции, что человек трехсоставен: дух, душа, тело.

Опираясь на основные положения христианской антропологии, используя опыт православных педагогов, собственный педагогический и материнский опыт, сформулируем педагогические задачи и методы духовного воспитания, наиболее адекватные для каждого возраста. Позиция автора состоит в том, что духовное развитие обуславливается выполнением главных задач духовного воспитания, которые будут описаны ниже, и выражается в обретении человеком базовых оснований личности, о которых также пойдет речь.

Рассмотрим возрастную классификацию восприятия морали американского психолога Л. Кольберга. Кольберг выделял три уровня развития морали ребенка, каждый из которых имел две стадии.

I. Доконвенционный моральный уровень.

Первая стадия — ориентация на наказание и послушание. Вторая стадия — наивная гедонистическая ориентация.

II. Конвенционный моральный уровень.

Третья стадия — ориентация хорошей девочки/хорошего мальчика.

Кольберг (Kohlberg) Лоуренс (1927-1987) - американский психолог, автор концепции морального развития. На ее основе выделил ряд признаков диагностики стадий морального развития, обобщенных в виде оценочной шкалы.

Четвертая стадия - ориентация поддержания социального

порядка.

Послеконвенционный моральный уровень.

Пятая стадия - ориентация социального соглашения.

Шестая стадия – ориентация на универсальные этические принципы.

Возраст, в котором ребенок переходит на следующий уровень индивидуален, хотя некоторые закономерности есть. Дети, обучающиеся в начальной школе, как правило, находятся на доконвенционном моральном уровне. Они ориентируются на авторитет, верят в абсолютность и универсальность ценностей, поэтому понятия добра и зла они перенимают от взрослых.

Подходя к подростковому возрасту, они, как правило, переходят на конвенционный уровень. При этом большинство подростков становятся «конформистами»: мнение большинства для них совпадает с понятием добра.

Переживаемый подростками негативный кризис, не считает - он показывает, что подросток переходит на более высокий уровень развития, включающий в свое внимание социальную ситуацию. При этом часть подростков находится на стадии «хорошего мальчика», другие же достигают стадии «поддержания социального порядка».

Однако существуют подростки, которые не достигли конвенционного уровня. Проведенные Фрондлихом и Кольбергом в 1991 г. исследования показывают, что 83% правонарушителей-подростков этого уровня не достигли.

Переход к третьему, по Кольбергу, уровню развития морали для наиболее быстро развивающихся детей бывает в 15—16 лет. Этот переход вначале кажется регрессом совести. Подросток начинает отвергать мораль, утверждать относительность нравственных ценностей; понятия долга, честности, добра становятся для него бессмысленными словами. Он утверждает, что никто не имеет право решать, как другому следует себя вести. Такие подростки часто переживают кризис потери жизненных смыслов. Результатом переживаемого кризиса является собственное принятие каких-то ценностей. При этом следует заметить, что далеко не все люди в своей жизни достигают этого уровня автономной совести. Часть людей до самой смерти находится на конвенционном уровне развития, некоторые не достигают даже и его.

Наша концепция

Исходя из многолетней практической работы с детьми разных возрастов, а также опираясь на исследования различных психологов и педагогов: Д.Б. Эльконина, Т.А. Флоренской, прот. Василия Зеньковского, Софьи Куломзиной и др., в соответствии с концепцией Кольберга, выделим три уровня в нравственном восприятии детей. В каждом уровне выделим аналогично системе Л. Кольберга по две стадии.

I. Уровень принятия морали авторитета.

1. Принятие морали родителей.

2. Принятие морали учителя.

II. Уровень принятия морали социума.

3. Принятие морали сверстников.

4. Принятие морали общества.

III. Уровень автономной совести.

5. Сомнение в существующих нравственных ценностях

6. Собственный выбор системы ценностной иерархии.

Попытаемся осмыслить записанную схему с точки зрения христианской антропологии.

Каждая человеческая личность обладает даром свободы выбора. Но чтобы этим даром воспользоваться, человек должен впитать, пережить то, что он будет выбирать. И вот сначала ребенок живет взглядами родителей на то, что хорошо и что плохо. Затем он принимает в свою душу мнения учителей, потом он принимает мораль сверстников и, наконец, мораль всего общества. И вот тут-то наступает кризис, он вдруг отвергает все и сомневается во всем. Но этот кризис неизбежен: чтобы сделать свободный выбор, человек должен отодвинуть от себя все, что предлагали ему другие.

По Кольбергу для наиболее быстро развивающихся детей этот кризис наступает в 15—16 лет.

