Александр Константинович Гладков — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Александр Константинович Гладков

2017-10-09 380
Александр Константинович Гладков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Об авторе

 

Алекса́ндр Константи́нович Гладко́в — русский советский драматург и киносценарист.

Родился 17 (30) марта 1912 в Муроме Владимирской губ. в семье инженера, бывшего в период Февральской революции городским головой, и матери, привившей мальчику страстную любовь к театру и литературе, в т.ч. с детских лет - к роману Л.Толстого "Война и мир". Начал публиковаться в 1925 в газетах как театральный репортер. Сдружился с А.Арбузовым, В.Плучеком, И.Штоком и другими впоследствии широко известными драматургами, режиссерами и актерами, в 1934-1937 работал в Театре им. Вс.Мейерхольда, которого считал своим учителем.

Первая пьеса Гладкова - героическая комедия в стихах "Давным-давно" (др. назв. "Питомцы славы"), в основу которой положены эпизоды биографии героини Отечественной войны 1812, знаменитой 'кавалерист-девицы' Надежды Дуровой, - была поставлена осенью 1941 в осажденном Ленинграде и принесла автору мгновенный и широкий успех (постановка 1943 в Центральном театре Красной Армии была отмечена Государственной премией)

 

 

2.1 Давным-давно» (другое название — «Питомцы славы») — пьеса, героическая комедия в стихах. Переведена на многие языки мира.

Тема (проблема) произведения

Любовь на войне

 

Жанр

 

Пьеса

 

Действующие лица:

Азаров -- майор в отставке, Шура -- его племянница.

Ржевский Дмитрий -- гусарский поручик, Иван -- камердинер, бывший денщик майора.

Нурин - граф.

Васильев Давыд - гусарский полковник.

Пелымов

Воронец

Вельяминов

Горич | гусары, уланы, драгуны,

} казаки -- офицеры партизанского

Ершов | отряда Давыда Васильева.

Станкевич

Ртищев

Хилков

Черемисов)

} офицеры штаба корпуса.

Неплюев

Кутузов -- фельдмаршал.

Балмашов -- генерал-адъютант.

Губернатор

Зизи

Надин

Натали } кузины Шуры Азаровова

Полина

Мими

Жермон Луиза -- французская актриса.

Сальгари Винценто -- лейтенант.

Дюсьер -- генерал.

Лепелетье)

Фош } офицеры штаба бригады Дюсьера.

Арманьяк)

Гости на балу, слуги в доме майора Азарова, партизаны, офицеры штаба

корпуса, офицеры свиты Кутузова.

 

Сюжет

 

Действие происходит в 1812 году. Юная Шура, воспитанница отставного майора Азарова, «заочно» помолвлена с поручиком Дмитрием Ржевским. Он приезжает в поместье майора к 17-летию невесты, но совсем не рад предстоящей (и первой) встрече с Шурой, представляя её жеманной модницей. Однако Шура прекрасно ездит верхом и метко стреляет. На маскарад, посвящённый её дню рождения, она надевает мундир корнета, и поручик принимает её за юношу-военного.

Шура представляется «своим собственным» кузеном и узнаёт, как её жених относится к предстоящей свадьбе. Затем она встречается с поручиком в женском наряде, притворно жеманясь и оправдывая его наихудшие ожидания. Во время бала в дом приезжают курьеры с известием о начале войны. Поручик, как и все военные, быстро уезжает — он должен вернуться в свой полк. Шура не намерена оставаться дома с рукоделием и этой же ночью убегает из дома в мундире корнета — сражаться за Родину. Зимой в партизанском отряде она встречает поручика, а через некоторое время между ними вспыхивает ссора, которая должна привести к неминуемой дуэли.

Постановки в театрах

· август 1941 — радиопостановка. Актёры Мария Бабанова (Шурочка Азарова), Дмитрий Орлов и Сергей Мартинсончитали пьесу в прямом эфире. Звучала она из уличных репродукторов между фронтовыми сводками[2].

· 1942 — Ташкент, Театр Революции (Шурочка Азарова — Мария Бабанова).

· 7 ноября 1941 — осаждённый Ленинград (под названием «Питомцы славы»), Театр Николая Акимова (Шурочка Азарова — Елена Юнгер).

· эвакуация 1942 (Свердловск), Театр Красной Армии; режиссёр — Алексей Попов, композитор — Тихон Хренников. Шурочка Азарова — Любовь Добржанская.

· в 1962 году был снят фильм «Гусарская баллада»; режиссёр — Эльдар Рязанов. Композитор — Тихон Хренников. Шурочка Азарова — Лариса Голубкина[3].

· 1964 — Театр Советской Армии. Режиссёр — Алексей Попов. Композитор — Тихон Хренников (в главной роли — Лариса Голубкина).

