Происхождение государства и права. С.1 — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Происхождение государства и права. С.1

2017-10-11 309
Происхождение государства и права. С.1 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.1. Первобытное общество. Власть в первобытном обществе, организация и формы ее осуществления.

1.2. Соцальные нормы первобытного общества.

1.3. Основные условия и причины возникновения государства и права. «Неолитическая революция» как фактор социального расслоения общества, появление классов, собственности и государства.

1.4. Понятие и признаки государства. Закономерности возникновение права его признаки и функции.

Государственная (политическая) власть. С.23

2.1. Понятие и признаки государственной (политической власти). Отличие государственной власти от власти первобытного строя.

2.2. Разделение государственных властей в современных цивилизованных странах. Легитимизация и узурпация власти.

Основные теории происхождения государства и права.

В в е д е н и е

При анализе всякого предмета нужно прежде всего выяснить его историческое происхождение (образование, возникновение). Самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с научной точки зрения. Как подчеркивал В.И.Ленин, нужно не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того

¨ как известное явление в истории возникло,

¨ какие главные этапы в своем развитии прошло

¨ и на этом основании уяснить, чем данная вещь стала теперь.

Рассмотрение вопроса происхождения государства имеет особое значение в познании этого явления, без чего нельзя познать сущность государственно-правовых явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования.

Практическое значение данной темы связано с определением исторических рамок возникновения и функционирования государства.

 

1. Происхождение государства и права.

1.1. Первобытное общество. Власть в первобытном обществе, организация и формы ее осуществления.

Познание государства следует начинать с вопроса

¨ о происхождении государства

¨ всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт

¨ или же он появился на определенном этапе развития общества.

Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет

¨ уяснить причины и формы появления государства,

¨ уяснить его характерные, сущностные признаки (черты),

¨ отличие от предыдущих организационных форм жизни общества.

Вот почему давая ответ на вопрос как возникло государства необходимо начинать с характеристики ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА, использовать данные археологии и этнографии, непосредственно изучающих это общество.

Особую методологическую ценность представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на новых данных археологи, которая выделяет в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества " неолитическую революцию" (от "неолит" - новый каменный век).

Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Г.Чайлд в середине XX века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите (примерно VII – III тысячелетие.до н.э.) от

Ø присваивающей экономики (охота, рыболовство собирательство)

Ø к производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлургия и металлообработка, керамическое производств о).

Поскольку переход от присваивающего к производящему хозяйству изменил

¨ всю материальную основу жизни первобытного общества,

¨ ее социальную и духовную организацию,

то этот период справедливо обозначается как революция, хотя и растянувшаяся на несколько тысячелетий.

Эта периодизация позволяет четко обозначить,

¨ о каком первобытном обществе идет речь,

¨ в каких временных рамках оно существовало,

¨ какова была социальная и духовная организация общества,

¨ какие формы воспроизводства и существования использовало человечество.

Для теории государства и права появляется, наконец, возможность также четко определять,

§ какие формы организации власти и социально-регулятивные системы функционировали в обществах присваивающей экономики,

§ а какие формы организации власти и социально-регулятивные системы функционировали в обществах производящей экономики.

Для того, чтобы понять, каким образом и в силу каких причин возникло государство, необходимо выяснить три вопроса:

(1) какой была публичная власть в догосударственном обществе

(2) в силу каких причин произошла смена публичной власти, которую заменило государство?

(3) что принципиально отличает государство от публичной власти родового строя.

В истории развития первобытного общества выделяют три основных этапа:

первобытное стадо;

родовая община;

разложение родовой общины.

Значительное время в своей истории люди существо­вали в условиях первобытного стада.

(1) ПЕРВОБЫТНОГО СТАДА. Это был период так называемой присваивающей экономики (охота, рыболов­ство, собирательство).

Орудия труда были весьма при­митивны (камни и палки), но само их наличие поднимало человека над животным миром. Власть в этот период мало чем отличалась от той власти, которая существует в стаде животных.

