Ошибки интервьюирования пациентов — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Ошибки интервьюирования пациентов

2017-10-11 481
Ошибки интервьюирования пациентов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«... в начале клинической деятельности любая, самая неправдоподобная диагностическая гипотеза должна быть тщательно и без спешки продумана и обоснована обстоятельным обследованием больного. В противном случае наблюдаются следующие типичные ошибки интервьюирования:

1) внушение больному симптомов предполагаемой нозологической формы;

2) неверное восприятие жалоб (симптомов) больного – желаемое принимается за действительное;

3) нераспознавание агравации и, тем более, симуляции симптомов;

Ложное в той или иной степени представление о заболевании, особенно на начальных этапах диагностического поиска, является правилом, а не исключением. И одна из главных ошибок интервьюирования заключается как раз не в том, что неверно сформулирована диагностическая гипотеза при явном дефиците надежной информации, а что, имея на вооружении неверную диагностическую гипотезу, врач может попытаться навязать свою точку зрения больному. Именно абсолютная уверенность в слабообоснованной гипотезе обычно провоцирует врача к ведению диалога в довлеющем, императивном стиле. В результате можно внушить больному отсутствующий симптом. Гипнотизирующий стиль ведения интервью может выглядеть, например, следующим образом:

В. Вас беспокоит головная боль?

Б. Нет.

В. Неужели у Вас никогда не болела голова?

Б. Ну, я не могу так категорически утверждать.

В. Так все-таки головные боли бывают или нет?

Б. Наверное, да.

В. А если точнее?

Б. Ну, в общем, бывают.

Однако «подгонка» жалоб больного под диагностическую концепцию все же редко протекает в такой достаточно прямолинейной манере, очевидной даже непрофессионалу. Обычно же ошибки интервьюирования обусловлены односторонним восприятием врачом симптомов болезни лишь с позиции главной или, того хуже, единственной гипотезы....

Следует заметить, что описанный тип ошибки интервьюирования не является особенностью клинического мышления, а отражает лишь одну из характерных особенностей языкового общения. В бытовом языке избегают чрезвычайно обстоятельного изложения мыслей, иначе беседа превратилась бы в невероятно обременительное занятие. Когда собеседники обмениваются информацией об интересующим их предмете, то каждый из них, ориентируясь на задаваемые вопросы, старается предложить лишь новые сведения, неизвестные противоположной стороне. Если мы хотим узнать время, то, не задумываясь спрашиваем кого-нибудь: «Который час?» – и получаем вполне удовлетворяющий нас лаконичный ответ, например: «Два десять». Вопрос и ответ удовлетворяют нас совсем не потому, что они сформулированы с предельной полнотой – скорее, наоборот: не указано, какое время имеется в виду – московское ли, дневное ли, и другие, казалось бы существенные для понимания детали. Однако вопрос и ответ ясны обоим потому, что каждый из собеседников остальную, соответствующую вопросу и ответу информацию считает, и вполне обоснованно, самоочевидной. Точно так же врач и больной ведут беседу только в сфере несамоочевидных представлений, чтобы сократить время непродуктивного общения. И именно на этой почве рождаются ошибки, связанные с неверным восприятием жалоб больного. В диалоге врач-больной представления о заболевании у каждого из собеседников существенно различаются, а потому, то, что очевидно для врача, может быть совсем не очевидно больному, и наоборот....

Рассмотрим далее приемы интервьюирования, которые позволяют избежать ошибок, обусловленных неверным восприятием жалоб. Прежде всего, в процессе интервью следует придерживаться трех, хотя и очевидных, но обычно не соблюдаемых начинающим клиницистом правил.

Первое – вопрос должен формулироваться с предельной ясностью для больного (!), т.е. так, чтобы исключить возможность неверного понимания и двусмысленного ответа. Второе, – удовлетворяться следует не любым ответом, а лишь совершенно ясным, однозначным и адекватным поставленному вопросу. Третье (тесно связанное с первыми двумя) – не дополнять симптомы теми качествами, которые не следуют явно непосредственно из ответа больного....

Эффективные приемы построения и формирования вопросов, предельно ясных любому больному, широко используются опытными клиницистами...

Наиболее частая ошибка интервьюирования связана с желанием клинициста в одном вопросе охватить очень широкий круг проявлений предполагаемой болезни». (А. Древаль)

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.

 

Стратегия сотрудничества

Выполните упражнения «Определение стратегии сотрудничества». Проверьте по эталону.

В данном упражнении установите соответствие

А.

 

Эталон ответа

А. I – 3, 4, 6, 7; II – 1, 2, 5, 8

Б. I – 1, 3, 4, 6; II – 2, 7, 5

 

Задание

Попытайтесь систематизировать, классифицировать, обобщить факторы, сопровождающие непосредственные болезненные переживания пациента (по материалам современных разработок) и предложить способы их нейтрализации, сведения к минимуму. При необходимости число факторов можно расширить (в этом случае – аргументируйте).

Табл. 1.3. Основные социально-психологические факторы, окружающие пациента в ходе лечения в стационаре

q квалификация персонала q отсутствие информации о ходе заболевания q уменьшение жизненного пространства q изоляция от привычного окружения q готовность помочь со стороны персонала
q лечение, направленное только на болезнь q аторитаризм персонала q конфликт врача с мнением узких специалистов q усталость и психическое состояние персонала q исключительная объективизация
q непонимание происходящего во время обходов q подарки и взятки (их необходимость или отсутствие необходимости) пациент q дружеское, понимающее отношение персонала q социальная дистанция, чужой «язык»
q близкое соседство и сопереживание болезни и смерти   q посещение и советы семьи и друзей   q «медицинская скотома» – вос-приятие симптома, а не человека q психологичес-кая готовность персонала помочь q диагностические и терапевтические вмешательства
q уделяемое персоналом время для пациента q сбор анамнеза и предварительные исследования   q низшая позиция пациента в клинической иерархии   q предписания, необходимость строго им следовать q готовность персонала все как следует объяснить

 

Задание.

Требования к основам профессионального взаимодействия на приеме у врача

Ознакомьтесь с требованиями в части общения врача, предъявляемыми студентам медикам одного из английских вузов. Проверьте, насколько вы готовы получить высшую оценку.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.