· 4 апреля 1979 — Ленинград, Театр оперы и балета им. Кирова. Балет «Гусарская баллада» Тихона Хренникова. (Художественный руководитель — Олег Виноградов, хореограф — Дмитрий Брянцев).

· 30 марта 1980 — Москва, Большой театр — балет «Гусарская баллада». (Художественный руководитель — Олег Виноградов, хореограф — Дмитрий Брянцев)[4].

· 2005 — Театр Советской Армии. Режиссёр-постановщик — Борис Морозов. Композитор — Тихон Хренников (в главной роли — Татьяна Морозова).

Экранизации

В 1962 году попьесе был снят фильм Эльдара Рязанова «Гусарская баллада».

А знаете ли вы что?

В своей книге воспоминаний Эльдар Рязанов рассказывает, что при подготовке экранизации пьесы «Давным-давно» (1962 год) у него состоялся разговор с Юрием Шевкуненко, известным тогда драматургом и директором Второго творческого объединения киностудии «Мосфильм». Шевкуненко в 1942 году участвовал (как актёр Театра Красной Армии) в постановке пьесы. По словам Шевкуненко, тогда было замечено, что А. К. Гладков уклонялся от всех просьб внести в текст пьесы даже самые ничтожные переделки. «У нас в театре, тогда в Свердловске, в 1942 году, во время репетиций, у всех сложилось мнение, что пьесу написал не Гладков»[5].

При написании сценария фильма «Гусарская баллада» Рязанов попросил Гладкова дописать несколько мелких эпизодов, тот пообещал это сделать и скрылся на несколько месяцев. Долгие уговоры ни к чему не привели, кроме новых обещаний, и Рязанову пришлось дописать стихи для текста сценария самому. В своей книге Рязанов выразил мнение, что Гладков не был автором пьесы, а также высказал предположение, что «Гладков получил эту пьесу в тюрьме от человека, который никогда не вышел на свободу»[6]. Предположение о пребывании Гладкова в тюрьме до войны оспаривается рядом источников[7]. В интервью 2009 года Рязанов подтвердил свою уверенность, что настоящий автор пьесы — не Гладков[8]. Однако прямых подтверждений эта версия не имеет.

Тест

В каком году была написана пьеса «Давным – давно»

 

А)1938

 

Б)1939

 

В) 1940

Г)1941

 

В каком году впервые была поставлена пьеса «Давным – давно»

 

А)1945

 

Б) 1941

В)1943

 

Г)1942

 

3.Как называется фильм снятый по мотива пьесы:

 

А) "Гусарская баллада "

 

Б)Баллада о гусарах

 

В)Усы и девушка

 

Г)Юный гусар

 

4. Кто режиссер фильма «Гусарская баллада»

 

А)Л.Гайдай

 

Б) Э. Рязанов

 

В)Н.Михалков

 

Г)Граве. В

 

5. В каком году происходит действие сюжета пьесы:

 

А)1812

 

Б)1813

 

В)1810

 

Г)1815

 

 

3. Олеша Юрий Карлович

 

Об авторе

 

Ю́рий Ка́рлович Оле́ша -русский советский писатель и поэт, драматург, журналист, киносценарист.

Родился 19 февраля 1899 года в Елисаветграде. Окончив гимназию, в 1917 году Олеша поступил в Одесский университет, два года изучал юриспруденцию. ВОдессе он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфомобразовал группу «Коллектив поэтов». В 1922 году Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило. Этипроизведения публиковались в отраслевой газете железнодорожников «Гудок» (в ней печатались такжеМихаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров). В Москве Олеша жил в знаменитом«писательском доме» в Камергерском переулке.

 

 

3.1 «Зависть» — роман

 

Тема (проблема) произведения

«Лишний» человек в послереволюционной России.

 

Жанр

Роман

Действующие лица:

Андрей Бабичев — государственный человек, образ которого рисуется в основном Николаем Кавалеровым. По мнению журналиста Вячеслава Полонского, этот персонаж имеет узкий кругозор; он «плоск и пошл»[8]. Автор, много рассказывая о его кипучей деятельности и социальном оптимизме, в то же время показывает «изнанку» героя, его холёную спину, по которой критик Аркадий Белинков определил, что Бабичев-младший — это Четвёртый Толстяк, пришедший на смену трём прежним[9].

Литературовед Игорь Смирнов увидел в одной из образов Андрея Бабичева молодого Маяковского, которого персонаж напоминает и внешне («могучее телосложение, бритая голова, щеголеватость»), и сферой интересов: советского «вельможу» волнуют те же проблемы, что и «автора моссельпромовских стихотворных реклам: „Обёртки конфет (12 образцов) сделайте соответственно покупателю (шоколад, начинка), но по-новому“». Кроме того, Смирновым отмечена биографическая близость Бабичева-младшего с Лениным: речь идёт о схожести историй их семей, в которых отцы возглавляли гимназии, а старшие братья были казнены.

