Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-10-08 | 507 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Чтение стихотворения учителем.
— Ваши впечатления от прочитанного?
2. Словарно-лексическая работа.
—. Объясните значение слов:
МОЛИТВЕННО - с молитвой.
ЧАРУЮЩИЙ — от чары — волшебство, колдовство. ПРИВЕТНЫЙ - (устар.) обращенное к кому-нибудь выражение чувства личной приязни, доброго пожелания.
—Подберите синонимы к слову: гордиться (кичиться, чваниться, важничать, пыжиться, зазнаваться, заноситься, форсить, тщеславиться, задирать нос и др.).
—Подберите антонимы к слову: бодро (устало).
3. Беседа по содержанию стихотворения.
—Как поэт относится к Родине? Какие слова он находит для того, чтобы передать свои чувства?
—Объясните слова поэта: «Я в каждом шелесте листов твой голос узнаю».
—Какой изображает автор родную землю?
4. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
— Какое настроение выразите при чтении?
VI. Итог урока Домашнее задание: выучить стихотворение С. Дрожжина.
—Рассмотрите иллюстрацию на с. 136—137 учебника.
—О каких событиях из жизни нашей Родины они рассказывают?
Домашнее задание: выучить стихотворение С. Дрожжина.
Урок. А.В. Жигулин. «О, Родина!»
Цели: ознакомить с жизнью и творчеством А.В. Жигулина; обучать выразительному чтению стихотворений; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину; развивать память, речь, мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение стихотворения С. Дрожжина «Родине».
III. Работа с пословицами
— Составьте из данных частей предложений пословицы.
Объясните их смысл.
Родина — мать, что соловей без песни.
Человек без Родины, во сне снится.
На чужбине родная землица умей за нее постоять.
|
IV. Физкультминутка
V. Слово учителя о поэте
Анатолий Владимирович Жигулин родился 1 января 1930 г. в Воронеже в крестьянской семье. В 1949 г. Жигулин — студент-первокурсник Воронежского политехнического института — был арестован за участие в подпольной организации (в конце 80-х годов Жигулин расскажет об этом в автобиографической повести «Черные камни»); до 1954 г. включительно находился в заключении в Сибири — строил железную дорогу Тайшет-Братск, работал на золотых и урановых рудниках.
Образ России — один из главных в поэзии Жигулина: знакомые с детства «маковки церквей за пиками елок» («Дорога на плес», 1964 г.), «И ржавый крест над колокольней...» («О, Родина! В неярком блеске...», 1967 г.). Жигулин вместе с такими поэтами, как В.Н. Соколов, Н.М. Рубцов, помогал сохранить в сознании современников традиционный облик Святой Руси и выразил чувство горечи, вызванное утратой многих духовных ценностей. Но Жигулину дорог «И низкий холмик со звездой...», ибо она над могилой товарища по лагерю или солдата, защищавшего страну от фашистского нашествия. В 70-е годы «церковь белая» с «серебряным крестом» перестает быть только приметой национального пейзажа или принадлежностью русской культурной истории. Герой Жигулина задумывается о Боге («Воронеж, детство, половодье», 1972 г.); его все сильнее волновал вопрос смерти и бессмертия души вне «этой жизни на земле» («Скоро, скоро холода...», 1973 г.), о «связи небес и человека» («Суздаль», 1973 г.; «Крещенье. Солнце играет», 1976г.)
Образ света озаряющего становится сквозным в поэзии Жигулина в конце 70-х годов и в 80-е годы («кресты не померкли», «кресты блестят», «светится лик золотой»). Христианская идея любви определяет теперь этику Жигулина: «церковь для меня — любовь» («Коломенское», 1975 г.). Он убежден, что только «Бог — задумчив и суров» и еще «Любовь, что так кротка и терпелива» могут вдохновить на создание подлинных произведений искусства («Архангельское», 1973 г.). Духовность, заботу о душе Жигулин полемически противопоставлял «радостям быта» («Пишу о душе. А душа...», 1974 г.). В те же годы Жигулин активно разрабатывал историческую тему (фрагменты поэмы «За други своя»). Особое внимание Жигулин уделял фактам уничтожения духовных ценностей в начале 30-х годов («Из российской истории», 1976 г.; «Сто лет горит лампада...», 1980 г.). «Огонь лампады» у могилы героя русско-турецкой войны 1878 г. Жигулин ставил в один ряд с Вечным огнем у могил солдат Великой Отечественной войны. В 1984 г. он написал об исторической связи между Георгиевским крестом и орденом «Знак Почета» («Георгиевский крест — награда небольшая...»).
|
Идея единства русской истории и преемственности поколений защитников чести и достоинства Отечества — характерная черта исторического сознания Жигулина 80-х годов.
В 80-е годы усилилось трагическое начало в поэзии Жигулина: жизнь «боли полна»; «ветер боли и тревоги / Над бедной родиной моей...» («Покинутая деревня», «На родине»). В 1982 г. Жигулин написал о своей вещей тревоге, о предчувствии новых бед и страданий: «С кроткой молитвой / За камни святые берусь, / Вижу, как ворон кружится / Далече-далече...» («На псковской земле»).
В начале 90-х годов Жигулин создал цикл из 12 стихотворений «Тревожное время России» («Литературная газета». 1992 г. 23 декабря), где нашли отражение основные темы жигулинс-кого творчества (ответственность перед прадедами за целостность Отечества, память о «колымском конвое»; любовь, не подвластная времени; защита исторической правды). Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта, видящего укрепление власти дьявола и разгул зла, терзающих «горемычную страну». Жигулин рисовал картину разрушения родины.
