Пути повышения эффективности управления муниципальным имуществом в МР Белебеевский район РБ — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Пути повышения эффективности управления муниципальным имуществом в МР Белебеевский район РБ

2017-10-11 316
Пути повышения эффективности управления муниципальным имуществом в МР Белебеевский район РБ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В последнее время наблюдается тенденция роста доходов от управления муниципальным имуществом, однако эти доходы значительно отстают от сложившихся рыночных показателей, что является основанием для изменения подходов к управлению муниципальным имуществом.

В отношении объектов муниципальной собственности следует оценивать степень эффективности уровнем удовлетворенности всех заинтересованных сторон в решении тех или иных проблем. Оценивать эффективность управления только количественными показателями не представляется возможным, так как управление муниципальными финансами и собственностью это специфическая сфера деятельности, в которой зачастую важно не количество решенных вопросов, а качество их решения.[35]

При оценке эффективности управления финансами и собственностью следует исходить из целей и задач, стоящих перед органами местного самоуправления. Прирост доходной части местного бюджета, не связанный с решениями органов государственной власти в части передачи дополнительных доходных источников или увеличения процента отчислений, можно оценивать в абсолютных показателях. Эффективность же использования бюджетных средств (управление расходами) может оцениваться по повышению (снижению) показателя качества жизни населения при равных затратах.[36]

Общим основанием для планирования проведения любого из перечисленных мероприятий является определение реальной рыночной стоимости объекта недвижимости. Основным критерием отбора варианта является максимальный доход от реализации того или иного варианта использования объекта муниципального имущества.

Главное требование в отношении продажи или сдачи в аренду строения местным сообществам состоит в том, что эти процедуры должны соответствовать рыночным условиям (аукцион, конкурс, а также требование обеспечения рыночной продажной цены, арендной платы).

Праву продажи, аренды строений местного сообщества соответствует его право на приобретение старых построек (в частное достояние). Целью последней операции является стремление поощрить их новое использование после реконструкции путем предоставления скидки покупателю или арендатору, позволяющую покрыть разницу между обычно более высокой себестоимостью после восстановления строения и его рыночной ценой.[37]

Проблемы, связанные с эффективностью управления муниципальным имуществом обусловлены, связаны также с несовершенством законодательства, которое призвано создавать условия для нормального функционирования всех участников правовых отношений, в том числе в экономической и социальной сферах.[38] Именно здесь и реализуется система управления муниципальной собственностью в отдельно взятом муниципальном образовании. Особенно важной является социальная направленность муниципальной собственности. Для повышения экономической эффективности использования имущества в муниципальной казне Белебеевского района необходимо реализовать основные мероприятия:

- инвентаризация, паспортизация имущества и регистрация прав на объекты недвижимости, необходимо пересмотреть текущее состояние;

- формирование современных баз данных по земельным участкам;

- реализация используемого имущества (на данный момент существует несколько объектов), приватизация муниципального недвижимого имущества;

- совершенствование отношений по сдаче в аренду имущества и земельных участков;

- осуществление контроля за использованием муниципального имущества, взыскание дебиторской задолженности с арендатора земельных участков.[39]

Рисунок 2.1- Анализ по поступлениям от муниципальной собственности

 

На рисунке 2, отражена динамика поступлений имущества, доходы от продажи земельных участков, а также земельный налог составляют очень маленькую долю от собственных доходов. Также значительно снизились поступления от арендной платы за землю к 2015 году на 5 %.

 

Таблица 2- Прогнозный план по использованию муниципальной собственности, тыс. руб.

Мероприятия          
Приватизация муниципального недвижимого имущества          
Сдача в аренду муниципального имущества          
Сдача в аренду земельных участков          
Взыскание дебиторской задолженности с арендаторов земельных участков          
Продажа земельных участков          
Итого по плану          

 

На балансе района находятся большое количество объектов, которые можно приватизировать, тем самым избавить себя от расходов, и обеспечить поступления в бюджет. Необходимо увеличение количества информации о конкурсах и аукционах, на которых проходят приватизация муниципальных объектов, привлечение интереса потенциальных покупателей с помощью рекламы, произвести рыночную оценку объектов, подлежащих приватизации с целью определения реальной рыночной цены, усилить контроль при проведении сделок о купле-продаже для предотвращения нелегальности приобретения и использования муниципальных объектов.

Для увеличения неналоговых поступлений в местный бюджет, можно привлечь арендаторов, предложив им следующую систему стимулов увеличение срока действия договора аренды в зависимости от объема произведенных работ, возможность возмещения произведенных затрат при расторжении договора аренды.

Для частичного решения проблемы с неэффективным использованием земельных участков необходимо провести полную инвентаризацию договоров аренды муниципального имущества, для выявления недобросовестных арендаторов, с последующим расторжением договора аренды.[40]

В таблице 2 представлен прогнозный план сделанный сотрудниками Комитета по управлению муниципальной собственностью на период 2014-2018 годы, на которой видно, что наибольшую прибыль планируется получить от сдачи в аренду муниципального имущества, продаже земельных участков в плане мероприятий совершенно не учитывается. А предпочтение отдается, сдачи их в аренду. Всего при данных показателях, планируется получить доход в бюджет в размере 324312 тыс.рублей.

Таким образом, в целом для повышения эффективности использования муниципального имущества важна разработка программ социально-экономического развития муниципальных образований, оптимизация их территориальной организации.

