Тема «Понятие личности в психологии и праве. Психические познавательные процессы: виды, значение в правоприменительной деятельности» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема «Понятие личности в психологии и праве. Психические познавательные процессы: виды, значение в правоприменительной деятельности»

2017-10-09 273
Тема «Понятие личности в психологии и праве. Психические познавательные процессы: виды, значение в правоприменительной деятельности» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое занятие № 2.

Тема «Понятие личности в психологии и праве. Психические познавательные процессы: виды, значение в правоприменительной деятельности»

Вид занятия: семинар – групповая дискуссия.

План занятия:

1. Рассмотреть учебные вопросы:

 

1.Понятие человек, личности, индивида.

2.Направленность и установка личности

3.Движущие силы формирования и развития личности.

4.Эффекты межличностного восприятия.

5. Внимание. Виды и свойства.

6.Оущения.

7. Восприятие.

8. Память.

9. Мышление: понятие, формы, виды.

10. Воображение и его виды.

 

2. Выполнить задания.

 

3. Подвести итоги.

 

Учебными задачами при изучении данной темы являются:

- образовательная – раскрытие теоретико-методологических основ юридической психологии, формирование представлений о сущности психологических явлений в правоприменительной сфере; изучение основ криминальной, правовой и пенитенциарной психологии, психологических особенностей профессиональной деятельности юристов;

- практическая – формирование у обучающихся комплексных психолого-юридических знаний и навыков для решения профессионально-психологических задач в современных условиях развития правового государства, для предупреждения кризисных явлений в правоприменительной сфере; формирование и развитие умений и навыков психологического анализа противоправных действий, девиантной и делинквентной личности.

– воспитательная – развитие психолого-юридического мышления и психологической компетентности обучающихся.

В результате изучения указанной темы обучающиеся должны:

Знать

- подходы к раскрытию юридико-психологической реальности,

- психологические аспекты противодействия и профилактики преступности,

- основы общей и социальной психологии,

- психологические особенностидевиантной и делинквентной личности,

- психологические аспекты профессиональной деятельности юристов;

- психологические основы уголовного и гражданского судопроизводства,

- психологическую специфику культуры судебного процесса,

- основы психологического анализа следственных ситуаций.

Уметь

- ориентироваться в проявлениях психических состояний эмоциональной напряженности,

- анализировать психологические аспекты противоправных действий,

- психологически обоснованно конструировать профессиональную коммуникативную и познавательную деятельность,

- реализовывать задачу воспитательно-профилактического воздействия суда,

- обобщать и систематизировать значимые факторы юридико-психологической действительности,

- актуализировать и углублять психологические познания.

Владеть

- специальным терминологическим аппаратом юридической психологии,

- профессиональными психотехнологиями,

- навыками анализа психологических феноменов, формируемых в правоприменительной сфере.

Список рекомендованной литературы:

Основная:

1. Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010*.

2. Юридическая психология: Хрестоматия / авт.-сост. В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010*.

3. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник: Рек. Уч.-метод. Центром «Проф. учебник» / Чуфаровский Ю.В. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2004*.

4. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003*.

5. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

6. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов / М. Еникеев. – СПб.: Питер, 2003.

Дополнительная

1. Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Академика РАМН Т.Б. Дмитриевой и профессора Б.В. Шостаковича. – СПБ.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов вузов / Г.М. Андреева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2005.

3. Антонян Ю.М. Личность преступника / Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Ассоциация юр. центр. – СПб: Юрид. центр Пресс, 2004*.

4. Антонян Ю.М., Леонова О.В., Шостакович Б.В. Феномен зависимого преступника / Ю.М. Антонян, О.В. Леонова, Б,В. Шостакович; Под ред. Ю.М. Антоняна. – М.: Аспект Пресс, 2007*.

5. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник: Рек. Мин-вом образования РФ / Анцупов А.Я., Шипилов А.И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002*.

6. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004.

