Усвоение детьми фонетической системы родного языка — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Усвоение детьми фонетической системы родного языка

2017-10-10 160
Усвоение детьми фонетической системы родного языка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работа над звуками речи должна проводиться в тесной связи с работой над словом, так как звук является значимой, смыслоразличительной единицей речи (фонемой) только в слове, например: сом, сор, сок, сон или мыло, мало, мило и т. п. Поэтому систе­му работы по формированию правильного произношения надо строить так, чтобы она давала детям возможность постепенно и последовательно овладевать правильным произношением всех звуков родного языка, помогала вырабатывать четкую дикцию, осваивать ритмико-мелодическую сторону речи. Поскольку звуки произносятся не изолированно, а в словах, во фразовой речи, эта работа одновременно должна способствовать обогащению и уточнению словаря, воспитанию умений правильно произносить слова любой слоговой структуры (из двух, трех и более слогов, с открытыми, закрытыми слогами, со стечением согласных), пра­вильно строить предложения. В основе этой системы лежит по­следовательная отработка всех звуков родного языка, как гласных, так и согласных. Как же она осуществляется?

Первым встает вопрос, когда начинать отработку звуков ре­чи. Чтобы на него ответить, необходимо четко знать закономер­ности развития речи детей. Оно проходит ряд этапов, имеющих свои особенности и протекающих благоприятно только при извест­ных условиях (забота о здоровье ребенка, его своевременном физическом и психическом развитии, правильная речь окружаю­щих).

Первый год жизни играет большую роль в разви­тии речи ребенка. На 3-м месяце у младенца появляются первые короткие звуки: г... к... кхы... В период гуления ребенок произносит много звуков: а-а-а, а-гу, бу, бум, ма, ам, тль, плъ, пф.

При молчаливом уходе за ребенком появление первых звуков запаздывает, и речь начинает развиваться позднее.

С 4—5 мес. у ребенка наступает период лепета. В это время отмечается повторение отдельных звуков и слогов. Сначала ребе­нок сам более четко, чем раньше, говорит: мам, ма-ма-ма, бу-бу, тя-тя-тя, т. е. повторяет одни и те же слоги и звукосочетания. Вскоре он начинает повторять за взрослым отдельные звуки, слоги и к году говорит 10—20 слов.

Начиная с 4—5 мес. с ребенком следует говорить только правильным языком, не подделываясь, даже невольно, под его речь. Внимательные родители и воспитатели всегда знают, какое слово может повторить ребенок, они не предлагают ему трудных, длинных слов, говорят медленно, отчетливо, связывая каждое новое слово с предметом, который дают малышу.

В период от года до двух лет у ребенка идет процесс первоначального развития речевых умений и навыков. На втором году жизни у нормально развивающегося ребенка происходит быстрое накопление словаря. К концу второго года словарь ре­бенка достигает 200—400 слов. Некоторые дети произносят слова неправильно, одни звуки заменяют другими, искажают слова, произносят их совсем непонятно, например: ядять буку» (дай булку), «титети» (конфеты).

Быстро увеличивающийся запас слов не позволяет ребенку уточнять произношение каждого слова, и взрослые должны внима­тельно вслушиваться в речь малыша, понимать ее и повторять правильно те слова, которые он искажает. Слыша правильное произношение слов, ребенок постепенно будет исправлять свою речь.

Чем младше ребенок, тем меньше он способен анализировать свое произношение, Детям интересно содержание речи, их привле­кают ее интонации, выразительность, а недостатков произноше­ния отдельных звуков они не замечают, В данный период очень важно воспитывать у детей потребность в общении, внимание к речи окружающих, память на слова, умение воспроизводить звуки и слова по подражанию. Это будет способствовать развитию органов артикуляционного аппарата и фонематического слуха.

Период от двух до трех лет характеризуется актив­ным накоплением словаря и усвоением грамматического строя речи. Вместе с расширением запаса слов происходит и усвоение звуков речи. В этот период дети любят произносить какое-нибудь слово, иногда искаженное, иногда ими самими придуманное, толь­ко потому, что им нравится, как оно звучит,

К.И. Чуковский писал: «Рифмотворчество в двухлетнем возрасте— неизбежный этап нашего развития. Ненормальны или больны те младенцы, которые не проделывают таких языковых экзерсисов. Это именно экзерсисы, и трудно придумать более рациональную систему упражнений в фонетике, чем такое много­кратное повторение всевозможных звуковых вариаций:» (От двух до пяти.—М., 1974.—С, 178).

