Материалы к практическим занятиям — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Материалы к практическим занятиям

2017-10-11 319
Материалы к практическим занятиям 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

по учебной дисциплине

«Отечественная история»

Для студентов всех институтов и подразделений МЭИ (НИУ)

 

издание 2-е, дополненное и переработанное

 

МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО МЭИ 2010

 


 

ББК С-556

 

Утверждено учебным управлением МЭИ

Подготовлено на кафедре истории и культурологии

Рецензенты: доктор исторических наук, зав. кафедрой истории МГТУ им. Н.Э.Баумана Земцов Б.Н.; кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, политологии и социологии МЭИ (НИУ) И.Я.Воробьева

 

Смирнова М.И., Краснова Л. И. История Отечества с древнейших времен до начала XXI века. Издание 2-е, дополненное и переработанное. Материалы к практическим занятиям п о учебной дисциплине«Отечественная история» для студентов всех институтов и подразделений МЭИ (НИУ)

 

Пособие по учебной дисциплине «Отечественная история», которая является обязательной дисциплиной базовой части Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования РФ, подготовлено с учетом компетентстного подхода новых стандартов.

В пособии в сжатой форме изложено содержание основных тем курса истории России, вопросы практических занятий, методические указания к ним, темы творческих заданий (рефератов), опорные схемы по темам курса, примерные вопросы итогового контроля – экзамена, дифференцированного зачета. Прилагается список учебной и дополнительной литературы.

Для студентов всех институтов и подразделений МЭИ (НИУ).

 

 

© Московский энергетический институт

(национальный исследовательский университет), 2010

«Можно не знать, не чувствовать влечения

к изучению математики,

греческого или латинского языка,

можно не знать тысяч наук

и все-таки быть образованным человеком,

но не любить истории может только человек,

совершенно не развитый умственно»

Н.Г. Чернышевский

Обращение к студенту

Уважаемыестуденты!

В мае 2010 года Московский энергетический институт получил статус Национального исследовательского университета, что свидетельствует о высоком уровне МЭИ в подготовке кадров высшей квалификации. Изучение курса «Отечественной истории» в высшем учебном заведении - это не простое повторение школьного материала. Данный курс является составной частью целого цикла гуманитарных дисциплин, освоение которых необходимо будущим инженерам, экономистам, управленцам как творческим и всесторонне развитым личностям.

История как наука - это не только сухие даты и факты. Исторические знания обеспечивают условия для становления и развития интеллигентного человека, у которого высокий профессионализм основывается на единстве интеллектуальных, нравственных и духовных начал.

Отечественная история – обязательная дисциплина базовой части Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации, на основе которого строится преподавание в вузах с 2011 г.

Цель курса: изучение основных этапов истории России, ее места и роли в мировом историческом процессе.

Задачи курса:

· сформировать у студентов научные представления об отечественной истории;

· познакомить их с ведущими тенденциями и особенностями исторического пути России, возможными альтернативами ее развития;

· на основании знаний о прошлом объяснить современные процессы развития российского общества и выявить предполагаемые перспективы будущего;

· способствовать формированию у студентов гуманистических ценностей и патриотических чувств, гордости и ответственности за судьбы Отечества.

В результате изучения курса Отечественной истории студент должен:

· усвоить основные исторические факты, даты, события российской истории;

· сформировать научные знания о важнейших периодах истории России в контексте мирового исторического развития;

· уметь выражать свою позицию по дискуссионным проблемам курса и по вопросам, касающимся ценностной ориентации в историческом процессе.

Задача вузовского курса – научить студента анализировать факты, сопоставлять их, формировать собственные взгляды и уметь их отстаивать. Изучение данного предмета – это, в первую очередь, понимание его, а не пустая зубрёжка. Помогут вам в этом наши рекомендации.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям.

Составление конспекта

Конспект для работы на семинаре составляется только тогда, когда весь объем рекомендуемой литературы усвоен и осмыслен. Иначе конспект будет представлять собой слабо связанные выписки из предложенных к изучению работ. Конечно, можно сразу при изучении книг делать фрагментарные записи, но затем должен следовать другой этап работы: компоновка сделанных записей в единое законченное целое. Структура конспекта должна включать вводную часть (где обязательно указывается источник его составления), основное содержание и заключение (ваши личные замечания).