7. Барак А. Судейское усмотрение. М.: Норма, 1999.

8. Бартол К. Психология криминального поведения. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004.

9. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Леонард Берковиц – СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

10. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. СПб: Питер, 2008.

11. Блэкборн Р. Психология криминального поведения / Блэкборн Р. – М., СПб., Мн.: Питер, 2004*.

12. Борг Д. Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей. 3-е изд., стереотипное. М.: Претекст, 2009.

13. Будякова Т.П. Индивидуальность потерпевшего и моральный вред. – СПб.: Издательство Р.Асланова «Юридический центр «Пресс», 2005*.

14. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учеб. пособие: Рек. Мин-вом общ. и проф. образования РФ / Дмитриев А.В. М.: Гардарики, 2001*.

15. Индивидуальность потерпевшего и моральный вред / Будякова Т.П.; Ассоциация юрид. центр. – СПб., Изд-во Р. Асланова юрид. центр Пресс, 2005*.

16. История современной психологии / Т. Лихи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2003.

Методические рекомендации для подготовки к занятию

По представленной для изучения теме студенты должны изучить такие вопросы как: п редмет и задачи юридической психологии, принципы и категории юридической психологии, структура юридической психологии, личностный подход в юридической психологии, методика и объект юридико-психологического исследования, подходы к раскрытию юридико-психологической реальности, юридическая психология в системе научных отраслей знания. области связей правоохранительной деятельности с юридической психологией.

Вопросы для самоконтроля:

1.Понятие человек, личности, индивида.

2.Направленность и установка личности

3.Движущие силы формирования и развития личности.

4.Эффекты межличностного восприятия.

5. Внимание. Виды и свойства.

6.Оущения.

7. Восприятие.

8. Память.

9. Мышление: понятие, формы, виды.

10. Воображение и его виды.

Практические задания для выполнения в рабочей тетради для подготовки к семинарскому занятию

 

Задание 1. Исследование концентрации внимания

Цель исследования: определить уровень концентрации внимания.

Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

Инструкция испытуемому: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".

Бланк с геометрическими фигурами теста Пьерона-Рузера имеет следующий вид:

 

Испытуемый: ____________ Дата _______

 

Экспериментатор: _________ Время _______

Тест


Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды "Начали!" и "Стоп!"

Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.

Задание 1. Исследование преобладающего типа запоминания

Цель исследования: выявить преобладающий объем памяти при разных типах предъявления словесного материала.

Материал и оборудование: четыре набора слов, выражающих конкретные понятия, один из наборов выполнен на отдельных карточках, четыре небольших листа бумаги для записи и ручка, секундомер.

Процедура опыта

Преобладающий тип памяти устанавливают методом по-разному предъявленных слов. Исследование состоит из четырех опытов. В первом опыте слова для запоминания предъявляют на слух. Во втором – зрительно, причем каждое слово должно быть четко записано на отдельной карточке. В третьем опыте используют моторно-слуховую форму предъявления и в четвертом – комбинированную, которая сочетает в себе слуховое, зрительное и моторное восприятие материала.

Чтобы не было перегрузки при определении памяти, для каждого опыта достаточно подготовить ряд из 10 слов.

Опыт № 1

Экспериментатор четко с интервалом 3 секунды читает испытуемому слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией.

Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После паузы, когда скажу: "Пишите!", на листе бумаги запишите то, что Вы запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать".

Слова для запоминания в первом опыте:

машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей.

После паузы в 10 секунд дается команда "Пишите!"

Опыт № 2

Второй опыт можно проводить после 5 – минутного перерыва после окончания первого.

В этом опыте экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому слова, написанные на отдельных карточках. Экспозиция каждого слова должна соответствовать длительности чтения слова первого опыта, интервал между словами тот же, то есть 3 секунды.

Инструкция испытуемому: "Я буду показывать Вам карточки с написанными на них словами. Внимательно читайте их и запоминайте. По сигналу "Пишите!", на листе бумаги запишите то, что запомните. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать".

