Финансовые ресурсы – основа для формирования основного и оборотного капитала — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Финансовые ресурсы – основа для формирования основного и оборотного капитала

2017-10-21 229
Финансовые ресурсы – основа для формирования основного и оборотного капитала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для постоянного осуществления нормальной хозяйственной деятельности каждое торговое предприятие (организация) должно располагать оптимальной величиной финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Финансовые ресурсы – это совокупность всех денежных и приравненных к ним средств, накоплений, находящихся в распоряжении торговых организаций, предназначенные для выполнения финансовых обязательств и для обеспечения расширенного воспроизводства, а также экономического стимулирования работников своего предприятия.

Существует разница между понятиями «финансы» и «финансовые ресурсы». Финансы не охватывают всех денежных отношений. Денежные отношения, связанные с процессом купли-продажи, ценообразования, в понятие «финансы» не включаются.

Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счёт собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения (рисунок 1.1). Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства. Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств, основных и оборотных, которые инвестированы в процесс производства.

Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы формируются главным образом за счёт прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают: выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, различные целевые поступления (плата за содержание детей в дошкольных учреждениях и т.д.), мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.

Процессы приватизации государственной собственности приводят к тому, что появляется и уже играет важную роль ещё один источник финансовых ресурсов – паевые и иные взносы членов трудового коллектива.

Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть получены на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются: продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции.

Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются:

· платежи органам финансово-банковской системы, обусловленные выполнением финансовых обязательств. Сюда относятся: налоговые платежи в бюджет, уплата процентов банкам за пользование кредитами, погашение взятых ранее ссуд, страховые платежи и т.д.;

· инвестирование собственных средств и капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширением производства и техническим его обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии, использование «ноу-хау» и т.д.;

· инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке: акции и облигации других фирм, обычно тесно связанных кооперативными поставками с данным предприятием, в государственные займы и т.п.;

· направление финансовых ресурсов на образование денежных фондов поощрительного и социального характера;

· использование финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Важнейшая сторона деятельности предприятия состоит в рациональном использовании свободных финансовых ресурсов, нахождении наиболее эффективных направлений инвестирования средств, приносящих предприятию дополнительную прибыль.


       
   
 

 


Рисунок 1.1 – Схема финансовых ресурсов предприятия


Собственные и приравненные к ним
Привлечённые
Заёмные
· долгосрочные кредиты и займы; · краткосрочные кредиты и займы; · бюджетные ассигнования на возвратной основе
· взносы членов коллектива; · средства, мобилизируемые на финансовом и кредитном рынке; · кредиторская задолженность; · получение безвозмездной финансовой помощи
Приравненные к собственным средствам (устойчивые пассивы)
Собственные: · амортизационные отчисления; · чистая прибыль (капитализиремая, потребительская прибыль, резервный фонд); · нераспределённая прибыль; · уставный капитал
Ещё более точную картину формирования финансовых ресурсов дают показатели, приведённые на рисунке. 1.2.

 

Рисунок 1.2 – Источники формирования финансовых ресурсов предприятия торговли

 

По составу финансовые ресурсы чаще всего делят на внутренние и внешние. При таком делении учитывается происхождение ресурсов: внутренние источники образуются за счёт собственных и приравненных к ним средств, а внешние – за счёт поступления ресурсов извне.

Внутренние источники обычно делятся на две группы:

· денежные источники, образуемые за счёт собственных средств:

¾ прибыль от основной деятельности;

¾ прибыль от финансовых операций;

¾ прибыль от выполняемых НИР и от других хозяйственных работ;

¾ внереализационные доходы;

· денежные средства, образуемые за счёт приравненных к ним средств:

¾ амортизационные отчисления;

¾ выручка от реализации выбывшего имущества;

¾ накопление нераспределённой прибыли;

¾ целевые поступления;

¾ резервный фонд;

¾ паевые и иные взносы сотрудников данного предприятия.

Внешние – на две следующие группы:

· средства, поступающие в порядке перераспределения:

¾ бюджетные (субвенции) – предоставляются предприятию на безвозмездной и безвозвратной основе на существование определённых целевых расходов; субсидии – на условиях долевого финансирования целевых расходов (рисунок 1.3);

¾ дивиденды и проценты по ценным бумагам других элементов;

¾ денежные: формируемые на паевых началах; поступающие от союзов, ассоциаций, отраслевых структур и т.п.; от реализации страховых полисов и залоговых свидетельств;

· денежные средства, мобилизируемые на финансовом рынке:

¾ от продажи собственных ценных бумаг (акций, облигаций и др.);

¾ кредиты банков;

¾
Внешние источники формирования финансовых ресурсов предприятия
Внешние источники привлечения заёмных средств
Внешние источники формирования собственных финансовых ресурсов
заёмные – других предприятий и организаций.

