Тема 4. Мотивация труда персонала — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема 4. Мотивация труда персонала

2017-10-08 2840
Тема 4. Мотивация труда персонала 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Задание 1. Контрольный тест.

 

Вариант 1

 

1. Мотивация труда – это:

а) стремление работника удовлетворить потребности посредством трудовой деятельности

б) процесс увеличения объемов производства и повышения качества

в) процесс удовлетворения потребностей производства через трудовой потенциал

г) процесс побуждения себя и других к деятельности для удовлетворения духовных потребностей

2.Какой элемент не содержится в структуре мотива:

а) благо

б) стимул

в) потребность

г) цена

3.Все современные теории мотивации основаны на двух основных понятиях – это:

а) желание и стоимость

б) потребность и трудовое действие

в) ценность и стимулы

г) потребности и вознаграждение

 

4.Процесс мотивации поведения через потребности по теории Абрахама Маслоу – является:

а) незаконченным

б) циклическим

в) бесконечным

г) многоэтапным

5. Не соблюдение мотива справедливости приводит работников:

а) к совершенствованию

б) к отставанию

в) к инновациям

г) к демотивации

Вариант 2

1. К первичным потребностям относятся:

а) культурные потребности

б) психологические потребности

в) материальные потребности

г) физиологические потребности

 

2. Вторичные потребности – это:

а) юридические потребности

б) психологические потребности

в) производственные потребности

г) физиологические потребности

3. Степень желательности, привлекательности, приоритетности для человека достижения конкретного результата получила в теории мотивации название:

а) наказание

б) валентность

в) потребность

г) вознаграждение

 

4. Внутреннее вознаграждение дается:

а) самой работой

б) организацией

в) правительством

г) психологом

 

5. Внешне вознаграждение дается:

а) МЧС

б) организацией

в) самой работой

г) психологом

Вариант 3

1. Исходя из положений теории мотивации, деятельность человека всегда обусловлена реально существующими:

а) желаниями

б) увлечениями

в) выгодами

г) потребностями

2. Мотив состязательности присущ:

а) всем творческим личностям

б) некоторым предпринимателям

в) только руководителям

г) каждому человеку

3. Установление дружеских отношений в коллективе, принадлежности к организации – это характеристика соответствует потребности:

а) в безопасности

б) в признании

в) в поддержании социальных контактов

г) в самовыражении

 

4. Иметь постоянный источник доходов, жилье, право на гарантированную пенсию, получить квалифицированную медицинскую помощь, жить в обстановке мира – это характеристика соответствует потребности:

а) в безопасности

б) в признании

в) в поддержании социальных контактов

г) в самовыражении

5. Исходя из положений теории мотивации, потребности человека определяют:

а) стиль его жизни

б) его культуру

в) его поведение

г) его возможности

Вопросы по теме:

1. Каково содержание мотивации работников к труду?

2. Какова структура мотива (назовите элементы и охарактеризуйте их)?

3. На каких понятиях строятся современные теории мотивации?

4. Какие содержательные теории мотивации Вы знаете? В чем суть содержательных теорий мотивации?

5. Какие процессуальные теории мотивации Вы знаете? В чем суть процессуальных теорий мотивации?

6. Охарактеризуйте виды мотивов к труду.

Тема 5. Стимулирование трудовой деятельности персонала

Задание 1. Контрольный тест.

Вариант 1

1. Стимулирование труда – это:

а) целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его трудовую активность

б) целенаправленное применение по отношению к человеку мотивов для воздействия на его трудовую активность

в) целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его эмоциональное состояние

г) целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его материальное благосостояние

 

2. Теория подкрепления Синклера предполагает воздействие на поведение работников посредством следующих способов:

а) положительное подкрепление, наказание гашение, отрицательное подкрепление

б) толерантное поведение, гашение, наказание, активное поведение,

в) активное подкрепление, косвенное подкрепление, гашение, наказание

г) отрицательное подкрепление, наказание, прямое подкрепление, затухание

 

3. Функция стимулирования, которая выражается в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства – называется:

а) социальная;

б) экономическая;

в) нравственная;

г) административная;

 

4. Подкрепление, при котором поощряются действия, имеющие позитивную направленность – называется:

а) положительное подкрепление;