Слова для запоминания во втором опыте:

самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.

После чтения десятого слога до сигнала "Пишите!" пауза длится 10 секунд.

Опыт №3

Третий опыт, аналогично второму, проводят после 5 – минутного перерыва.

Испытуемому предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами 3 секунды, а скорость чтения та же, что и в первом опыте.

Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и в воздухе ручкой "прописывайте" их и запоминайте. По сигналу "Пишите!" на листе бумаги запишите то, что запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать, "прописывать" слова и запоминать".

Слова для запоминания в третьем опыте:

пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка,гусь.

Пауза перед сигналом "Пишите!" в третьем опыте выдерживается 10 секунд.

Опыт № 4

Спустя 10 минут после третьего опыта проводят опыт четвертый. Темп чтения экспериментатором слов и паузы между словами остаются теми же, что и в предыдущих опытах. Чтобы обеспечить комбинированный тип восприятия материала, испытуемому не только читают слова, но и предлагают вслед за чтением записывать их на отдельном листе, а после записи последнего десятого слова лист переворачивают и по сигналу "Пишите!" на обратной стороне он может воспроизвести запомненное.

Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Вы их на этом листе записывайте и запоминайте. После чтения последнего слова, лист переверните и по моему сигналу "Пишите!" запишите на оборотной стороне то, что запомнили. Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать".

Слова для запоминания в четвертом опыте.

Поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Сигнал "Пишите!" дается как и во всех предыдущих случаях через 10 секунд.

Обработка результатов

Показателем объема памяти в этих опытах является количество правильно воспроизведенных слов. Данные заносятся в таблицу

 

ТИП ПАМЯТИ
Количество правильно воспроизведенных слов Слуховой Зрительный Моторно/слуховой Комбинированный
       

Анализ результатов

 

Преобладающий тип памяти при разных типах предъявления словесного материала определяют путем сравнения количества правильно воспроизведенных слов в каждом из четырех опытов.

Нормальным объемом непосредственной памяти следует считать запоминание 5-9 слов. Если в каком-либо опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит он использовал какую-то систему средств о которой желательно узнать из самоотчета и наблюдений.

Ведущий тип памяти связан с соответствующей репрезентативной системой представлений человека. Ее выявление поможет сделать многоплановые рекомендации испытуемому, особенно в плане запоминания им наиболее значимой информации.

 

Задание № 1. Исследование рефлексивности мышления

 

Цель исследования: определить уровень сформированности рефлексивности мышления.

Материал и оборудование: бланк с 15 анаграммами, бумага для записей, протокол исследования, ручка, секундомер.

Процедура исследования

Это исследование лучше проводить с одним испытуемым. Перед его началом испытуемому дается бланк с анаграммами:

 

 

1. л б к о 2. р а я и 3. у п к с 4. г и а р 5. т и г о 6. е р а в ш н 7. р к д е т и 8. а ш н р р и 9. л ф ж а к о 10. р г п у а п 11. о к а м д н р и 12. л г н и з о м е 13. р б к а д о л е 14. л к б у и н а к 15. т о р к т ы а к

 

Экспериментатор должен позаботиться о том, чтобы удобно разместить испытуемого за столом, а самому контролировать время решения им каждой анаграммы, фиксируя его в протоколе.

Протокол исследования

 

Экспериментатор Дата
Испытуемый  
№ анаграммы Время Самоотчет испытуемого о решении анаграмм:
1. 2. 3....... 15.    

Инструкция испытуемому: "Вам будут предложены анаграммы, т.е. слова, полученные путем перестановки входящих в них букв. Восстановите эти слова. Старайтесь работать быстро, время решения каждой анаграммы фиксируется. Решение записывайте на листе бумаги. Начали!"

