Тема. 1. Современные тенденции развития теории организации — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема. 1. Современные тенденции развития теории организации

2017-10-11 370
Тема. 1. Современные тенденции развития теории организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Термин «организация» (от лат – сообщать стройный вид, устраивать) интерпретируется в науке как достижение структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно самостоятельных частей в системном объекте.

Организацию характеризует упорядоченность частей, которые образуют единство, обратное воздействие таково, что целое содействует сохранению частей.

Приведенные определения дают основания рассматривать организацию и как процесс упорядочивания элементов, и как субъект общественной деятельности.

С научной точки зрения понятие «организация» имеет несколько смысловых значений:

организация как совокупность, как система взаимоотношений, видов деятельности, прав, обязанностей, ролей которые имеют место в процессе совместного туда. В этом случае организация рассматривается как система с объективированной структурой;

организация как явление – это физическое объединение реальных элементов для выполнения программы или цели.

организация как процесс – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

организация как социум рассматривает организацию как группу людей с общими целями, организация – это социальная общность.

Теория организации – система научных знаний, обобщающая организационный опыт и отражающая сущность организационных отношений, их внутренние необходимые связи, законы функционирования и развития.

Предмет теории организации – как общие так и частные закономерности, действующие в сложных организационных системах, организационные отношения, закономерности, формирующие связи и взаимодействия между различными целостными образованиями и их структурными составляющими.

Теория организации предполагает макроисследование организаций, поскольку здесь за единицу принимается организация в целом. Нахождение оптимального варианта координации ее ресурсов было и остается основной целью науки управления.

Исторически можно проследить эволюцию теоретических концепций, определяющих сущность самих организаций, роль и основные критерии, применяемые для оценки деятельности различных организационных структур. Эти теории появились вместе с тектологией А. Богданова, но независимо от нее. Организационные теории ставили задачей разработку принципов, правил, рекомендаций, процедур управленческой деятельности в каждый конкретный момент, тогда как для тектологии было важно обнаружить объективные организационные механизмы, которые не изменялись бы в разных ситуациях.

Инструментом теоретического исследования является научный метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение). Под методом понимается упорядоченная деятельность по достижению оп­ределенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности.

Основополагающая задача теории организации — изучение влия­ния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функцио­нирование организации, на происходящие в ней изменения, на обес­печение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов.

Место теории организации в связи с такими науками, как: пси­хология, социология, социальная психология, антропология и экономика.

Существуют различные трактовки термина «организация». В одних случаях он употребляется для обозначения деятельности по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве. Такое толкование близко к понятию «организовывать». Во многих других случаях организация рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются многообразные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения. Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свойство организационной сложности) и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Организация – это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и положено в основу теории организации. Организации не могут быть предметом изучения только одной науки - теории организации. Они должны рассматриваться как предмет междисциплинарного изучения.

Такой сложный организм, каким является современная организация, не может быть понят только с позиций рассмотрения его формальной структуры и разложения его на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражающим преимущественно статику организации, ключевое значение имеет поведенческий подход, нацеленный на выявление динамики организации и ставящий в центр исследований человека, систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивации к труду и достижению установленных целей.

Людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности, и цели, достижение которых требует коллективных усилий. Дополняя друг друга, люди объединяют свои усилия и влияют на поведение организации в целом в интересах повышения ее эффективности.

Вклад психологии в теорию организации проявляется в наиболь­шей мере через изучение и прогнозирование поведения индивидуу­ма, определение возможностей изменения поведения людей. Психо­логия выявляет условия, мешающие или способствующие рациональ­ным действиям и поступкам людей. В последнее время расширилась база именно тех психологических исследований, которые непосред­ственно связаны с поведением человека в организации.

Исследования в области социологии расширяют методологические основы теории организации за счет изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои роли и вступают в определенные отно­шения между собой. Принципиально важным является изучение груп­пового поведения, особенно в формальных и сложных организациях.

На вопросы, возникающие в процессе функционирования органи­зации дает ответы сравнительно новая научная дисциплина — социальная психология. При изучении межлич­ностного поведения главным ориентиром является то, как происходят изменения, в каких формах они осуществляются и как преодолеваются барьеры их восприятия. Исключительную важность для организаций представляют исследования, посвященные оценке и анализу измене­ния позиций людей, форм коммуникаций и путей удовлетворения ин­дивидуальных нужд в условиях групповой деятельности.

