Организация практикина логопункте — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация практикина логопункте

2017-10-11 229
Организация практикина логопункте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

ПРАКТИКИНА ЛОГОПУНКТЕ

ПРИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(курс 4, семестр 7)

 

 

Методические рекомендации

для студентов очной формы обучения

Курган 2012

Кафедра: «Дефектология»

 

Составитель:кандидат педагогических наук, доцент О.В. Логашева

 

 

Утверждены на заседании кафедры «19» марта 2012 г. протокол заседания № 5

 

Рекомендованы методическим советом университета «»2012 г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В соответствии с учебным планом, производственная практика на логопункте при общеобразовательной школе студентов специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Специальная психология» проводится на четвертом курсе (7 семестр) в течение 5 недель с отрывом от учебных занятий. Эта практика является важным звеном в подготовке будущих учителей-логопедов.

Студенты походят практику в качестве учителя-логопеда на базе логопедических пунктов общеобразовательных школ №№ 5, 9, 11, 12, 35, 40, 42, 54, 52.Руководство практикой студентов осуществляют методисты практики кафедры коррекционной педагогики.

Производственная практика на логопункте при общеобразовательной школе вводит студентов в круг обязанностей школьного логопеда. Логопедическая практика на логопункте при общеобразовательной школе позволяет студентам закрепить, расширить и конкретизировать полученные в процессе обучения теоретические знания по логопедии и другим дисциплинам. В ходе практики студенты изучают организацию и содержание логопедического процессав общеобразовательных учреждениях.

Необходимость логопедической подготовки студентов задана специализацией, она обусловлена большой распространенностью различных дефектов речи у детей в целом, что затрудняет процесс их обучения и воспитания. Нарушения речи сказываются на формировании личности детей, осложняют коммуникацию, а в дальнейшем – вызывают трудности в период обучения в школе.

В процессе практики студенты овладевают следующими учениями и навыками:

ГНОСТИЧЕСКИЕ

- умение диагностировать развитие личностной и интеллектуальной
сферы отдельного ребенка:

- умение анализировать психическое и физическое здоровье челове­ка;

- умение анализироватьрезультаты логопедической работы логопедов-практиков;

- умение самостоятельно работать с литературой по заданной теме.
ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ

- умение организовывать совместную (с родителями, с воспитателем)
коррекционно-логопедическую работу;

- умение составлять перспективные планы коррекционной работы,
конспекты логопедических занятий различных видов;

- умение предвидеть возможные трудности в работе и определить
пути их ликвидации;

- умение определять наиболее адекватные целям и задачам формы и методы просветительской работы с родителями.

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ

- быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практиче­ских задач при руководстве разными видами детской деятельности;

- умение организовывать коллективную, групповую, индивидуаль­ную деятельность детей.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

- умение быстро устанавливать контакт с детьми, родителями, колле­гами;

- умение создавать в процессе общения атмосферу доброжелательно­сти, сотрудничества;

- умение регулировать отношения в группе;

- проявлять терпимость в общении с окружающими.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИНА ЛОГОПУНКТЕ

ПРИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Педагогическая деятельность студентов в период логопедической практики на школьном логопункте подразделяется на два этапа:

Содержание первого этапа – первая неделя.

Студенты должны:

1. Изучить документы, регламентирующие работу учителя-логопеда в данном типе образовательного учреждения, а именно «Положение о логопедических пунктах при общеобразовательных школах».

2. Ознакомиться с перспективным планом работы логопеда, составленным на текущий год.

3. Ознакомиться с содержанием текущих планов, обеспечивающих логопедическую работу на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

4. Ознакомиться с речевой картой, проанализировать её структуру и методы, обеспечивающие выявление речевых недостатков в речевой деятельности учащихся 1-4 классов.

5. Изучить медико-психолого-педагогическую документацию учащихся, посещающих занятия на логопедическом пункте.

6. Ежедневно посещать все занятия учителя-логопеда.

7. Знать параметры методического анализа и уметь грамотно проанализировать структуру логопедического занятия.

8. Посетить уроки русского языка, проанализировать особенности учебной деятельности учащихся, имеющих отклонения в речевом развитии.

9. Провести экспресс-обследование состояния фонетической стороны речи учащихся 1 класса.

Содержание второго этапа – четыре недели.

1. Комплексное обследование учащихся (2 человека), закрепленных за студентом на индивидуальные занятия. Составление текста речевой карты обследования.

