И все же главное в мифах - это их нормативная, предписывающая часть, которая — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

И все же главное в мифах - это их нормативная, предписывающая часть, которая

2017-10-11 344
И все же главное в мифах - это их нормативная, предписывающая часть, которая 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

§ аккумулировала тысячелетний практический опыт человечества

§ и доводила его до сведения каждого члена общества.

Табу, существовало главным образом в виде запретов

§ подкрепленной религиозными верованиями

§ недопустимости совершать те или иные поступки, например, недопустимость браков между кровными родственниками.

Люди очень давно догадались о биологическом, а, следовательно, и социальном вреде кровнородственных связей и запрещали их под страхом тягчайших наказаний. Эти запреты инцестов (кровнородственных браков) "работали" на нормальное воспроизводство общин, кланов, других групп.

Таким образом, табуэто религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п. нарушение которого будто бы неминуемо влечет жесткую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и догов.

Подытоживая изложенное выше можно утверждать, что ритуалы, обряды мифы и табу были самопроизвольно складывающиеся социальные нормы.

С развитием общества развивались и социальные нормы, которые все более и более усложнялись. Поэтому ОБЫЧАИ уже представляют довольно сложные и более тонкие социальные нормы. Возникновение обычаев свидетельствует, что человечество переступило на новую, более высокую ступень в своем развитии.

Обычаиэто правило поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения».

Обычаям, в отличие от ритуалов, обрядов и мифов, присущи некоторые особенные признаки:

(1) Обычаи регулируют устойчивые общественные отношения, которые складываются на протяжении длительного периода времени, в течение жизни нескольких десятков поколений.

(2) Обычаи становятся всеобщими в силу многократного применения и повторения людьми, проживавшими в разных эпохах исторического пути. Вот почему они прочно входят в сознание людей и становятся привычкой.

(3) Обычаи выражают какую-то жизненную закономерность, нарушение которой грозит серьезными последствиями для человеческого рода.

(4) Обычаи, регулирующие одни и те же общественные отношения, очень разные у разных народов.

Одним словом, обычаи регулировали

v отношения в первобытном обществе

v и передавались из поколения в поколение, закрепляя наиболее рациональные варианты поведения людей в социально значимых ситуациях.

Обычаи зачастую облекались в форму

¨ религиозных обрядов и поддерживались не только силой общественного мнения, авторитетом старейшины, сложившейся привычкой жизненной необходимостью,

¨ но и угрозой наказание свыше.

Наряду с указанными социальными нормами зарождались и внедрялись в сознание людей религиозные нормы.

РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫэто правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований божественных начал».

Известно, что в борьбе с окружающей природой люди часто ощущали свое бессилие и несли тяжелые потери. Их знание были слишком несовершенны, чтобы объяснить причину разного рода неудач. И поэтому в первобытном обществе было много богов, вероятно столько, сколько существовало неведомых и страшных для человека сил природы. Многобожие – первая стадия религиозного сознания.

Позднее, когда общество поднялось на более высокую ступень в экономическом развитии, возникает потребность в объединении людей, населяющих ту или иную территорию, когда уже возникает государство, возникает и единобожие. Появление монорелигии прочно указывает на возникновение государства.

С развитием религиозной мифологии связано и появлении таких профессий как: колдуны, знахари, шаманы, жрецы, священнослужители, т.е. это те люди которым доверяли столь важную роль посредника в контактах с миром сверхъественным – с духами, богом.

Роль жрецов была огромна. Они были астрономами и астрологами, метеорологами и агрономами. Жрец говорил, когда сеять и когда убирать урожай. В сущности жрец – это хранитель обычаев своего племени, заботящийся о физическом и духовном здоровье соплеменников.

Таким образом, ритуалы, обряды, мифы, обычаи и религиозные заповеди выражали и защищали прежде всего коллективный интерес.

С помощью указанных социальных норм как регулятивных начал у первобытных людей

§ формировался надлежащий образ жизни,

§ социальные нормы скрепляли единство и солидарность членов общины, рода, племени. Личность вне общества была ничто.

 

1.3. Основные условия и причины возникновения государства и права. «Неолитическая революция» как фактор социального расслоения общества, появление классов, собственности и государства.

Почему возникло государство и право? Наука называет различные причины, среди которых можно выделит такие как:

- закономерное развитие умственных способностей человека, его двигательно-мышечной системы,

- похолодание, развитие производства, совершенствование орудий труда и т.д.

Многие ученые пишут, что на рубеже 10-12 тыс. лет назад возникли экологические кризисные явления, которые, по мнению некоторых ученых, угрожали существованию человечества, как биологического вида. Произошли

¨ неблагоприятные изменения климата,

¨ началось вымирание мегафауны (мамонтов, шерстистых носорогов и др.), бывшей основным источником питания человека в некоторых районах.

Чтобы не погибнуть в условиях колебания климатических условий человечество ответило на эти кризисные явления переходом к новому способу существования и воспроизводства.

Этот переход начал осуществляться по данным археологии и этнографии 10-12 тыс. лет назад. Результатом этого перехода, получивший название "неолитическая революция",поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже перехода к эпохе

¨ бронзы, когда человек научился выплавлять и употреблять сначала “мягкие цветные металлы”: медь, олово, бронзу, золото, серебро,

¨ а затем и железо.

Таким образом, на смену присваивающей экономике пришла ПРОИЗВОДЯЩАЯ ЭКОНОМИКА.

