Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-10-11 | 268 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Научным исследованием (НИ) является процесс изучения определенного объекта (предмета или явления) с целью раскрытия закономерностей его возникновения, развития и преобразования в интересах общества.
Процесс НИ осуществляется всегда с помощью методов, которые играют решающую роль в познании окружающего нас мира.
Метод – это подход к явлениям природы и общества; путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления какого-либо явления или процесса.
Различают всеобщий, общенаучные и конкретно-научные методы НИ.
Всеобщий метод отличается от других тем, что дает ключ к пониманию не каких-то отдельных отраслей действительности, а всех без исключения областей природы, общества и мышления, к пониманию мира в целом. Всеобщим методом является материалистическая диалектика.
К общенаучным методам относятся: 1) анализ; 2) синтез; 3) индукция; 4) дедукция; 5) аналогия; 6) моделирование; 7) абстрагирование; 8) конкретизация.
1. Анализ – (гр. разложение, расчленение) – это мысленное или практическое расчленение предмета на его элементы и исследование каждого элемента в отдельности как части единого целого.
Когда методом анализа отдельные элементы достаточно изучены, наступает следующая стадия познания – синтез.
2. Синтез – (гр. соединение) – мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей этого предмета как единого целого. Но синтез не является простым мысленным соединением частей. В процессе синтезирования мы познаем нечто новое – взаимодействие частей как целого.
3. Индукция – (на ведение) – логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, получение общих правил из единичных суждений, в которых отражены единичные предметы и явления. Например, химик, исследуя несколько селитр, устанавливает, что они хорошо растворимы в воде. Это позволяет химику сделать индуктивное умозаключение, что все селитры хорошо растворимы в воде. Н2 SO4.
|
При индуктивном методе исследования для получения общего знания о каком-либо классе предметов необходимо исследовать отдельные предметы этого класса, найти в них существенные признаки, которые и служат основой для знания об общем признаке, присущем данному классу предметов.
4. Дедукция – (вы ведение) – логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам, это такая форма мышления, когда новое положение выводится чисто логическим путем из предшествующих положений. Следовательно, при дедуктивном методе исследования переходят от знания более общих к знанию менее общих положений. (Шерлок Холмс).
Индукция и дедукция составляют две неразрывные стороны единого процесса познания, которые дополняют друг друга и находятся в неразрывном единстве. (Табл. Менделеева).
5. Аналогия – это такой способ научного познания, посредством которого достигается знание об исследуемых предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с признаками других предметов и явлений, которые человеку более знакомы. При этом заключение окажется тем более правдоподобным, чем больше сходных признаков у сравниваемых предметов и чем они существеннее. (Мисс Марпл – Агата Кристи).
Так, аналогия с течением жидкости в трубке сыграла большую роль в теории электрического тока. Аналогии с механизмом действия мышц, мозга, органов чувств животных и человека послужили важным эвристическим приемом многих технических изобретений: экскаватора, логических машин и т.д.
Наиболее развитой областью, где чаще применяется аналогия как метод, является так называемая теория подобия, которая широко применяется при моделировании. Re.
|
Нет худа без добра. Ядерная бомба, ракета, спутник, космонавт.
Аналогия становится одним из универсальных механизмов мышления, постоянным эвристическим приемом, наконец, стратегией действий конструктора.
Любое мышление начинается с простого сравнения и вытекающего из него установления сходного и различного. Все познается в сравнении.
Метод “ исторической аналогии ” - в его основе лежит закон спирали – в своем развитии техника возвращается к “старым” идеям, используя их на новой научной основе. (Клиновой разжимной механизм, воздушные шары, дирижабли, переднеприводные автомобили и т.д.).
Несмотря на то, что аналогии дают лишь вероятностные заключения, они имеют важное значение в познании, так как ведут к образованию гипотез – т.е. научных догадок и предположений, которые в ходе дополнительного исследования и доказательства могут превратиться в научные теории.
Теория – наиболее высокая форма обобщения и систематизации знаний. Под теорией понимают взаимосвязанную систему знаний в той или иной отрасли науки, обобщающих опыт, практику, отражающих объективные закономерности ее развития и направленных на дальнейшее преобразование объективной реальности.
В отличие от гипотез теория опирается на результаты наблюдений, экспериментов, практику, т.е. имеет объективное обоснование. Например, теория атомного строения вещества была долгое время гипотезой. Подтвержденная опытом, эта гипотеза превратилась в теорию – достоверное знание атомного строения материи.
Теория делает более ясным наше понимание явлений природы, позволяет предвидеть новые факты и предполагать новые связи между явлениями.
Теорию с оттенком большой надежности и достоверности называют законом.
Эвристика – отрасль знаний, изучающая законы творческого мышления.
6. Моделирование – метод научного познания, сущность которого заключается в замене при исследовании изучаемого предмета или явления специально устроенной аналогичной моделью, содержащей существенные черты оригинала. Под моделью понимают объект, которым в процессе эксперимента заменяют оригинал.
Модели бывают физические и математические.
Физическое моделирование – если модель имеет с оригиналом одинаковую физическую природу. (Дисковые потери).
|
Математическая модель – это математическая абстракция, характеризующая физический, биологический, экономический и какие-либо другие процессы. В отличие от физических моделей, математические модели при их различной физической природе основаны на идентичности математического описания процессов в модели и оригинале.
Моделирование – один из главных методов научного познания.
7. Абстрагирование – метод научного познания, заключающийся в мысленном выделении интересующих исследователя отдельных признаков и свойств конкретного предмета или явления и мысленном отвлечении их от множества других признаков, свойств, связей и сторон этого предмета. Переход от чувственного к абстрактному представляет собой диалектический скачок в процессе познания.
НАУЧНЫЕ ЗАДАЧИ
Они могут быть теоретическими и эмпирическими (экспериментальными).
Теоретические задачи направлены на изучение и выявление причин, связей, закономерностей, позволяющих установить поведение объекта, определить и изучить его структуру, характеристику на основе разработанных в науке принципов и методов познания. В результате полученных знаний формулируют законы, разрабатывают теорию, проверяют факты и т.п.
Теоретические познавательные законы формулируют таким образом, чтобы их можно было проверить эмпирически.
Эмпирические задачи направлены на выявление, точное описание и тщательное изучение различных факторов изучаемых явлений и процессов. В НИ они решаются различными методами познания: наблюдением и экспериментом.
Наблюдение – “ пассивный” эксперимент – это метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него: фиксируют, измеряют лишь свойства объекта, характер его изменения. Например, астрономия, осадка зданий и т.д.
Научное наблюдение – целенаправленное созерцание, восприятие предметов и явлений в их естественном виде, т.е. такими, каковы они есть в непосредственной действительности.
Активный эксперимент предполагает активное вмешательство в объект исследования, изучение того, как объект исследования изменяется под влиянием внешних воздействий.
Ответы:
1: 4; 7; 9; 11; 12; 20; 24; 30; 32; 34. 2: 2; 3; 6; 13; 15; 16; 21; 25; 35.
3: 1; 5; 14; 17; 23; 26; 27; 29; 33. 4: 8; 10; 18; 19; 22; 28; 31; 36; 37.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!