Когнитивная концепция Ж.Пиаже — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Когнитивная концепция Ж.Пиаже

2017-10-21 660
Когнитивная концепция Ж.Пиаже 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основной предмет исследования Когнитивное развитие ребенка от рождения до зрелости
Методы исследования Свободное клиническое интервью, наблюдение, анализ решения специально сконструированных задач детьми разных возрастов
Основные понятия Эгоцентризм, децентрация, аккомодация, ассимиляция, формальные операции, схемы, феномен сохранения.
Основные идеи Интеллектуальное развитие представляет собой последовательность качественно различных стадий, порядок которых неизменен, а скорость может быть разной. Интеллект – иерархия 3 стадий: сенсомоторная стадия, дооперациональная, стадия конкретных операций, формальные операции.
Факторы развития Имеет значение определенный уровень созревания нервной системы; прослеживается влияние среды, которая стимулирует и испытывает ребенка, но когнитивные структуры в конечном счете выстраивает сам ребенок, в процессе спонтанных изобретений и открытий.
Ценное Постановка проблемы детского мышления как качественного своеобразного, имеющего уникальные достоинства. Выделение активности самого ребенка. Идеи Пиаже послужили стимулом для множества других теоретических и практических исследований интеллекта.

 

Таблица 4

Культурно-историческая теория развития психики Л.С.Выготского

Основной предмет исследования Происхождение и развитие высших психических функций, строение и развитие сознания
Методы исследования Формирующие эксперименты
Основные понятия Опосредование, знак, стимул-средство, элементарные и высшие психические функции, обучение, зона ближайшего развития.
Основные идеи Опосредованный характер высших психических функций (ВПФ) Интериоризация знаков как закон развития ВПФ Гипотеза о системном и смысловом строении сознания Анализ механизма влияния обучения на развития
Фактор развития Обучение
Ценное Заложил основы культурно-исторической парадигмы в исследовании психического развития человека. Ввел идею историзма в область психологии и предложил метод исследования высших форм психики и поведения Разработал систему основных понятий и принципы возрастно-психологического анализа онтогенеза человека.

 

Таблица 5

Возрастная периодизация развития Д.Б.Эльконина

Основной предмет исследования Происхождение и развитие высших психических функций, строение и развитие сознания
Методы исследования Формирующие эксперименты
Основные понятия Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психические новообразования
Основные идеи Ребенок с момента рождения является общественным существом. Овладевая основами культуры, ребенок не приспосабливается к условиям жизни, а выступает как активный субъект деятельности, в процессе осуществления которой у него возникают и развиваются различные психические новообразования. Каждый психологический возраст характеризуется следующими показателями: 1. - социальная ситуация развития; 2. - ведущая деятельность; 3. - основные новообразования.
Ценное Объяснил формирование у ребенка не только познавательной, но и мотивационно-потребностной сферы личности, освоение ребенком мира людей и мира предметов Раскрыл механизмы самодвижения в психическом развитии

Задание для самостоятельной работы

ТЕСТ

ИНСТРУКЦИЯ
Тест состоит из 22 заданий. На выполнение теста отводится 60 минут. Работа выполняется индивидуально, без использования дополнительных источников. Ответы вписываются в предоставленные бланки ответов. Ответы должны быть однозначно читаемы (исправления не допускаются). Задание рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

 

Вопросы задания могут иметь несколько форм:

а) закрытые вопросы предполагают только один правильный ответ, который заносится в виде крестика под буквой, соответствующей правильному ответу;

б) в открытых формах заданий необходимо вставить пропущенное слово, либо завершить предложение;
в) в вопросах на соотнесение необходимо установить связь понятия (буквенное обозначение в левой колонке) с его особенностями, признаками, характеристиками (цифровое обозначение в правой колонке), например: А-1, Б-4 и т.д. В некоторых задания на одно понятие может приходиться несколько признаков, например: А-2, 5, Б –1, 3,4;
г) в вопросах на определение последовательности составляется буквенный ряд. В бланк ответов заносится цифра, которая указывает место данного буквенного обозначения в составленном ряду.


1. Выберите правильный вариант ответа:
Возрастная психология изучает
а) факты и закономерности развития психики человека;
б) общие законы развития и формирования психики;
в) проявления психики людей;
г) детей дошкольного и школьного возраста.

2. Выберите и вставьте правильный ответ:
… - это метод, который предполагает изучение психических особенностей человека в специально созданных условиях для выяснения зависимости протекания психического процесса или проявления свойств личности от внешних и внутренних условий.
а) наблюдение;
б) опрос;
в) тестирование;
г) эксперимент.

3. Вставьте правильный ответ:
Согласно …концепции все в поведении индивида, включая ценности, установки и эмоциональные реакции, определяется воздействием внешней среды в прошлом либо в настоящем.