Вклад антропологии в теорию организации обусловлен тем, что эта отрасль знаний среди прочих проблем изучает функцию культу­ры общества, т. е. своеобразный механизм отбора ценностей и норм прошлого, трансляции их живущим поколениям, вооружаемым оп­ределенными стереотипами сознания и поведения.

Связь теории организации с экономической наукой определяется объективной потребностью формировать цели и стратегию организа­ций как основу их построения, обеспечения их внутренних и внеш­них взаимодействий. Исследования отношений собственности, ры­ночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономи­ческих аспектов функционирования субъектов хозяйствования, про­блем эффективности и ее измерителей, методов экономического сти­мулирования имеют непосредственное отношение не только к ори­ентации организаций, но и ко всем сторонам их эффективной дея­тельности.

Особую значимость приобретает связь теории организации с юридической наукой, изучающей право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Непосред­ственное влияние на формирование ключевых разделов теории орга­низации оказывают такие отрасли юридической науки, как граждан­ское, трудовое и хозяйственное право.

 

 

Важную роль играют современные информационные системы, связывающие воедино все процессы функционирования организаций и собственно управленческой деятельности, а также информатика как наука, изучающая законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в этих системах. Организации должны быть структурированы таким образом, чтобы максимизировать возможности системы управления по обработке и передаче необходимой информации, добиться требуемой оператив­ности принятия, реализации и контроля управленческих решений.

Началом научного становления организаторской мысли в обществе считается период, связанный с жизнью и творчеством древнегреческого философа Платона (427 – 347 гг. до н.э.). В классических трудах Платона «Государство», «Законы», «Политика» заложены основы не только философии, но и организации государства и права. Озабоченный проблемой «лучшей жизни людей», Платон пытался решить ее с помощью создания модели государства, олицетворяющего разум. Платон проводил аналогию между справедливым человеком и справедливым государством. Справедливость по Платону – возможность заниматься своими делами и не вмешиваться в дела других, а это требует иерархической подчиненности во имя целого. Он полагал, что в справедливых государствах иерархия устанавливается с самого рождения и ее нельзя изменить.

 

Рассматривая формы государственного правления, Платон выделял следующие: монархия, аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания, причем Платон считал справедливыми только монархию и аристократию. Другие же рассматривал как длительную междоусобицу. По его мнению, для управления государством не годятся как люди непросвещенные и не сведущие в истине, так и те, кому всю жизнь предоставлено заниматься самоусовершенствованием.

В идеальном государстве пытаются устранить богатство и бедность: одно ведет к роскоши, другое – к низостям и злодеяниям. Платон выделял 4 добродетели идеального государство:

мудрость – здравые решения (знание помогает рассуждать);

мужество – некая сохранность;

рассудительность – нечто вроде порядка, власть над определенными удовольствиями и вожделениями.

справедливость – занимайся своим делом и не вмешивайся в чужие.

Большое значение философ придавал единству, которое прочно скрепляет государство в монолитное целое. В своих работах Платон затронул важные вехи организации государства, что несмотря на утопичность его идей, дало свои плоды.

Ученик Платона Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) в работах «Метафизика», «Этика», «Категории» продолжил поиск принципов и закономерностей упорядочения жизни людей в обществе. Первенство и главенство формы над содержанием (т.е. материей) души над телом, ума над чувством, права над бесправием и производством, добра над злом в высшей степени свойственно как первой, так и второй философии Аристотеля.

Самым высшим выражением человеческой культуры и Платон, и Аристотель признавали общественно-полезную политическую деятельность.

Аристотель апеллировал к здравому смыслу, опору видел к гармонии, заложенной природой, утверждал самостоятельность личности и независимость разума от божественной предопределенности, что особенно важно в государственной, политической сфере.

По Аристотелю, единство недостижимо в принципе, поскольку лишь индивид – неделимая частица, а государство есть некая множественность, составная сложность разнородных в своей основе элементов.

Следует отметить, что еще раньше Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) стремился упорядочить общественные процессы, систематизировать знания о рациональной организации общества. Он разработал концепцию благородного человека не по происхождению, а благодаря воспитанию и самосовершенствованию.

Нехватка стабильности и влияние бюрократии предопределили появление и направленность конфуцианства. В основу будущего учения Конфуция легло несколько этико-философских концепций. В концепции Жень ( гуманность, человеколюбие) и Ли (правила, этикет) - эти два компонента отражали воззрения Конфуция на государственное устройство и социальную организацию общества. Вторая концепция, суть которой – «быть преданным (честным сановником, почитать правителей», охватывала целый комплекс проблем, связанных с системой управления и прежде всего с нормами взаимоотношения главы государства и чиновничества. Третья концепция Чжун-Юн известна как «следование среднему пути», в котором Конфуций предостерегал от увлечения крайностями. Согласно разработанной Конфуцием схеме государственного устройства управление государством и обществом базировалось на правилах, которым он придавал большое значение:

- жесткое регламентирование службы в государстве;

- организация государственного аппарата как единой семьи.

