Схема самоанализа логопедического занятия — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Схема самоанализа логопедического занятия

2017-10-11 544
Схема самоанализа логопедического занятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме

2. Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.

3. Характеристика логопедом ребен­ка (группы).

 

4. Мотивировка отбора материала для данного занятия.

5. Психологическая и педагогичес­кая оценка сиcтемы заданий и упражне­ний, выполненных детьми на занятии.

6. Мотивировка выбора методов за­нятия, оценка соответствия данных ме­тодов целям и содержанию занятия.

7. Удовлетворенность или неудов­летворенность логопеда занятием (его
отдельными частями).

8. Меры, намечаемые логопедом по устранению отмеченных недостатков.

9. Оценка и обоснование достигну­тых на занятии результатов.

10. Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.

Этот перечень вопросов, на которые рекомендуется отвечать себе после каж­дого занятия, на наш взгляд, не является исчерпывающим. Считаем возможным проведение анализа и самоанализа не по всем параметрам, а, например, по двум-трем из перечисленных. Это зави­сит от того, что является главным для логопеда на данный момент. Важно только, чтобы самоанализ занятия про­ходил сразу же после его заверше­ния под влиянием свежих впечатле­ний, вынесенных с занятия. Такой само­анализ есть уже начало подготовки лого­педа к новому занятию.

Отвдумчивого педагогического анали­за и самоанализа зависит повседневное совершенствование логопедического заня­тия и культура всего педагогического про­цесса в образовательном учреждении,

Дубешко Н.Б., Козырева О.А. Анализ и самоанализ педагогической деятельности. – М., 2004.

Конаржевский Ю. А. Анализ уро­ка.— М.. Центр «Педагогический по­иск», 2000.

Зотов Б. Ю. Организация совре­менного урока. — М., 1984.

Махмутов М. И. Современный урок. — М., 1985.

 

Речевая карта на младшего школьника с недостатками чтения и письма

Составители Е. Л. Логинова, Л. В. Бенедиктова

Анкетные данные

Фамилия, имя______________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Национальность____________________________________________________

Школа (№), класс___________________________________________________

Адрес, телефон_____________________________________________________

Сведения о семье

Мать _____________________________________________________________

Отец _____________________________________________________________

Наследственные заболевания, нарушения устной и письменной речи у родственников_____________________________________________________

Общий анамнез

Особенности протекания у матери беременности и родов_______________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности раннего психомоторного развития ребенка ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данные из медицинской карты о состоянии нервно-психического и соматического здоровья, слуха, зрения_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развитие речи

Особенности формирования устной речи________________________________________________________________________________________________________________________________

Занятия с логопедом (где, как долго, вид нарушения речи)________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности формирования письменной речи________________________________________________________________________________________________________________________________

ДАННЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ

I. Состояние невербальных психических функций, интел­лекта, волевой сферы

Сенсомоторное развитие

Латеральная организация (ведущая рука)______________________________

__________________________________________________________________

Соматопространственные ощущения__________________________________

__________________________________________________________________

Зрительно-пространственное восприятие, пространственные пред­ставления

Узнавание и сравнение предметных изображений _______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Узнавание цифр____________________________________________________

__________________________________________________________________

Узнавание букв_____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение рисунка________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение копирования__________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конструктивный праксис

Воспроизведение фигур из палочек___________________________________

_________________________________________________________________

Воспроизведение букв______________________________________________

_________________________________________________________________

Составление фигур из кубиков Косса_________________________________

_________________________________________________________________

Ручная моторика

Кинестетическая организация движений (кистей рук и пальцев)___________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Кинетическая организация движений_________________________________

_________________________________________________________________

Графомоторные навыки____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объем движений, активность, мышечный тонус, темп выполнения, замены движений, синкинезии и другие особенности ___________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слухомоторная координация_________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зрительно-моторная координация_____________________________________

__________________________________________________________________

Заключение о состоянии сенсомоторного развития:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Интеллектуальные функции, личностные особенности

Зрительное внимание________________________________________________

__________________________________________________________________

Слуховое внимание_________________________________________________

__________________________________________________________________

Зрительная память__________________________________________________

__________________________________________________________________

Слуховая память___________________________________________________

__________________________________________________________________

Мышление_________________________________________________________

_________________________________________________________________

Саморегуляция в деятельности_______________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Потребностно-мотивационная и эмоционально-волевая сферы лич­ности___

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение по результатам изучения интеллектуальных функций, личностных особенностей: _________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. Состояние устной и письменной речи, языковых способностей

