Советский этап Отечественной истории (1920–1991) — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Советский этап Отечественной истории (1920–1991)

2017-10-11 942
Советский этап Отечественной истории (1920–1991) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вариант 1: Советская модель социализма: формирование, эволюция, крушение.

 

После Октябрьской революции 1917 г. большевики предприняли решительные шаги по созданию советского государства - «государства диктатуры пролетариата». В условиях, когда в России в деятельность других партий кроме большевистской партии была запрещена, означало, по сути, тотальный партийный контроль над всеми социально-политическими и экономическими процессами в стране. В 1920-е — 1930-е гг. строительство тоталитарной государственности было продолжено. РКП(б) (с 1925 г. — ВКП(б)) в условиях однопартийности фактически монополизировала все высшие органы государственной власти и управления.

Для осуществления своей власти, РКП(б) должна была стать организмом, сплоченным идейно и организационно. Х съезд РКП (б) (март 1921 г.) принял резолюцию «О единстве партии», в которой всякая фракционная деятельность запрещалась под угрозой исключения из партийных рядов, что вело к утверждению в партии единомыслия и бюрократизма, к всевластию партийного аппарата, прежде всего Политбюро ЦК и Секретариата ЦК, главой которого в 1922 г. был избран И.В.Сталин. Таким образом, дальнейшее развитие советского государства и общества оказалось в руках узкого круга высших партийных функционеров и полностью зависело от результатов той борьбы за власть, которая развернулась между ними сразу после смерти В.И.Ленина. Главными действующими лицами борьбы за партийное лидерство были И.В.Сталин, Г.Е.Зиновьев, Л.Б.Каменев и Л.Д.Троцкий. На рубеже 20-30-х гг. вся полнота власти сосредоточилась в руках И.В.Сталина, и уже никто всерьез не мог помешать ему в осуществлении режима личной диктатуры, которая базировалась на:

· всевластии партийных структур,

· культе личности,

· мощи репрессивного аппарата

· идеологическом диктате.

В 1930-е гг. был сфабрикован целый ряд политических процессов, которые положили начало массовым политическим репрессиям.

Формирование сталинской модели тоталитаризма было тесно связано с экономической политикой советского государства в 20 — 30-е гг., в которой следует выделить два этапа:

· 1 этап - новая экономическая политика (нэп) – первая половина 1920-х гг.

· 2 этап - форсированное экономическое развитие – вторая половина 1920 - 1930-е гг.

После того, как попытки непосредственного перехода к социализму на основе политики военного коммунизма закончились крахом и стали угрожать существованию советской власти, на Х съезде РКП (б) (март 1921 г.) было принято решение о замене продразверстки продналогом, что положило начало новой экономической политике. В рамках нэпа допускалась частная торговля и предпринимательство, хозрасчет, децентрализация экономического управления, т.е. сочетание государственного регулирования в экономике с элементами рынка.

В целом нэп к середине 20-х гг. выполнил свою задачу в деле восстановления разрушенного Первой мировой и Гражданской войнами хозяйства, преодоления социальной нестабильности, укрепления политической монополии большевистской партии. Но решить проблему построения социалистического общества нэповская Россия оказалась не в состоянии. В условиях враждебного для СССР капиталистического окружения только индустриализация с преимущественным развитием тяжелой промышленности давала возможность создания материально-технической базы социализма. В итоге, в 1925 г. был принят курс ускоренного индустриального развития страны (XIV съезд ВКП (б)). В качестве основного источника накопления рассматривалось коллективизированное сельское хозяйство (1927 г. XV съезд ВКП (б)).

В конце 20-х — начале 30-х гг. форсированная коллективизация началась почти одновременно с индустриализацией. Это позволило осуществить, хотя и с громадными издержками, индустриальный прорыв. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на второе место в мире после США (в 1913 г. — 5 место). Среднегодовые темпы промышленного роста составили 10,9%. Однако «большой скачок» был достигнут ценой отставания легкой промышленности, разрушения традиционной российской деревни, окончательным сломом механизмов экономической саморегуляции, что в конечном итоге привело к созданию административно-командной системы экономики, эффективной лишь в режиме чрезвычайной ситуации.