Постепенно по мере совершенствования орудий труда

- в эволюции человека данного периода можно выделить: каменный век, бронзовый век и железный век,

- открытия способов и скусственного добывания огня

появилось более обширное и прочнее организованное, чем первобытное стадо, объединение людей — Р О Д.

Таким образом, социальная организация первобытного общества периода присваивающей экономики характеризовалась:

(1) семейной общиной (малой локальной группой, кланом), который руководили ее члены. Это были

- наиболее авторитетные и опытные добытчики пищи, знатоки обычаев и обрядов.

В основе семейной общины лежали кровно-родственные отношения, объединявшие, как правило, несколько поколений: родителей, молодых мужчин и женщин, детей.

Характерным был и их относительно кочевой образ жизни на определенной территории.

Семейные общины могли объединяться, но также на родственной основе, в более крупные образования для защиты от нападений, для организации военных походов, коллективных охот.

Поскольку в основе социальной организации первобытного общества лежали кровно-родственные отношения, то. эту социальную организацию определяют как родовой строй.

Родисторически сложившаяся общность людей, осно­ванная на кровном родстве, имеющая общую собственность и ведущая совместное хозяйство.

Р о д это л и ч н ы й, а не территориальный союз. Люди в нем объединялись

¨ не по территориальному признаку,

¨ а по РОДСТВЕННЫМ СВЯЗЯМ, в которых концентрировались их экономические, нравственные, религиозные и другие интересы.

Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но при этом их организация сохранялась.

Таким образом, в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, такую организацию принято определять как РОДОВОЙ СТРОЙ.

Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Производство и потребление продуктов труда членов родовой общины, как и весь уклад их жизни, носил КОЛЛЕКТИВИСТСКИЙ характер.

Все усилия сородичей были направлены

¨ на сохранение рода,

¨ его выживание и продолжение.

Фридрих Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» дал следующую характеристику родовой организации.

Он писал «И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов – все идет своим установленным порядком» (Соч.т.21, с.97)

В ы в о д: таким образом, исходной основой возникновения и существования первобытнообщинного строя является род, который был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

Какая же организация власти существовала на стадии присваивающей экономики?

(2) Власть. Публичная власть родового строя имела

¨ демократическую основу

¨ и носила сугубо общественный характер.

Органами общественной власти при родовом строе являлись:

¨ народные (родовые) собрания;

¨ старейшины (вожди), которые избирались из наиболее авторитетных членов рода;

¨ военноначальники, выполнявшие функции власти во время войны.

¨ жрецы, которые осуществляли р елигиозные функции власти.

Народному (родовому) собранию принадлежала верховная власть всех взрослых членов рода.

Мужчины и женщина обладали равным правом голоса. На собрании принимались решения, имеющие наиболее важные значения, в том числе:

¨ объявление войны другим родам,

¨ избрания вождя, а на период военных действий – и избрание военноначальника,

¨ разрешались вопросы кровной мести (принимать выкуп за убитого сородича или же мстить за него),

¨ расматривали наиболее насущные вопросы и жизни общины.

Народное собрание выполняло функции

v не только органа общественной власти,

v но и судебного органа, выносящего окончательный «приговор» в делах об измене, трусости, кровосмешании и т.п.

Властными полномочиями наделялись

v советы старейшин, а также СТАРЕЙШИНЫ,

v вожди, военноначальники, жрецы.

Старейшины, вожди, жрецы и военноначальники избирались и смещались общим народным собранием.

Решающее значение для избрание в лидеры общины имели личные качества:

¨ физическая сила, организаторские способности, ораторское искусство,

¨ знание ритуальных обрядов, объем различных познаний,

¨ авторитет среди сородичей и т.д.

Смещенные старейшины, вожди и военноначальники становились рядовыми членами рода, воинами, частными лицами и не видели в этом никакого умаления их достоинства.

Внутри родовой организации не было специального аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами.

Все основные вопросы жизни и деятельности рода решались народным собранием.

Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, однако она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения.

Наказание неукоснительно следовало за совершенным проступком, и оно могло быть достаточно жестким вплоть до смертной казни или изгнание из рода и племени.