Устная речь

Диалогическая речь (беседа) _________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Монологическая речь (пересказ, рассказ)______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Лексическое оформление речи (на основе оценки беседы, пересказа, рассказа)__________________________________________________________

__________________________________________________________________

Грамматическое оформление речи (на основе оценки беседы, пере­сказа, рассказа) _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние произносительной стороны речи

Просодические компоненты речи. Особенности дыхания, голоса

Темп и ритм речи _________________________________________________

Интонация________________________________________________________

 

Внятность речи____________________________________________________

Характеристики голоса_____________________________________________

Особенности дыхания, продолжительность речевого выдоха_____________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Произношение каких звуков нарушено, характер нарушения (отсут­ствие звука, искаженное произношение, замены, смешения)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Способность правильно воспроизводить звукослоговую структу­ру слов:

а) изолированные слова:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

б) слова в составе предложений:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Строение органов артикуляционного аппарата__________________________

__________________________________________________________________

Мимика и артикуляторная моторика

Мимические движения (и выразительность мимики)_____________________

__________________________________________________________________

Одиночные движения и серии движений органов артикуляции_____________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фонематическое восприятие

- Дифференциация фонем на основе слухопроизносительного анализа: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

- Дифференциация фонем на основе слухового восприятия:

___________________________________________________________________________________________________________________________________

- Дифференциация фонем по представлению

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение о состоянии устной речи:_________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Языковые способности

Языковой анализ и синтез

Анализ предложений на слова и синтез слов в предложения

Определение количества и последовательности слов в предложении

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выделение слов (первых, вторых,... последних) из предложений и составление из них нового предложения_______________________________

__________________________________________________________________

Слоговой анализ и синтез

Выделение слога на фоне слова_______________________________________

__________________________________________________________________

Определение места слога в слове______________________________________

__________________________________________________________________

Определение количества и последовательности слогов в слове_____________

__________________________________________________________________

Составление слов из слогов:

порядок слогов не изменен __________________________________________

порядок слогов изменен_____________________________________________

Выделение слогов (первых, вторых,... последних) из слов и составле­ние из них нового слова___________________________________________________

__________________________________________________________________

Фонематический анализ, синтез и представления

Выделение общего звука в словах_____________________________________

__________________________________________________________________

Называние 2-го,... 5-го звука в словах__________________________________

__________________________________________________________________

Определение количества и последовательности звуков в слове____________

__________________________________________________________________

Определение количества гласных и согласных звуков в слове_____________

__________________________________________________________________

Определение звуков, соседних с данным_______________________________

__________________________________________________________________

Составление слов из звуков__________________________________________

__________________________________________________________________

Подбор слов с данным звуком в начале, в середине, в конце слова

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Выделение звуков (первых, вторых, последних) из слов и составле­ние из них нового слова_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Актуализация слов _________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Грамматические операции

Словообразование __________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Словоизменение____________________________________________________

__________________________________________________________________

Составление словосочетаний из слов в начальной форме_________________

_________________________________________________________________

Составление предложений из слов в начальной форме___________________

__________________________________________________________________

Составление предложений с предлогами_______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Распространение простого предложения________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Составление предложений по опорным словам (по опорному слову)_______

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение о сформированности языковых способностей:____________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Письменная речь

Чтение

Чтение рядов и пар букв, соответствующих оппозиционным фоне­мам_______________________________________________________________

Чтение слогов с оппозиционными звуками______________________________

__________________________________________________________________

Чтение слогов, слов со звуко-слоговой структурой разной сложности_______

__________________________________________________________________

Чтение предложений________________________________________________

__________________________________________________________________

Чтение текста______________________________________________________

__________________________________________________________________

Работа с текстом (ответы на вопросы, пересказ, подбор картинок):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характер ошибок и затруднений при чтении____________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Способ чтения_____________________________________________________

Темп чтения_______________________________________________________

Письмо

Списывание букв, слогов, слов, словосочетаний, предложений____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Запись диктуемых букв, слогов, слов, словосочетаний, предложений________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Слуховой диктант связного текста____________________________________

__________________________________________________________________

Повторный (через промежуток времени) слуховой диктант текста__________

__________________________________________________________________

Запись текстов с дефектно произносимыми звуками_____________________

__________________________________________________________________

Запись текстов с недифференцируемыми звуками_______________________

__________________________________________________________________

Изложение связного текста__________________________________________

__________________________________________________________________

Сочинение (по сюжетной картинке)___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Способность проверить выполнение письменной работы, выявить ошибки___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Особенности процесса письма, наличие и характер моторных за­труднений при письме (по результатам наблюдения)_______________________________