Политика советского руководства в области культуры в 20-е — 30-е гг. получила название «культурной революции». Ее важнейшей целью было утверждение коммунистического мировоззрения в качестве государственной идеологии советского общества. Главная задача состояла в том, чтобы воспитать «нового» человека, – преданного строителя коммунизма.

Содержание этой политики было многоплановым:

· ликвидация неграмотности;

· создание новой системы народного образования;

· превращение гуманитарных наук, литературы и искусства в инструмент идеологического воздействия на массы;

· использование научных достижений для социалистического строительства;

· создание кадров новой, «пролетарской» интеллигенции.

Строительство социализма в СССР неузнаваемо изменило российскую действительность. Многие, казавшиеся неосуществимыми, идеи большевиков были воплощены в жизнь, а для миллионов людей советский образ жизни стал их повседневностью. Массовый энтузиазм и производственный героизм сочетались с репрессиями. Уровень жизни населения в конце 30-х годов оставался крайне низким. По многим экономическим показателям на душу населения и по социальной обеспеченности страна продолжала отставать от ведущих европейских государств и Северной Америки. Однако созданный за годы первых пятилеток промышленный фундамент и советская государственность обеспечили победу СССР в Великой Отечественной войне.

После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз должен был решать тяжелейшие задачи восстановления разрушенного хозяйства. По основным экономическим показателям война отбросила СССР на 10–15 лет назад.

1945–1953 гг., — время укрепления тоталитарно-бюрократической системы, «апогей сталинизма». Первоочередной задачей стало восстановление и преимущественное развитие тяжелой промышленности, а также научно-технического потенциала, с целью создания советского ядерного оружия (1949 г.). Эта задача была решена в максимально короткий срок не только благодаря самоотверженному труду людей, но и максимальной концентрации ресурсов, достигнутой за счет «экономии» на сельском хозяйстве, легкой промышленности и в социальной сфере. Вслед за атомным оружием в 1953 г. в СССР создается водородная (термоядерная) бомба.

Победа советского народа над фашизмом породила в обществе ожидание демократических перемен, однако тотальный контроль в стране был лишь ужесточен. Для укрепления своего единовластия Сталин, как и раньше, опирался на органы госбезопасности и Коммунистическую партию, осуществив перестройку ее руководящих органов. В стране была развернута кампания по укреплению культа личности Сталина, усилилось идеологическое давление на партийные, государственные, общественные организации, науку и образование, литературу и искусство. Вновь стал раскручиваться маховик репрессий: были сфабрикованы «Ленинградское дело», «Мингрельское дело», «Дело врачей». Только смерть Сталина 5 марта 1953 г. дала возможность кардинально изменить положение внутри страны.

Процесс преодоления кризиса власти, вызванного смертью Сталина, и выдвижение Н.С. Хрущева в качестве единоличного лидера прошел в своем развитии 4 этапа:1) период «коллективного руководства» - триумвират Берия, Маленков, Хрущев (март – июнь 1953г.);2) период формального лидерства Маленкова (июнь 1953г. – январь 1955 г.);3) период борьбы Хрущева за единоличную власть (февраль 1955г. – июнь 1957г.);4) период единоличного лидерства Хрущева и формирования оппозиции «молодого» аппарата (июнь 1957г. – октябрь 1964г.)Смерть Сталина открыла дорогу реформам (частичная демократизация партийной и государственной жизни, интенсификация сельского хозяйства, увеличение капиталовложений в социальную сферу и производство товаров народного потребления и т.д.), необходимость которых ощущалась обществом и частью руководителей сразу после окончания Второй мировой войны, но которые были не возможны при жизни И.Сталина.