2. Проведение беседы с педагогами данного класса, выяснение особенностей усвоения знаний по русскому языку и математике.

3. Проведение внутренних (тренировочных) групповых и подгрупповых занятий, не менее 12-ти.

4. Проведение внутренних (тренировочных) индивидуальных занятий (3 раза в неделю).

5. Подготовка и проведение открытых индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий.

Студент должен провести открытые групповых или подгрупповых занятия по следующим актуальным проблемам:

· формирование навыков и умений связной (монологической) речи;

· формирование навыков языкового анализа (лексико-семантического, фонемного, морфемного);

· развитие навыков лексико-грамматического оформления речи.

Студент должен провести открытые индивидуальные занятия, которые направлены на выработку правильного произношения у учащихся с выраженными дефектами артикуляционного аппарата или устранение недостатков в ритмико-просодической стороне речи.

Студент должен провести методическую беседу с родителями с целью посильного включения их в помощь логопеду. Подготовить дидактический и лексический материал к проведению психолого-педагогического обследования учащихся начальных классов. Подобрать научно-методический материал к написанию курсовой и квалификационной работы. Активно участвовать в подготовке конспектов логопедических занятий студентов группы и анализе результатов проведения занятий. Оказывать помощь учителю-логопеду в оформлении методических материалов для кабинета.

По результатам производственной практики на логопункте при общеобразовательной школе студенты представляют следующие отчетные документы:

I. Дневник практики.

II. Отчетная документация студента о производственной практике.

III. Отзыв руководителя с места прохождения практики (может быть в дневнике практики).

Дневник практики является обязательным отчетным документом. Структура его оформления и записей в нем следующая: титульный лист, содержащий сведения о студенте, название практики, сведения о месте прохождения практики с указанием фамилии, имени, отчества и должности руководителя практики; индивидуальный план-график практики, содержащий виды работы, количество часов, сроки их выполнения (планируемые даты начала и окончания работы), характеристику ожидаемых результатов; ежедневные записи, включающие дату, содержание и объем работы, замечания и предложения практиканта.

В дневнике практики должны быть зафиксированы все просмотренные занятия логопеда и приведены конспекты собственных (пробных) занятий. Кроме этого, в дневнике фиксируются занятия других практикантов. Всего не менее 20 занятий.

В дневник заносится:

Список учащихся класса, занимающихся на логопункте.

Индивидуальный план студента-практиканта на весь период практики, а также текущее планирование и присутственные дни.

Расписание занятий студента-практиканта с указанием логопедического заключения, даты и темы занятий.

Предпочтительна печатная форма дневника, однако допускается и аккуратно оформленная, написанная разборчиво и без ошибок рукопись.

Отчетная документация студента о производственной практике на логопункте при общеобразовательной школедолжна включать следующее:

Отчетная документация студента по практике оформляется в виде печатного текста в формате Word, шрифт 14, межстрочный интервал полуторный, поля: верхнее – 2, нижнее – 1,5, левое – 3, правое – 1,5. Рукопись не допускается.

Вся отчетная документация оформляется в папку.Папка подписывается:

 

  Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курганский государственный университет» (КГУ)   Кафедра дефектологии   ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ НА ЛОГОПУНКТЕ ПРИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ЛИЦЕЕ № 12 в качестве учителя-логопеда   Логопедическая практика проводилась в период с _____ по _____уч/г.   Студента____________ курса   Ф.И.О. студента______ курса _________________________________ (тел.: _____________________)   Логопед, руководитель практики ____________________________   Курган 2012г.  

 

Отзыв руководителя с места практики оформляется на специальном бланке или в дневнике практики. Отзыв заверяется подписью с указанием фамилии, имени, отчества, должности и печатью учреждения. Отзыв методиста практики заполняется в дневнике практики. В отзыве руководитель с места прохождения практики и методист практики формулируют выводы о деятельности студента в период прохождения производственной практики и выставляют оценку.

 

ОБЯЗАННОСТИ КАФЕДРАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ

 

Руководитель практики студентов 4 курса специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Специальная психология» назначается из числа преподавателей кафедры. В его обязанности входит:

- обеспечение планирования, организации и учета результатов практики студентов;

- установление связи с базовыми практическими учреждениями;

- организация и проведение установочной конференции по педагогической практике;

- участие в обсуждении вопросов организации логопедической практики на заседаниях кафедры и Совете факультета;

- составление кафедрального отчета по итогам проведения логопедической практики;

- разработка и внесение предложений по совершенствованию практики, принятие необходимых мер по устранению недостатков в ее организации и проведении,

- своевременное оформление финансовых документов.