В л а с т ь вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете.

Таким образом, можно предположить, что САМОУПРАВЛЕНИЕ первобытного общества осуществлялось

v не только на основе властвования,

v но и путем согласования воли и интересов его членов.

Такая форма власти в первобытном обществе, в отличие от власти в государственно-организованном обществе, называется ПОТЕСТАРНОЙВЛАСТЬЮ (лат. potestus - власть, мощь).

Например, потестарная власть предводителя семейной общины, базировалась не только на его авторитете, но и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель сложившихся правил поведения мог быть строго наказан, вплоть до лишения жизни.

Последовательный демократизм публичной власти родового строя был возможен и сохранялся длительное время благодаря ЭКОНОМИЧЕСКОМУ и ИМУЩЕСТВЕННОМУ равенству всех членов рода.

Экономический базис родового строя характеризовался неразвитыми производительными силами.

Так называемое ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ПРОИЗВОДСТВО

- в виде ОХОТЫ, РЫБОЛОВСТВА, СОБИРАНИЯ ПЛОДОВ,

а также ПРИМИТИВНОСТЬ ОРУДИЯ ТРУДА

не позволяли отдельному члену рода производить значительно больше того, что он сам мог потребить.

Неразвитые производительные силы родового строя были способны обеспечить его членов только самыми необходимыми материальными благами, да и то лишь коллективными усилиями всех членов рода. Поэтому и результаты такой деятельности составляли общественную собственность на собранные продукты.

Все члены рода были экономически равны, и каждый из них имел материальных благ ровно столько, сколько их имел каждый другой член рода.

Экономическое равенство всех членов рода делало невозможным их деление на богатых и бедных.

Не было ни рабов, ни рабовладельцев, так как труд раба был экономически невыгоден. Следовательно, военнопленных либо убивали, либо принимали в члены рода.

Такое общество лишенное внутренних экономических противоречий могло существовать и управляться демократическим путем без ГОСУДАРСТВА. Родовой строй был самым продолжительным по времени периодом существования человечества.

В ы в о д: подобная социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила ПРИСВАИВАЮЩУЮ ЭКОНОМИКУ, обеспечивала гармоничное взаимодействие человека и природ.

Таким образом, отличительными особенностями власти родовой общины явились следующие:

Во-первых, источником власти была вся родовая община в целом. Это был период так называемого прямого правле­ния, когда люди непосредственно осуществляли всю полноту власти. Понятно, что применительно к тому периоду нельзя говорить о существовании законодательной, испол­нительной и судебной власти в современном их понимании, но члены родовой общины сами устанавливали для себя правила поведения, сами обеспечивали их исполнение и сами привлекали нарушителей установленного порядка к ответственности.

Во-вторых, высшей властью было общее собрание (совет) всех взрослых членов рода. Совет решал все важ­нейшие вопросы жизни общины, касающиеся производ­ственной деятельности, религиозных обрядов, разрешения споров между отдельными родами и т.д.

В-третьих, повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый обычно на собрании всеми членами рода, как мужчинами, так женщинами. Его власть не являлась наследственной. В любой момент старейшина мог быть заменен, другим членом рода.

Принципиально важно подчеркнуть то, что старей­шины и другие «должностные лица» рода (военачальники) участвовали в производственной деятельности родовой общины наравне с другими ее членами. В дальнейшем при рассмотрении признаков государства это обстоятель­ство необходимо будет вспомнить, поскольку чиновники государства в отличие от старейшин занимаются исключи­тельно управлением и абсолютно никакого участия не при­нимают в производственной деятельности общества.

В-четвертых, власть в первобытном обществе опиралась на авторитет, уважение, обычаи. К нарушителям порядка применялось принуждение (иногда достаточно суровое), однако никаких специальных (правоохранительных, кара­тельных) органов для этого не было. Принуждение исходило от всего рода. Это тоже важное обстоятельство, поскольку государственная власть осу­ществляет принуждение с помощью специальных правоох­ранительных органов.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.