Вторая половина 50-х — начало 60-х гг. XX в. вошла в советскую историю как время хрущевской «оттепели», выразившейся в процессах либерализации внутренней и внешней политики, в попытках осуществления экономических и политических реформ. Пришедшие к власти новые политические руководители имели свои представления о внутренней и внешней политике Советского Союза. Страна вступила в новый период своего развития, важным содержанием которого стала «десталинизация» общества.

Историческим рубежом на этом пути был ХХ съезд КПСС (1956), на котором Н.С.Хрущев – первый секретарь ЦК КПСС выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». После съезда был предпринят ряд практических шагов по восстановлению законности, демократизации государственной и партийной жизни, реабилитация миллионов незаконно репрессированных советских людей. В экономической политике большое внимание начало уделяться развитию сельского хозяйства (освоение целинных и залежных земель), легкой промышленности, наукоемким отраслям производства. Однако, многочисленные реформаторские эксперименты Н.С.Хрущева сводились в основном к государственным программам и реорганизации управленческих структур, которые не могли обеспечить качественные сдвиги в экономике, продолжавшей оставаться по своей сути командно-административной.

Вместе с тем, в социальной сфере обозначились крупные позитивные сдвиги: быстро росла заработная плата, увеличилось потребление товаров массового спроса, улучшилось пенсионное обеспечение, здравоохранение, началось массовое жилищное строительство.

Либерализация благоприятно повлияла на развитие науки, образования, культуры: вводится обязательное восьмилетнее образование; создаются крупные научные центры – Сибирское отделение Академии наук СССР (Новосибирск); Объединенный институт ядерных исследований (Дубна). В 1957 г. на космическую орбиту выведен первый в мире спутник, а в 1961 г. был осуществлен первый полет человека в космос, им стал гражданин СССР Ю.А.Гагарин. Были реабилитированы тысячи деятелей науки, литературы, искусства, кинематографии. В жизнь вступило новое поколение интеллигенции — «шестидесятники», принесшие советскому обществу творческую свободу.

Однако хрущевская «оттепель», в том числе из-за непоследовательности и противоречивости проводимого курса оказалась кратковременной.

В середине 60-х гг. новое руководство партии во главе с Л.И.Брежневым (1964—1982) вынуждено было пойти на хозяйственную реформу в промышленности и сельском хозяйстве. Суть ее заключалась в усилении экономических рычагов, расширении самостоятельности предприятий. Но выхолащивание экономических стимулов развития в ходе реализации реформы привели к ее свертыванию. В 70-е гг. усилились тенденции застоя и стагнации, поскольку достижения НТР в условиях административной системы не находили своего воплощения в производстве.

Неблагоприятным было, прежде всего, экономическое развитие СССР, особенно на фоне промышленно развитых стран Запада. Эти страны в 70—80-е гг. перешли к новому, информационному (постиндустриальному) обществу, где резко увеличилась роль непроизводственной (особенно образовательной) сферы, шел процесс индивидуализации потребления и др. В СССР же по-прежнему основные средства продолжали концентрироваться в тяжелой и военной промышленности, а доля затрат, шедших на социальные нужды, снижалась.

В общественно-политическом развитии обозначился курс брежневского руководства на свертывание либеральных начинаний хрущевской поры, рост консерватизма в политике и идеологии, усиление государственного и идеологического давления на общество, определенная «реанимация сталинизма».

Попытка использования концепции «развитого социализма» в качестве идейно-теоретического обоснования «больших достижений» СССР на фоне ухудшавшейся во второй половине 70-х – начале 80-х гг. социально-экономической ситуации в стране лишь порождало массовый скептицизм и недоверие советских людей к официальной политике государства.

В середине 80-х гг., когда генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С.Горбачев, партийным руководством было официально признано кризисное состояние советского общества. В это время предпринимались действия, направленные на достижение позитивных изменений на основе «ускорения социально-экономического развития при использовании новейших достижений научно-технического прогресса» в рамках сохранения командно-административной экономики, советской государственной системы, коммунистической идеологии, ведущей роли КПСС. Однако курс на «ускорение», предложенный XXVII партийным съездом и конкретизированный в XII пятилетнем плане, не дал положительных результатов.

