Использование техники НЛП на практике — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Использование техники НЛП на практике

2017-10-08 411
Использование техники НЛП на практике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если серьезно анализировать результаты обучения, то особое внимание нужно обратить на процесс памяти.

Ученик с аудиальной памятью использует свой мозг в качестве магнитофона. Получив вопрос, он выбирает кассету с ответом и прокручивает всю информацию, пока не получит ответ. Учителя обычно склонны учить аудиально, а экзаменовать — визуально и в другой последовательности. Ученик, запомнивший аудиально, вынужден транслировать информацию в другую модальность. Аудист не может одновременно двигаться вперед и слышать информацию.

Ученик с визуальной памятью способен «видеть слова глазами мозга». Визуализация информации — основной ключ к академическому успеху. Это важная задача начальной школы.

Ученик с кинестетической памятью способен запоминать через двигательную активность. Этот вид памяти лучше всего развит у детей младшего школьного возраста. Надо научить учащихся «транслировать» знакомую им кинестетическую память в аудиальную и визуальную, необходимые в дальнейшем обучении. Этот процесс носит название «визуализация памяти».

Учитывая нейролингвистические особенности детей, учителю важно излагать материал на доступном их мозгу языке, то есть с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое восприятие. Для этого прежде всего надо научиться варьировать изложение материала во всех трех модальностях. Это активизирует развитую модальность ребенка и учит его использовать несформированные системы восприятия, открывает новые возможности усвоения материала.

Работа учителя в трех модальностях возможна абсолютно на всех уроках. Необходимо учитывать проявления ведущей модальности каждого конкретного ученика. Например, нельзя заставлять кинестетика сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у него идет более прочное запоминание материала. Визуалисту необходимо разрешить иметь на уроке листок, на котором он в процессе запоминания может чертить, штриховать, рисовать и т.д. Аудисту нельзя делать замечания, когда он в процессе выполнения сложного задания издает звуки, шевелит губами. Без этого он может не справиться с заданием.

Замечания ученику необходимо также делать на его языке:

§ визуалисту — покачать головой, погрозить пальцем;

§ кинестетику — положить руку на плечо, похлопать по нему;

§ аудисту — сказать шепотом: «Ш-ш-ш».

Вот некоторые знания по технике НЛП, которые необходимы учителю для облегчения усвоения информации учащимися, ее обработки и сохранения.

§ На уроках русского языка существует такой вид работы, как письмо по памяти. Учащиеся запоминают записанный на доске текст из 1—3 предложений, а затем воспроизводят его в тетрадях без опоры на образец. С точки зрения НЛП задание достаточно сложное для детей аудиальной и кинестетической модальностей, так как опирается на визуальную память, которая менее всего сформирована у младших школьников. Для того чтобы облегчить запоминание письменного текста, необходима его трансляция в аудиальную и кинестетическую модальности. В аудиальной модальности — проговаривание вслух хором предложений с доски, прослушивание чтения предложений учителем. В кинестетической — выполняя ритмичные движения руками, ногами и головой в такт хоровому проговариванию предложений с доски. Можно использовать промахивание слов с доски руками в воздухе (при усложнении промахивать можно в зеркальном отражении одновременно двумя руками). При систематической работе методом многосенсорного обучения в третьем классе увеличивается опора на визуализацию, а кинестетическое и аудиальное запоминание происходит на подсознательном уровне.

§ Хорошо работают техники НЛП на уроках ознакомления с окружающим миром или природоведения. Детям предлагают не просто запомнить и объяснить правила поведения в природе, а дают возможность «прочувствовать» эти правила. Вот примерный ход упражнения на кинестетическую визуализацию.

Закройте глаза, представьте, что вы травинка. Но дворе зима, а вы спите в уютном зернышке под теплым снежным одеялом. Что вы чувствуете? Какой сон вы видите? Слышите ли вы что-нибудь под снегом? (Дети отвечают на вопросы вслух, не открывая глаз.) Но вот пригрело солнышко, вам стало влажно, душно, тесно в зернышке, захотелось на свежий воздух. Пошевелите плечиками, растолкайте землю, выберитесь на поверхность и повернитесь к свету. Как красиво вокруг! Что вы ощущаете? Что вы видите? Какие звуки вас окружают? А теперь поднимите глаза. Хорошо, что мы люди, а не травинки! Что мы можем сказать тем, кто идет в лес?

Дети хором проговаривают краткие правила поведения в лесу, отбивают ритм руками (ногами), учитель звенит в колокольчик. Далее дается домашнее задание: Нарисовать плакат на тему «Уважайте природу!» и придумать подпись к этому плакату.

§ На уроках чтения в третьем классе дети читают статью А.Н. Толстого «Какая бывает роса на траве». Язык Толстого сложен, так как имеет много устаревших оборотов, малопонятных детям. Красота текста, его звучание и эмоциональная насыщенность не доходят до сознания детей. И в этом случае необходимы техники НЛП. Вот примерный ход работы над текстом.

Закройте глаза и попробуйте увидеть себя на этой поляне вместе с А.Н. Толстым. Почувствуйте прикосновение влажной росы к босым ногам, вдохните свежий утренний воздух, расслабьтесь, прислушайтесь... Какие звуки утреннего леса вы слышите?