 

Рисунок 1.3 – Состав внешних источников формирования финансовых ресурсов предприятия

 

В условиях рыночной экономики и с учётом системы отчётности финансисты-практики чаще оперируют с понятием «капитал», который для них является объективным фактором производства. При таком подходе капитал рассматривается как часть финансовых ресурсов, которая участвует в хозяйственном обороте и приносит доход от него. С учётом этого капитал выступает как превращённая форма финансовых ресурсов.

В системе бухгалтерской отчётности как источник финансирования выделяется собственный капитал, который в балансе предприятия включается в III раздел «пассив». Собственный капитал включает прежде всего уставный, а также добавочный (эмиссионный доход, курсовая разница и т.п.), резервный, фонды предприятия, нераспределённая прибыль и т.п.

Надо иметь в виду, что формирование уставного капитала (входящего в состав собственного) зависит от особенностей организационно-правовых форм предприятий. Так, для товариществ – это будет складочный капитал, для акционерных обществ – акционерный капитал, для унитарных предприятий – уставный фонд.

В составе внутренних финансовых источников основное место принадлежит прибыли.

Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия в общем виде представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на реализацию продукции с учётом убытков от различных хозяйственных операций.

Значение прибыли:

· основной источник развития предприятия, обновления и расширения производственной базы;

· источник социальных благ для сотрудников предприятия;

· из неё выплачиваются дивиденды по акциям;

· по её величине кредиторы оценивают возможности предприятия возвратить заёмные средства, а инвесторы могут судить о целесообразности инвестиций;

· важнейший источник формирования бюджетов разных уровней.

Кроме этого, прибыль выполняет следующие важные функции:

· является критерием и показателем, характеризующим финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия; сам факт, что предприятие имеет прибыль, при прочих равных условиях, свидетельствует (с определённой степенью точности) об эффективной деятельности предприятия;

· выполняет стимулирующую функцию, что связано с тем, что прибыль является не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия; увеличение прибыли будет способствовать не только расширению производства, но и социальному развитию предприятия, а также дополнительному материальному поощрению сотрудников предприятия.

Заёмные средства – это краткосрочные и долгосрочные кредиты банков. Необходимость заёмных средств обусловлена несовпадением по времени затрат на покупку товаров и поступления выручки от их реализации. Привлекаются такие средства временно и на определённые цели.

Финансовые ресурсы отличаются от материальных, нематериальных и трудовых. Несмотря на неоднородность состава, уровень ликвидности финансовых ресурсов максимален и выше, чем у материальных ресурсов. Только финансовые ресурсы можно преобразовать в любой другой вид ресурсов.

Практика систематически подтверждает, что финансовые ресурсы являются кровеносной системой всего хозяйственного механизма торгового предприятия.

Многолетняя отечественная практика работы любого торгового предприятия независимо от формы собственности показывает, что его экономическую основу развития составляет использование ресурсов, которые постоянно участвуют в осуществлении актов купли-продажи товаров и торговой деятельности предприятия. Не случайно поэтому потребление ресурсов на предприятии многие отечественные экономисты относят к важнейшим факторам производства, которые применяются не только к предприятиям, создающим стоимость и потребительскую стоимость товаров, но и к торговле. В ней производственные процессы представлены в виде закупок товаров для последующей реализации и организации технологических процессов и операций, обеспечивающих движение товаров в сфере обращения и реализацию их в итоге конечному покупателю (населению).

В этой связи всегда актуальной является принятая на предприятии ресурсная политика, во многом способствующая увеличению эффекта и эффективности торговой деятельности. Она, в частности, включает в себя потребность предприятия в материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсах для нормального его функционирования в современных условиях хозяйствования.

Имидж торгового предприятия во многом зависит от умения управлять каждым видом ресурсов с учётом ожидаемых целей (стратегических или тактических) и специфики использования ресурсов во времени.

Механизм управления ресурсами предполагает:

во-первых, вложение инвестиций в те направления торговой деятельности, которые будут способствовать выполнению главной миссии, предусматривающей максимальное удовлетворение покупательского спроса населения на разнообразные товары и услуги;

во-вторых, обеспечение эффективного использования ресурсов на предприятии с тем, чтобы минимизировать расходы по использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

в-третьих, реальные возможности для роста той части чистой капитализированной прибыли, которая предназначена предприятием на воспроизводства капитала (основного и оборотного).

В условиях усиливающейся рыночной конкуренции, действия международного финансового кризиса комплексное использование перечисленных направлений является одним из решающих условий для увеличения эффективного формирования и использования ресурсов на предприятиях торговли.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.