Ознакомление с новым рассказом — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Ознакомление с новым рассказом

2017-10-08 369
Ознакомление с новым рассказом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Вводная беседа.

—Во время речевой разминки вы читали стихотворение «Причина». Как вы поняли его смысл? (Высказывания детей.)

—Сейчас мы прочитаем рассказ В.Ю. Драгунского «Глав­ные реки», который, я думаю, поможет вам избавиться от других недостатков.

2. Первичное чтение рассказа.

(Читают учитель и хорошо читающие учащиеся.,

3. Беседа после чтения.

— Ваши впечатления от прочитанного?

iV. Словарно-лексическая работа

— Подберите синонимы к словам: позор (бесславие, бесчестье; стыд (и срам), скандал, позорище (разг.); срамота, стыдоба (народно-поэт.)); ловко (I. проворно, юрко; верт­ко (разг.); сноровисто (прост.); 2. удобно.); примчаться
(прибежать, приехать); вежливый (учтивый, корректный,

предупредительный, любезный, деликатный, галантный); бодро (1. молодцом, по-молодецки, лихо (разг.); 2. жизне­радостно.); продекламировать (прочитать, прочесть); вле­пить (поставить, ударить).

V. Физкультминутка

VI. Работа над содержанием сказки

—От чьего имени ведется рассказ? Почему?

—К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы ис­править положение? Помогают ли герою подсказки дру­зей?

VII. Чтение рассказа по ролям

— При чтении постарайтесь передать характер героев, отно­шение автора к своему герою.

VIII. Проверка домашнего задания

— Какие сказки вы сочинили дома?
(Слушаем несколько человек.)

IX. Итог урока

— Какой урок извлек Дениска из всего произошедшего?
Домашнее задание: подготовить пересказ текста от имени Де­ниса; вспомнить или найти сведения о жизни и творчестве Драгунского.

 

 

Урок 48. В.Ю. Драгунский. «Что любит Мишка»

Цели: расширить знания детей о творчестве В.Ю. Драгун­ского; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Только Таня утром встанет, Танцевать Танюшу тянет. Что тут долго объяснять — Таня любит танцевать!

—Прочитайте стихотворение с разными интонациями.

—Ребята, а что вы любите больше всего на свете?

III. Работа над новым рассказом В. Драгунского

1. Первичное чтение рассказа «Что любит Мишка».

— О том, что любят друзья Денис и Мишка, расскажет нам
Виктор Драгунский.

(Чтение рассказа цепочкой.)

2. Беседа после чтения.

—Смешно ли вам было при чтении этого рассказа?

—Почему учитель пения не похвалил Мишку? Отчего маль­чик покраснел?

—Как характеризуют ребят их ответы учителю?

3. Словарно-лексическая работа.

—Подберите синонимы к словам: приветливое (ласковое); поведать (рассказать, изложить, сообщить, пересказать, расписать (разг.)); мир (вселенная, земля, сфера).

—Подберите антоним к слову любовь (ненависть).

4. Беседа о чувстве ненависти.

— Очень сильное чувство ненависть. А что можно ненави­
деть?

(Высказывания детей.)

IV. Физкультминутка

V. Слово учителя о писателе

Виктор Юзефович Драгунский родился 30 ноября 1913 г. в Нью-Йорке, где поселились его родители, эмигрировавшие из России в поисках лучшей жизни. Однако уже в 1914 г., неза­долго до начала Первой мировой войны, семья вернулась об­ратно и осела в Гомеле, где и прошло детство Драгунского. На становление его личности повлиял не столько рано умерший от сыпного тифа отец, сколько два отчима — И. Войцехович, погибший в 1920 г. красный комиссар, и актер еврейского те­атра М. Рубин, с которым семья Драгунского ездила по юго-западу России. В Москву они перебрались в 1925 г., но и этот брак окончился для матери драматически: Рубин уехал на гас­троли и не вернулся. Драгунскому надо было зарабатывать на жизнь самостоятельно. После школы он поступил учеником токаря на завод «Самоточка», откуда его вскоре уволили за тру­довую провинность. Устроился учеником шорника на фабри­ку «Спорт-туризм» (1930 г.).

Поступил в «Литературно-театральные мастерские» (руко­водитель А. Дикий) учиться актерскому ремеслу. После окон­чания курса был принят в Театр транспорта (ныне Театр им. Н.В. Гоголя). Позднее выступавший на смотре молодых талан­тов актер был приглашен в Театр сатиры. В 1940 г. были опуб­ликованы его первые фельетоны и юмористические рассказы.

Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бри­гадами. Немногим более года работал в цирке клоуном, потом вернулся в театр. Назначенный во вновь созданный Театр-сту­дию киноактера (1945 г.) Дикий пригласил туда и Драгунско-

го. Удачно сыграв в нескольких спектаклях, снявшись у М. -Ромма в фильме «Русский вопрос», Драгунский тем не менее искал новое поприще: в театре-студии с его огромной труп­пой, куда входили именитые кинозвезды, молодым и не очень известным актерам не приходилось рассчитывать на посто­янную занятость в спектаклях.

Драгунский создал пародийный «театр в театре» — приду­манная им «Синяя птичка» (1948—1958 гг.) разыгрывала нечто вроде забавных капустников. Мгновенно прославившийся кол­лектив приглашали в Дом актера, в научно-исследовательские институты. По предложению руководства Мосэстрады Драгун­ский организовал эстрадный ансамбль, который также назы­вался «Синяя птичка» и ставил концертные программы. Здесь играли Е. Весник, Б. Сичкин, тексты писали В. Масс, В. Ды-ховичный, В. Бахнов. Для этих программ Драгунский приду­мывал интермедии и сценки, сочинял куплеты, эстрадные мо­нологи, цирковые клоунады. В соавторстве с поэтессой Л. Да­видович сочинил несколько популярных песен («Три вальса», «Чудо-песенки», «Теплоход», «Звезда моих полей», «Березонь­ка»). По общему признанию, Драгунский был очень талантли­вым человеком, но вряд ли кто-то предполагал, что он станет прозаиком — это произошло будто в одночасье.

Драгунский обладал особым чутьем на мелочи жизни. Ме­муаристы вспоминают, что он находил какие-то замечатель­ные московские уголки, неизвестные другим, знал, где прода­ют чудесные бублики или можно увидеть что-нибудь интерес­ное.

Он ходил но городу и впитывал краски, звуки и запахи. Все это отразилось в «Денискиных рассказах», которые хороши не только потому, что там с необыкновенной точностью переда­на психология ребенка: в них отразилось свежее, неискажен­ное восприятие мира— те самые звуки, запахи, ощущения, уви­денные и почувствованные словно впервые. То, что певчих птиц показывают в павильоне «Свиноводство» (рассказ «Белые ама-дины»), — не просто необычайно острый поворот, дающий воз­можность взглянуть на события с иронией, это деталь одно­временно и поразительно точная, и многозначная: тут и при­мета времени (павильон расположен на ВДНХ), и знак пространства (Дениска живет возле Чистых прудов, а Выстав­ка достижений народною хозяйства находится вдалеке от цен­тра города), и психологическая характеристика героя (отпра­вился в такую даль вместо того, чтобы поехать в воскресенье на Птичий рынок).

Рассказы привязаны к конкретному времени (первые по­явились в 1959 г.), и хотя самих примет времени не так много, здесь передан дух 1950—1900-х годов. Читатели могут не знать, кто такой Ботвинник или что за клоун Карандаш: они воспри­нимают атмосферу, воссозданную в рассказах. И точно так же, если у Дениски и был прототип (сын писателя, тезка главного героя), то герой «Денискиных рассказов» все равно существу­ет сам по себе, он вполне самостоятельный человек, и не он один: рядом с ним его родители, друзья, товарищи по двору, просто знакомые или еще не знакомые люди.

Точные детали и определенность ситуаций в тех немногих повестях и рассказах, что написаны Драгунским для взрослых, напротив, придают этим произведениям жесткость. Драматизм их почти переходит в трагедию (при жизни автора не был на­печатан рассказ «Старухи», который высоко оценил главный редактор журнала «Новый мир» А.Т. Твардовский).

Однако автор не дает оценок, уж тем более не критикует социальную действительность: он рисует человеческие харак­теры, по которым, словно по разрозненным деталям, можно восстановить целое жизни. Повесть «Он упал на траву» (1961 г.) рассказывает о самых первых днях войны. Герой ее, по инва­лидности не взятый в армию молодой художник, записался в ополчение и погиб.

О человеке, существующем времени вопреки, по крайней мере, не во всем с ним согласном, рассказывается в повести «Сегодня и ежедневно» (1964 г.).

Клоун Николай Ветров, способный спасти любую програм­му, сделать сборы даже в провинциальном цирке, не в ладу с самим собой — и в жизни ему неуютно, неловко. Повесть эк­ранизировалась дважды, в 1980 и 1993 годах.

Умер Драгунский 6 мая 1972 г.

VI. Проверка домашнего задания

— Вы должны были подготовить пересказ рассказа от име­
ни Дениса. Послушаем.

I. Итог урока

—Что вы узнали о жизни и творчестве В. Драгунского?

—Чему учит нас автор?

—О чем задумались? Что вас особенно тронуло? Домашнее задание: подготовить выразительное чтение расска-а; читать другие рассказы В.Ю. Драгунского.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.