б) отрицательное подкрепление;

в) гашение;

г) наказание;

 

5. Эффективное подкрепление всегда должно быть:

а) своевременным, справедливым, конкретным

б) традиционным, регулярным, долговременным

в) конкретным, постоянным, справедливым

г) справедливым, неожиданным, краткосрочным

 

Вариант 2

 

1. Подкрепление, при котором отсутствует подкрепление отрицательных или положительных действий приводит к их затуханию – называется:

а) положительное подкрепление

б) отрицательное подкрепление

в) гашение

г) наказание

 

2. Подкрепление, которое характеризуется прямым воздействием на человека, направленное на пресечение негативных действий, недопущение их в будущем – называется:

а) положительное подкрепление

б) отрицательное подкрепление

в) гашение

г) наказание

 

3. Подкрепление, при котором поощряется отсутствие действий, имеющих негативную направленность – называется:

а) положительное подкрепление

б) отрицательное подкрепление

в) гашение

г) наказание

 

4. Функция стимулирования, которая определяется тем, что обеспечивает формирование структуры общества через различный уровень доходов, зависящий в значительной степени от воздействия стимулов на различных людей – называется:

а) социальная

б) экономическая

в) нравственная

г) административная

 

5. Функция стимулирования, которая определяется тем, что стимулы к труду должны способствовать формированию сплоченного коллектива, отношений партнерства между руководителями и подчиненными – называется:

а) социальная;

б) экономическая

в) нравственная

г) административная

 

Задание 2. Внимательно изучите и проанализируйте информацию, изложенную в представленных ниже кадровых ситуациях. Сформулируйте выводы, ответьте на поставленные вопросы и предложите мероприятия, которые позволят разрешить сложившиеся кадровые ситуации на предприятиях.

Ситуация 1

Существует такой вид стимулирования как «планы дополнительных выплат »,стимулирующий поиск новых рынков сбыта, путей максимизации сбыта. Это могут быть подарки от фирмы, субсидирование служебных расходов, покрытие личных расходов, косвенно связанных с работой (деловых командировок не только работника, но и его супруги или друга в поездке).

Для каких, из нижеуказанных предприятий он будет наиболее эффективен? Аргументируйте свой ответ.

а) торговый дом ОАО «ВЗТДиН» (специализируется на продаже изделий в области тракторостроения)

б) ООО «Пекарь» (специализируется на выпечке хлебобулочных изделий)

в) фирма «Издатель» (специализируется на распространении полиграфической продукции: книги, рекламные буклеты, плакаты, календари и т.д.)

 

Ситуация 2

В 70-х годах на советских предприятиях активно использовались следующие методы морального стимулирования:

- доска почета,

- поощрительные грамоты и благодарности победителям социалистических соревнований,

- награждение памятными подарками за хорошую работу и др.

Стоит ли использовать данные методы в современных системах управления персоналом? Аргументируйте свой ответ и предложите свои варианты

 

Ситуация 3

Предприятие ООО «Заря» использует современные и дорогостоящие методы стимулирования:

- денежное стимулирование (премии, бонусы),

- материальное стимулирование (предоставление жилья, кредиты, бесплатное питание и др.)

Однако в последнее время производительность труда резко снизилась. Руководство предприятия в замешательстве: при высоком уровне заработной платы и регулярном материальном поощрении раскрыть и использовать трудовой потенциал работников в полном объеме не удается.

В чем причина (сделайте предположение)? Какие мероприятия Вы можете посоветовать руководству ООО «Заря» для разрешения сложившейся кадровой ситуации?

Вопросы по теме:

1. Сформулируйте определение понятия «стимулирование труда».

2. В чем заключается идея теории подкрепления Синклера?

3. Какие функции выполняет стимулирование труда?

4. Перечислитевиды и формы стимулированиятруда.

5. Какие формы стимулирования относятся к экономическому денежному стимулированию?

6. Какие формы стимулирования относятся к экономическому неденежному стимулированию?

7. Какие формы стимулирования относятся к неэкономическому стимулированию?

Тема 6. Управление карьерой

Задание 1. Контрольный тест.