 

ОБЯЗАННОСТИ МЕТОДИСТА

 

- установление связи со школьным образовательным учреждением, проведение инструктивно-методической работы с администрацией, логопедами и другими педагогами образовательного учреждения;

- организация и проведение установочной и итоговой конференции в учреждении, консультирование студентов по подготовке конспектов;

- проведение методических совещаний со студентами;

- анализ отчетной документации студентов по логопедической практике.

- оценка деятельности в период практики студентов;

- составление отчета о практике и представление его кафедральному руководителю.

 

ОБЯЗАННОСТИ ЛОГОПЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

В обязанности учителя-логопедаобразовательного учреждения, руководящего педагогической практикой студентов, входит:

- ознакомление студентов с составом детей, имеющих нарушения речи, с перспективными календарными и текущими планами коррекционно-логопедической работы, необходимой документацией и оборудованием логопедического кабинета;

- проведение показательных занятий для студентов;

- составление расписания проведения самостоятельных занятий студентами.

- оказание на всех этапах практики методической помощи студентам;

- участие в методических совещаниях, проводимых методистом;

- внесение предложений по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов.

В течение всей практики студент ведет дневник, отражающий содержание и объем ежедневно выполняемой работы. Студент обязан ежедневно заполнять его, всегда иметь при себе и регулярно представлять на просмотр и подпись логопеду образовательного учреждения.

Анкетные данные

Фамилия, имя______________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Национальность____________________________________________________

Школа (№), класс___________________________________________________

Адрес, телефон_____________________________________________________

Сведения о семье

Мать _____________________________________________________________

Отец _____________________________________________________________

Наследственные заболевания, нарушения устной и письменной речи у родственников_____________________________________________________

Общий анамнез

Особенности протекания у матери беременности и родов_______________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности раннего психомоторного развития ребенка ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данные из медицинской карты о состоянии нервно-психического и соматического здоровья, слуха, зрения_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развитие речи

Особенности формирования устной речи________________________________________________________________________________________________________________________________

Занятия с логопедом (где, как долго, вид нарушения речи)________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности формирования письменной речи________________________________________________________________________________________________________________________________

ДАННЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ

I. Состояние невербальных психических функций, интел­лекта, волевой сферы

Сенсомоторное развитие

Латеральная организация (ведущая рука)______________________________

__________________________________________________________________

Соматопространственные ощущения__________________________________

__________________________________________________________________

Зрительно-пространственное восприятие, пространственные пред­ставления

Узнавание и сравнение предметных изображений _______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Узнавание цифр____________________________________________________

__________________________________________________________________

Узнавание букв_____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение рисунка________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение копирования__________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конструктивный праксис

Воспроизведение фигур из палочек___________________________________

_________________________________________________________________

Воспроизведение букв______________________________________________

_________________________________________________________________

Составление фигур из кубиков Косса_________________________________

_________________________________________________________________

Ручная моторика

Кинестетическая организация движений (кистей рук и пальцев)___________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Кинетическая организация движений_________________________________

_________________________________________________________________

Графомоторные навыки____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объем движений, активность, мышечный тонус, темп выполнения, замены движений, синкинезии и другие особенности ___________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слухомоторная координация_________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зрительно-моторная координация_____________________________________

__________________________________________________________________

Заключение о состоянии сенсомоторного развития:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Устная речь

Диалогическая речь (беседа) _________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Монологическая речь (пересказ, рассказ)______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Лексическое оформление речи (на основе оценки беседы, пересказа, рассказа)__________________________________________________________

__________________________________________________________________

Грамматическое оформление речи (на основе оценки беседы, пере­сказа, рассказа) _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние произносительной стороны речи

Просодические компоненты речи. Особенности дыхания, голоса

Темп и ритм речи _________________________________________________

Интонация________________________________________________________

 

Внятность речи____________________________________________________

Характеристики голоса_____________________________________________

Особенности дыхания, продолжительность речевого выдоха_____________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Произношение каких звуков нарушено, характер нарушения (отсут­ствие звука, искаженное произношение, замены, смешения)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Способность правильно воспроизводить звукослоговую структу­ру слов:

а) изолированные слова:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

б) слова в составе предложений:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Строение органов артикуляционного аппарата__________________________

__________________________________________________________________

Мимика и артикуляторная моторика

Мимические движения (и выразительность мимики)_____________________

__________________________________________________________________

Одиночные движения и серии движений органов артикуляции_____________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фонематическое восприятие

- Дифференциация фонем на основе слухопроизносительного анализа: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

- Дифференциация фонем на основе слухового восприятия:

___________________________________________________________________________________________________________________________________

- Дифференциация фонем по представлению

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение о состоянии устной речи:_________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Языковые способности

Языковой анализ и синтез

Анализ предложений на слова и синтез слов в предложения

Определение количества и последовательности слов в предложении

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выделение слов (первых, вторых,... последних) из предложений и составление из них нового предложения_______________________________

__________________________________________________________________

Слоговой анализ и синтез

Выделение слога на фоне слова_______________________________________

__________________________________________________________________

Определение места слога в слове______________________________________

__________________________________________________________________

Определение количества и последовательности слогов в слове_____________

__________________________________________________________________

Составление слов из слогов:

порядок слогов не изменен __________________________________________

порядок слогов изменен_____________________________________________

Выделение слогов (первых, вторых,... последних) из слов и составле­ние из них нового слова___________________________________________________

__________________________________________________________________

Фонематический анализ, синтез и представления

Выделение общего звука в словах_____________________________________

__________________________________________________________________

Называние 2-го,... 5-го звука в словах__________________________________

__________________________________________________________________

Определение количества и последовательности звуков в слове____________

__________________________________________________________________

Определение количества гласных и согласных звуков в слове_____________

__________________________________________________________________

Определение звуков, соседних с данным_______________________________

__________________________________________________________________

Составление слов из звуков__________________________________________

__________________________________________________________________

Подбор слов с данным звуком в начале, в середине, в конце слова

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Выделение звуков (первых, вторых, последних) из слов и составле­ние из них нового слова_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Актуализация слов _________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Грамматические операции

Словообразование __________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Словоизменение____________________________________________________

__________________________________________________________________

Составление словосочетаний из слов в начальной форме_________________

_________________________________________________________________

Составление предложений из слов в начальной форме___________________

__________________________________________________________________

Составление предложений с предлогами_______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Распространение простого предложения________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Составление предложений по опорным словам (по опорному слову)_______

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение о сформированности языковых способностей:____________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Письменная речь

Чтение

Чтение рядов и пар букв, соответствующих оппозиционным фоне­мам_______________________________________________________________

Чтение слогов с оппозиционными звуками______________________________

__________________________________________________________________

Чтение слогов, слов со звуко-слоговой структурой разной сложности_______

__________________________________________________________________

Чтение предложений________________________________________________

__________________________________________________________________

Чтение текста______________________________________________________

__________________________________________________________________

Работа с текстом (ответы на вопросы, пересказ, подбор картинок):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характер ошибок и затруднений при чтении____________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Способ чтения_____________________________________________________

Темп чтения_______________________________________________________

Письмо

Списывание букв, слогов, слов, словосочетаний, предложений____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Запись диктуемых букв, слогов, слов, словосочетаний, предложений________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Слуховой диктант связного текста____________________________________

__________________________________________________________________

Повторный (через промежуток времени) слуховой диктант текста__________

__________________________________________________________________

Запись текстов с дефектно произносимыми звуками_____________________

__________________________________________________________________

Запись текстов с недифференцируемыми звуками_______________________

__________________________________________________________________

Изложение связного текста__________________________________________

__________________________________________________________________

Сочинение (по сюжетной картинке)___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Способность проверить выполнение письменной работы, выявить ошибки___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Особенности процесса письма, наличие и характер моторных за­труднений при письме (по результатам наблюдения)_______________________________

__________________________________________________________________

Виды специфических ошибок в письме, их количество___________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наличие и характер орфографических ошибок__________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение о состоянии чтения и письма: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Нарушение или недоразвитие устной речи___________________________

_________________________________________________________________

2. Затруднения в овладении чтением или нарушение чтения (сте­пень выраженности, вид или сочетания видов дислексии) ____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Затруднения в овладении письмом или нарушение письма (сте­пень выраженности, вид или сочетания видов дисграфии)____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ведущие направления индивидуальной педагогической стратегии:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к схеме психолого-логопедического обследования школьника