VI. Работа над стихотворением «О, Родина!»
1. Самостоятельное чтение стихотворения.
2. Беседа по содержанию стихотворения.
О чем стихотворение Жигулина?
—Как можно его озаглавить?
—Как поэту удается подчеркнуть, что он любит Родину без громких слов?
—Подберите синоним к слову: трепетный (дрожащий, взволнованный).
—Найдите в тексте слова-антонимы. (Обиды и прощенье.)
—Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения? Почему поэт использует такое сравнение?
—Что является для автора главным?
3. Выразительное чтение стихотворения
VII. Итог урока
|
—Какие чувства испытывает автор?
—Что вы о нем узнали на уроке?
Домашнее задание: найти и прочитать другие стихи А. Жигулина; подготовить выразительное чтение одного из них.
Урок. Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.А. Слуцкого; формировать навыки правильного, выразительного чтения; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство сострадания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихов А. Жигулина.
III. Введение в тему
1. Знакомство с поэтом. Рассказ учителя о поэте.
Борис Абрамович Слуцкий родился 7 мая 1919 г. в городе Славянске (Донбасс) в семье служащего. Учился в Харькове. С 1937 г. переехал в Москву, где сначала занимался юриспруденцией, затем поступил в Литературный институт им. М. Горького, который окончил в 1941 г. Первые стихи были опубликованы в этом же году.
Отечественная война изменила все планы будущего поэта. Уходит на фронт, надолго оставив поэзию. Начинает войну солдатом, после тяжелого ранения, оставшись на фронте, становится политруком. Вновь стал печататься с 1953 г. в различных изданиях.
В 1957 г. опубликовал книгу стихов — «Память», затем последовали другие сборники: «Время» (1959), «Сегодня и вчера» (1961), «Работа» (1964), «Современные истории» (1969), «Годовая стрелка» (1971). «Доброта дня» (1973) и др. В 1984 г. выходит сборник «Сроки». Переводил польскую, немецкую, английскую поэзию.
22 февраля 1986 г. Б. Слуцкий умер в Туле.
(Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.)
2. Рассказ учителя об истории создания стихотворения «Ло
шади в океане».
Автор написал стихотворение «Лошади в океане» в 1951 г., летом, на основе реальных событий. Один из его друзей рассказал, что читал в журнале статью об «американском транспорте с лошадьми, потопленном немцами в Атлантике». Слуцкий написал это стихотворение сразу, очень быстро, почти не правил стихи впоследствии. Вот что пишет он сам: «Это почти единственное мое стихотворение, написанное без знания предмета. Почти. В открытое море я попал впервые 15 лет спустя. Правда, как плавают лошади, наблюдал самолично,
|
так как весной 1942 г. переплыл на коне ледовитую подмосковную речку.
Даже Твардовский, хвалить чужие стихи не любивший, сказал мне... что он эти стихи заприметил:
— Но рыжие и гнедые — разные масти.
Стихи так нравились Эренбургу, что их ему посвятил. Напечатали «Лошадей»... в «Пионере»... как детское стихотворение о животных... потом их перепечатывали десятки раз. Я знаю 4 польских перевода, несколько итальянских. На «Лошадей» написано несколько музык. Говорят, нищие пели их в электричках. На вечерах первые строки иногда встречались хохотком публики, медленно привыкавшей к нешуточному повороту дела...»
IV. Физкультминутка
V. Работа над стихотворением «Лошади в океане»
1. Чтение стихотворения учителем.
После чтения, выдержав паузу, учитель спрашивает:
— Ваши впечатления от прочитанного?
2. Работа над содержанием текста.
—Что произошло в океане? Почему это случилось?
—Подберите синонимы к словам: гордый (горделивый, полный собственного достоинства, самолюбивый, высокомерный); счастье (блаженство, удача, судьба).
—Как поняли выражение «на исходе лошадиных сил...»?
—Назовите цитаты, которые выражают отношение поэта к гибнущим лошадям.
3. Выразительное чтение стихотворения.
VI. Итог урока
— Рассмотрите иллюстрации на с. 141. Какому периоду жизни нашей страны они посвящены?
— Какие рассказы и стихотворения о войне вы читали?
Домашнее задание: подготовить пересказ текста о войне иливыразительное чтение стихотворения о ней; выучить стихотворение «Лошади в океане» (по желанию).
Урок 82. Обобшаюший урок по разделу «Родина»
Цели: повторить и обобщить изученный раздел; развивать память, речь, мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
Класс делится на 2 команды. Каждая команда придумывает
себе название и девиз.
II. Конкурсная программа Этап I. «Название раздела*
Мой первый друг, Антипин Колька! Он, верно, помнит этот день, Когда на тихом солнцепеке Накрыла нас живая тень. Мы оглянулись и застыли, Разинув в оторопи рты: Стоял солдат, седой от пыли, И улыбался с высоты. И вдруг, подхваченный тем мигом, Признав чутьем, а не с лица, Я задохнулся сладким криком. В немом объятии отца. К его щеке припал и замер. А сзади, в ярком свете дня, Смотрел сиротскими глазами Антипин Колька на меня.
(Валентин Богданов)
—Прочитайте стихотворение.
—О чем оно? Как вы поняли смысл стихотворения?
—Можно ли это стихотворение ввести в наш раздел, который мы только что изучали?
—Какое название вы бы дали этому разделу?
— Что объединяет произведения, включенные в него?
(Выбирается название раздела.)
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!