Николай Кавалеров, в отличие от Андрея Бабичева, не имеет богатого революционного прошлого — известно лишь, что его молодость была трудной. Он, подрабатывающий написанием монологов для куплетистов[8], напоминает литературного героя предыдущего столетия, «по ошибке попавшего в другую страну и другую эпоху». Драма Кавалерова заключается в том, что он сознаёт свой разлад с новым временем, поэтому в письме, адресованном Андрею Бабичеву, называет себя «плохим сыном века».

Мнения исследователей о том, действительно ли образ Кавалерова создавался Олешей с оглядкой на себя, разделились. Так, драматург Лев Славин утверждал, что любые попытки сравнить героя и автора являются большим заблуждением. В то же время писатель Исай Рахтанов отмечал, что Олеша «отдал» Кавалерову некоторые свои привычки — например, умение наблюдать, как «соль спадает с кончика ножа, не оставляя никаких следов». Когда Кавалеров сетует на то, что его не любят вещи, он, по свидетельству Валентина Катаева, опять-таки напоминает Олешу.

Сам Олеша, выступая на Первом съезде советских писателей (1934), признался, что его герой смотрит на мир глазами автора: «Краски, цвета, образы, сравнения, метафоры и умозаключения Кавалерова принадлежат мне».

Иван Бабичев — фигура во многом трагикомическая; это «усиленная линия» Кавалерова; его задача — развивать и доводить до абсурда любые задумки Николая. Персонажей роднит буйство фантазии, причём Бабичев «способен игру воображения довести до гиперболических размеров». В поисках возможных прототипов Ивана литературовед Игорь Сухих выходит на обэриутов с их «жизнью как театром, сумасшествием как нормой и культом бесполезного».

Володя Макаров, характеризуя себя, говорит, что он — «человек-машина». Это персонаж из поколения новых людей, который хочет быть «гордым от работы». Чтобы показать его возможности, Олеша включает в роман главу о матче (это было, по свидетельству Андрея Старостина, первое в советской литературе описание футбола как игры), в котором дружная советская команда побеждает соперников-индивидуалистов из «старого буржуазного мира»[8]. Володя — такой же «конструкторский проект» Андрея Бабичева, как и коммунальная столовая «Четвертак». На пути к превращению в машину стоят чувства — Володя способен любить (Валю и Андрея Бабичева), а также ненавидеть и презирать. Но его стремления прозрачны — он хочет стать «Эдисоном нового века».

Сюжет

Первая часть романа написана от лица 27-летнего Николая Кавалерова. Однажды после скандала в пивной он засыпает на ночной улице. Его подбирает и усаживает в свой автомобиль Андрей Бабичев — директор треста пищевой промышленности. Бабичев привозит молодого человека к себе домой, поселяет в одной из комнат и предлагает несложную работу, связанную с корректурой документов и выборкой материалов. При этом хозяин квартиры предупреждает, что диван, предоставленный Кавалерову, принадлежит его приёмному сыну Володе Макарову — известному футболисту и «совершенно новому человеку». Когда Володя вернётся из Мурома, жильё придется освободить.

Чем больше Кавалеров наблюдает за Бабичевым, тем сильнее раздражается. Бабичев создаёт новый сорт колбасы, придумывает названия шоколадным конфетам, строит коммунальную столовую «Четвертак». При этом отличается витальной психикой, крепким здоровьем, отменным аппетитом — является «образцовой мужской особью».

Решив уйти из его квартиры, Кавалеров пишет большое письмо, в котором называет Бабичева «невежественным и тупым сановником и самодуром». Придя с письмом в дом «колбасника», Кавалеров обнаруживает там Володю Макарова. Возникает ссора; Николай покидает квартиру, по ошибке прихватывая с собой другое письмо — Володино. В нём приёмный сын советует Андрею Петровичу не пускать в дом «всякую шпану», а себя называет «человеком индустриальным».

Во второй части повествование ведёт автор. Здесь появляется старший брат Андрея — Иван Бабичев. В детстве он сочинял стихи и музыкальные пьесы, отлично рисовал, много фантазировал; во дворе его называли «механиком». Потом он окончил политехнический институт, но инженером не стал — на жизнь зарабатывал карточными фокусами и рисованием портретов обитателей пивных заведений. Познакомившись с Кавалеровым, Бабичев-старший рассказывает ему о своём проекте — удивительной машине по имени Офелия, которая сможет летать, поднимать тяжести, взрывать горы и заменять кухонную плиту.