С детьми этого возраста проводят дидактические игры на

развитие слухового внимания, речевого дыхания, основных ка­честв голоса, вызывание различных звукоподражаний и звуков.

К трем годам ребенок уже располагает достаточным по объему активным словарем, в общении пользуется разверну­тыми фразами. Малыш много говорит, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает их и пересказывает. Но речь его еще неправильна. Ребенок испытывает трудности в произноше­нии многих звуков, так как движения органов артикуляции еще неточны и недифференцированны, он недостаточно хорошо разли­чает близкие по артикуляции или акустическим признакам звуки. Многие звуки дети не произносят, заменяют или искажают. Вместе с тем дети этого возраста способны замечать неправильное про­изношение у своих товарищей. Ребенок обращает внимание на соб­ственное произношение, постепенно улучшает его, т. е. начинает ориентироваться в звуковом составе слова.

К трем годам уже имеются предпосылки для работы над мате­риальной, звуковой стороной языка. Именно в это время и начи­нают отработку звуков, которая осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возмож­ностей детей.

Встает второй вопрос: все ли гласные и согласные звуки надо отрабатывать, и в какой последовательности целесообразно это делать.

Знакомясь с классификацией гласных и согласных звуков, мы видим, как они взаимосвязаны и взаимообусловлены, Об этой взаимосвязи свидетельствует и появление звуков у ребенка. Обыч­но они появляются не по одному, а группами, характеризующи­мися артикуляционным родством — или местом образования: губ­ные п, б, м, губно-зубные ф, в, заднеязычные к, г, х, переднеязыч­ные т, д, н, л, ш, ж, ч, щ, р, требующие подъема кончика языка вверх» с, з, ц, произносящиеся при опущенном кончике языка» и др., или способом образования: взрывные пг б, т, д, к, г, щелевые ф, в, с, з, ш, ж, j, х и др. Если ребенок не усвоил некоторые эле­менты артикуляции (например, подъем кончика и передней части спинки языка вверх), то более простые по способу образования звуки могут произноситься им недостаточно четко, например, переднеязычные взрывные т, д — при положении кончика языка между резцами. Более сложные по способу образования звуки дети иногда искажают или заменяют другими. Например, передне­язычные щелевые ш, ж произносятся при межзубном положении кончика языка. При этом они звучат искаженно (шепеляво), иногда заменяются на т и д. Отработав подъем языка вверх, сначала уточняют произношение более простых звуков т, д, а затем уже на основе выработанной артикуляции легче и быстрее доби­ваются правильного произношения ш9 ж. Данный пример свиде­тельствует о тесной взаимосвязи между звуками и о необходимости отрабатывать их с учетом одного из важнейших принципов ди­дактики — от легкого к трудному.

Отработку звуков начинают с гласных а, у, и, о, э, ы, так как обычно они не нарушаются, но артикуляция их не всегда бывает точной. Так, иногда при произнесении и (сходен по артикуляции с с) кончик языка оттягивается далеко от нижних резцов, звук приобретает более низкий оттенок и звучит нечетко (а с приобре­тает шипящий оттенок); при произнесении ы кончик языка, вместо того чтобы опускаться вниз, поднимается к нёбу, а спинка языка, наоборот, опускается и звук приобретает искаженный оттенок.

Таким образом, отрабатывая гласные звуки, мы готовим чет­кую артикуляцию согласных.

После гласных отрабатываются те звуки, которые появляются в речи детей раньше и наиболее просты по месту и способу обра­зования. Это губные п, б, м. Далее проводится работа над зву­ками ф, в. По способу образования они щелевые, произносятся длительно, в артикуляции принимает участие нижняя губа (что легко можно увидеть в зеркале). Затем отрабатываются передне­язычные г, д, н, которые готовят подъем передней части спинки языка вверх, и заднеязычные к, г, х. Поскольку отработка пере­численных звуков подготавливает артикуляционный аппарат и фо­нематический слух к воспроизведению и восприятию более труд­ных фонем, следующими берутся звуки, которые наиболее часто нарушаются у дошкольников: с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ, л, л', р, р'. Звук j появляется у детей рано» но он представляет определенные трудности в восприятии» поэтому над ним работают позже. Такова схема последовательной отработки всех звуков родного языка.