 

Вариант 1

 

1. Профессиональная (деловая) карьера внутри предприятия реализуется в 3-х направлениях, и соответственно им выделяют виды карьеры:

а) вертикальная, горизонтальная, центростремительная

б) линейно-функциональная, перспективная, горизонтальная

в) перспективная, вертикальная, цикличная

г) горизонтальная, функциональная, нисходящяя

 

2. Мотив карьеры, при котором человеком движет стремление к независимости – именуется:

а) потребность в первенстве

б) стиль жизни

в) обладание властью

г) автономия

 

3. Мотив карьеры, при котором человеком руководит желание получить должность, связанную с высокой заработной платой или иными формами вознаграждения – именуется:

а) материальное благосостояние

б) потребность в первенстве

в) стиль жизни

г) обладание властью

 

4. Мотив карьеры, при котором человек стремиться быть непревзойденным специалистом, уметь решать самые сложные проблемы, то есть быть лучшим из лучших – именуется:

а) материальное благосостояние

б) потребность в первенстве

в) функциональная компетентность

г) стиль жизни

 

 

5. Мотив карьеры, при котором человеком управляет стремление сохранить и упрочить свое положение в организации – именуется:

а) потребность в первенстве

б) стиль жизни

в) обладание властью

г) безопасность и стабильность

Вариант 2

1. Мотив карьеры, при котором человек стремиться к привилегиям и статусным символам (личный кабинет, служебный автомобиль и т.д.) – именуется:

а) материальное благосостояние

б) потребность в первенстве

в) стиль жизни

г) обладание властью

 

2. Мотив карьеры, при котором человек ставит задачу интегрировать, с одной стороны, свои интересы как работника, а с другой – потребности своей семьи – именуется:

а) материальное благосостояние

б) стиль жизни

в) автономия

г) безопасность и стабильность

 

3. Мотив карьеры, при котором человек стремиться показать себя всегда и везде лучшим, обойти своих коллег – именуется:

а) потребность в первенстве

б) стиль жизни

в) автономия

г) функциональная компетентность

4. Этап профессиональной карьеры, на котором люди могут сосредоточиться на передаче своих знаний, опыта и мастерства – именуется:

а) завершающий

б) подготовительный

в) стабилизационный

г) зрелый

5. Этап профессиональной карьеры, на котором происходит вхождение молодого работника в мир работы, овладение новой профессией, поиск своего места в коллективе – именуется:

а) завершающий

б) подготовительный

в) стабилизационный

г) адаптационный

Задание 2. Ознакомьтесь с предложенной кадровой ситуацией, проанализируйте её. Определите вид карьеры, её мотив и этап, на котором находится сотрудник организации.

 

Ситуация 1

Главный специалист Воронов С.А. в этом году отмечает 30-летие трудового стажа в фирме ООО «МАРС». За эти годы он завоевал всеобщую любовь и признание коллег и руководства. Он активно помогает «новичкам» влиться в коллектив, передаёт им свои знания и умения.

Будучи высококвалифицированным специалистом, он неоднократно выполнял важные задания руководства и успешно с ними справлялся благодаря богатому накопленному опыту. Руководство высоко ценит Воронова С.А., зная его уникальные способности, активно использует их в управлении организацией.

 

Ситуация 2

Рябцева Н.Н. молодой специалист (экономист-бухгалтер), работает в ООО «ФЕНИСТ» с момента окончания ФГОУ ВПО «ВолГУ» по специальности «Экономика предприятия».

За время работы в фирме проявила себя как высококвалифицированный, ответственный работник, обладающий организаторскими способностями. Именно поэтому руководство ООО «ФЕНИСТ» очень довольно её работой, на должности, заведующей сектором по оплате и стимулирования труда и видит её как перспективного менеджера.

Сама же Рябцева не хочет останавливаться на достигнутых результатах, так как полна сил и творческих идей, к тому же она предпочитает быть ведущей, а не ведомой.

Ситуация 3

Сурикова В.В. многодетная мать. Однако считает, что роль домохозяйки ей не подходит. Поэтому всю свою сознательную жизнь она работала, стремилась стать высококвалифицированным и высокооплачиваемым специалистом по своей профессии. И это ей удалось.

За последние два года назад её дважды повышали в должности, что существенно повысило уровень её материальной обеспеченности.