I. Характеристика состояния невербальных психических функций, интеллекта, волевой сферы.

1. Сенсомоторное развитие:

- латеральная организация, сформированностъсоматопростран-ственных ощущений: (используются пробы: апплодирование, сжи­мание пальцев рук в «замок», «поза Наполеона»; задания на выпол­нение действий с предметами, объяснение схемы собственного тела и тела человека, стоящего напротив; проба Хэда на отраженные дей­ствия);

- характеристика состояния зрительно-пространственного вос­приятия, конструктивного праксиса; оценивается также состояние оптического анализа и синтеза, зрительного внимания (используют­ся задания на узнавание, дифференциацию и сравнение предметных изображений, в частности в усложненных условиях, например, на­ложенных друг на друга; узнавание цифр, букв; воспроизведение по образцу и по памяти фигур и букв из палочек, составление фигур по образцу из кубиков Косса; при выполнении рисунка человека оце­ниваются способы построения целостного зрительного образа, координация глаза - руки, сформированность преставлений о стро­ении тела и др.);

- характеристика состояния ручной моторики: оценивается коор­динация, динамическая и пространственная организация движений, дифференцированность движений, графомоторные навыки (использу­ются пробы типа «кулак - ребро - ладонь»; попеременное ритмичное постукивание ладонями; «пересчет пальцев»; воспроизведение по об­разцу и по памяти различных поз пальцев; воспроизведение на строчке последовательности однотипных графических элементов с чередова­нием их размера)

- характеристика состояния слухомоторной и зрительно-мотор­ной координации, соответствующих реакций; оценивается также состо­яние внимания (используются задания на воспроизведение ритмиче­ских рядов, воспроизведение ряда слогов, графическое отображение воспринятого на слух ритмического ряда; срисовывание графических образцов, букв);

2. Интеллектуальные функции, личностные особенности:

- характеристика состояния зрительного и слухового внимания: оценивается умение сосредоточиваться, устойчивость, объем, пере­ключение и распределение внимания (используются тест «Лаби­ринт», «Корректурная проба», нахождение одинаковых фигур, цифр из ряда предложенных; выделение заданного слова в процессе слухо­вого восприятия текста рассказа, ответы на вопросы по прослушан­ному тексту и др.);

- характеристика состояния зрительной и слуховой памяти: оценивается быстрота, объем, прочность памяти, точность воспроизведе­ния (используются задания на описание картинки по памяти, воспро­изведение количества и последовательности увиденных предметов; вос­произведение по памяти сложенного из геометрических фигур узора; повторение ряда цифр; заучивание 10 слов; запоминание четверости­ший и другие задания);

- характеристика особенностей мышления: оценивается развитость и доминирование видов мышления (образное, вербально-логическое), такие качества мышления, как самостоятельность, активность; понима­ние причинно-следственных связей; общая осведомленность, в том чис­ле ориентировка ребенка во времени (используются тесты:«Исключе­ние лишнего предмета», «Классификации», «Осведомленность», «Ана­логии», «Исключение слов», «Сравнение понятий», понимание расска­зов со скрытым смыслом; ориентировка во временах года, времени су­ток и другие задания и тесты);

- характеристика способности к саморегуляции в деятельности: оценивается способность ребенка полностью принять задание, сле­довать инструкции до конца выполнения, не отвлекаться в работе, самостоятельно находить и исправлять ошибки, проверить работу после ее завершения (информативно наблюдение за ребенком в про­цессе выполнения каких-либо учебных, в частности письменных за­даний; можно использовать тест с 5-минутной записью палочек и черточек с чередованием их количества; проведение графических диктантов - рисование узора в тетради в клетку под диктовку педа­гога);

- характеристика познавательной потребности и мотивов, уровня притязаний, самооценки и волевых качеств, наличие школьной тревож­ности (информацию можно получить из бесед с ребенком, проводи­мых в доброжелательном тоне и комфортной эмоциональной атмо­сфере, в процессе наблюдений за ребенком; можно использовать специ­альные психологические методики и тесты).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к схеме психолого-логопедического обследования школьника

Младших школьников

I. Тексты для изложений (Т. В. Шклярова, 2005)

1 класс (второе полугодие)

Наступила зима. Выпал снег и укрыл черную землю пушистым оде­ялом. Реки покрылись льдом. В лесу не слышно веселых голосов птиц. На ветках деревьев лежит легкий снежок. (27 слов)