Постепенно от охоты, рыболовства и собирательства человечество стало переходить к развитым формам

¨ земледелия (неполивному, поливному, в том числе ирригационному)

¨ и скотоводства (пастбищному, отгонному, а затем и кочевому).

Эти новые формы организации хозяйственной жизни стали играть основную экономическую роль в жизни общества.

Социально-экономическая и экологическая сущность «неолити-ческой революции» заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей ЧЕЛОВЕК от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм,

¨ перешел к трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи:

¨ созданию новых растительных и животных форм

¨ и замещению ими природных, естественных форм.

В ы в о д: производящая экономика в изменившихся климатических условиях. стала вторым и основным способом существования и воспроизводства человечества.

Итогом "неолитической революции" которые и привели к возникновению государства и права явилось

(1) возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ (например, в районе Ближнего Востока оно относится примерно к VII тыс.до н.э.). На их (раннеземледельческих обществ) основе возникают первые цивилизации -происходит становление раннеклассовых обществ.

Они возникали, как правило,

¨ в долинах крупных рек Тигра и Ефрата, Нила, Инда, Янцзы и других, приблизительно между 20-40 градусами северной широты, т.е. в наиболее благоприятных для земледелия климатических и ландшафтных условиях,

¨ и составили к III-II тыс. до н.э. настоящий пояс первичных цивилизаций, простиравшийся от Средиземного моря до берегов Тихого океана.

Таким образом, сначала возникают города-государства, и основное земледельческое население попадает в зависимость от городских центров, где сосредоточиваются не только ремесло и торговля, но и управленческая, военная, духовная знать, а затем и само государство и право.

(2) Переход к производящей экономике обеспечил рост человечества ("демографический взрыв"), необходимый для существования и расцвета цивилизации.

Согласно расчетам в результате перехода к производящему хозяйству, население Земли, насчитывающему в конце мезолита (VII тыс.до н.э.) 10 млн. человек, возросло в конце неолита (II тыс.до н.э.) до 50 млн.человек.

Несмотря на некоторую условность, эти расчеты убедительно говорят о резком увеличении численности населения после перехода к земледелию и скотоводству.

В будущем нас ждет следующее:

¨ 12 октября 1999 г на планете появился 6-миллиардный житель;

¨ к 2050 г. количество землян достигнет 9,4 миллиарда человек,

¨ а к концу XXI века количество землян достигнет 11 миллиардов человек.

Для сравнения: первый миллиард землян был зафиксирован в 1800 году. Как видим человечеству потребовалось, чтобы достичь указанной цифры сотни тысяч и миллионы лет.

Второй миллиард был «набран» за 130 лет – к 1930 г.

¨ через 30 лет т.е. в 1960 г преодолен рубеж 3 миллиарда,

¨ а через 15 лет, к 1975 г. – было уже 4 миллиарда,

¨ а через 24 года, т.е. к 1999 г. нас становится уже 6 миллиардов.

Следовательно, производящая экономика уже на первых этапах своего становления характеризуется таким обменом между человеком и природой, при котором человек стал создавать прибавочный продукт, что привело к кардинальному переустройству общества.

(3) Производящая экономика объективно вела

¨ к усложнению организации производства,

¨ появлению новых управленческих, организационных функций,

¨ становлению нового типа трудовой деятельности, связанной с производством пищи и, тем самым, к необходимости регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение и распределение прибавочного продукта.

Возникла необходимость

¨ нормировать и учитывать трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда,

¨ нормировать и учитывать участие каждого члена общества, в создание общественных фондов, выдачи ему материальных благ из общественных фондов.

(4) Производящая экономика объективно привела к дальнейшему разделению труда.В обществе стали выделяться:

§ группы организаторов производства,

§ работники информационных систем, в которых осуществляется учет труда и распределения его результатов,

§ а также работников систем контроля за соблюдением регламентирующих норм.

Др. словами, создается специальный аппарат писцов, хранителей урожая и т.п. Диф­ференциации подвергаются и воинские функции, закрепляется деление на военных вождей, начальников дружин и простых воинов. Естественно, укрепляется и сословие жрецов.

Наконец, появляется ТОРГОВЛЯ, которая привела к формиро­ванию сословия (страты) купцов, а развитие ремесел — к выделению ре­месленников, градостроителей.

(5). Производящая экономика объективно привела к возникновению и присвоению прибавочного продукта. Это привело к росту богатства, поскольку производящая экономика привела

v к становлению новых форм собственности (коллективной, групповой, частной),

v к дальнейшему социальному расслоению общества.

(6). Новая организация производственной деятельности (ее усложнение, появление новых управленческих функций) также способствует

v социальной дифференциации общества, расслоения обществ ан абогатых и бедных, господ и рабов;

v происходит отделение верхушки общества от основной массы производителей,

v неучастие верхушки в материальном производстве.

Все перечисленные процессы породили:

v начало становление классов,

v новых организационных форм управления обществом,

v и зарождение государства и права.

В ы в о д: «неолитическая революция» - переход человечества к производящей экономики объективно приводит первобытное общество в силу своего внутреннего. развития к финальному рубежу

v социальному расслоению общества,

v появлению классов,

v зарождению государства и права.

Как углублялись эти процессы и какой результат они дали мы рассмотрим в следующем вопросе.

 

 

1.4. Понятие и признаки государства. Закономерности


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.