После окончания опыта экспериментатор спрашивает испытуемого о том, каким образом он решал анаграммы, обнаружил ли при этом последовательности расположения букв и какие именно. Ответ испытуемого фиксируется в протоколе.

Обработка результатов

В ходе обработки результатов необходимо получить: показатель сформированности рефлексии, показатель времени решения задач и ранговый показатель сложности решенных анаграммы.

Чтобы получить показатель сформированности рефлексии за каждую правильно решенную задачу ставится 1 балл и по одному баллу прибавляют за те задачи, которые были решены по обнаруженной испытуемым последовательности перестановки букв анаграммы.

Правильность решения анаграмм можно установить по таблице-ключу. В ней порядок перестановки букв обозначен соответствующей цифрой, означающей номер буквы анаграммы.

Таблица-ключ к решению анаграмм.

Таблица-ключ к решению анаграмм.  
№/п анаграммы Порядок перестановки букв
№№ 1 – 5 №№ 6 – 10 №№ 11 – 15 2 1 4 3 2 1 4 3 6 5 2 1 4 3 6 5 8 7
 


Коэффициент сформированности рефлексии определяют путем деления набранных испытуемым баллов на их максимальное количество, в данном случае оно равно 29.

Показатель времени представляет собой среднее арифметическое время, затраченное на решение анаграмм. А показатель ранга соответствует номеру самой сложной из решенных анаграмм.

Анализ результатов

При анализе результатов исследования в первую очередь важно определить стратегию решения испытуемым задач, выяснить, как содержательно протекал у него мыслительный процесс. Стратегия решения может быть:

хаотической, неупорядоченной, при которой решение отличается бессистемным поиском и выдвижением значительного количества замыслов, логически не связанных между собой; выдвигаемые при этом гипотезы не подвергаются окончательной проверке;

формально-алгоритмической, которая отличается последовательным перебором возможных вариантов решения с отдельными возвратами к ранее рассматривавшимся, при этом доминирует репродуктивное движение в содержательном плане и явно недостаточное регулирование – в смысловом;

содержательно-адаптивной, представляющей собой логически связанное движение по семантически значимым признакам, преобладающим является движение мысли в уровнях, образующих смысловую сферу, а именно – личностном и рефлексивном;

свернутой, для которой характерна сокращенность оценочных действий и слитность их с поисковыми, что позволяет довольно быстро находить верное решение.

Рефлексия мышления позволяет в ходе решения задач выработать наиболее эффективную стратегию и ускорить мыслительную деятельность. В предложенной методике рефлексивность проявляется в изменении стратегии решения в ходе выполнения задания, выявленном при анализе влияния предыдущего решения анаграммы на последующие.

Стоит обратить внимание на роль мыслительной деятельности в обучении. Высокий уровень развития свойств мышления, входящих в структуру обучаемости, обеспечивает легкость и быстроту анализа и обобщения признаков, существенных для решения проблемы. Этот уровень рефлексивности выполняет функции контроля и оценки человеком собственных мыслительных действий, дает возможность обнаруживать и учитывать свои ошибки, оценивать правильность поисков новых путей решения задачи. В исследовании об этом уровне свидетельствует показатель ранга, если он не ниже 12 – 13.

Уровень сформированности рефлексивности мышления устанавливают по таблице, в которой буквой "К" обозначен коэффициент сформированности рефлексии.

 

"К" Уровень сформированности рефлексивности мышления
0 – 0,3 0,31 – 0,7 0,71 – 1,0 низкий средний высокий

 

На основе данных об уровне сформированности рефлексивности мышления, анализа стратегии решения анаграмм и показателя скорости мыслительных процессов составляют рекомендации испытуемому для улучшения его учебной деятельности, но при этом учитывают индивидуальные особенности темперамента, свойств характера и навыки работы с буквенным материалом.

 

Практическое занятие № 2.

Тема «Понятие личности в психологии и праве. Психические познавательные процессы: виды, значение в правоприменительной деятельности»


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.