__________________________________________________________________

Виды специфических ошибок в письме, их количество___________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наличие и характер орфографических ошибок__________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение о состоянии чтения и письма: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Нарушение или недоразвитие устной речи___________________________

_________________________________________________________________

2. Затруднения в овладении чтением или нарушение чтения (сте­пень выраженности, вид или сочетания видов дислексии) ____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Затруднения в овладении письмом или нарушение письма (сте­пень выраженности, вид или сочетания видов дисграфии)____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ведущие направления индивидуальной педагогической стратегии:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к схеме психолого-логопедического обследования школьника

I. Характеристика состояния невербальных психических функций, интеллекта, волевой сферы.

1. Сенсомоторное развитие:

- латеральная организация, сформированностъсоматопростран-ственных ощущений: (используются пробы: апплодирование, сжи­мание пальцев рук в «замок», «поза Наполеона»; задания на выпол­нение действий с предметами, объяснение схемы собственного тела и тела человека, стоящего напротив; проба Хэда на отраженные дей­ствия);

- характеристика состояния зрительно-пространственного вос­приятия, конструктивного праксиса; оценивается также состояние оптического анализа и синтеза, зрительного внимания (используют­ся задания на узнавание, дифференциацию и сравнение предметных изображений, в частности в усложненных условиях, например, на­ложенных друг на друга; узнавание цифр, букв; воспроизведение по образцу и по памяти фигур и букв из палочек, составление фигур по образцу из кубиков Косса; при выполнении рисунка человека оце­ниваются способы построения целостного зрительного образа, координация глаза - руки, сформированность преставлений о стро­ении тела и др.);

- характеристика состояния ручной моторики: оценивается коор­динация, динамическая и пространственная организация движений, дифференцированность движений, графомоторные навыки (использу­ются пробы типа «кулак - ребро - ладонь»; попеременное ритмичное постукивание ладонями; «пересчет пальцев»; воспроизведение по об­разцу и по памяти различных поз пальцев; воспроизведение на строчке последовательности однотипных графических элементов с чередова­нием их размера)

- характеристика состояния слухомоторной и зрительно-мотор­ной координации, соответствующих реакций; оценивается также состо­яние внимания (используются задания на воспроизведение ритмиче­ских рядов, воспроизведение ряда слогов, графическое отображение воспринятого на слух ритмического ряда; срисовывание графических образцов, букв);

2. Интеллектуальные функции, личностные особенности:

- характеристика состояния зрительного и слухового внимания: оценивается умение сосредоточиваться, устойчивость, объем, пере­ключение и распределение внимания (используются тест «Лаби­ринт», «Корректурная проба», нахождение одинаковых фигур, цифр из ряда предложенных; выделение заданного слова в процессе слухо­вого восприятия текста рассказа, ответы на вопросы по прослушан­ному тексту и др.);

- характеристика состояния зрительной и слуховой памяти: оценивается быстрота, объем, прочность памяти, точность воспроизведе­ния (используются задания на описание картинки по памяти, воспро­изведение количества и последовательности увиденных предметов; вос­произведение по памяти сложенного из геометрических фигур узора; повторение ряда цифр; заучивание 10 слов; запоминание четверости­ший и другие задания);

- характеристика особенностей мышления: оценивается развитость и доминирование видов мышления (образное, вербально-логическое), такие качества мышления, как самостоятельность, активность; понима­ние причинно-следственных связей; общая осведомленность, в том чис­ле ориентировка ребенка во времени (используются тесты:«Исключе­ние лишнего предмета», «Классификации», «Осведомленность», «Ана­логии», «Исключение слов», «Сравнение понятий», понимание расска­зов со скрытым смыслом; ориентировка во временах года, времени су­ток и другие задания и тесты);

- характеристика способности к саморегуляции в деятельности: оценивается способность ребенка полностью принять задание, сле­довать инструкции до конца выполнения, не отвлекаться в работе, самостоятельно находить и исправлять ошибки, проверить работу после ее завершения (информативно наблюдение за ребенком в про­цессе выполнения каких-либо учебных, в частности письменных за­даний; можно использовать тест с 5-минутной записью палочек и черточек с чередованием их количества; проведение графических диктантов - рисование узора в тетради в клетку под диктовку педа­гога);

- характеристика познавательной потребности и мотивов, уровня притязаний, самооценки и волевых качеств, наличие школьной тревож­ности (информацию можно получить из бесед с ребенком, проводи­мых в доброжелательном тоне и комфортной эмоциональной атмо­сфере, в процессе наблюдений за ребенком; можно использовать специ­альные психологические методики и тесты).


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.