Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-10-21 | 594 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
2.1. История развития концепции менеджмента
в образовании................................................................................... 27
2.2. Человекоцентристский подход в управлении школой............. 38
Тесты, задания, контрольные вопросы...................................... 53
Литература............................................................................................ 82
Раздел II Психология управления кадрами
Глава 3. Психологические основы кадровой политики
3.1. Предмет психологии управления................................................... 84
3.2. Принципы и правила кадровой политики...................................... 88
3.3. Методы управления кадрами.......................................................... 90
3.4. Проблемы нововведений в организационных структурах. 98
Глава 4. Личность как объект и субъект управления
4.1. Личность и ее понимание............................................................... 101
4.2. Индивидуальные особенности личности.................................. 104
4.3. Способности и роли личности....................................................... 112
4.4. Личность руководителя в организационных структурах... 120
Глава 5. Коллектив как объект и субъект управления
5.1. Группа и ее структурная организация......................................... 130
5.2. Характеристики групповых процессов.................................. 144
5.3. Педагогический коллектив в системе управления
школой................................................................................................ 148
Тосты, задания, контрольные вопросы...................................... 162
Литература......................................................................................... 194
Раздел III Психология и этика деловых отношений
Глава 6. Психология делового общения
6.1. Сущность общения: функции, виды, формы, барьеры............ 196
6.2. Психологические особенности делового общения.................. 212
6.3. Этические нормы и принципы делового общения.................. 217
|
Глава 7. Этика деловых отношений
7.1. Этикет а деятельности современного делового
человека....................................................................................... 225
7.2. Психологические особенности подготовки и проведения
бесед и переговоров.................................................................. 233
7.3. Способы психологической защиты......................................... 249
Глава 8. Деловые коммуникации
8.1. Виды и формы современных деловых коммуникаций...... 256
8.2. Методика проведения выступлений и совещаний.............. 258
8.3. Влияние средств массовой информации на социальный
статус личности.......................................................................... 264
Глава 9. Имидж как составляющая современной цивилизации
9.1. Имидж в современном обществе................................................. 273
9.2. Типы имиджа................................................................................... 277
9.3. Формирование имиджа............................................................... 283
Тесты, задания, контрольные вопросы...................................... 290
Литература........................................................................................ 322
Раздел IV Конфликтологии
Глава 10. Методологические основы конфликтологии
10.1. Конфликтология и ее значение................................................... 324
10.2. Понятие и сущность конфликта.................................................. 338
10.3. Типы конфликтов........................................................................... 344
10.4. Основные причины возникновения конфликтов...................... 353
Глава 11. Стресс и его особенности
11.1. Понятие стресса. Теория Г. Селье....................................... 361
11.2. Психические и психопатические заболевания,
обусловленные воздействием стрессовой ситуации....... 369
Глава 12. Поведение в конфликтах
12.1. Общие рекомендации по управлению конфликтами......... 376
12.2. Основные стратегии поведения в конфликте..................... 382
12.3. Стратегические и тактические методы
управления конфликтом............................................................. 388
12.4. Принципы, методы и приемы разрешения конфликтов... 396
12.5. Роль руководителя в конфликтной ситуации........................... 401
Тосты, задания, контрольные вопросы................................... 404
|
Литература....................................................................................... 433
Словарь терминов....................................................................................... 434
Приложения................................................................................................. 445
Ответы к тестам и заданиям.............................................................. 467
ПРЕДИСЛОВИЕ
Уважаемые читатели! Предлагаемое нашему вниманию учебное пособие «Основы менеджмента в образовании» позволяет приобрести знания в области педагогического менеджмента.
Автор надеется, что те, кто будет им пользоваться, приобретут ясное и осмысленное представление об областях применения педагогического менеджмента; познают идеи и опыт, относящиеся к этому сложному ииду образовательной деятельности; научатся использовать полученные знания в управлении человеком и организацией; получат методологическую основу для последующего изучения отдельных аспектов педагогического менеджмента и для формирования цельной его концепции.
Автор постарался представить в учебном пособии теоретические и практические основы педагогического меджмента и его современное состояние.
При написании первого раздела им использованы материалы Т.Н. Шамовой, П.И. Третьякова и В.П. Симонова.
Структура пособия выстроена таким образом, чтобы студент и преподаватель могли самостоятельно изучить и закрепить полученные знания. Для этого 13 конце каждого раздела приводятся тесты, задания для самостоятельной работы и контрольные вопросы.
С точки зрения методологии пособие в большей мере ориентировано на системный и ситуационный подходы.
Четкая структура, актуальность материала могут представлять интерес не только для студентов, но и для руководителей различных уровней и сфер деятельности, научных работников.