В конце 80-х гг. начала активно разрабатываться и развиваться на практике концепция «перестройки», включавшая такие составляющие, как регулируемая рыночная экономика, демократизация советской системы управления, переход к правовому государству, многопартийность, гласность, идеологический плюрализм, «новое политическое мышление» как во внутренних делах, так и в международных отношениях.

Стремление постепенно реформировать, осуществить контролируемый КПСС переход от «казарменного» к «демократическому социализму», к «социализму с человеческим лицом» потерпело полный крах. Причины поражения «революции сверху» одни исследователи связывают с невозможностью реформирования авторитарной системы, вообще, другие видят истоки неудач «перестройки» в отсутствии ясных целей и средств их достижения, в превалировании узко корпоративных интересов партийно-государственного аппарата над общественно значимыми задачами.

Руководство СССР оказалось неспособным справиться с ухудшавшейся экономической обстановкой (падение производства, отсутствие товаров первой необходимости, рост цен и т.д.), увеличением социальной напряженности, политической нестабильностью, криминализацией общества. Ситуация усугублялась тем, что реальностью становилась опасность распада СССР, когда о республиканском суверенитете заявляли в Прибалтике, Закавказье. Одновременно в ряде регионов обострились межнациональные противоречия и антирусские настроения.

12 июня 1990 г. на I съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации. Хотя формально Декларация лишь законодательно разграничивала полномочия центра и региона, расширяла права республики и не выходила за рамки союзной Конституции, фактически провозглашение независимости РФ означало двоевластие в стране, усиление сепаратистских тенденций во всех республиках Союза.

После провала августовского путча 1991 г. крушение СССР явилось, по существу, свершившимся фактом, который был документально оформлен подписанием Беловежского соглашения об образовании Содружества Независимых Государств (8 декабря 1991 г.). Первый Президент СССР М.С.Горбачев сложил свои полномочия. Российская Федерация во главе с Президентом Б.Н.Ельциным, вместе с другими независимыми республиками бывшего СССР, начала путь самостоятельного существования.

 

Вопросы к теме VIII (1)

 

1. От новой экономической политики к форсированному строительству социализма (1920-е – начало 1930-х гг.)

2. Сталинский тоталитаризм (1930-е – начало 1950-х гг.).

3. Хрущевская «оттепель»: попытки либерализации советской системы (1953 – 1964 гг.).

4. Эпоха «развитого социализма» и попытка его «перестройки» (вторая половина 1960-х – конец 1980-х гг.).

 

Методические указания

 

1. Изучая первый вопрос, определите причины и проявления глубокого социально-экономического кризиса, в котором оказалась советская Россия после окончания Гражданской войны. Объясните,

· почему и как начался переход к нэпу;

· какие экономические и политические составляющие имел нэп;

· чем заключались противоречия этой политики и что вызвало ее свертывание.

Практическое задание. Дайте сравнительную характеристику политики «военного коммунизма» и новой экономической политики. Были ли в этих в них общие черты?

В 1925 г. XIV съезд ВКП(б) поставил задачу построения в СССР материально-технической базы социализма на основе индустриализации. Почему в середине 20-х гг. был взят курс на индустриализацию?

Обратите внимание на то, что индустриализация страны осуществлялась на основе выполнения пятилетних планов развития народного хозяйства. Первая пятилетка охватила период 1928–1932гг., вторая – 1933–1937 гг. В чем заключались особенности социалистической индустриализации, реализованной в СССР, и каковы ее результаты?

Форсированное строительство социализма в СССР означало коренное преобразование аграрной сферы – ликвидации частного крестьянского хозяйства на основе коллективизации. Курс на коллективизацию был определен в декабре 1927 г. на XV съезде ВКП (б) – «съезде коллективизации» как политика постепенная и долговременная.

· Что такое коллективизация?

· Как официальные власти объясняли необходимость ликвидации единоличного крестьянского хозяйства и создания крупного аграрного производства?