Третий вопрос заключается в следующем: каковы этапы рабо­ты над любым звуком, и каково ее содержание для каждой воз­растной группы.

Развитие звукопроизношения у детей имеет общие закономерности, но у каждого ребенка оно протекает с индивидуальными отличиями. Формирование звука проходит несколько этапов, пос­ледовательно сменяющих друг друга:

этап различения звука по акустическим признакам и разви­тия дифференцированных движений органов артикуляционного

аппарата, необходимых для правильного произношения данного звука;

этап появления звука — выработка правильной артикуляции н точного звучания данного звука;

этап постепенного овладения звуком — введение звука в речь (сначала употребление в словах, затем во фразовой речи);

последовательная работа над всеми звуками родного языка служит лишь базой для подведения ребенка к новому этапу: овла­дению фонематической системой языка, усвоению основных раз­личительных признаков, которыми характеризуются звуки (твер­дость — мягкость, звонкость — глухость и т. д.), т. е. к этапу диф­ференциации звуков.

Навыки четкого произношения звука, правильного употребле­ния его в речи, умение выделять звук в слове вырабатываются

не сразу. Чем меньше возраст ребенка, тем проще должны быть материал и длительная его отработка.

Во второй младшей группе отрабатываются наи­более простые по артикуляции звуки: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в. На этом материале у детей развивают умение правильно, дли­тельно произносить изолированный звук (кроме взрывных, кото­рые всегда произносятся кратко), четко произносить и выделять его голосом в слове, говорить в нормальном темпе фразы с этим звуком.

В средней группе после звуков т, д, н, к, г, х, ы отраба­тываются более сложные по артикуляции звуки с, с', з, з', ц. К четырем годам дети уже усваивают определенные навыки произ­ношения отдельных звуков, приобретают умение слышать их в слове.

В старшей группе отрабатываются звуки, которые наиболее поздно появляются в речи детей: ш, ж, ч, ш, л, л', р, р' и звук j.

В подготовительной к школе группе детей обучают дифференциации звуков.

А. Н. Гвоздев указывал, что «формирование фонем» завер­шающее усвоение звуковой системы языка, происходит тогда, когда у ребенка осуществляется распознавание прежде смешивав­шихся звуков и их устойчивое использование для различия слов в соответствии с имеющейся в языке традицией» (Вопросы изу­чения детской речи,— М., 1961.— С. 142).

Для дифференциации звуков берут те группы, которые дети наиболее часто смешивают в своей речи. Это свистящие и шипя­щие ш, зж, цч, с'—щ), звонкие и глухие ф, з — с, ж — ш, б — п, д — г, г – к), сонорные (л — р), твердые и мягкие согласные (г — г') и др.

Четвертый вопрос:как при последовательной отработке зву­ков комплексно решаются задачи воспитания звуковой культуры речи,?

Работа по уточнению произношения звуков и их дифферен­циации является одной из сторон воспитания звуковой культуры речи. Она сочетает в себе развитие речевого дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, выработку нормального темпа, ритма речи, развитие выразительности речи, фонематического слуха, воспитание навыков звукового анализа и синтеза.

Одновременно с решением задач по формированию правильно­го произношения, специфичных для каждой возрастной группы, проводится работа по всем разделам произносительной стороны речи.

Развитию речевого дыхания способствует дли­тельное произношение изолированного звука (при уточнении или вызывании звука), произношение на одном выдохе отдельных слов и предложений (при уточнении звука в словах, во фразовой речи)

 

Развитие силы и высоты голоса осуществляет­ся в процессе уточнения произношения гласных, сонорных и звонких согласных звуков, звуков в словах и во фразовой речи с помощью специальных игр.

Работа, направленная на развитие подвиж­ности и дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата, способ­ствующая воспитанию внятности и отчетливости произноше­ния, ведется на подготовительном этапе и во время уточнения про­изношения изолированного звука, в составе слов, во фразовой речи.