В конце романа пребывающий в душевном смятении Кавалеров и уставший от жизненных неудач Иван Бабичев находят приют в доме вдовы Анечки Прокопович, которая жалеет и того, и другого.

Постановки в театрах

В 1929 году на основе романа Олешей была написана пьеса «Заговор чувств», спектакль по которой поставила труппа Театра имени Вахтангова. Мнения о сценической версии расходятся: если Лев Никулин считал, что пьеса не имела того успеха, что выпал на долю романа, то театральный критик Павел Марков утверждал, что «Заговор…» оказался более широким и крупным произведением, чем «Зависть».

В «Заговоре чувств» отсутствует один из романных персонажей — Володя Макаров. «Король пошляков» Иван Бабичев, иронизирируя над мещанством, носит с собой пуховую подушку. Яркий, но бессмысленный бунт Николая Кавалерова завершается на перинах вдовы Ани Прокопович. В пьесе Олеша «издевается, гиперболизирует, насмешничает».

В театре имени Вахтангова (1929) постановку осуществили режиссёр Алексей Попов и художник Николай Акимов. В спектакле были заняты Освальд Глазунов (Андрей Бабичев), Анатолий Горюнов и Борис Захава (Иван Бабичев), Владимир Москвин и Александр Козловский (Николай Кавалеров).

Экранизации

информации нет.

 

А знаете ли вы, что?

Один из руководителей Союза писателей встретил в Центральном Доме литераторов Олешу и вежливо поздоровался:
"Здравствуйте, Юрий Карлович! Как живете?"

Олеша обрадовался:
"Вот хорошо, что хоть один человек поинтересовался, как я живу. С большим удовольствием все вам расскажу. Давайте отойдем в сторонку".

Деятель оторопел:
"Что вы, что вы! Мне некогда, я тороплюсь на заседание секции поэтов..."

Олеша настаивал:
"Ну, ведь вы же меня спросили, как я живу. Теперь уж нельзя убегать, надо выслушать. Да я долго вас и не задержу и уложусь минут в сорок..."

Руководитель еле вырвался и убежал, а Олеша обиженно пробурчал:
"Зачем же было спрашивать, как я живу?"

 

Тест

 

1. Как называется знаменитый роман для детей:

2.

А) Три толстяка

 

Б) Два колобка

 

В)Три поросенка

 

Г)Два гуся

 

2. Какой роман был написан в 1927 году:

 

А) 1927

Б)1934

 

В)1943

 

Г)1923

 

3. В каком городе родился Юрий Олеша:

 

А)Дрезден

 

Б)Липецк

 

В)Санкт – Петербург

 

Г) Москва

4. Какое количество романов написал автор:

 

А)1

 

Б)2

 

В) 3

 

Г)4

 

5. В каком доме проживал писатель:

 

А)Дом Екатерины второй

 

Б)Дом быта

 

В) Писательский дом

Г)дом Павлова

 

 


4. Арбузов Алексей Николаевич

 

Об авторе

 

Алексе́й Никола́евич Арбу́зов — русский советский драматург.

Родился 13 (26) мая 1908 в Москве. В результате сложных семейных обстоятельств (уход отца из семьи, болезнь матери) с одиннадцати лет бродяжничал, попал в колонию «трудных» детей. Случайно встретившийся на его пути передвижной театр дал мальчику новый жизненный ориентир. Сначала он был актером, испытав огромное влияние личности и творчества известного театрального деятеля П.П.Гайдебурова, организовавшего в Петрограде Первый передвижной театр и при нем школу; затем – режиссером «Живых газет» в Ленинграде и руководителем театра в «Агитвагоне» (1928–1929). Тогда же начал пробовать себя в драматургии (первая пьеса, поставленная профессиональными театрами, – Класс, 1930).

 

Пьеса «Таня».

 

Тема произведения

 

запретная любовь.

 

Жанр

 

Драматургия

 

Действующие лица:

 

· Тан

· Герман

· Игнатов

· Шаманова

· Дуся

· Васин

· Андрей Тарасович Грищенко, молодой инженер

· хозяйка зимовья

Сюжет

 

Таня жена талантливого конструктора Германа Балашова Ради помощи мужу она бросила медицинский институт, потеряла друзей. Однако муж ей изменяет, и она от него уходит. После этого Тане приходится пережить множество бед, тем не менее она их одолевает, становится знаменитым врачом на Севере и, в конце концов, устраивает свою жизнь.

 

Постановки в театрах

«Таня» (1938, перераб. 1947) До 1956 эта пьеса была поставлена 1000 раз. Прибегая к большим временным интервалам между сценами, Арбузов наглядно показывает превращение влюбленной студентки во взрослую сознательную женщину-врача. В первом варианте пьесы именно этот образ взрослой Тани обладал недостаточной убедительностью, поэтому в 1947 Арбузов переработал пьесу.