Однако с началом реализации планов первой пятилетки в конце 1920-х — начале 1930-х гг. вместо постепенных, финансово и технических обеспеченных преобразований началась форсированная коллективизация и был осуществлен переход к сплошной коллективизации в кратчайшие сроки.

· Почему при выполнении первых пятилетних планов понадобился переход к сплошной коллективизации?

· В чем заключалась трагедия колхозного строительства и раскулачивания?

В 1934 г. на XVII съезде ВКП (б) - «съезде победителей»- был сделан вывод в о создании в СССР материально-технического фундамента социализма.

· Каковы были результаты «большого скачка»?

· Какова социальная цена построения в СССР социализма к концу 30-х гг.

Практическое задание. Дайте характеристику стахановскому движению в СССР. Какое значение оно имело для выполнения первых пятилетних планов.

Проблемное задание

В 1931 г. И. В. Сталин заявил: «История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы. Били польско-литовские паны. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Били все — за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную... Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Великая Отечественная война началась ровно через десять лет. Нас не победили, хотя победа досталась слишком большой ценой. Значит ли это, что мы 50 — 100-летнее расстояние, как предрекал Сталин, «пробежали» за десять лет? Выскажите свои соображения по данной проблеме.

2. При изучении второго вопроса проследите эволюцию государственности в советской России, а затем в СССР в 20-е–30-е гг. Постарайтесь осветить следующие проблемы (приложения 34,35, 36):

· образование СССР. Что собой представляла советская федерация и как она сложилась?

· внутрипартийная борьба за власть и ее результаты.

Практическое задание. Подготовьте биографический материал о наиболее активных соперниках Сталина в политической борьбе - Л.Д.Троцкий, Г.Е.Зиновьев, Л.Б.Каменев, Н.И.Бухарин. Почему, на ваш взгляд, политические противники И.В.Сталина, имея первоначально, несомненно, больший вес и популярность в партии, неизменно оказывались побежденными в ходе внутрипартийной борьбы?

Проанализируйте складывание режима личной власти Сталина и культа его личности.

· Что представляла собой политическая структура советского государства? (приложение 37).

· Как вы думаете, было ли принятие Конституции 1936 г. попыткой демократизации советского общества?

· Какие задачи призван был решить репрессивный аппарат помимо подавления оппозиции правящему режиму?

Практическое задание. Выделите особенности сталинской модели тоталитаризма и роли культурной революции в ее формировании.

Для более глубокого осмысления второго вопроса обратите внимание:

· В каком состоянии была советская экономика после Великой Отечественной войны?

· Какие были приняты меры и задействованы силы для восстановления народного хозяйства?

Каковы причины возврата советской экономики к довоенной модели?

Как вы считаете, претерпел ли сталинский режим изменения после победы СССР в Великой Отечественной войне?

Подумайте,

· как изменилось общественное сознание советского общества в этот период?

· Какие цели преследовал сталинский режим, расширяя политические и идеологические репрессии?

· Каким образом укреплялось сталинское единовластие?

· Почему ставка была сделана на возвращение к репрессивной политике? (приложения 38,38,40).

3. Анализируя третий вопрос, рассмотрите проблемы развития советского общества после смерти Сталина.

Необходимо раскрыть значение понятия «оттепель», в чем она проявилась, каковы ее причины и последствия. Более подробно раскройте следующие проблемы:

· борьба за политическое руководство в стране и в партии после смерти И.В.Сталина;

· победа Н.С.Хрущева и ее последствия;

· десталинизация общественно-политической и партийной жизни;

· историческое значение ХХ съезда КПСС, попытки преодоления культа личности Сталина, реабилитация жертв сталинских репрессий.

Обратите внимание на изменения в экономической и социальной политике СССР в период «хрущевской оттепели»:

· экономические преобразования в промышленности и сельском хозяйстве;

· достижения в социальной сфере;

· научно-технические завоевания СССР;

· причины непоследовательности и малой эффективности реформаторской деятельности Н.С.Хрущева (приложение 44).

