Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-10-09 | 377 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
– Почему так говорят дети? Как сказать в соответствии с нормами «взрослого» языка?
***
– Смотрите, как деревья листеют!
***
– Мама, у меня в кармане есть тайные конфетки. Хочешь?
– Какие это тайные?
– А те, которые во рту тают.
***
– Смотри не лезь в лужу!
– А если это будет необходимая лужа?
– Какая это необходимая?
– Ну такая большая, что не обойти.
***
– Я пригласил гостей на день рождения.
– А с нами посоветовался?
– Что же мне их теперь отглашать?
Лингвистическая задача.
– Прослушайте отрывок из книги В. Ю. Откупщикова «К истокам слова».
Обычно люди начинают свои этимологические упражнения уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как гудильник (будильник), строганок (рубанок), копатка (лопатка), колоток (молоток), мазелин (вазелин) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для детского возраста.
– Попробуйте догадаться, что означают детские слова:
тушенники, журчей, рукти, рыжка, красняк.
Итог урока.
– Для чего нужно изучать этимологию слов?
Домашнее задание: упражнение 130. Попробуйте переосмыслить значение какого-нибудь слова (например, ельник – рот) и составить с ним рассказ.
Тема: Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.
Цель: научить систематизировать материал, отработать навык построения сложного плана.
Ход урока.
Упражнения 133, 134.
Игра «Редактор».
– Исправьте ошибку в предложении.
В этом рассказе рассказывается о подвиге русского разведчика.
Творческая работа.
1) Работа с материалами, подготовленными дома. Учащиеся читают отрывок стихотворения, называют детали интерьера. Составляют план описания помещения (в прозе).
|
2) Выступление «Описание помещения».
Иными словами, задача учащихся – перестроить поэтическое описание помещения в прозаическое.
Домашнее задание: упражнение 135, 136.
Тема: Буквы О и А в корне - кос - – - кас -
Цель: сформировать навык постановки буквы А или О в корнях –КОС- -КАС-
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
Повторение пройденного материала.
Беседа.
– Что определяет выбор гласной в корнях - лаг - – - лож - и - раст - – - рос -?
– В чем заключается загадочность этих корней?
– Какие еще корни с чередованием вам известны?
– Найдите в предложении речевую ошибку.
Германия распол..гала на скорую и легкую победу.
– Выпишите слово распол..гала. Вставьте пропущенную букву. Объясните свой выбор графически.
– Перепишите предложение, исправив речевую ошибку.
Работа со схемой.
Учитель обращает внимание учащихся на схему (которая может служить наглядным пособием на всех последующих уроках).
От чего зависит написание гласной? | |||||||
От ударения | От согласной | От суффикса | От значения | ||||
Падает ударение? | Есть ст, щ? | Есть суффикс -а-? | Имеет значение | ||||
Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Ровный гладкий | Одинаковый, равный |
Пиши: -гар- -клан- | Пиши: -гор- -клон- | Пиши: -раст- -ращ- | Пиши: -рос- | Пиши: -лаг- -кас- | Пиши: -лож- -кос- -бер- -дер- -блест- -тер- -пер- -мер- -стел- | -ровн- | -равн- |
-твар- -зор- | -твор- -зар- | -бир- -дир- -блист- -тир- -пир- -мир- -стил- | |||||
Исключение: утварь, выгарки, зоревать | Исключение: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, вырост, отрасль | Исключение: ровесник, уровень, равнина, равняйсь, равнение | |||||
становится влажным | опускать в жидкость | ||||||
Пиши: -мок- | Пиши: -мак- |
– Рассмотрите условия выбора гласной в чередующихся корнях. С четвертым столбиком мы будем работать в старших классах.
– Рассмотрите второй столбик. Как согласные на конце корня влияют на выбор О или А? Назовите исключения.
|
Веселый диктант.
Долго росло растение, выращенное ростовщиком из Ростова по имени Ростислав, пока росток не перерос возрастной барьер, пророс выше, пройдя сквозь все растительные преграды, став добычей работников пищевой отрасли.
– Проверьте себя, используя схему.
Объяснение нового материала.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним загадочным корнем -кос- – -кас-.
– Найдите его в схеме и определите, от чего зависит его написание. Сформулируйте правило, сравните его с правилом в учебнике (на с. 63).
Упражнения 137, 139.
Итог урока.
– Назовите известные вам корни с чередующейся гласной, выбор которой зависит от суффикса -а-.
Домашнее задание: упражнение 138; придумать «запоминалку» о корне -кос- – -кас- (по желанию).
Тема: Буквы О и А в корне - гор - – - гар -
Цель: сформировать навык постановки буквы А или О в корнях –ГОР- -ГАР-
Ход урока.
Повторение пройденного материала.
1) Проверка домашнего задания.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!