 

Экранизации

«Таня» — советский художественный телефильм 1974 года, снятый режиссёром Анатолием Эфросом по одноимённой пьесе Алексея Арбузова. Премьера состоялась 13 ноября 1974 года по первой программе ЦТ.

 

4.2 «Годы странствий» - пьеса

 

Жанр

Драматургия

 

Действующие лица

ВедерниковАлександр Николаевич – в начале действия ему 23 года, с виду он ничем не примечателен.

Л аврухин Михаил Иванович – в начале действия ему 30 лет, но выглядит он старше.

ПавликТучков – 22 года, это худенький, юркий мечтательный человечек, который смотрит на мир с восторгом и удивлением.

Архипов Никита Алексеевич- в 1943 году ему 35 лет.

Люся Ведерникова – 18 лет, жена Ведерникова Александра Николаевича, она миловидная, худенькая, у нее звонкий, чистый голосок.

Галина – 26 лет; это полная, очень красивая блондинка, в повадке ее есть нечто мужское. Она то задумчива, то подчеркнуто весела. Много курит.

Ольга - 19 лет, она удивительно хороша.

Нина - её сестра, на три года моложе.

Тетя Тася - бывшая опереточная актриса. Красивая, плохо видит и слышит.

Олег Д о р о н и н – 24 года, он красив, хорошо сложен, по виду и по костюму похож на спортсмена.

Кузя - его жена, она непоседа и весельчак, на ее лукавой физиономии поблескивают черные роговые очки, но и это не делает ее серьезнее.

Прохожий.

Бочкин - водитель машины.

Девушка и з ц е х а.

Солдатенков - старший сержант.

Артиллерист.

Зойка Т о л о к о н ц е в а – санитарка.

Солдаты у переправы:

Первый.

Второй.

Третий.


Сюжет

Действие пьесы разворачивается в предвоенные и военные годы, главные герои - молодые люди, будущие медики, потом ставшие врачами, принявшие на себя огромную нагрузку врачей на войне. Не менее трудно и всем остальным героям, даже тем, кто не имеел отношения к медицине. Лихое военное время стало проверкой для всех и для всего. Выдержит ли любовь испытание разлукой, выдержит ли дружба червоточину предательства, выдержит ли организм непосильную работу... И крепкий парень, надежда курса, мечется в терзаниях и сомнениях, мучая себя и близких, а щупленькая пигалица тащит на себе сверхурочную работу, заботу о ребенке, груз тоски по любимому. Все герои этой пьесы меняются, проживают целую жизнь.

Постановки

Арбузов А - Годы странствий (Ленком, Г.Карнович-Валуа, В.Козловская, С.Яковлев, ч.1 из 4, зап.1954)

Арбузов Алексей - Годы странствий. Арт. т. Ленком. ч. 1 из 4х. зап. 1954г.

Экранизация

Годы странствий 1968 г. Реж И.Горбачев. Б.Лескин

Иркутская история» - пьеса

Жанр

Драматургия

Действующие лица:

Хор.

Валя - кассирша в продмаге, 25 лет.

Лариса - продавщица в продмаге, 34 лет.

Сердюк Степан Егорович - начальник экипажа на большом шагающем экскаваторе, 50 лет.

Сергей Серегин - начальник смены. Мастер-машинист на шагающем, 26 лет.

Виктор Бойцов- первый помощник машиниста, электрик, 25 лет.

Родик - второй помощник машиниста, гидравлик, 24 лет.

Денис- слесарь-смазчик на шагающем, 25 лет.

Афанасий Лапченко - подсобный рабочий на шагающем, 20 лет.

Зинка - жена Дениса, бетонщица, 20 лет.

Майя - сестра Родика, десятиклассница из Москвы, 17 лет.

Нюра - монтер, 22 лет.

Подвыпивший мужчина.

Девочка с булкой.

Нянечка.

Первый парень.

Второй парень.

Антон – мальчик, десятый год.

Лера – его знакомая, 9 лет.

Прохожий.

 

Сюжет

 

На одной из строек Иркутска в продовольственном магазине работают две девушки — Валя и Лариса. Валя — кассирша, ей двадцать пять лет. Это весёлая девушка, мало задумывающаяся о своём поведении и образе жизни, за что и заслужила прозвище Валька-дешёвка. Её друг Виктор Бойцов, ровесник Вали, знакомит её с Сергеем Серегиным. Серегин — мастер-машинист на шагающем экскаваторе. Виктор — его первый помощник, электрик.