Большая рыжая собака грелась на солнышке со своими щенятами. Вдруг она услышала жалобный писк. Собака подошла к пруду. Она уви­дела котенка, который чудом держался на поверхности. Собака броси­лась в воду и вытащила малыша. (33 слова)

Класс

Осень

Наступает осень. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Солнце мало греет. Небо часто бывает покрыто тучами. Моросит мелкий до­ждик. Листья на деревьях желтеют и опадают, трава вянет. Пропадают насекомые. Птицы улетают в теплые страны. В полях заканчиваются работы. На огородах копают овощи, в садах собирают плоды. Дети по­шли в школу. (51 слово)

Зима в лесу

Зима. Холодный ветер гуляет по голым ветвям, качая верхушки дере­вьев. Тихо кругом, только иногда жалобно загудит ветер и застонут тем­ные деревья. Вдруг стук раздался по сонному лесу. Это дятел добывает себе завтрак. Пушистая белка весело перепрыгивает с ветки на ветку. А под деревом сидит зайчик и умывает забавную мордашку. (52 слова)

Класс

Осень

Поспели в лесу мелкие дикие яблочки. Кареглазые каштаны стали ронять на землю свои орешки. А за каштанами стали опадать и листья.

Птицы заговорили о перелете на юг. И в одно холодное утро они подня­лись и улетели. Затихла говорливая речка. Заморосил мелкий дождик. Со всех веточек, листиков и хвоинок стекали мелкие капли. Казалось, что лес плачет, прощаясь с птицами. Наступила осень. (61 слово)

Хитрый осел

На осла нагрузили мешок соли. На мосту через реку он споткнулся и упал в воду. Осел выбрался на берег и почувствовал, что ноша его стала намного легче: часть соли успела раствориться в воде. На следующий день осла нагрузили хлебом. Он вспомнил вчерашнее приключение и нарочно плюхнулся в воду. Но хлеб намок и стал таким тяжелым, что хитрый осел еле выбрался на берег. (64 слова)

Класс

Осень

С конца августа воздух начинает холодать, а в сентябре бывают и заморозки. Утром вы видите, как побелела трава, а лужи покрылись корочкой льда. Мелкие холодные осенние дожди не похожи на летние. Без устали дует промозглый ветер. Листья на деревьях начинают жел­теть в конце августа. С каждым днем становится все больше желтых и красных листьев. А порывистый ветер безжалостно срывает с деревьев легкие листья, устилая ими мокрую землю. Поля пустеют. Цветы ис­чезли, и пожелтевшая трава клонится к земле. Только озимь поднима­ется ровным зеленым бархатом. (84 слова)

Белые мыши

Многие боятся мышей. Но маленькие белые мышки наверняка по­нравятся тебе. Тельце мышки покрыто шерсткой, только розовые ушки и хвост - голые. А зачем мышке длинный хвост? Когда мышка лезет вверх, хвостик, обвиваясь вокруг опоры, помогает ей. Если она бежит по жердочке, то поддерживает свое равновесие, размахивая хвостиком вправо и влево, как артистка в цирке, которая идет по канату с длинным шестом в руках. Белые мыши чувствительны к недостатку тепла. Если им холодно, у них синеет кончик хвоста, они перестают есть и могут заболеть. (84 слова)

II. Тексты для диктантов и списывания (Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева, 2003, 2005)

Класс

Витя ходит в школу. У Вити новый учебник. Он учит стихи. Маль­чик любит читать.

На реке

Лёва и Сёма удили рыбу. Они поймали окуня. Бабушка сварит уху

Норка

Вот норка. Там сидит мышка. Кошка у норки ждёт мышку

 

Дома

Мама устала. Она спит. Я мою посуду. Брат Сёма играет с сестрой.

Змей

Дима пускал змея. Змей упал за сарай. Дима заплакал

Наши собаки

У нас живёт собака Булька. У Бульки два щенка. Мы их назвали Тимка и Том. Мы часто ходили на речку. Тимка и Том бегут за нами. (28 слов)

Класс

Грачи

Конец апреля. Лес пахнет корой и соком берёз. Под ногами шуршит ветхий лист. Дуб спит. Шумно кричат грачи у своих гнёзд. Они долго ждали весну. (25 слов)

Цветы

Мы живём в


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.188 с.