Умение изменять интонацию и темп речи развивают при уточнении звука во фразовой речи (в потешках, скороговорках, стихотворениях, рассказах).

Развитие фонематического слуха осуществля­ется во время последовательной отработки и дифференциации звуков: когда произносится изолированный звук; когда звук выделяется голосом при его уточнении в словах; когда проводит­ся дифференциация звуков изолированных, в словах и во фразо­вой речи,

Таким образом, в работе по звуковой культуре речи для каждой возрастной группы ставятся свои задачи.

Первая младшая группа. 1. Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевремен­ного развития произносительной стороны речи.

2. Воспитывать слуховое внимание, речевое дыхание, основ­ные качества голоса,

3. Вызывать правильное произношение звуков.

Вторая младшая группа, 1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время арти­куляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в,

2. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыха­ние, силу и высоту голоса,

3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Средняя группа. 1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тре­нируя его основные движения во время артикуляционной гимна­стики и в работе над звуками: т, д, н, к, г, х, ы.

2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свис­тящих звуков: с, с', з, з', ц.

3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Старшая группа, 1. Формировать четкость движений

органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками j, ш, ж, ч, щ, л, л', р, р'

2. Вызывать и закреплять» а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных я, е, ё, ю, шипящих зву­ков ш, ж, ч, щ, и сонорных л, л', р, р'.

3. Продолжать работу, направленную на развитие фонема­тического слуха, речевого дыханий, силы и высоты голоса.

4. Продолжать работу над четким произношением слов с вы­делением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

Подготовительная к школе группа. 1. Про­должать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

2. Развивать навыки звукового анализа слов. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

Таким образом, четко построенная и систематическая работа по формированию правильного произношения помогает решить следующие задачи:

добиться правильного произношения всех звуков родного языка;

выработать четкую дикцию и выразительную речь;

расширить и уточнить активный словарь ребенка;

помочь овладению грамматическими навыками (правильное построение и оформление предложений);

способствовать развитию фонематического слуха;

способствовать быстрейшему и лучшему обучению грамоте, предупредить ошибки на письме;

как можно раньше выявить нарушения речи и оказать детям своевременную помощь, направив в детский сад для детей с на­рушениями речи.

Вопросы

1. С какого возраста можно начинать отработку звуков?

2. В какой последовательности целесообразно отрабатывать звуки родного языка?

3. Как лучше распределить отработку звуков по возрастным группам?

4. Как при отработке звуков комплексно решаются задачи по воспитанию звуковой культуры речи?

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ

Как уже отмечалось выше, в работе над звуком можно выде­лить четыре основных этапа:

уточнение движений органов артикуляционного аппарата;

уточнение произношения изолированного звука по подража­нию;

воспитание правильного, четкого произношения звука в сло­вах;

воспитание правильного, четкого произношения звука во фразовой речи.

Не стоит совмещать все четыре этапа на одном занятии» так как это не даст положительного результата, особенно для тех де­тей, которые произносят звук неточно. Процесс усвоения правиль­ного произношения звука — это выработка определенного навыка, а создание навыка требует последовательности и систематич­ности. Поэтому каждый этап работы целесообразно проводить отдельно. Интервалы между этапами должны составлять 3— 6 дней. Тогда дети получат возможность хорошо усвоить отрабо­танный материал,

В отдельных случаях (обычно при отработке наиболее часто нарушаемых у детей звуков с, з, ш, ж, ч, щ, л, р) проводится итоговое занятие. Его цель — обобщить весь отработанный мате­риал по данному звуку.

На всех этапах работы над звуком основным для воспитателя является следующее:

знать, какие ошибки могут встретиться в речи детей;

предусмотреть, как лучше исправить ошибки;

услышав ошибку, помочь ребенку быстро ее исправить, применив наиболее эффективный прием.

На каждом из этапов педагог обращает внимание детей на движения и положения органов артикуляционного аппарата. Поэ­тому формирование навыков правильного произношения в каждой группе, кроме первой младшей, начинается с занятий по ознаком­лению детей с органами артикуляционного аппарата. Эти заня­тия (1—2) проводят в сентябре.

Остановимся подробнее на каждом этапе работы.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.