4. Установите соответствие между авторами и теориями:
а) Эпигенетическая теория развития личности.
б) Учение об интеллектуальном развитии ребенка.
в) Теория развития высших психических функций.
- - -
1) Э. Эриксон.
2) Ж. Пиаже.
3) Л.С. Выготский.

5. Установите последовательность нравственного развития дошкольников:
а) правильный поступок ребенка определяется усвоенными им нормами поведения;
б) ребенок сам начинает оценивать собственное поведение в соответствии со знаемыми нормами;
в) ребенок поступает согласно указаниям взрослых;

6. Джон Локк считал, что ребенок появляется на свет с душой, чистой, как белая восковая доска и на ней можно написать все, что угодно.
Какой фактор он считал главным в психическом развитии ребенка?

7. Выберите правильный ответ:
Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей, называются
а) зоной актуального развития;
б) зоной ближайшего развития;
в) зоной перспективного развития.

8. Выберите и вставьте правильный ответ:
Цикличность, неравномерность, «метаморфозы», «сочетание процессов эволюции и инволюции» – это … психического развития, установленные Л.С.Выготским.
а) закономерности;
б) функции;
в) характеристики.

9. Вставьте пропущенное слово:
… - это первая социальная потребность человека.

10. Установите соответствие:
а) Ведущая деятельность дошкольника, имеющая моделирующий характер, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме воспроизводят их.
б) Вид продуктивной деятельности ребенка, предполагающий построение предметов, а также умение обследовать объект, разделить его на части, заменить одну деталь другой и представить будущий предмет в целом.
в) Деятельность, направленная на создание общественно полезных продуктов.
г) Сложная умственная деятельность, преследующая цель усвоения знаний, формирование умений и навыков, мыслительных способностей.
- - -
1) Конструирование.
2) Сюжетно-ролевая игра.
3) Труд.
4) Учебная деятельность.

10. В своей периодизации З.Фрейд прослеживает линию психосексуального развития.
Установите правильную последовательность стадий этой периодизации:
а) латентная стадия (затухание интереса к сексуальной стороне жизни);
б) фаллическая стадия (дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослому);
в) оральная стадия (формируется неудовлетворенность всем предлагаемым);
г) анальная стадия (определяющим становится принцип реальности).

11. Кто автор этой теории?
Ребенок – целостная личность, активно познающая окружающий мир – мир предметов и человеческих отношений. Он включается при этом в две системы отношений: «ребенок –вещь» и «ребенок – взрослый». Деятельность ребенка внутри этих систем представляет единый процесс, в котором формируется его личность.
13. Выберите правильный ответ:
Приспособиться к новым условиям жизни новорожденному помогают
а) условные рефлексы;
б) безусловные рефлексы;
в) слуховые анализаторы.

14. Вставьте правильный ответ:
… - простейшая первичная форма самосознания.
а) узнавание себя;
б) самооценка;
в) автономная речь.

15. Вставьте правильный ответ:
… - это ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

16. Установите соответствие между видами мышления и их содержанием:
а) Ребенок решает задачи, опираясь на понятия.
б) В решении задач ребенок оперирует образами предметов и явлений.
в) Мышление ребенка осуществляется в процессе непосредственных действий с предметами.
- - -
1) Наглядно-действенное.
2) Наглядно-образное.
3) Словесно-логическое.

17. Установите последовательность формирования высших психических функций по Л.С. Выготскому:
а) формируются в совместной деятельности;
б) переходят во внутренний план;
в) становятся внутренними психическими процессами ребенка.

18. Какая сторона психологической готовности еще не сформирована у мальчика?
Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу.

19. Выберите правильный ответ:
Кризис 7 лет – это:
а) период рождения социального «Я», переоценка ценностей, возникновение внутренней жизни ребенка, утрачивание детской непосредственности;
б) легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх;
в) тревожность, демонстративность, вербализм.
г) все ответы верны;
д) правильного ответа нет.

20. Выберите и вставьте правильный ответ:
Компонентами учебной деятельности младшего школьника являются учебные задачи, …, контроль, оценка.
а) учебные действия;
б) манера поведения учителя;
в) действия осознанности.

21. Вставьте правильный ответ:
В младшем школьном возрасте происходит переход от … вида мышления к абстрактно-логическому.

22. Установите соответствие:
Новообразования:
а) Возникновение цельного детского мировоззрения, первичных этических инстанций, соподчинения мотивов, личного сознания.
б) Развитие произвольности психических процессов и поведения, компетентность.
в) Сравнение своего действия с действиями взрослого, развитие восприятия, интеллекта, речи. Возраст:
- - -
1) младший школьный;
2) ранний возраст;
3) дошкольный.

Задания для самостоятельной работы

Заполните таблицу «Основные подходы к выделению стадий психического развития»

Таблица 6

Возраст Название стадий психического развития
З.Фрейд Э.Эриксон Ж.Пиаже Джерсилд Л.С.Выготский Д.Б.Эльконин
             

 



Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.