III. «Деревенская» тема в рассказах В. Шукшина. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

III. «Деревенская» тема в рассказах В. Шукшина.

2017-10-08 699
III. «Деревенская» тема в рассказах В. Шукшина. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вступительное слово.

О душе человеческой писал, в своих рассказах и Василий Макарович Шукшин, актер, режиссер, сценарист и писатель, обративший внимание читателей на «особенных» людей, «чудиков» и заставивший нас еще раз задуматься о нравственных ценностях человеческой жизни.

Г. Белая в книге «Художественный мир современной прозы» (1983) так писала об этом авторе: «Особенность Шукшина, принесшая ему заслуженную популярность, особенность, остро ощущавшаяся людьми самого разного культурного уровня, состоит в том, что его кругозор всегда включал в себя органическое ощущение и целостной народной правды, народной этической нормы — и противостоящих ей, раздробляющих её сил. И неприятие этих сил выражено у Шукшина крайне энергично. Шукшин — и в этом его подлинная народность — молчаливо исходил из уверенности в своей общности с читателем, зрителем, то есть с тем народным целым, органической частью которого он себя по праву чувствовал. Именно это придает его апелляции к душевной активности человека особую силу. Именно это позволяет ему... развернуть события так, чтобы человек сам почувствовал себя ответственным за происходящее, не сваливая вину на других людей, на обстоятельства, на устройство мира».

 

2. Работа с рассказамиШукшина (в группах).

Учитель предлагает подвести итог самостоятельной работы с текстами произведений Шукшина. Две группы учащихся — два рассказа Шукшина, вопросы предлагаются для обсуждения в группах (сами тексты уже прочитаны дома).

 

Карточка для группы 1.

 

РАССКАЗ «СРЕЗАЛ» (1970).

Мужики специально водят его (Глеба) к разным приезжим знаменитостям, чтобы он их «срезал». Зачем это мужикам? Да вот получают же они какое-то удовольствие от того, что их деревенский, свой, может срезать любого приезжего, ученого! На этом и «работает» Глеб...

Важно здесь то, что Глеб Капустин отлично понимает Журавлева, а вот Глеб для кандидата абсолютная загадка...

Глеб не прост, как вообще неоднозначны герои Шукшина, но он жесток, а «жестокость никто, никогда, нигде не любил еще», замечает автор, хотя некоторые размышления Глеба небезосновательны...

В. Горн «Характеры Василия Шукшина». 1981

 

1. Как вы объясните поведение Глеба Капустина, его желание «срезать» прибывающих на побывку бывших односельчан?

2. Проследите за ходом диалога-дискуссии. Каковы логические связи между высказываниями Капустина и Журавлева? Что позволяет Глебу одержать верх в разговоре с ученым? Или это — лишь кажущаяся победа?

 

Карточка для группы 2.

 

РАССКАЗ «МИЛЬ ПАРДОН, МАДАМ!» (1967).

...Среди шукшинских характеров есть одна любопытная разновидность, которая тоже требует к себе весьма осторожного подхода. Я имею в виду тех героев Шукшина, чья душа, по его собственному определению, «мечется и тоскует, если она не возликовала никогда, не вскрикнула в восторге, толкнув нас на подвиг, если не жила она никогда полной жизнью, не любила, не горела»...

Вот, к примеру, Бронька Пупков. Человек глубоко несчастный и, конечно же, заслуживающий всяческого сочувствия... Сквозь снисходительное сочувствие, сквозь добрый и теплый юмор чуть заметно проступает и нечто похожее на горечь, на задумчивое сострадание Броньке. Совестно признаться, но за Броньку все же немножко стыдно.

Л. Емельянов «Василий Шукшин». 1983

 

1. Как в этом суждении о рассказе Шукшина объясняется созданный писателем характер? Чем обусловлено желание главного персонажа рассказать заведомо нелепую историю? Какова ваша оценка его поведения?

2. Чем объясняется реакция самого Броньки на собственный рассказ о неудавшемся «покушении»?

 

IV. Итог урока.

В чем же своеобразие «деревенской» прозы? Что общего у писателей, объединяемых как создатели этого направления?

 

Урок 30

«Городская проза в современной литературе».

Ю. В. Трифонов. «Вечные темы

И нравственные проблемы

В повести «Обмен»

Цели: дать понятие о «городской» прозе ХХ века; рассмотреть вечные проблемы, поднятые автором на фоне городского быта; определить особенности произведения Трифонова (смысловая многозначность названия, тонкий психологизм).

 

Ход урока

Интимное, интимное берегите: всех сокровищ мира дороже интимность вашей души!

В. В. Розанов

 

I. «Городская» проза в литературе ХХ века.

Работа с учебником.

— Прочитайте статью (учебник под ред. Журавлева, с. 362—365).

— Что, по-вашему, обозначает понятие «городская» проза? В чем ее особенности?

— Свои выводы оформите в виде плана.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

1) Особенности «городской» прозы:

а) это крик боли за человека, «превращаемого в песчинку»;

б) литература исследует мир «через призму культуры, философии, религии».

2) Авторы «городской» прозы и жанры.

3) «Городская» проза Ю. Трифонова:

а) в повести «Предварительные итоги» урезонивает «пустых» философов;

б) в повести «долгое прощание» раскрывает тему крушения светлого начала в человеке в его уступках мещанству.

 

Обращение к эпиграфу урока.

— Как содержание «городской» прозы связано с эпиграфом сегодняшнего урока?

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.