Виктор обещает Вале пойти в кино, а потом — на танцы, но поскольку начальник, Степан Егорович Сердюк, даёт ему задание, касающееся починки экскаватора, Виктор просит Сергея пойти с Валей вместо него. После кино Валя и Сергей сидят на скамейке в парке и разговаривают. Валя рассказывает, что хочет быть похожей на Кармен, — раз про неё написали такую замечательную оперу, значит, она не может быть отрицательным героем. Сергей рассказывает Вале о том, что уже был женат. На Валин вопрос о причине развода отвечает, что, видимо, «в помощи друг друга не нуждались. Не настоящая, значит, была любовь». Валя говорит, что ей бы очень хотелось, чтобы существовала настоящая любовь, потому что одной — страшно.

Пока они разговаривают, к скамейке подходят два парня и начинают оскорблять Валю. Сергей бьёт одного из них по лицу. Валя просит у Сергея прощения и убегает. Действие переносится на берег Ангары. Лариса и Валя пьют пиво и разговаривают. Валя рассказывает подруге, что ей пришло письмо от неизвестного. Там было написано, что человек живёт не зря и не напрасно. От его дела должно все вокруг становиться лучше. Счастье нельзя испытывать в одиночку. Приходит Виктор. Лариса оставляет их одних. Валя говорит ему, что собралась идти замуж — хоть бы и за него. Тот в ответ говорит, что это было бы смешно, им и так хорошо.

Комната девушек в общежитии. День рождения Вали. Она приглашает Виктора и Сергея. Сергею, однако, она не говорит о том, по какому поводу у неё собираются гости. Виктор обрадован тем, что будет Сергей. Ему «не улыбалось» проводить вечер в обществе двух девушек. Сергей советует Виктору жениться на Вале. Тот отвечает, что ему неохота себя связывать.

За столом Валя читает вслух письма от неизвестного, в том числе и то, где неизвестный просит её выйти за него замуж. Валя же говорит, что лучше выйдет за Виктора, но он от неё отступается. Тогда Сергей признается, что письма писал он и что он никогда не сказал бы об этом, не отступись Виктор от Вали. Валя выгоняет Виктора. Тот обещает это запомнить.

Виктор начинает пить, прогуливать работу. Он просит Сергея оставить Валю, но Сергей её любит и Виктору отказывает.

На свадьбе у Вали и Сергея Лариса знакомится с Сердюковым. Виктор на память о себе дарит Вале колечко и убегает.

Проходит время. У Вали и Сергея родились близнецы — Федор и Леночка. Сергей советует Вале идти учиться, а потом работать. Он считает, что человеку для счастья нужно, чтобы дело его было хоть чуточку лучше, чем он сам.

Тридцатое июля. Очень жаркий день. Сергей берет полотенце и идёт на Ангару окунуться. По дороге к реке он встречает мальчика и девочку, которые присоединяются к нему: дети идут ловить рыбу.

Тем временем к Вале приходит Виктор. Он до сих пор не может забыть её и очень страдает. Валя же любит Сергея. Неожиданно приходит их друг Родик и рассказывает о том, что Сергей утонул. Мальчик и девочка, которые ловили рыбу, перевернулись на плоту. Сергей спас их ценой своей жизни.

После гибели Сергея вся его бригада решает работать за него, а деньги отдавать Валентине. Против один Виктор. Он считает, что это должно Валю унизить. Валя, однако, принимает деньги. Тогда Виктор обвиняет её в иждивенчестве. Он любит Валю и хочет, чтобы она сохранила человеческое достоинство. Он говорит ей то же, что когда-то сказал Сергей: что она должна идти учиться и работать. Зовёт её к ним в смену. Валя соглашается. В ней, кажется, зарождается новое чувство к Виктору, хотя она и не торопится это признавать. Голос Сергея желает Виктору счастливого пути в жизни.

 

Постановки

Иркутская история 1959 театр им Е.Вахтангова реж. Е.Симонов

 

Экранизация

Иркутская история 1973 г реж. Б.Ниренбург. Е.Симонов

 

 


Жестокие игры» – пьеса

Жанр

Драматургия

Действующие лица:

 

Кай Леонидов, 20 лет, Никита Лихачев, 20 лет Терентий, 20 лет, – друзья по школе.

Неля, прибывшая в Москву, 19 лет.

Мишка Земцов, врач, 30 лет.

Маша Земцова, геолог, 39 лет.

Константинов, отец Терентия, 50 лет.

Ловейко, сосед Земцовых, 38 лет.

Олег Павлович, отчим Кая, 43 лет.

Мать Нели, 44 лет.

Любася, младшая сестра Никиты, 18 лет.

Девушка, похожая на ангела, Девица, совсем не похожая на ангела – автор предлагает эти роли играть одной актрисе.

