Особенности коррекционной работы с детьми с ОВЗ — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности коррекционной работы с детьми с ОВЗ

2017-10-11 572
Особенности коррекционной работы с детьми с ОВЗ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

по освоению образовательных областей

 

Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание ус­ловий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Работа по основным направлениям работы МБДОУ строится с учетом решения общих и коррекционных задач.

Психологическое сопровождение образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»

Основная цель — обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями в общественную жизнь, повышение уверенности ребенка в себе, укрепление его эмоционального состояния, обеспечение ребенку с ОВЗ пол­ноценного включения в общение как процесс установления и развития кон­тактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной де­ятельности.

Задачи:

—формирование знаний, умений и навыков, связанных с жиз­нью человека в обществе на основе проигрывания моделей поведения в той или иной ситуации, фор­мирующих активную жизненную позицию, ориентирующих детей на самостоятель­ное принятие решений, формирование простейших алгоритмов поведения в наиболее типичных ситуациях.

— подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности, освоению первоначальных представлений социального характера и включения детей сОВЗ в систему социальных отношений

Направления работы:

· в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к дру­гу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;

· в процессе использования специальных игр и упражнений, направленных на разви­тие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;

· в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, в которых воссоздаются социальные отноше­ния между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к эле­ментарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;

· с родителями - психолого-педагогическая поддержка и помощь родителям ребенка с ОВЗ в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

 

В результате у ребенка формируются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпоч­тению. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собст­венные позиции, оценки, что дает возможность ребенку с ОВЗ занять опре­деленное положение в коллективе здоровых сверстников.

Психологическое сопровождение образовательной области

«Познавательное развитие»

Задачи:

Развивать все видов восприятия: зрительное, слуховое, так­тильно-двигательное, обонятельное, вкусовое.

Формировать полноценное представление о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.

Развивать мыслительные процессы: отождествление, сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и абстрагирование.

Стимулировать развитие всех сторон речи (номи­нативной функции, фразовой речи и др.), способствовать обогащению и рас­ширению словаря.

Развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.

При планировании работы с детьми с ЗПР, интеллектуальными нарушениями объем программного материала предоставляется с учетом реальных возможностей дошколь­ников

Психологическое сопровождение образовательной области

«Речевое развитие»

Задача: адаптировать тексты по лексическому и грамматическому строю с учетом уровня речевого развития (для детей с нарушениями речи, интеллектуальными нарушениями).

При проектировании работы по формированию коммуникативных умений у детей с ОВЗ учитывается, что имеющиеся у детей нарушения эмоционально-волевой сферы, интеллекта определяют разный уровень владения речью. Для каждого ребенка с нарушенным развитием определяет­ся особое содержание и формы работы по развитию коммуникативных на­выков. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, ее использование в процессе об­щения, является организация слухо-речевой среды в группе детского сада и в семье. В создании этой среды участвуют воспитатели, родители, другие взрослые, сверстники. Для детей с речевыми нарушениями работу по этому разделу выстраивается индивидуально.

Психологическое сопровождение образовательной области

«Физическое развитие»

Правильная организация режим дня в детском саду и дома, чередование различных видов деятельности и отдыха, способствующие четкой работе организма.

В коррекционной работе наряду с образовательными и оздоровительными решаются специальные коррекционные задачи:

· развивать речь посредством движения;

· формировать в процессе двигательной деятельности различных ви­дов познавательной деятельности;

· развивать морально-волевые качества личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий, игр, эстафет.

· формировать у ребенка осознанного отношения к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников;

· развивать способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

· формировать компенсаторные навыки, умение использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

· развивать способность к преодолению физических нагрузок, необхо­димых для полноценного функционирования в обществе;

· формировать адекватную потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и физической работоспособности

· формировать осознание необходимости личного вклада в жизнь общества;

· формировать желание улучшать свои личностные качества.

· учить ребенка управлять своей эмоциональной сферой,


Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 гг.

по программе Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению».

Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определя­ются основные задачи занятий:

· преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

· обучение воспитателей методам проведения групповых за­нятий в адаптационный период;

· формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

 

Параллельно с решением основных задач решаются за­дачи комплексного развития детей:

· снятие эмоционального и мышечного напряжения;

· снижение импульсивности, излишней двигательной ак­тивности, тревоги, агрессии;

· развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

· развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

· развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, коор­динации движений;

· развитие игровых навыков, произвольного поведения.