На XXII съезде КПСС (1962 г.) была принята новая партийная программа, ее цель — построение в СССР к 1980 г. коммунистического общества.

· Как вы думаете, была ли эта цель реальна? Обоснуйте ваш ответ.

· Как вы считаете, почему хрущевская «оттепель» была столь кратковременна?

· Как вы оцениваете роль Н.С.Хрущева в истории советского общества второй половины 50-х — начала 60-х гг.?

Практическое задание. Составьте историографическую справку о событиях октября 1964 г., приведших к отставке Н.С.Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Почему стало возможным отстранение от должности лидера КПСС?

4. При изучении четвертого вопроса, проанализируйте общественно-политические процессы 60-х–70-х гг., обратите внимание на следующие проблемы:

· причины смены политического курса после отставки Н.С.Хрущева и прихода нового руководства во главе с Л.И.Брежневым;

· состояние КПСС и советской системы государственного управления. Почему это время называют «попыткой возрождения сталинизма»?

В 70-е гг. была сформирована теория «развитого социализма» как «закономерного этапа на пути к коммунизму. Каковы причины появления этой теории и в чем ее суть?

Проанализируйте

· значение принятия новой Конституции СССР в 1977 г.;

· возникновение правозащитного движения;

· кризисные явления советской партийно-государственной системы конца 70-х–начала 80-х гг.

Практическое задание. Изучите биографию Л.И.Брежнева. Какие обстоятельства способствовали его приходу к власти СССР?

Выделите доминирующие тенденции социально-экономического развития Советского Союза во второй половине 60-х–70-е гг.:

· промышленное и аграрное развитие 60-х – 70-х гг. Какое значение имели хозяйственные реформы второй половины 60-х гг.? Почему советская экономика оказалась невосприимчива к научно-техническому прогрессу?

· как неэффективность промышленного и сельскохозяйственного производства сказалась на социальной сфере? (приложение 46).

Подумайте, почему в середине 80-х гг. советское общество оказалось в состоянии системного кризиса? Приведите конкретные факты его проявления. Часть материала, который поможет Вам ответить на поставленные вопросы, Вы найдете в таблицах 52, 53, 54, 55,56. (приложения).

Назовите пути, которые были определены во второй половине 1980-х гг. для реформирования советской политической системы и командно-административной экономики.

Практическое задание. Подготовьте биографические справки о М.С.Горбачеве и Б.Н.Ельцине. Какие личные качества этих лидеров оказали влияние на ход перестроечных процессов в СССР?

Подумайте над следующими проблемами:

· что включают в себя такие понятия, как «ускорение социально-экономического развития», «перестройка», «новое политическое мышление»?

· какое влияние оказали гласность, открытость информации, свобода прессы на изменение общественного сознания советских людей?

· каковы, по вашему мнению, причины провала «революции сверху» и попыток реформирования советской системы в «социализм с человеческим лицом»?

· какую роль сыграл М.С.Горбачев в перестроечных процессах?

· как на ситуацию внутри страны влияло противостояние федерального центра и союзных республик?

· почему была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации (12 июня 1990 г.)?

· какое значение для дальнейшего развития России имели такие события, как августовский путч 1991 г., прекращение деятельности КПСС, распад СССР, Беловежские соглашения? (приложения 48,49, 50).

Практическое задание. Составьте хронологическую схему руководителей советского государства.

Проблемные задания:

1. В декабре 1922 г. тяжелобольной В.И.Ленин продиктовал несколько писем и статей, вошедших в историю как «политическое завещание Ленина». В «Письме к съезду» говорилось: «Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью. С другой стороны, тов. Троцкий, как доказала уже его борьба против ЦК в связи с вопросом о НКПС, отличается не только выдающимися способностями. Лично он, пожалуй, самый способный человек в настоящем ЦК, но и чрезмерно хватающий самоуверенностью и чрезмерным увлечением чисто административной стороной дела Эти два качества двух выдающихся вождей современного ЦК способны ненароком привести к расколу, и если наша партия не примет мер к тому, чтобы этому помешать, то раскол может наступить неожиданно.

…Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более Внимателен к товарищам, меньше капризности и т. д. Это обстоятельство может показаться ничтожной мелочью. Но я думаю, что с точки зрения предохранения от раскола и с точки зрения написанного мною выше о взаимоотношении Сталина и Троцкого, это не мелочь, или это такая мелочь, которая может получить решающее значение».

Насколько оправдались предостережения Ленина? Почему соратники Ленина не учли предложение вождя, и Сталин остался на посту Генерального секретаря ЦК РКП (б)?

 

2. Конституция СССР (1936 г.)

«Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом:

а) свобода слова;

б) свобода печати;

в) свобода собраний и митингов;

г) свобода уличных шествий и демонстраций.

Эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления…

Статья 127. Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора.

Статья 128. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом…»

Почему ни одно из этих положений в СССР не соблюдалось?

 

3. Диссиденты (лат. dissidens - несогласный) - термин, который сначала западная, а затем и советская печать с середины 1970-х гг. применяла к лицам, открыто спорившим с официальными доктринами в тех или иных областях общественной жизни СССР. Само явление зародилось значительно раньше, в эпоху, непосредственно последовавшую за хрущевской «оттепелью», т. е. в 1964-1968 гг. В этот период значительная часть интеллигенции осознала расхождение между своими общественными идеалами, сформированными в основном историческим опытом и надеждами предыдущего десятилетия, и политическим курсом брежневского руководства.

Какую роль диссидентское (правозащитное) движение оказало на формирование общественного сознания советских людей в 1960- первой половине 1980-х гг.?

4. Во время правления М.С. Горбачева имели место крупнейшие события, которые, похоже, он даже не мог предвидеть. Он не добивался разгона КПСС, а она перестала существовать, он не хотел разрыва со странами Восточной Европы, а разрыв произошел, и уж он никак не замышлял стремительное отречение от президентства, а оно стало фактом и т. д. Подумайте, почему?

 

Вариант 2. Советское государство в системе международных отношений.

Важнейшим фактором международных отношений после окончания Первой мировой войны стало существование Советской России как принципиально новой общественно-политической системы, противостоящей остальному капиталистическому миру.

В области международных отношений политика Советского Союза в 1920-е — 1930-е гг. носила двойственный характер:

· с одной стороны, существовала необходимость налаживания делового сотрудничества с международным сообществом,

· с другой — неизменно декларировалась задача подготовки мировой пролетарской революции. С этой целью в марте 1919 г. был создан Коммунистический Интернационал, через структуры которого поддерживалось коммунистическое, рабочее, национально-освободительное движение и оказывалась помощь силам, осуществлявшим подрывную антиправительственную деятельность в капиталистических странах.

Превалирование классового принципа во внешней политике советской России в первой половине 20-х гг. затрудняло процесс дипломатического признания государства на международной арене. По мере того, как надежды на скорую мировую победу социализма не получили практического воплощения, на первый план выдвинулась задача обеспечения относительно нормальных, добрососедских отношений с «враждебным капиталистическим окружением». Советским Союзом предпринимались попытки включения страны в систему мировых хозяйственных связей, в чем, в свою очередь, были заинтересованы и западные государства, видевшие в СССР богатый источник природных ресурсов, а также имевшие в виду наличие здесь емкого внутреннего рынка. К тому же громадную по территории и населению страну нельзя было не учитывать по мере роста противоречий между капиталистическими странами, где все четче обозначалась линия противостояния между Великобританией и Францией, с одной стороны, и Германией, Италией и Японией — с другой.