Ситуация 3

Иванов И.И. работает ведущим специалистом в отделе маркетинга фирмы ООО «Лангуст» уже 17 лет. Неоднократно ему предлагали повышение в должности, так как он является непревзойденным специалистом; пользуется уважением администрации, которая неоднократно обращается к нему за советом, считая его авторитетным сотрудником, имеющим богатый опыт работы.

Вопросы по теме:

1. Сформулируйте определения понятий «карьера» и «профессиональная карьера».

2. В каких направлениях профессиональная карьера реализуется внутри организации?

3. Какова главная задача управления карьерой?

4. Какие виды карьеры Вы знаете? Охарактеризуйте их.

5. Какие модели карьеры реализуются в организации? Охарактеризуйте их.

6. Назовите и охарактеризуйте виды мотивов карьерного роста.

7. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы профессиональной карьеры в организации.

Тема 7. Аттестация персонала

Задание 1. Контрольный тест.

 

Вариант 1

1. Аттестация персонала – это:

а) кадровые мероприятия, которые призваны оценить соответствие уровня, качества и потенциал работника требованиям, выполняемой работы;

б) кадровые мероприятия, которые призваны оценить соответствие уровня заработной платы, количество и размеры поощрений работника его должностному статусу;

в) кадровые мероприятия, которые призваны оценить соответствие уровня труда, заработной платы и стимулирования работника его потребностям;

г) кадровые мероприятия, которые призваны оценить степень свободы, демократичности и гражданского сознания работника конституции РФ;

 

2. Оптимальная периодичность проведения аттестации:

а) ежегодное проведение аттестации

б) не чаще, чем один раз в 7 лет

в) не чаще, чем один раз в три года

г) ежеквартально

3. Аттестация имеет большое значение и тот факт, что она способствует повышению эффективности системы стимулирования труда за счет объективной увязки реального вклада работника с его материальным вознаграждением – это:

а) социально-экономическое значение аттестации

б) организационно-производственное значение

в) социально-психологическое значение

г) организационно-административное значение

 

4. Аттестация имеет большое значение и тот факт, что она дает информацию о качестве укомплектованности кадрами различных подразделений, позволяет определить степень эффективности программ развития персонала, мотивирует сотрудников к участию в этих программах – это:

а) социально-экономическое значение аттестации

б) организационно-производственное значение

в) организационно-административное значение

г) организационно-экономическое значение

 

5. Аттестация имеет большое значение и тот факт, что в ходе ее удовлетворяется базовая потребность работников в объективной оценке их деятельности, признании их специфических достижений – это:

а) социально-экономическое значение аттестации

б) организационно-производственное значение

в) социально-психологическое значение

г) организационно-административное значение

 

Вариант 2

 

1. Принцип аттестации, который указывает на то, что ее прохождение должно быть обязательным для всех категорий работников, кроме тех, кто не подлежит аттестации – именуется:

а) гласность

б) комплексность

в) всеобщность

г) объективность

 

2. Принцип аттестации, который указывает на то, что должна оцениваться вся совокупность важнейших факторов, определяющих эффективность деятельности на данном конкретном рабочем месте – именуется:

а) комплексность

б) дифференциация оценок

в) системность

г) всеобщность

 

3. Принцип, который указывает на то, что стандарты результативности труда, используемые для оценки труда, должны быть заранее известны работникам – именуется:

а) гласность

б) дифференциация оценок

в) всеобщность

г) объективность

4. Принцип аттестации, который указывает на то, что аттестация должна проводиться регулярно, через определенные промежутки времени, за исключением внеочередных аттестаций – именуется:

а) комплексность

б) систематичность

в) всеобщность

г) объективность

5. Аттестация выступает – гарантом:

а) демократии для работников фирмы

б) социальной справедливости для работников

в) занятости для работников

г) социальной ответственности работников

Вопросы по теме:

1. Сформулируйте определение понятия «аттестация персонала».

2. В чем состоит значение аттестации персонала?

3. На каких принципах должны выстраиваться аттестационные мероприятия?

4. Назовите и охарактеризуйте основные этапы аттестации персонала?.

5. Перечислите документы, регламентирующие процесс аттестации персонала.

6. Каковы цели беседы с работником по результатам аттестации?

7. Перечислите общие правила проведения беседы с работником по результатам аттестации.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.