- управление с помощью авторитета;

- учет всех противоречий при принятии решений;

- разделение руда;

- кастовость управления.

Таким образом, Конфуций еще две с половиной тысячи лет назад высказал универсальные организационные идеи, которые применяются и сегодня.

ВОПРОСЫ НА СЕМИНАР №1

1. Охарактеризовать объект и предмет теории организации.

2. Какие методы использует теория организации?

3. Какова связь теории организации с другими науками?

4. Каковы основные направления развития теории организации?

5. Дать характеристику моделей теорий организации.

6. В чем состоит сущность теории организации как интегративной науки?

7. Каковы особенности работы организаций в условиях рыночных отношений в России?

8. Дать определение и толкование понятию «зависимость».

9. Каковы условия перехода зависимости в закон?

10. Объяснить, в чем различия между законами организации и законами для организаций.

11. Чем определяется потенциал организации? Как влияет потенциал составляющих ресурсов на общий потенциал организации?

12. Дать формулировку закона синергии и перечислить имеющиеся варианты его реализации. Перечислить основные признаки достижения синергии в организации.

13. В чем заключается суть закона самосохранения? Охарактеризовать параметры, влияющие на уровень самосохранения организации. Как обеспечить выбор правильной стратегии самосохранения?

14. Какие признаки указывают на реализацию частных законов организации?

15. Какие законы подтверждают реализацию режима развития организации?

16. Каково назначение специфических законов организации? Охарактеризовать основные признаки проявления специфических законов организации.

17. Определить и обосновать этапы жизненного цикла организации на конкретном примере.

18. Охарактеризовать принципы состояний организации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Определите организацию с точки зрения ее основных критериев.

2. Назовите два пути создания организации. Какой путь характерен для создания Вашей учебной группы?

3. Что изучает теория организаций:

4. ХХ век характерен появлением множества теоретических разработок организационных структур. Чем, в первую очередь, это вызвано?

5. Каковы плюсы и минусы бюрократической организации по М. Веберу?

6. Проиллюстрируйте деятельность учебной группы как организации в рамках "теории Гласиер".

7. Как зависит структура организации от количества участников:

8. Какое основное отличие социальной организации от промышленной?

9. Определите тип межорганизационных отношений в ВУЗе между несколькими факультетами:

10. Каковы отношения ректората и деканатов в ВУЗе в системе иерархических связей?

11. Определите библиотеку по организационно - массовому виду отношений:

12. Что является основанием для участия людей в союзных организациях?

13. Какое главное отличие союзных организаций от деловых:

14. Проанализируйте свою семью по признакам организационных образований.

15. Составьте схему структуры факультета по Г. Минцбергу.

16. Какой организацией является по структуре Университета

17. Опишите структуру университета по соотношению элементов между собой

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ ТЕМЫ«ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИЙ»

1. Механистическая модель - (Ф. Тейлор, А. Файоль, М.Вебер);

2. Естественная организация - (Т.Парсонс, Р.Мертон, А.Этциони);

3. Организация община - (Э. Мейо).

4. Социотехническая модель - (А.Райс, Э.Трист).

5. Интеракционистичесая модель - (Ч. Бернард).

6. Кибернетическая модель – (С.Бир, Д.Форрестер, С.Янг).

7. Институциональная модель - (Д.Нордт).

8. Конфликтная модель - (Р.Холл)

9. Органическая модель - (Т.Бернс, Д.Сталкер).

10. Процессная модель - (Тектология А.Богданов).

11. Проблемная модель - (В.Франчук).

12. Ноосфера В.И. Вернадского

13. Открытая система и рациональный индивид А.Чандлер, П.Лоуренс, Д.Лорш,

14. Открытая система и социальный индивид Д.Марч.

15. Хоторнскский эксперимент Э. Мэйо

16. Теория Х – теория Y Д. Макгрегор

17. «Стратегия и структура» А. Чандлер

18. «Организации в действии» Дж. Томсон

19. «Организация как мусорная корзина» Р. Сайерт, Дж. Марч, Г.

20. Теория организационного потенциала И.Ансофф

21. Систмно-ситуационная модель (возникла в начале 60-х годов) П. Друкер


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.