С приходом в Германии в 1933 г. к власти национал-социалистов во главе с Гитлером, вынашивавших планы реванша и мирового господства, СССР изменил свои международные приоритеты и пошел на сближение с Англией, Францией и США на антигитлеровской и на антияпонской основе с целью создания системы коллективной безопасности в Европе и сохранении приобретенных сфер влияния на Дальнем Востоке. Однако, из-за расхождения реальных внешнеполитических целей и действий между СССР и западными странами, выработать эффективного механизма противостояния фашистской опасности не удалось. Уже в 1935 г. большинство членов Лиги наций начали проводить политику «умиротворения агрессора», т.е. стремились путем уступок, в т.ч. и территориальных, использовать Германию в качестве противовеса СССР

Мюнхенское соглашение англо-французского блока с фашистскими государствами (1938 г.) было на руку агрессорам: Германия ввела свои войска в Австрию, захватила Чехословакию (1939 г.); Италия развязала войну в Абиссинии; ускорила военные приготовления милитаристская Япония. Анализируя тревожную международную обстановку в конце 30-х гг., советскому правительству приходилось учитывать и то, что англо-французская политика «умиротворения» проводилась с явным расчетом направить агрессивные устремления фашистской Германии на Восток, против Советского Союза.

В этих условиях советское руководство пошло на кардинальное изменение своего внешнеполитического курса. Были расширены дипломатические контакты с Германией и активизированы переговоры двух стран по экономическим и политическим вопросам. 23 августа 1939 г. в Москве был подписан советско-германский договор о ненападении сроком на 10 лет, которому сопутствовало секретное приложение — протокол о разделе сфер интересов Германии и СССР в Восточной Европе.

1 сентября 1939 г. Германия, напав на Польшу, развязала Вторую мировую войну. Советский Союз последовательно реализовывал достигнутые с Германией договоренности. 17 сентября 1939 г. советские войска вступили в Польшу: к Советскому Союзу отошли земли Западной Украины и Западной Белоруссии, входившие в состав Польского государства по Рижскому договору 1921 г.

Августовский договор о ненападении был подкреплен договором «О дружбе и границе» между СССР и Германией (28 сентября 1939 г.). Вскоре последовала тяжелая зимняя советско-финляндская война (1939—1940 гг.), принесшая СССР большие военные потери Летом 1940 г. Латвия, Эстония и Литва вошли в состав СССР.

Военно-политические договоренности с Германией объективно позволил СССР отсрочить на несколько месяцев вступление в «большую войну», принять некоторые дополнительные меры по повышению боеготовности Рабоче-крестьянской Красной армии. Однако времени на это оставалось слишком мало. К тому же сближение с Германией, развязавшей мировую войну, нанесло большой морально-политический ущерб международному авторитету Советского Союза.

Великая Отечественная война, начавшаяся 22 июня 1941 г. с вероломного нападения Германии на СССР и продолжавшаяся до 9 мая 1945 г., стала тяжелейшим испытанием для всего советского народа. В соответствии с планом «Барбаросса» гитлеровское командование поставило задачу в ходе молниеносной войны уничтожить СССР как государство и создать «защитный барьер против азиатской России по общей линии «Волга–Архангельск». В истории Великой Отечественной войны выделяется три основных периода:

· I период – оборонительный (22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г.) – военная катастрофа лета 1941 г., битва за Москву, военное поражение весны-лета 1942, оборона Сталинграда;

· II период – коренной перелом (19 ноября 1942 г. – коней 1943 г.) – контрнаступление под Сталинградом, Курская битва, битва за Днепр – переход стратегической инициативы к Красной Армии;

· III период – завершающий (начало 1944 г. – 9 мая 1945 г.) –окончательное освобождение территории СССР и стран Восточной Европы от фашистской оккупации, разгром гитлеровской Германии.

Самым трагическим периодом Великой Отечественной войны для Советского Союза стала военная катастрофа лета-осени 1941 г., когда за короткий срок (к декабрю 1941 г.) Красная Армия понесла огромные потери в живой силе (до 7 млн. человек убитыми, раненными, пленными) и технике (22 тыс. танков, 25 тыс. самолетов). Немецко-фашистские войска продвинулись вглубь советской территории на 800–1200 км, где проживало 40% населения, захватив Литву, Лат<


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.