Тема: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Словарный диктант. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Словарный диктант.

2017-10-09 602
Тема: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Словарный диктант. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: ознакомить учащихся с фразеологией как разделом науки о языке.

Оборудование: презентация, компьютер, экран, проектор.

Ход урока.

1. Словарный диктант .

Поражать, бордовый, ответить, отозваться, откликнуться, экономить, солдат, перила, терраса, исчезать, пропадать, теряться, изобретение, атмосфера, ракета, реформа.

Фразеологические загадки.

– Отгадайте, о чем идет речь.

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь.

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают.

3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека.

4. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело.

5. Ее набирают в рот, когда молчат.

6. Его держат за зубами.

Показ презентации «Страна фразеология».

Упражнение 98.

– В чем заключается ошибка девочки?

– Выпишите фразеологизм в тетрадь. Как вы напишете не со словом идет? Почему?

Показ презентации «Источники фразеологизмов».

Самостоятельная работа (упражнение 101).

Итог урока.

– Сравните предложения:

Витя упал, а старший брат поднял его и поставил на ноги.

Родители поставили на ноги сына, и теперь он живет самостоятельно.

– В каком из них выражение «поставить на ноги» является фразеологизмом, а в каком свободным сочетанием?

– Что происходит со значением слова, ставшего частью фразеологизма?

– Какие особенности разбора по частям предложения следует учитывать при работе с предложением с фразеологизмами?

– Для чего фразеологизмы используются в речи?

Домашнее задание.

1) Выписать фразеологизм и дать ему значение по фразеологическому словарю; придумать предложение с этим фразеологизмом.

2) Составить карточку с зашифрованным фразеологизмом.

Например:

пояс, за, заткнуть

вода, разлить, не.

 

 

Тема: Повторение изученного в разделах «Лексика и фразеология».

Цель: Закрепление понятия о лексикологии как разделе науки о языке; повторить что включают в себя общеупотребительные слова, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы, заимствованные слова, Дать их определение, чем отличаются; уметь пользоваться словарями.

Оборудование: презентация, компьютер, экран, проектор.

Ход урока:

1. Огранизационный момент.

Мы закончили изучение раздела, который называется "Лексика" и сейчас вспомним все то, что изучили на прошлых уроках по этой теме. Посмотрим презентацию. Лексика

В качестве закрепления проведем мини-экзамен (учитель заранее на карточках готовит "экзаменационные" вопросы предлагаю некоторые из них)

1. Какие слова называются диалектизмами?

2. Какие слова называются профессионализмами, какие жаргонизмами?

3. Что такое лексикология?

4. какие слова называются исконно-русскими, а какие заимствованными?

5. чем объяснить, что одни слова выходят из употребления, а другие появляются в языке?

6. Чем архаизмы отличаются от историзмов?

7. Какую роль выполняют в речи эмоционально окрашенные слова?Как называют раздел науки о языке, в котором изучаются фразеологизмы?

8. Какие сочетания слов называют фразеологическими?

9. О чем можно узнать во фразеологическом словаре?

10. Какие словари вы знаете?

11. Расскажите что включает в себя словарная статья?

Самостоятельная работа учащихся.

Выписать из толкового словаря 3 слова устаревшего, 3 слова заимствованного, 3 слова многозначного, дать их толкование

ученика работают по карточкам у доски:

1 карточка Замени устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике.

очи, чело, ланиты, уста, перст, баталия, глаголет, брадобрей щеки, глаза, губы, лоб, говорит, палец, битва, парикмахер

2 карточка " Четвертое лишнее". Запиши слова найди и подчеркни устаревшее слово.

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото.

3 карточка Определи слово по его лексическому значению.

Цвет фиалки и сирени - (лиловый)

заранее намеченный путь следования -(маршрут)

мысленно представить себе что-нибудь - (вообразить)

очень большой -(огромный, гигантский)

желтый с красноватым оттенком -(оранжевый)

знаки для обозначения звуков -(буквы)

слова, употребляемые жителями одной местности, - (диалектные)

часть слова без окончания - (основа слова)

Карточка


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.