Действие происходит в конце семидесятых годов в Москве и на нефтепромыслах в районе Тюмени.

Автор на сей раз рекомендует прибегнуть к натуралистической декорации.

 

Сюжет

Действие происходит в конце 70-х гг. нашего столетия. Москва. Дом на Тверском бульваре. В просторной трехкомнатной квартире живет Кай Леонидов. Его мать с отчимом за границей, они уехали на несколько лет, поэтому он живет один. Однажды к нему в квартиру заходит девушка Неля. Ей девятнадцать лет. Она, приехав из Рыбинска, не поступила в медицинский институт. Ей негде жить, и знакомые направили её к Каю. Она обещает, если Кай разрешит ей пожить здесь, убирать и готовить. Каю двадцать лет, но он уже устал от жизни и ко всему равнодушен. Родители хотели, чтобы он стал юристом, а Кай институт бросил, он рисует. Кай разрешает Неле остаться.

К Каю часто заходят его друзья Терентий Константинов и Никита Лихачев. Они его ровесники, дружат со школы. Терентий ушел от отца. Константинов-старший тоже часто приходит к Каю, зовет сына домой, но тот с ним почти не разговаривает. Терентий живет в общежитии и домой возвращаться не собирается. Неля придумывает каждому прозвище: Кая зовет Лодочкой, Никиту — Бубенчиком, Терентия — Опенком. Никита заводит с Нелей роман. Он ухаживает так за каждой девушкой, которая появляется в поле его зрения. Неля пугает его, что возьмет и родит ему дочку.

Как-то январским вечером к Каю заходит Михаил Земцов. Это двоюродный брат Кая. Ему тридцать лет, он врач в Тюмени. В Москве Михаил проездом. Михаил рассказывает о своей работе и вообще о жизни в тайге. Он женат. Недавно у него родилась дочка. Неля говорит ему, что тоже хочет стать врачом, что она работала сиделкой в больнице. Михаил говорит, что, если бы у них в больнице была такая сиделка, то он бы её озолотил. Уезжая, Михаил говорит ребятам, что они тускло живут, не видят жизни с её радостями.

Начало марта. Западная Сибирь. Поселок нефтеразведочной экспедиции. В комнате Земцовых — Миша и его жена Маша. Ей тридцать девять лет, она геолог. Всего десять недель назад у них родилась дочь, а Маше уже скучно. Она не может жить без своей работы, именно поэтому, как говорит Михаил, от нее ушли три бывших мужа. Машу тяготит, что Михаила могут вызвать в больницу в любое время дня и ночи, а она одна должна сидеть с Лесей. Входит Ловейко, сосед Земцовых. Ему тридцать восемь лет, он работает вместе с Машей. Ловейко рассказывает, что площадь в Тужке, где они работали, названа неперспективной. Маша хочет доказать всем обратное, но у нее на руках ребенок.

В это время открывается дверь, на пороге стоит Неля, Она очень удивлена, что Миша женат, она этого не знала. Миша не сразу её узнает, зато потом искренне радуется, потому что его больных «некому сторожить». Неля хочет пожить у них до осени, чтобы опять пытаться поступить в институт.

Москва. Снова квартира Кая. Ребята все время вспоминают Нелю. Она уехала, не простившись ни с кем, не оставив адреса, не сказав, куда едет. Кай нарисовал её портрет и считает его своей единственной удачей. Никита думает, что Неля уехала потому, что ждет от него ребенка. Неожиданно всего на два дня приезжает Олег Павлович — отчим Кая. Он привозит ему подарки и письмо от матери.

Поселок нефтеразведочной экспедиции, вторая половина июля, комната Земцовых. Маша с Ловейко собираются уезжать в Тужок. Неля приносит Лесю из яслей, чтобы они могли попрощаться, но Маша этого не хочет: она «вчера в яслях простилась». Мишу вызывают в Байкул. Неля остается одна с ребенком.

Середина августа. Комната Земцовых. Миша и Неля пьют чай. Неля рассказывает ему свою историю. Она убежала из дома после того, как родители заставили её сделать аборт. Она хотела бежать вместе со своим «парнишкой», а тот её прогнал. Неля просит Мишу жениться на ней. Миша же отвечает, что любит Машу. Он «гадает» Неле по ладошке. Говорит ей, что любит Неля другого: тот обидел её, вот она и уехала. Неля соглашается. Миша говорит, что все можно исправить, если человек жив. И вдруг сообщает, что Маша ушла от них. Неля просит его не верить этому.

