Морфология. Орфография. Культура речи. Уроки 100-164 — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Морфология. Орфография. Культура речи. Уроки 100-164

2017-10-08 395
Морфология. Орфография. Культура речи. Уроки 100-164 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Морфология. Орфография. Культура речи. Уроки 100-164

Имя прилагательное. Уроки 100-126

Урок 100. Имя прилагательное.
Повторение изученного в 5 классе*
(с. 4–7)

Педагогические задачи:

1) Способствовать формированию у обучающихся знаниевой основы, представления об имени прилагательном как части речи (что обозначает, на какие вопросы отвечает, какие морфологические признаки имеет, какую роль играет в предложении), функционировании в тексте (обоснованность употребления, уместность, стилистическая оправданность), осуществлению обучающимися поиска необходимой информации и моделированию учебного материала.

2) Способствовать развитию навыков саморегуляции при планировании собственной деятельности, формулировки целей, осуществления оценки собственных достигнутых результатов, анализа существенных/несущественных признаков изучаемого, умений слушать себя, других; вступать в диалог с учителем, со сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

3) Способствовать осознанию ценностно-смысловых установок (Родина, патриотизм, «Я – патриот»), формированию системно-ценностных отношений учащихся к себе, одноклассникам; понимания, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.

Результаты изучения темы:

Предметные:имеют представления об имени прилагательном как части речи.

Личностные:осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.

Метапредметные:

познавательные: осуществляют поиск необходимой информации и моделируют учебный материал;

регулятивные: планируют собственную деятельность; формулируют цели; осуществляют оценку результатов;

коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Образовательные ресурсы: учебник, карточки для индивидуальной работы, толковый словарь, оценочный лист.