РАЗДЕЛ I
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
ГЛАВА 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ
СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Полек новой философии социального управления, обусловленный происходящими в нашей стране изменениями экономических отношений, государственно-политического устройства, общественного сознания, ценностей и ориентации, осуществляется как через переосмысление и переоценку своего управленческого опыта, так и через изучение, анализ, оценку и адаптацию к нашим условиям мирового управленческого опыта. Этот мировой опыт управления на уровне организации (завода, фирмы, компании, объединения, школы и др.) выражается в общем понятии «менеджмент».
|
В книге М.Х. Мее ко на, М. Альберта, Ф. Хедоури «Основы менеджмента» менеджмент рассматривается в нескольких значениях: как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей», как «управление, функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях» и как «область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию*'. Таким образом, слово менеджмент, переводимое с английского как «управление», рассматривается и а значении вида деятельности, и в значении области знания. Для достижения целей организации менеджмент предполагает использование не только кадровых ресурсов (труда, интеллекта и мотивов поведения людей), но и материальных, финансовых. Кроме того, в многочисленных источниках менеджмент рассматривается не только как наука (область знаний) управления, но и как искусство управления, основывающееся на здравом смысле и интуиции менеджера (управленца), проявляющееся в нестандартности и оригинальности его решений, быстрой реакции и импровизации действий. Таким образом, менеджмент можно определить как науку, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации.
Педагогический менеджмент как деятельностиая (в первую очередь) и сум мат и иная система одновременно имеет свою структуру и системообразующие факторы, которые можно условно представить в следующем виде.
L Сущность и характеристика основных системообразующих элементов педагогического менеджмента как деятельностной системы.
2. Цели педагогического менеджмента.
3. Основные задачи, стоящие перед менеджером образователь
ного процесса.
4. Принципы педагогического менеджмента.
4.1. Общие принципы уираилеиия.
4.2. При 1 щ и 11 ы 1 i ау ч и о и о j >j *анм; sa ци и 11 едаго ги ч ее кого и у 11 рав-
|
ленческого груда. 4.3. Принципы аналитической деятельности менеджера
О б р а зо вате j l ь н о го 11 р о ц е с с а.
5. Функции (основные функциональные компоненты) педа-
го г и ч ее к о го м е н е д ж м е н та.
6. Методы управления (методы педагогического менеджмента).
7. Результат деятельности субъектов менеджмента.
7.1. Эффективность как характеристика процесса совмест
ной деятельности преподавателя и учащихся.
7.2. Качество как характеристика конечного результата.
В ведущую составляющую педагогического менеджмента — сущность (определение и характеристику) его основных элементов и системообразующих понятий — входят следующие базовые определения.
Менеджмент педагогический комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления учебно-воспитательным и учебно-познавательным процессом, направленных на повышение его эффективности.
Образовательный процесс -- целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованного учебно-воспитательного и учебно-полнавательпого процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.
Менеджер учебно-познавательного процесса преподаватель, выступающий в качестве субъекта системы управления учебио-познав а г ел ы i о и д ея тел ь н о с т ью у ч а щ ихс я.
Менеджер учебно-воспитательного процесса руководитель учебного заведения (директор, его заместитель), выступающий
в качестве субъекта управления учебно-воспитательной деятельностью 11 е даго ги ч ее к и х раб о г и и кои.
Мониторинг образовательного процесса — непрерывное отслеживание хода, результата и эффективности образовательного процесса с помощью компьютерной технологии сбора и обработки получаемой информации.
Педагогический менеджмент как деятельностная система включает в себя следующие структурно-функциональные компоненты и системообразующие факторы:
■ цель деятельности (планируемый, ожидаемый результат);
■ субъект деятельности (директор, его заместители, препода
ватели, учащиеся, студенты и т.н.);
■ объект деятельности (он же второй субъект) - - исполнитель
распоряжений руководителя (учащийся, студент, преподаватель, заме
ститель директора и т.д.);
■ содержание деятельности (учебная, управленческая и иная
информация);
■ способы деятельности (методы и стиль взаимодействия пре
подавателя с учащимися, руководителя с преподавателем и учащими
ся и т.д.).
Информация (от лат. infmirtaLia -- разъяснение, изложение) — предмет и продукт труда менеджера учебно-воспитательного или учебно-познавательного процесса.
|
Управление учебно-воспитательным процессом (как составная часть педагогического менеджмента) — целенаправленное воздействие руководителя на педагогический коллектив и учащихся путем научно обоснованного планирования, организации и контроля их деятельности.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!