Главная задача духовного воспитания для каждого возраста

Психологи, рассматривая возрастные особенности человека, обычно выделяют какую-то основную характеристику возрастного этапа. Так, Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин писали о ведущей деятельности каждого возрастного периода. Жан Пиаже основывал свою систему на анализе развития мышления. Эриксон считал, что на каждой стадии возрастного развития общество выдвигает определенные ожидания в отношении человека, и, таким образом, каждому возрасту свойственна определенная задача. Построенная им модель называется психосоциальной моделью развития личности, т. к. ее основой является взаимодействие личности и общества.

Выготский писал, что у детей различные психические функции растут и развиваются неравномерно. Для каждой из них существует в свои периоды оптимального развития.

Мы будем исходить из предположения, что и в духовном воспитании в каждом возрастном периоде наибольшее значение имеет воспитание определенной стороны духовного облика человека. Мы введем понятие главной задачи духовного воспитания для каждого возраста и будем пытаться эту задача определить. Кроме этого, для каждого возраста мы будем пытаться определить уровень восприятия морали.

Все возрастные границы, указанные при характеристике того или иного периода становления человека, естественно, указаны лишь приблизительно. Возраст вступления в тот или иной период у каждого конкретного человека индивидуален.

Возраст до З-х лет.

В послании апостола Иоанна сказано: «Бог есть любовь» (1 Иоанн. 4:8). Отражением этого Божьего свойства является любовь человеческая. Можно сказать, что радость и смысл жизни

определяются тем, насколько в ней присутствует любовь.

Чем младше ребенок, тем глубже запечатлевает он то, что видит вокруг. Поэтому главной задачей этого нежного возраста является запечатление любви. До трех лет ребенок очень сильно связан с матерью, и не случайно матери Богом дана такая удивительная и уникальная способность любить своего ребенка. «Природа обеспечивает развитие любви до развития мышления», пишет И.Г. Песталоцци.

Так сформулированная главная задача вполне согласуется с мнениями известных психологов относительно этого возраста. Так, М.В. Осорина называет основной задачей младенческого периода обретение базового доверия к жизни. При этом такое доверие формируется у детей, в достаточной мере окруженных любовью и лаской. Г.С. Абрамова пишет: «Ситуация развития в младенческом возрасте определяется тем, насколько взрослый сумеет ответить на поведение ребенка, который буквально требует взаимодействия». И «правильным» ответом может быть лишь отношение любви. Анализ поведения детей, с рождения живущих в детских домах и лишенных сокровища материнской любви, выявил очень тяжелые факты. «Ребенок первого года жизни, воспитывающийся в семье, представляет собой самое жизнерадостное и счастливое существо в мире. Он максимально открыт людям, доверчив и доброжелателен, всегда готов к общению. Его бесконечно радует все вокруг, все вызывает интерес и любопытство: люди, игрушки, животные, происходящие события; свои чувства малыш выражает незамедлительно и бурно.

Иная картина наблюдается в домах ребенка. Уже в первом полугодии жизни весь облик малыша отличает его от ровесников, воспитывающихся в семье. Это гораздо более спокойное, недокучливое и некапризное существо. Хотя ребенок и выражает радость при обращении взрослого или при виде игрушек, его нельзя назвать счастливым. Большую часть времени бодрствования малыш проводит в безучастном созерцании потолка, сося палец или игрушку. Время от времени он оживляется, увидев взрослого или встретившись взглядом с другим ребенком, но быстро отвлекается и вновь застывает в неподвижности, глядя в одну точку. Малыш слабо интересуется окружающим, не может найти себе увлекательное занятие, мало радуется, молчалив и пассивен. Даже капризничая, он выражает не столько протест, сколько отчаяние».

Салливен писал, что если мать не проявляет к ребенку в самом раннем детстве достаточно нежности, а, напротив, сама испытывает беспокойство и напряжение, у ребенка также появляется беспокойство и стремление избавиться от него. Это вырабатывает у детей механизмы избавления от беспокойства (крик, отказ от еды в раннем детстве, позицию «я — хороший» или «я трех), ситуация «я - плохой» в более старшем возрасте).

С переходом в раннее детство (от года до внешне несколько меняется, т. к. ребенок начинает осваивать предметный мир. Однако невозможность обойтись во взаимодействии с предметами без участия взрослых ставит ребенка перед необходимостью еще более интенсивного общения с ними. Т. е. и в возрасте от года до трех любовь и забота необходимы ребенку для становления его фундаментальных личностных качеств.