Перед детьми появляется близкая, понятная им ситуация, в которой можно дать волю фантазии.

— А теперь я снова прочитаю вам текст, а вы попробуйте мысленно «погулять» в лесу вместе с автором (учитель читает текст).

После прочтения текста дети рассказывают свои фантазии, отвечая на вопросы:

Визуалисты: Где они себя видели?

Аудисты: Что они слышали вокруг?

Кинестетики: Что они чувствовали и ощущали?

Учитель фиксирует, в какой модальности ведется рассказ и вопросами помогает переходить в другие модальности:

Визуалисту: Что ты слышал? Что чувствовал?

Аудисту: Что ты увидел рядом? Поделись с нами своими ощущениями.

Кинестетику: Опиши, как выглядела поляна? Какие звуки окружали тебя?

Техника НЛП раскрывает перед детьми новые возможности восприятия и понимания текста. Работу над текстом можно продолжить на уроке рисования. Особое удовольствие от этой работы получают дети с правополушарной визуализацией.

Техника НЛП «Стратегия грамотного письма (спеллинг)»

Описание методики грамотного письма дано в качестве примера возможного использования знаний о внутренних стратегиях человека. Существующие приемы образования в основном построены на передаче ученику некоторого объема содержательной информации. Однако содержание очень часто неэффективно организуется во внутреннем опыте людей. Можно обучать стратегиям организации субъективного опыта и стратегиям использования имеющейся у человека информации.

Люди, обладающие «врожденной грамотностью», безошибочно пишут, не обращаясь к существующим правилам грамматики. Они владеют особой стратегией, позволяющей не делать ошибок: запоминают слова в форме зрительных образов. Этот способ более эффективен, чем сохранение эталонов слов в форме слуховых образов. В последнем случае возникает ситуация, когда человек как слышит, так и пишет. А если ребенок плохо выговаривает какие-то звуки, то и при написании он будет их постоянно путать. Даже если звуковой эталон слова верно сформирован, а произношение и написание не совпадают между собой, то повседневная речь будет постоянно нарушать сложившийся эталонный образ. В этом случае человек будет вынужден всю жизнь опираться на существующие правила грамматики.

Стратегия грамотного письма включает в качестве ведущей системы зрительную модальность. Человек отыскивает необходимый ему эталон слова, перебирая зрительные образы. В сознание информация вводится тоже при помощи зрительного канала. Но оценка соответствия написанного слова эталону осуществляется посредством кинестетических ощущений. Человек просто чувствует, правильно или неправильно написано слово. При ошибочном написании возникает своеобразное ощущение в области средней линии тела. Именно оно позволяет ему утверждать, что допущена ошибка.

Данной стратегии можно обучить ребенка. Причем эффективность обучения намного выше, чем при заучивании правил грамматики. Правило можно забыть, стратегию забыть невозможно. Правило предполагает постоянное использование сознательных ресурсов человека. Стратегия действует автоматически, на неосознаваемом уровне. Она позволяет подключить бессознательные ресурсы, освобождая сознание для иных аспектов деятельности.

Методика формирования грамотного письма включает несколько специфических моментов. Обучающемуся человеку зрительно предъявляются для запоминания эталоны слов на карточках, чтобы потом их узнать.

Затем на мгновение ему предъявляются последовательно карточки с эталонами слов. Причем каждая карточка показывается так, чтобы при взгляде на нее глаза уходили вверх относительно средней линии взора. Это обеспечивает легкий доступ к зрительной памяти, в которой необходимо хранить эталон слова.

Предъявление карточки на короткое время осуществляется для того, чтобы человек узнал слово, но не успел его прочитать, проговаривая его про себя. Иначе эталон сформируется сразу в двух формах образов — зрительном и слуховом. В этом случае в момент написания слова может возникать конфронтация эталонов. Особенно если произношение и написание не совпадают.

Принято считать, что чем больше человек читает, тем грамотнее он пишет. Грамотность формируется только в том случае, когда глаза во время чтения уходят вверх относительно средней линии взора. Если человек читает, опустив глаза вниз (например, лежа), зрительные эталоны слов не формируются, доступ к зрительной памяти затруднен.

Предъявив вышеназванным способом некоторое количество слов, можно попросить ученика их написать. Наблюдение за движением глаз позволит вам контролировать используемую внутреннюю стратегию: при написании слова глаза первоначально уходят в верхний правый угол (зрительный доступ), а затем в нижний левый (доступ к кинестетическим ощущениям).

Рекомендации для формирования грамотности

§ Научитесь внутренне визуализировать слово (представлять), начиная с маленьких и простых слов.

§ Посмотрите на воображаемый внутренний образ слова и напишите его в обратной последовательности (справа налево). Проверьте написанное слово.

§ Разбейте слово на группы и постройте картинку слова из этих групп последовательно.

§ Мысленно закрасьте слово своим любимым цветом.

§ Мысленно расположите слово на знакомом для вас фоне.

§ Если слово длинное, мысленно уменьшите размер букв так, чтобы слово целиком легко представлялось.

§ Нарисуйте в воздухе пальцами слово в зеркальном отражении.

§ Начиная конструирование слова визуально, заканчивайте в позитивной кинестетике (как правило, позитивные чувства связаны со средней линией тела).


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.