О критериях хорошего конспекта — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

О критериях хорошего конспекта

2017-10-11 287
О критериях хорошего конспекта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Качество конспекта во многом зависит от цели его составления, назначения. Затем в зависимости от целей как мотивов работы над информационным источником выделяются следующие критерии:

- краткость (конспект ориентировочно не должен превышать ⅛ от первичного текста);

- ясная, четкая структуризация материала, что обеспечивает его быстрое считывание;

- содержательная точность, то есть научная корректность;

- наличие образных или символических опорных компонентов;

- оригинальность индивидуальной обработки материала (наличие вопросов, собственных суждений, своих символов и знаков и т.п.);

- адресность (в том числе четкое фиксирование выходных данных, указание страниц цитирования и отдельных положений, соответствие особенностям и задачам пользователя).

 

Методические рекомендации по работе с литературой

1. Первоначальное знакомство с литературным источником: обратите внимание на автора, название книги, место, год издания, подзаголовки. Прочитайте аннотацию: это помогает точнее определиться в содержании. Такое знакомство с книгой позволяет определить ее жанр: учебник, монография, сборник статей, а также вид издания: научное или популярное.

2. Изучение оглавления (содержания). Это уже более детальное ознакомление со структурой книги, логикой изложения материала, кругом проблем, которые в ней обсуждаются, а также поиск вопросов наиболее отвечающих вашим запросам.

3. Вид выбираемого чтения зависит от целей, которые вы перед собой ставите.

Беглое, ознакомительное: чтение по диагонали, по абзацам, выборочное. Прочитываются начала глав и параграфы, выделенные мелким или жирным шрифтом места, формулировки понятий, отдельные абзацы, выводы. При наличии навыка такого чтения можно за короткий срок времени проработать достаточно большое число источников.

Скоростное: чтение, которому обучаются по специальным методикам и которое позволяет читать весь текст очень быстро и осмысленно.

Глубоко осмысленное: с целью усвоения основного содержания книги внимательно читается весь текст, с учетом всех сносок и ссылок.

Разъяснительное: по ходу чтения выясняются по справочникам, другим изданиям все непонятые и противоречивые места.

Критическое: такое чтение предполагает анализ, оценку источника, сопоставление авторских позиций с взглядами других авторов и своим собственным.

Творческое: на основе читаемого материала вырабатывается свой подход, свое видение проблемы.

4. Фиксация читаемого.

Запись главных мыслей источника: произвольно, цитатно, с помощью структурно-логических схем, смешанным способом.

Составление простого или сложного плана прочитанного: более развернутая форма – цитатный план. Как вариант может быть использована форма тезисного плана, где основная идея формулируется как развернутое суждение или перечисляются основные аргументы.

Составление аннотации: в нескольких предложениях формулируется суть источника. Аннотация требует лаконичности, она может быть составлена только после глубокого и осмысленного прочтения всего источника.

Составление резюме: это также краткая запись основных положений текста, но в отличие от аннотации, с формулированием выводов, следующих из рассуждений автора или своих собственных.

Конспектирование: текстуальный конспект – это сокращенная запись авторских мыслей (своими словами, цитатами, в виде тезисов). Творческий конспект сопровождается собственными мыслями, вопросами, рассуж-дениями, сомнениями.

Реферирование: это краткое, но более развернутое (2–4 страницы), чем при аннотировании, изложение основных идей источника с лаконичной оценкой. Другой вид реферирования – изложение состояния проблемы в литературе на основе обзорного сопоставления и анализа нескольких источников.

Рецензирование – критическая аргументированная оценка позиции автора, уровня ее изложения и аргументации, оценивается степень новизны и оригинальности авторского подхода, практическая значимость.

 

Рекомендации по самоорганизации внимания при усвоении материала

1. Заранее планируйте время самостоятельной учебной работы, исключите на это время всё, что могло бы вас отвлечь.

2. Заранее организуйте свое рабочее место.

3. Максимально мобилизуйте волю, заставьте себя не думать о том, что занимало вас перед учебной работой. Один из способов – предварительный просмотр материалов задания, составление плана работы.

4. Приступая к новой теме, просмотрите предыдущий раздел, ликвидируйте пробелы в знаниях, иначе непонимание сделает вашу работу бесполезной.

5. Конспектирование и чтение вслух обеспечивает лучшее сосредоточение внимания.

6. Темп чтения материала должен обеспечивать осмысленность его восприятия и препятствовать непроизвольному переключению внимания (медленное чтение способствует частому отвлечению внимания на посторонние объекты).

7. Необходимо чередовать чтение обдумыванием, пересказом, поиском собственных примеров.

8. Подавляйте непроизвольное переключение внимания, контролируйте его. Осознав, что вы отвлеклись, волевым усилием верните себя к работе.

9. Если вы обнаружили, что «отключились», то вернитесь к тому месту в тексте, на котором произошло отключение.

10. Соблюдайте гигиену умственного труда: освещение, температура в помещении, перерывы с упражнениями.

Рекомендации по эффективному запоминанию материала

1. Дозируйте материал по объёму. Постарайтесь иллюстрировать запоминаемый материал примерами, а также устанавливать связи между отдельными блоками информации.

2. Рационально распределяйте процесс запоминания материала во времени.

3. Пытайтесь воспроизводить запоминаемый материал без подсказок.

4. Используйте методы ассоциаций, аналогий в процессе запоминания и воспроизведения материала.

5. Используйте мнемотехнические приёмы связывания запоминаемого материала с ранее усвоенной моделью, рифмой, схемой, образом и др.

6. Старайтесь систематизировать и классифицировать запоминаемый материал, составляя план для него с разбивкой на составные части с заглавиями и подзаголовками.

7. Легче запоминается материал, предъявляемый в привычных формулировках и описываемый хорошо усвоенными понятиями.

8. Эмоционально насыщенный материал запоминается легче и прочнее, чем эмоционально нейтральный.


 

Кузьмина Марина Евгеньевна

Преподаватель Психологии

ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ДИСЦИПЛИНА Психология

профессиональный учебный цикл

гуманитарный профиль

специальность 44.02.01 Дошкольное образование

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.