Технологическая карта урока

Вид деятельности, этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Лейтмотив. Лингвистический эксперимент     Чтение вступления к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Демонстрация зрительного ряда к первой строфе: дуб, цепь, кот. – Можем ли мы представить предмет без описания при помощи прилагательных? – Что представить легче: предмет с описанием при помощи прилагательных или без описания? Предлагает подобрать эпитеты к словам: дуб – …; цепь – …; кот – …   – А теперь вернемся к поэме Пушкина. Почему дуб цепь, кот     – Сделайте вывод о роли и выборе прилагательных поэтом и о самом поэте – мастере слова Выразительно читают вступление к поэме совместно с учителем. Рассматривают зрительный ряд.     Высказывают свои предположения   • Зеленый, старый, корявый, огромный …Серебряная, железная, кованая, небольшая …Огромный, маленький, несчастный, облезлый, пушистый, ученый … Зеленый – цветовая жизнеутверждающая гамма цветов. Златая – (помета) высокое, устаревшее слово с полногласием в корне, придающая торжественность. Ученый – сказочная основа: кот умный, почти человек. – Каждое прилагательное в поэтическом тексте имеет свою роль и характеризует существительное. Мы понимаем, на какой признак хотел указать автор, чтобы донести свои мысли
II. Постановка учебной задачи – О какой части речи пойдет речь на уроке? – Какие знания по русскому языку помогут дать характеристику этой части речи? Что мы должны вспомнить? – Об имени прилагательном.   Что такое прилагательное, что обозначает, на какие вопросы отвечает, какие морфологические признаки имеет (пост., непост.); роль в предложении (признак предмета – отличать один предмет от другого, уточняет, конкретизирует сведения о предмете).
  – А вспоминать будем с помощью плана. Как представим учебный материал? – Сколько блоков в плане? I. Что обозначает? II. Морфологические признаки (пост., непост.). III. Роль в предложении
III. Работа по теме урока. 1. Групповая работа. Моделирование учебного материала I. Прил., признак предмета, какой?, чей? II. Относительные (из чего?), притяжательные (чье?); ст. ср., крат. – полн., прил. + сущ., р., п., III.     Проговаривают план
2. Выполнение заданий   I гр. Самостоятельно выполняют упражнения (с. 4–7). II гр. Работают с карточками. III гр. Выполняют морфологический разбор одного прилагательного. Осуществляют самооценивание, взаимооценивание
3. Лингвистический эксперимент «Как прилагательные работают в тексте»   Выборочный диктант – Проведем лингвистический эксперимент на материале стихотворения Н. И. Авраменко, учителя русского языка и литературы лицея № 2 г. Михайловска. (См. Ресурсный материал.) – Выпишите словосочетания прилагательное + существительное. – Можно ли по словосочетанию понять смысл стихотворения, определить главную мысль? – О чем оно?   – Что хотел сказать автор?   – Как работают прилагательные в тексте? Выписывают словосочетания, помечая главное слово. Осуществляют самопроверку, взаимопроверку (оценивание). Словосочетания построены по типу подчинительной связи согласование Выписывают словосочетания.   – О Родине и ее месте в жизни каждого человека. – Надо любить и беречь нашу многострадальную Родину. – Они помогают глубже проникнуть в замысел писателя
4. Лингвистический эксперимент     – Назовите прилагательное, которое выписали без существительного и оно не является определением (групповая работа). Осуществляют обобщение: – Мы говорим о Родине. Назовите синонимы к этому слову, подберите к каждому из слов подходящие по смыслу прилагательные. – Родина. – Отечество. – Отчизна.   Формулируют вывод Прекраснее – сказуемое (прилагательное в сравнительной степени).     – Любимая, великая, прекрасная, единственная, необозримая, святая, могучая, сильная, настоящая, свободная, малая. – Родное, прекрасное, могучее, сильное, свободное, святое. – Родная, свободная, могучая, сильная, святая, прекрасная. Не все прилагательные одинаково подходят к синонимическим понятиям
5. Лексическая работа – Любите ли вы собирать пазлы? Какое слово зашифровано? 1) Приставка в слове паводок. 2) Первые три буквы в слове триптих. 3) Суффикс в слове красота. – Напишите словарную статью к слову патриот. – Сравните со словарной статьей из толкового словаря С. И. Ожегова – Патриот.   – Патриот – человек, который любит свою Родину. – Понятие патриот намного шире, чем мы представляли
6. Мини-проект «Я – автор» – Образуйте прилагательное от слова «патриот». «Я – патриот России». «Моя малая родина…». «Я живу на …» – Патриотический
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности – Над какой темой мы работали? – Какие задания выполняли? – Какие задания вызвали затруднения? Почему? – Оцените свою работу на уроке (см. Ресурсный материал) Отвечают на вопросы.   Осуществляют оценку деятельности

Ресурсный материал

Стихотворение

Над моею страной вновь туманы густые

И едва пробивается солнечный свет.

Дорогая моя, золотая Россия,

Без тебя ни любви мне, ни радости нет.

И не раз и не два с нами мерились силой,

Эхо тяжких боев доносилось с полей.

Дорогая моя, золотая Россия,

Ты молилась за верных своих сыновей.

Мне заморских краев непонятная сила.

Знаю я, что прекраснее Родины нет.

На бескрайних просторах меня ты взрастила,

Ты навеки зажгла в моем сердце свой свет.

Пусть уносятся прочь все невзгоды лихие,

Все мы дети твои, и сомненья в том нет.

Мы тебя сбережем, наше солнце – Россия,

Над тобою зажжем яркой радости свет.

Н. И. Авраменко

Оценочный лист

Вид деятельности Самооценивание Взаимооценивание Средний балл
       

Уроки 101–102*. Развитие речи.
Описание природы. Анализ выполненной работы.
Работа над ошибками
(с. 8–9)

Педагогические задачи: способствовать развитию речи обучающихся; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Результаты изучения темы:

Предметные:понимают роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения художественного текста, приемами работы с книгой; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к прочитанному; соблюдают основные нормы современного русского литературного языка, при письме – основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.

Личностные:осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.