Конец сентября. Москва. Вечер. В комнате Кая сидят ребята. В который уж раз приходит Константинов-старший, и Терентий с ним все так же холоден. Неожиданно приходит женщина. Это мать Нели. Ей немногим за сорок. Она ищет дочь. Ребята говорят, что Неля уехала и не оставила адреса. Мать Нели рассказывает, что её муж умирает и хочет увидеть напоследок дочь и попросить прощения. Ребята ничем не могут ей помочь. Она уходит. Терентий считает, что в отьезде Нели виноват Никита. Кай же говорит, что виноваты все. Они вспоминают свое детство и гадают, отчего они стали такими бесчеловечными. Даже Константинов-старший вдруг раскрывается. Он рассказывает, как пил всю жизнь, а когда опомнился, то оказался один.

Двадцатые числа октября. Комната Земцовых. Маша приехала на один день. Неля рассказывает ей, как погиб Михаил: вылетел спасать человека, но из-за несчастного случая утонул в болоте. Теперь Неля ночует у них дома, забирая из яслей Лесю, — «чтобы жизнь тут теплилась», она говорит, что Миша любил именно её, Нелю, потом признается, что придумала это, чтобы забыть другого, и что Маше можно завидовать: такой человек любил её! Маша уезжает, оставляя Лесю на Нелю. На прощание Неля включает Маше магнитофон, где Миша записал ей свою песню.

Москва. Начало декабря. Комната Кая. Приходят Никита и Терентий. Кай говорит, что вернулась Неля с дочкой. Девочка простыла в дороге. Никита не в себе. Хочет уйти. Из соседней комнаты выходит Неля с девочкой на руках. Говорит, что уедет, когда Леся поправится, хотя бы к матери — звала ведь. Никита хочет выяснить, кто отец ребенка, но Неля не говорит ему. Спрашивает, хотел бы он, чтобы это был его ребенок? Тот её отталкивает. Неля плачет. Терентий предлагает ей выйти замуж за него.

Последние дни декабря. Комната Кая. Леся спит в новой колясочке. Неля купила большую елку. Кай перебирает игрушки. Неля опять напоминает, что скоро уедет. Кай не хочет этому верить. Терентий нарядился Дедом Морозом. Отец Терентия принес Лесе в подарок механическую игрушку. Ребята тушат свет, кружатся под музыку.

Неожиданно входит Маша. Спрашивает, где её дочь. Неля говорит, что унесла девочку, так как Маша оставила её, бросила. Маша забирает дочь и говорит, что все игры, в том числе и её собственные, закончились. Уходит. Кай замечает, что в комнате стало пусто. Неля просит у всех прощения. Никита в ярости прогоняет её. Неля собирает веши, хочет уйти. Константинов-старший просит не уходить Нелю, не оставлять ребят, Неля молчит. Кай медленно подходит к ней, забирает её чемодан. Никита снимает с нее куртку, Терентий — платок. Они зажгли елку, включили магнитофон. Терентий в первый раз называет Константинова отцом и идет с ним домой. Кай одевается и выходит: он хочет посмотреть с улицы на елку в доме. Никита и Неля остаются одни.

 

Постановки

Жестокие игры 1979 реж М.Захарова и Ю.Махаева театр "Ленком"

 

Экранизация

Информация о экранизации не найдена

 

 


А знаете ли вы, что?

Случайно встретившийся на пути будущего драматурга передвижной театр дал мальчику новый жизненный ориентир. Сначала он был актёром, испытав огромное влияние личности и творчества известного театрального деятеля Павла Гайдебурова, организовавшего в Петрограде «Первый передвижной театр» и при нём школу; затем – режиссёром «Живых газет» в Ленинграде и руководителем театра в «Агитвагоне» (1928-1929). Тогда же начал пробовать себя в драматургии (первая пьеса, поставленная профессиональными театрами, – «Класс», 1930)

 

Тест

 

1. Самая успешная пьеса Арбузова?

2.

А)Годы странствий

 

Б)Иркутская история

 

В) Мой бедный Марат

 

Г) Таня

2. Кем Арбузов начал работать в 14 лет?

 

А) Суфлером

 

Б)Актером

 

В)Вахтером

 

Г) Статистом

3. В каком театре начинал работать Арбузов:

 

А) Мариинский театр

 

Б)МХАТ им Горького

 

В)театр Пушкина

 

Г)театр им. В. Маяковского

 

4. Какую студию организовал вместе с В. Плученко?

 

А) политическая студия

 

Б) театральная студия

 

В) танцевальная студия

 

Г) рукоделия студия

 

5. В какой театр поступил Арбузов?

А) театр им Мейерхольда

Б) театр Лен.совета

В) МХАТ

Г)театр Красной Армии

 

 


Булгаков Михаил Афанасьевич

 

 

Об авторе

Михаи́л Афана́сьевич Булга́ков - русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей и рассказов, множества


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.238 с.