 

 

Заключение

 

Целью написания дипломной работы ставилось изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом. При поэтапном изучении вопроса были сделаны следующие выводы.

Анализ теоретических положений позволил определить, что муниципальное имущество составляет ресурсную основу для выполнения социальных функций органов местного самоуправления и служит для эффективного осуществления конституционных полномочий местного самоуправления, решения основных задач жизнеобеспечения населения. Использование муниципального имущества должно обеспечивать возможность оказания услуг населению, в том числе функционирование муниципальных учреждений, оказывающих эти услуги, получение дополнительных доходов в местный бюджет и снижение расходов местного бюджета на решение вопросов местного значения.

Исследование состава муниципального имущества позволило определить, что к нему относится: имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, включая муниципальные земли и некоторые природные ресурсы; имущество, предназначенное для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. Муниципальное имущество, в зависимости от его назначения, может быть разделено на две основные группы: имущество, позволяющее вести хозяйственную деятельность, производить товары и оказывать услуги, и имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных нехозяйственных функций местного самоуправления.

При изучении вопроса управления муниципальным имуществом проанализировано федеральное законодательство, нормативные правовые акты муниципального образования. Конституция наделяет муниципальные образования правом самостоятельно управлять своим имуществом для обеспечения самостоятельности самоуправления в целом. Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет использование муниципального имущества через передачу его муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям. При этом важной особенностью является законодательно зафиксированная защищённость собственника от потери своего имущества в следствие неуспешной деятельности руководства предприятия (учреждения) по управлению этим имуществом. Регулирование отношений муниципальной собственности осуществляется также в соответствии с Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», О приватизации государственного и муниципального имущества). Они устанавливают общие принципы организации управления муниципальным имуществом, а также принципы и способы использования муниципального имущества. Управление и распоряжение муниципальным имуществом представляет собой организационно-распорядительную деятельность органов местного самоуправления в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в целях ее наиболее эффективного использования, направленная на обеспечение бесперебойного, стабильного функционирования городского хозяйства, решение задач социально-экономического развития города, организацию развитой системы услуг населению. Такое управление нацелено на: оптимизацию структуры муниципальной собственности, предназначенной для решения вопросов местного значения; выполнения отдельных государственных полномочий и максимизацию неналоговых доходов бюджета, на основе эффективного управления муниципальной собственностью.

Анализ муниципальных нормативных правовых актов позволил раскрыть компетенцию органов местного самоуправления МР Белебеевский район РБ по участию в управлении муниципальным имуществом; выявить схожесть в подходах к организации местной системы управления собственностью с федеральной, а также общие подходы к определению целей и способов использования муниципального имущества.

Рассмотрение муниципального имущества МР Белебеевский район показало, что число объектов муниципальной собственности является не значительным и при этом немалая её часть находится в ненадлежащем, зачастую малопригодном для эксплуатации состоянии. И это создаёт значительные трудности в использовании муниципального имущества. На капитальный ремонт требуются значительные средства, которые можно было бы направить на другие - также социально значимые - нужды, на развитие тех или иных отраслей городского хозяйства.

КУС Министерства земельных и имущественных отношений определяет порядок реализации муниципальной политики управления имуществом и выступает участником гражданских правоотношений в этой связи. КУС осуществляются функции в области планирования, экономики, управления имуществом и финансами.

Проведённый анализ эффективности функционирования органов, участвующих в управлении муниципальным имуществом, показал в целом верное направление использования муниципального имущества (аренда). Была выявлена положительная тенденция. Но при этом рост показателей мог быть и большим. Однако недостаточная результативность соответствующей деятельности местных властей обусловлена большой изношенностью жилищного фонда и коммунального хозяйства.

Помимо упомянутой проблемы с ветхостью значительного числа объектов муниципального имущества существуют и другие проблемы: во-первых, в сфере управления муниципального имущества. Данная проблема заключается в слабой управляемости руководителей муниципальных предприятий, что влечёт за собой снижение эффективности деятельности этих организаций. Во-вторых, регламентированная правовыми актами система контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций отсутствует. При этом анализ данных, полученных в результате проведённых проверок, показал, что большое количество учреждений использует закреплённое за ними имущество в коммерческих целях. При этом доходы от использования имущества не перечисляются и не учитываются в бюджете.

В ходе проведённого анализа был выявлен ряд проблем, препятствующих наиболее эффективному использованию муниципального имущества. Соответственно выявленным проблемам, в работе были предложены следующие пути решения:

- организовать систему учета муниципального имущества и ведение его реестра, включающего многоаспектное (техническое, экономическое, правовое) описание соответствующих объектов учета.

- ввести систему эффективного контроля за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества.

- разработать долгосрочную программу управления муниципальным имуществом в муниципальном районе

- проведение мониторинга отдельных ключевых показателей чаще, чем один раз в году.

- необходимы специализированные информационной аналитической системы, представляющие собой полноценную систему подготовки и принятия решений, в основе которой будут заложены принципы работы со статистическими данными по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления, отображающих в геоинформационном варианте результаты аналитических вычислений.

- стандартизация муниципальных услуг на федеральном уровне.

- высшим уровнем оценки и признания должны стать ежегодные процедуры выделения «лучших из лучших».

Предлагаемая система оценки деятельности муниципальных органов позволит выявить узкие места, а также повысить эффективность управления муниципальным имуществом.

 



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.