Метапредметные:

познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;

коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Тип урока: рефлексия.

Образовательные ресурсы: открытки с изображением природы; Русский язык. 6 класс: поурочные планы по учебнику М. Т. Баранова [и др.] / авт.-сост. С. С. Колчанова. Волгоград: Учитель, 2013.

Сценарий урока 101

I. Работа с учебником.

Выполнение упражнения 326.

– Прочитайте текст. Определите его стиль. Докажите свое мнение.

– Что такое пейзаж?

– Где можно наблюдать пейзажи?

– Чем отличаются пейзажи в литературном произведении и на картине?

– Для чего авторы включают описания природы в свои произведения?

Выполнение упражнения 327.

– Прочитайте текст. Определите его основную мысль.

– Найдите описание куста. С помощью каких языковых средств автор его описывает? Как автор противопоставляет куст в снегу и куст без снега?

– С чем автор сравнивает кучу хвороста?

– Какой цвет преобладает в рассказе? Обоснуйте свое мнение. (Белый – снег, кружево.)

– Почему автор сравнивает хворост под снегом именно с кружевом, сплетенным рукой великана?

– Прочитайте описание пня и еловых ветвей. С помощью какого художественно-изобразительного средства описывает их автор? Докажите. (Олицетворение: пень выглядывает, еловые лапы строят рожи.)

– Как автор передает движение жизни в снежном лесу? (Взрыв, великан плетет кружево, пень выглядывает, еловые ветви строят рожи.)

– Озаглавьте текст.

– От чего зависит глубина описания пейзажа? (От средств, которые использует автор.)

II. Самостоятельная работа.

Представлены два варианта (на выбор учителя):

I вариант: упражнение 329 (самостоятельно).

II вариант: учитель раздает учащимся открытки с изображением природы; задача учащихся – создать пейзажную зарисовку в тетради (6–7 предложений).

Сценарий урока

Вариант I

I. Работа над заданиями проверочной работы.

1. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения имен прилагательных.

1) Волга ширее Дона.

2) С наступлением весны дни становятся длиньше.

3) Из двух зол выбирай более меньшее.

Заполните таблицу.

Формы Сравнительная степень Превосходная степень
Прилагательные простая составная простая составная
красивый умный легкий        

Вариант II

1. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения имен прилагательных.

1) Нет ничего красивше природы родного уголка.

2) Они хотели устроить более лучшую жизнь.

3) Человек твердее камня, нежнее цветка.

Заполните таблицу.

Формы Сравнительная степень Превосходная степень
Прилагательные простая составная простая составная
сильный строгий острый        

 

Разряды прилагательных

Признаки Разряды
качественные относительные притяжательные
1) Значение прилагательных      
2) Наличие степеней сравнения      
3) Наличие краткой формы      
4) Свойство сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком      

Карточки

Карточка 1. Сравните качественные и относительные прилагательные по следующим признакам: – значение разряда; – наличие краткой формы (примеры); – возможность образования степеней сравнения (примеры); – возможность употребления с наречием очень; – наличие антонимов или синонимов

 

Карточка 2. Сравните относительные и притяжательные прилагательные по следующим признакам: – значение разряда; – наличие краткой формы (примеры); – возможность образования степеней сравнения (примеры); – возможность употребления с наречием очень; – наличие антонимов или синонимов

 

Уроки 108–109*. Развитие речи.
Выборочное изложение
(с. 20)

Педагогические задачи: способствовать развитию речи обучающихся; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Результаты изучения темы:

Предметные:понимают роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения художественного текста, приемами работы с книгой; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к прочитанному; соблюдают при письме основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль.

Личностные:осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.

Метапредметные:

познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;

коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Тип урока: рефлексия.

Сценарий урока 108

I. Работа над текстом.

Выполнение упражнения 347.

1) Работа с первой частью отрывка текста. (Чтение; части делятся по абзацам.)