Рекомендуется выделять незнакомые термины и при помощи справочной литературы давать им разъяснение. Много полезного информационного материала содержится в новейших философском и политологическом словарях, словаре иностранных слов и, конечно же, в Интернете.

Обращаем Ваше внимание: при работе с Интернет-сайтами необходимо очень внимательно и осторожно относиться к содержанию их ресурсов, в которых часто содержится ошибочный или заведомо сфальсифицированный материал!

При оформлении конспекта рекомендуется оставлять поля для пометок и записей во время самого практического занятия или лекции, а также выделять главное, например, подчеркиванием. Объем полезной информации в конспекте зависит от умения правильно делать сокращения слов и фраз. Помимо общепринятых сокращений, употребляемых в различных научных и справочных изданиях, можно использовать и собственную методику сокращений. Главное – чтобы текст не оказался наглухо «зашифрованным» и был удобен для быстрого воспроизведения не только самим студентом, но и преподавателем, проверяющим конспект.

От грамотно составленного конспекта во многом зависит участие студента в обсуждении проблем, поднимаемых в ходе занятия.

Существенную помощь в работе над вопросами практических занятий вам окажут материалы таблиц. Они составлены практически по всем темам курса и охватывают наиболее сложные периоды отечественной истории. Лаконичность и схематичность текстов способствует тому, что материал запоминается и усваивается быстрее и проще.

Требования к выполнению творческой работы (реферату)

Помимо ответов на семинарах студент в течение семестра должен выполнить творческую работу, выбрав одну из предложенных тем (см. Оглавление данного пособия). Основное содержание творческой работы должно демонстрировать умение студента работать с информацией в сети Интернет, научной литературой, периодическими изданиями, извлекая из всего этого необходимый материал и критически осмысливая его. В работе должны содержаться не только «скаченные» или переписанные части книг и статей, но и собственная позиция студента по тем или иным проблемам Отечественной истории.

Работа должна подразделяться на главы и параграфы. В Заключении содержатся основные выводы, к которым пришел автор в ходе выполнения творческой работы.

Справочный аппарат (сноски, примечания, библиография, приложения, таблицы и т.п.) следует оформлять в соответствии с существующим стандартом. Руководит выполнением творческой работы преподаватель, ведущий практические занятия по «Отечественной истории».

Предпочтение отдается творческой работе, выполненной в электронном варианте в виде презентации с иллюстративным и справочным материалом.

Структурно творческая работа включает в себя:

· план;

· основной блок: изложение основного содержания;

· вспомогательный информационно-аннотационный блок:

1-ый план – краткая информация о встречающихся понятиях, исторических именах, датах;

2-ой план – углубленное изложение наиболее сложного сюжета, биографии исторического лица или события, встречающегося в ведущем блоке;

рисунки, схемы, таблицы, сопровождающие ведущий блок и

итоговый блок;

заключение с выводами по содержанию;

список использованной литературы и источников, в т.ч. электронные носители, включая сеть Интернет с указанием электронного адреса ресурса.

Творческая работа представляется в электронном варианте и один экземпляр на бумажном носителе. Её объем не должен быть менее 12 и более 20 машинописных страниц. Выполненная работа должна быть защищена в индивидуальной форме или на семинаре.

Выполнение творческой работы дает студенту возможность получения зачета по совокупности полученных им в течение семестра оценок.

Оформление титульного листа см. форма 1 в Приложениях.

Требования к знаниям студентов

Современные нормативные документы, определяющие уровни усвоения учащимися знаний в процессе обучения их на различных ступенях, в частности, в высшей школе, ставят следующие задачи и требования. Студенты, изучающие курс Отечественной истории в техническом вузе, должны обладать знаниями и умениями, такими как:

Хронологические знания, умение работать с хронологией:

знать даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных этапов и процессов, масштабных событий.

Знание фактов, работа с фактами:

· называть место, обстоятельство, участников, результаты важнейших исторических событий.

Описание (реконструкция):

· устно и письменно излагать исторические события, называть их участников;

· на основе текстов учебной и дополнительной литературы составлять описание исторических объектов;

· составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.

Анализ, объяснение:

· соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

· показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;

· классифицировать исторические события по признакам и категориям;

· объяснять значение важнейших исторических понятий, терминов;

· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и особенное, объяснять причины различий;

· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Версии, оценки:

· давать оценки событиям и личностям, приводимым в учебной литературе;

· определять и объяснять (аргументировать) своё отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

 

Требования к итоговому контролю - экзамену,


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.