 

Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 2-3 раза в неделю.

Примерное перспективное планирование занятий по профилактике дезадаптации детей 2-4 лет.

Месяц Тема занятия Цель и задачи занятия
Сентябрь 1. Божья коровка > создание положительного эмоционального настроя в груп­пе; > развитие умения действовать соответственно правилам игры; > развитие координации движений, общей и мелкой мото­рики, ориентации в собственном теле; > развитие зрительного восприятия (цвета, формы, разме­ра предметов); > развитие внимания, речи и воображения.
2. Листопад > создание атмосферы эмоциональной безопасности; > снятие эмоционального и мышечного напряжения; > снижение импульсивности, повышенной двигательной активности; > развитие умения двигаться в одном ритме с другими деть­ми, подстраиваться под их темп; > развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций; > развитие речи, воображения, творческих способностей.
3. Мячик > сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; > повышение эмоционального тонуса; > развитие чувства ритма, координации движений; > развитие ориентации в пространстве; > обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов; > развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.
4. Прогулка в осенний лес > сплочение группы, развитие эмпатии; > развитие слухового внимания, произвольности, способно­сти быстро реагировать на инструкцию; > снижение излишней двигательной активности; > обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету; > развитие пространственных представлений, умения ото­бражать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей; > развитие общей моторики; > развитие памяти, речи и воображения.
Октябрь 5. Веселый петрушка > развитие умения согласовывать свои действия с действи­ями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; > закрепление знаний детей о принадлежности к полу (де­вочка - мальчик); > закрепление пространственных представлений («верх», «низ»); > развитие общей и мелкой моторики; > развитие восприятия, речи и воображения.
6. Котята > формирование положительной самооценки; > развитие стремления сопереживать, помогать, поддержи­вать друг друга; > снятие мышечного напряжения; > развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и ра­дость); > развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки; > развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле? > развитие пространственных представлений; > развитие внимания, речи и воображения.
7. Мячики > развитие коммуникативных навыков (учить устанавли­вать контакт; друг с другом, действовать согласованно, под­страиваться к темпу движений партнера); > снятие эмоционального и мышечного напряжения; > развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха; > развитие ориентации в собственном теле; > развитие общей и мелкой моторики; > развитие зрительного восприятия, речи и воображения.
8. Зайка > создание положительного эмоционального настроя в груп­пе; > развитие умения подражать движениям взрослого; > развитие координации движений, общей и мелкой мото­рики; > развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции; > снижение излишней двигательной активности, импульсивности; > развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.
Ноябрь 9. Мыльные пузыри > снятие эмоционального напряжения и агрессии; >снижение излишней двигательной активности, импуль­сивности; > обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы; > развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики; > развитие внимания, речи и воображения.
10. Музыканты > создание положительной эмоциональной обстановки; > сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста; > развитие образности слухового восприятия; > развитие слуховой и зрительной памяти; > развитие общей и мелкой моторики; > развитие внимания, речи и воображения.
11. Мамин день > оптимизация детско-родительских отношений; > воспитание доброго отношения к маме; > развитие двигательных навыков; > развитие восприятия, внимания и речи.
12. Мишка > сплочение группы, развитие эмпатии; > снятие эмоционального и мышечного напряжения, тре­вожности; > развитие умения согласовывать свои действия с действи­ями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; > развитие координации движений, общей и мелкой мото­рики; > развитие внимания, речи и воображения.
декабрь 13. Непослушные мышата >преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет; > формирование положительной самооценки; > развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный авто­матизм; > развитие слухового внимания, быстроты реакции; > развитие общей и мелкой моторики; > развитие чувства юмора, речи и воображения.
14. Колобок >сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей на­выкам сотрудничества; > снятие страхов перед сказочными героями; > развитие общей и мелкой моторики, координации движе­ний; >развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительно­го, обонятельного); > развитие пространственных представлений; > развитие внимания, речи и воображения.
15. Новый Год >создание положительного эмоционального настроя в группе; > отработка умения согласовывать свои движения с движе­ниями других детей, с ритмом и текстом песни; > отработка быстроты реакции; > развитие общей и мелкой моторики, ориентации в соб­ственном теле; > развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 гг.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.