– Опишите погоду, при которой Владимир очутился в поле. (Учащиеся отвечают, опираясь на материал, подобранный дома.)

– Определите хронологический порядок выражений:

1) «сделалась метель»; 2) «окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой»; 3) «поднялся ветер»; 4) «небо слилося с землею»; 5) «в одну минуту дорогу занесло».

Ответ: 3, 1, 5, 2, 4.

– Почему Владимиру казалось, что он едет очень долго?

(Учитель читает эту часть повторно, учащиеся должны озаглавить ее.)

II. Самостоятельная работа (написание изложения).

Ученики пишут изложение, используя проработанный материал.

Дополнительное задание: подчеркнуть в тексте изложения три прилагательных, указать их разряд.

III. Итог урока.

– С какими трудностями вы встретились при написании изложения? Что помогло вам их преодолеть?

Урок 110. Морфологический разбор имени прилагательного (с. 22–24)

Тип урока:постановка и решение учебных задач
Педагогические задачи:создать условия для отработки морфологического разбора имени прилагательного; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Образовательные ресурсы:задания для самостоятельной работы

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ

ЛИСА И ЕЖ

– Всем ты Еж х..рош(?) и пригож(?), да вот колюч(?)ки тебе не к лицу!

– А что Лиса я с колюч(?)ками (не) кр..сивый, что ли?

– Да не то чтобы (не) кр..сивый...

– Может, я с колюч(?)ками (не) уклюжий?

– Да не то чтобы (не) уклюжий...

– Так какой же я такой с колюч(?)ками-то?

– Да какой-то ты брат с ними (не) с(?)едобный.

Н. Сладков

Уроки 113–114*. Диктант.
Анализ выполненной работы.
Работа над ошибками

Педагогические задачи: создать условия для проверки знаний, умений, навыков обучающихся по изученным темам; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Результаты изучения темы:

Предметные:понимают роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения, соблюдают при письме основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.

Личностные:осознают ценностно-смысловые установки.

Метапредметные:

познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;

регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;

коммуникативные: умеют слушать.

Тип урока: контроль и коррекция знаний.

Образовательные ресурсы: текст.

Диктант

В поисках дороги

Быстрыми шагами взобрался я на холм и увидел неизвестные мне места. Я остановился в недоумении, оглянулся. Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб. Я добрался до угла леса, но там не было дороги, невысокие кусты широко расстилались передо мной. Я пошел через кусты. Мне попалась неторная, заросшая тропинка. Ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрел по полю. Обогнул бугор и очутился в неглубокой лощине.

Примечание:выписать на доску слово тотчас.

 

Урок 115. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных (с. 28–29)

Тип урока:постановка и решение учебных задач
Педагогические задачи:создать условия для ознакомления обучающихся с написанием букв о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Образовательные ресурсы:сигнальные карточки; стихотворение Т. Крюковой «Меню»; тест

Ресурсный материал

Меню

Съел обжора на обед

Щи, печеночный паштет,

С майонезом кабачок

И свиной окорочок.

Съел копченого угря,

Фунт улиток, может, зря,

И бараний бок в сметане –

Это вам не чох бараний.

Сыроежек полбочонка

И тушеную печенку,

Наперченный антрекот,

Из крыжовника компот.

Черствый хлеб, бутыль боржоми,

В общем – все, что было в доме.

Вы его меню в тетрадку

Запишите по порядку.

Т. Крюкова.

Тест

Ресурсный материал

Цифровой диктант

1) И котелки разные на кухне были, чугунные.

2) А навстречу им какой-то дядя бежит. Румяный такой, в шапке.

3) «Лысы» – это лошадиные силы.

4) А стола обеденного нет как не было.

5) Теленок был шерстяной и мокренький.

6) Корова государственная. Значит, и теленок государственный.

7) – Да хоть клюквенную! – кричит папа.

8) Матроскин – кот по хозяйственной части.

9) – Я вам газету «Современный почтальон» принес.