Однажды был проведен следуюший эксперимент. Детеныша обезьяны при рождении отобрали от матери и сделали ему искусственную маму в виде обтянутой шкурой спинки стула с вставленной в нее соской с молоком. Маленькая обезьянка кормилась из этой соски и воспринимала спинку стула как мать — бежала к ней в случае опасности, спала рядом и т. д. Обезьянка росла и стала взрослой обезьяной. Но когда у нее самой появились дети, оказалось, что она не ухаживает за ними. Обезьяна не кормила их грудью, бросала их на произвол судьбы, отрывала им головы. Т. е. даже животное для своего нормального развития нуждается в запечатлении материнской любви.

Можно утверждать, что и религиозное воспитание ребенка ведется в этом возрасте через направленную на него любовь и заботу, через взаимную любовь между окружающими его людьми. Ребенок, в глубине подсознания которого есть память об этой любви, впоследствии намного легче воспримет весть о Боге, чем тот, у которого опыта такой любви нет. При этом любовь к ребенку должна проходить через призму осознания в нем образа Божия.

Дошкольное детство (3—6 лет)

После трех лет ребенок несколько отходит от матери и открывается для общения с внешним миром. Можно сказать, что дошкольное детство -- это период совместной практической жизнедеятельности ребенка и взрослого. Главной задачей в духовном воспитании дошкольника является воспитание привычки к делам милосердия. Именно в этом возрасте ребенок должен привыкнуть трудиться по нужде, т. е. не для себя, а для других.

A.M. Леонтьев утверждал, что в дошкольном детстве происходит процесс первоначального «фактического, — как он говорит, - складывания личности» и что содержанием этого процесса является возникновение нового соотношения мотивов и умения ребенка сознательно подчинять свои действия более важным и далеким целям, хотя бы непосредственно и не привлекательным. Т. е. в этом возрасте ребенок уже способен что-то делать ради другого человека по чувству любви и милосердия. Такое делание возможно для ребенка при помощи взрослых, а также непосредственно по примеру взрослых. Л.И. Божович пишет: «В дошкольном возрасте, особенно в среднем и старшем, у детей появляется умение если не самостоятельно, то вслед Предварительное создание намерения у детей вести себя так, а не иначе настолько действенно, что оно может быть использовано как очень эффективное воспитательное средство. Так, Л.С. Славина и Е.И. Савонько специально создавали намерение просить о покупке игрушек в магазине, не требовать места в троллейбусе, делиться своими игрушками с детьми и т. п. Принудительная сила принятого ребенком намерения была настолько велика, что иногда дети младшего дошкольного возраста, поступая согласно принятому намерению, начинали плакать, сожалея о том, что они его приняли; а в тех случаях, когда дети не выполняли принятого намерения, они, как правило, настолько огорчались, что действие по непосредственному побуждению обесценивалось и не вызывало радости».

Ряд педагогов (С.С. Куломзина, Л.И. Божович и др.) свидетельствуют, что в дошкольном возрасте дети приобретают «духовный опыт в различении добра и зла».

В.И Слободчиков и Е.И. Исаев отмечают: «В дошкольном детстве формируется характер ребенка в совокупности его отношений к различным сторонам жизни: к деятельности, к другим, к себе, к предметам и вещам».

Воспитание привычки к труду соответствует русским культурным традициям. Раньше уже с 5 лет девочки начинали шить себе приданое, а мальчики помогали отцам в их нелегкой работе. Уже в дошкольном возрасте должно вестись воспитание будущего материнства и отцовства приучением к выполнению соответствующих работ. Инфантильность многих матерей и отцов, их неспособность взять на себя положенный груз, во многом обусловлены упущениями, сделанными воспитателями в этом возрасте. Замечено, что выполнение элементарных работ по домашнему хозяйству обеспечивает ребенку заслуженную радость. Именно в этом возрасте дети проявляют инициативу, пытаясь помочь взрослым в их трудах. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев пишут (102, 260): «Уже в четыре года обычно отмечается повышенная нежность, любовь, сочувствие, желание быть помощником для родителей». Если же инициатива не будет поддержана, она практически никогда уже не повторится.

Многие психологи называют игровую деятельность ведущей в дошкольный период. Это не противоречит сформулированной главной задаче возраста. В игре дети серьезно живут, осваивая взрослую деятельность, а сделать в ней первые шаги и входит в задачу возраста.

Если теперь обратиться к уровню восприятия морали, то легко видеть, что в дошкольном возрасте дети воспринимают «что хорошо и что плохо» от родителей, т. е. они находятся на I уровне, 1 стадии.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.