VII. Эмоционально-волевая сфера. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

VII. Эмоционально-волевая сфера.

2017-10-07 650
VII. Эмоционально-волевая сфера. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для индивидуальной психической жизни новорожденного и ребёнка раннего младенческого возраста весьма характерно преобладание т.н. нерасчленённых переживаний. Дифференцировка эмоционального реагирования есть только в контексте собственных физических состояний и в отношении самых значимых из окружающих взрослых. Развитие и формирование эмоционального реагирования и эмоций как таковых, наиболее быстрыми темпами происходит именно в младенческом возрасте. Например, окончание стадии новорожденности и начало раннего младенчества знаменуется комплексом оживления, являющимся наиболее характерным показателем качественного скачка в развитии эмоциональной сферы младенца. В раннем и позднем младенческом возрасте постепенно возникает и развивается дифференциация переживаний, что выражается в конкретизации эмоций младенца относительно всех окружающих людей, ситуаций и событий. Психоэмоциона́льное общение ребёнка с окружающими его значимыми взрослыми (во-первых – с матерью), выступает в качестве ведущей деятельности в младенческом возрасте. Соответственно, эмоции [49] и вся психическая активность младенца направлены, наряду с реагированием на собственные физические состояния, на значимых взрослых. У младенца, в процессе общения со взрослыми и в ходе совместной со взрослыми предметной деятельности (например, – действий с игрушками), появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослых.

Волевая сфера в младенческом возрасте не имеет сколько-нибудь заметного развития и не имеет значимых проявлений.

VIII. Потребностно-мотивационная сфера.

В младенческом возрасте исключительно активно развиваются потребности и соответствующие им мотивы. Доминируют витальные потребности (потребности осуществления физиологической жизнедеятельности). Физическая потребность в движении (в действии), психическая потребность в получении внешних впечатлений, социальная потребность в общении со значимыми взрослыми, – у ребёнка формируются уже на этапе новорожденности, в раннем младенчестве активно развиваются, в позднем младенчестве «опредме́чиваются» (термин Алексея Николаевича Лео́нтьева). Потребность во впечатлениях и потребность в общении со взрослыми являются ведущими психосоциальными потребностями в младенческом возрасте (согласно Лидии Ильиничне Божо́вич и Валерии Сергеевне Му́хиной).

С развитием психической познавательной функции узнавания, младенец начинает активно дифференцировать окружающих взрослых, узнавать своих и чужих, приятных и неприятных ему людей. Дифференцируется и реакция младенца на окружающих его людей, – оживление и улыбка в ответ на знакомые и приятные лица сменяются «хныканьем» и плачем при виде незнакомых и неприятных лиц. Развитие узнавания стимулирует появление первых мотивов, или, как их называла Лидия Ильинична Божо́вич, мотивирующих представлений ребёнка, которые способствуют становлению его личности, развитию психологической независимости от окружающей среды.

Развитие восприятия, мышления, становление эмоциональных контактов с окружающими, а также появление собственных мотивов поведения изменяют социальную ситуацию развития младенца, который переходит на новый уровень развития. С этим связано возникновение нового критического периода (сравнительно с кризисом новорожденности), – кризиса 1-го года, и, в том числе, таких его негативных составляющих, как упрямство, агрессия, негативизм, обидчивость. Как правило, эти отрицательные проявления неустойчивы и с окончанием кризиса 1-го года проходят, но при игнорировании стремлений и мотивационной активности ребёнка, эти проявления могут стать основой для формирования устойчивых негативных качеств личности уже в детском возрасте.

Задания для самостоятельной работы, задания к семинарам

и контрольные задания по теме № 4 (раздел № II).

Изучить, законспектировать, усвоить и суметь воспроизвести информацию, имеющуюся непосредственно в данной теме в основном тексте настоящего пособия, а также – информацию по данной теме в Приложениях №№ 1,3,4,5,6 и 7 к настоящему пособию.

ТЕМА № 5. «РАННИЙ ВОЗРАСТ». [50]

Ранний возраст (раннее детство): с 1-го года до 3-х лет. Ранний возраст имеет две стадии. 1-я стадия: от 1-го года до 2-х лет – т.н. младший ранний возраст. 2-я стадия: от 2-х лет до 3-х лет – т.н. старший ранний возраст.

Проанализируем базовые параметры раннего возраста:

♦ А) Кри́зис возрастно́го разви́тия.

♦ Б) Социа́льная ситуа́ция разви́тия.

♦ В) Коммуникати́вная сфе́ра.

♦ Г) Веду́щая де́ятельность.

♦ Д) Возрастны́е психи́ческие новообразова́ния.

♦ Е) Когнити́вная сфе́ра.

♦ Ё) Эмоциона́льно-волева́я сфе́ра.

♦ Ж) Потре́бностно-мотивацио́нная сфера.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.