10) У нас трактор особенный. Продуктовый.

Урок 121. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных (с. 35–38)

Тип урока:постановка и решение учебных задач
Педагогические задачи:создать условия для ознакомления обучающихся с дефисным и слитным написанием сложных прилагательных; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Образовательные ресурсы:стихотворение С. Черного «Чуткая душа»; листы с нераскрашенным рисунком домика (по количеству учащихся)

Урок 122. Повторение (с. 39–41)

Педагогические задачи: создать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся по теме «Имя прилагательное»; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Результаты изучения темы:

Предметные: понимают роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения художественного текста, приемами работы с книгой; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к прочитанному; соблюдают основные нормы современного русского литературного языка, при письме – основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.

Личностные: осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.

Метапредметные:

познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;

коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Тип урока: рефлексия.

Образовательные ресурсы: тест; задания для практической работы.

Сценарий урока

Вариант I

Тест

1. Прилагательное обозначает:

а) предмет;

б) признак предмета;

в) действие.

2. Прилагательное может изменяться:

а) по родам;

б) лицам;

в) временам.

3) В предложении прилагательное может выполнять роль:

а) подлежащего;

б) сказуемого;

в) обстоятельства.

4) Укажите прилагательное в сравнительной степени:

а) высокий;

б) глубочайший;

в) лучше.

5) Укажите составную форму превосходной степени сравнения:

а) более снежная;

б) самая умная;

в) интереснейшая.

6) Прилагательные этого разряда обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени:

а) качественные;

б) относительные;

в) притяжательные.

7) Волчий хвост. Прилагательное имеет окончание:

а) -й;

б) -ий;

в) нулевое.

Практическая часть

1. Впишите окончания прилагательных:

1) о ясн.. осенн.. дне;

2) на школьн.. площадке;

3) для детск.. сада.

2. Поставьте ударение.

Красивее, свободнее, алычовый, грушевый, спокойнее, удобнее.

3. Исправьте ошибку в употреблении прилагательного.

В конечном итоге мы победили.

4. Раскройте скобки:

(светло)голубой; (плодово)ягодный;

(англо)русский; (сухо)фруктовый.

5. Вставьте буквы о или е.

Плюш..вый

Глянц..вый

Камыш..вый

6. Вставьте буквы или -нн.

Соломе..ая шляпа; стекля..ый кувшин;

ветре..ая погода; серебря..ое кольцо;

комари..ый укус; экскурсио..ый день.

кожа..ое пальто;

7. Вставьте пропущенные буквы:

Мы живем в стране Совет..ой,

Признаем язык немец..ий,

Итальян..ий, дат..ий, швед..ий

И турец..ий признаем,

И англий..ий, и француз..ий,

Но в родном краю по-рус..и

Пишем, думаем, поем.

С. Михалков

8. Сделайте морфологический разбор прилагательного, раскройте скобки.

Дубровский еще долго блуждал по (не)знакомому лесу.

9. Сделайте морфемный разбор слова безветренный.

Вариант II

Тест

1. Прилагательное может отвечать на вопрос:

а) каков?

б) что делать?

в) что?

2. Прилагательное не может изменяться:

а) по числам;

б) падежам;

в) лицам.

3) В предложении прилагательное может выполнять роль:

а) подлежащего;

б) определения;

в) обстоятельства.

4) Укажите прилагательное в сравнительной степени:

а) хуже;

б) крупнейший;

в) богатый.

5) Укажите составную форму сравнительной степени сравнения:

а) более приветливый;

б) самый лучший;

в) тоньше.

6) Прилагательные этого разряда обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному:

а) качественные;

б) относительные;

в) притяжательные.

7) Заячий след. В прилагательном -ий:

а) часть корня;

б) суффикс;

в) окончание.

Практическая часть

1. Впишите окончания прилагательных.

1) Интересн.. игрушку;

2) лучи утренн.. солнца;

3) спел.. душист.. земляники.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.224 с.