Виды, ресурсы и основные концепции государственного регулирования экономики — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Виды, ресурсы и основные концепции государственного регулирования экономики

2017-10-07 1169
Виды, ресурсы и основные концепции государственного регулирования экономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Регулирование рынка — комплексная система мер, предпринимаемых деловыми предприятиями (прежде всего корпорациями), государством, межгосударственными организациями, по упорядочению рыночных отношений, сведению к минимуму отрицательных последствий действия рыночного механизма саморегулирования при сохранении его главных достоинств. Оно осуществляется преимущественно на макроуровне, когда правительство и центральный банк оказывают целенаправленное воздействие на совокупный спрос и совокупное предложение, а через них — на общий уровень цен, занятость, темпы экономического роста. Но и на микроуровне помимо внутрифирменного регулирования рынка проводится государственное регулирование, например, посредством антимонопольной политики, создающей условия для здоровой конкуренции, или правового регулирования межфирменных взаимосвязей. Общая задача макроэкономического регулирования — ориентация воспроизводственного процесса на заранее предусмотренный вариант социально-экономического развития страны. Данная задача реализуется через разработку и проведение в жизнь государством своей экономической политики.

Политика вообще есть искусство управления. Это общественная деятельность долгосрочного и краткосрочного характера (стратегия и тактика), направленная на защиту тех или иных социальных интересов, на завоевание и сохранение государственной власти. Под экономической политикой государства ее теоретик В. Ойкен понимал осознанные действия государственных институтов, нацеленные на изменение сложившейся экономической системы, корректировку тех или иных объективно протекающих в ней процессов. Придавая желаемое направление этим процессам, правительство и центральный банк по замыслу должны вроде бы стремиться к достижению стратегических и тактических целей всей страны и ее народа. Однако на деле в экономической политике зачастую находят отражение узкогрупповые интересы самих властных структур как непосредственных толкователей и интерпретаторов целевых установок в случае, если народ безмолвствует и не стремится активно участвовать в целеполагании, в выработке и реализации генеральной линии общенациональных хозяйственных действий. Уточним» трактовку В. Ойкена с учетом реалий сегодняшнего дня и проводя систематизацию экономической политики, можно выделить следующие виды экономической политики государства:

1. Политика «свобода действий + констебль», при осуществлении шпорой в стране сохраняется свободная рыночная экономика. Такая политика была распространена в XVIII-XIX вв. и основывалась на самостоятельном принятии решений рыночными субъектами, при этом экономическая роль государства сводилась лишь к защите частной собственности и не достигала минимальной границы его участия в экономике.

2. Политика централизованного управления экономикой — политика с полным или частичным упразднением частной собственности, характерная для командно-административной экономической системы.

3. Политика «срединного пути», предполагающая приближение к максимальной границе государственного присутствия в экономике и нахождение неких форм компромисса между механизмом рыночного саморегулирования и централизованным управлением экономикой, государство обеспечивает полную занятость, проведение антициклического регулирования и т.п.

4. Политика конкурентного порядка. Делая акцент на последо­вательной демонополизации национальной экономики, государство (действуя на уровне минимально необходимой границы своего присут­ствия в хозяйственной системе) способствует всемерному развертыва­нию конкуренции, не допуская в то же время нанесения экологическо­го ущерба и подрыва экономической безопасности страны.

5. Точечная (пунктирная) экономическая политика. Действия государства направлены на решение лишь отдельных наиболее острых проблем, создающих наибольшую угрозу для стабильности хозяйственной системы, на защиту интересов отдельных субъектов или сфер национальной экономики. Такое игнорирование принципа комплексности в реализации экономической политики неминуемо создает диспропорции в экономической системе, вызывая, например, товарно - денежную несбалансированность, несоответствие между потребительским и инвестиционным секторами.

Механизм государственного экономического регулирования — одна из важнейших подсистем современной экономики. Его структура не является застывшей, она диктуется потребностями технологического и социально-экономического развития, соотношением различных форм собственности и неразрывно связана с перегруппировкой политических сил в стране, сменой партий, стоящих у власти, изменениями в приоритетах проводимой ими экономической политики, эволюцией научных идей. Механизм государственного регулирования существенно различается по странам. Он отражает историю, традиции, тип национальной культуры, масштабы страны, ее геополитическое положение. От адекватности данным условиям зависит эффективность той или иной национальной модели государственного регулирования, поэтому было бы неверно пытаться найти готовые схемы и вообще жить по шпаргалке — здесь всегда требуется творческий подход, неустанный поиск ответов на вновь и вновь возникающие вопросы.

Механизм регулирования экономики включает ресурсы, объекты, субъекты, формы, методы, концепции и инструменты регулирования.

К ресурсам регулирования относятся:

■ государственные финансы (расходы государства и налоговые поступления в бюджет, а также во внебюджетные фонды);

■ государственный сектор экономики;

■ денежная масса под контролем центрального банка;

■ законодательное право;

■ возможность сбора и обработки информации.

В качестве важнейших резервов расширения ресурсов регулирования имеющихся у российского государства, которые можно было бы задействовать можно выделить:

■ недра, принадлежащие государству по закону;

■ экспортные возможности государственных предприятий;

■ простаивающие на государственных предприятиях производственные мощности;

■ естественные монополии, находящиеся под правительственным контролем;

■ не охваченную системой налогообложения теневую экономику;

■ эмиссию рублей в пределах замещения иностранной валюты, извлекаемой Банком России из обращения.

В мировой хозяйственной практике обозначился целый ряд концепций регулирования национальной экономики.

1. Концепция развития производства (со стороны предложения). Главным здесь признается стимулирование развития производительных сил и структурной перестройки экономики, допускающее несбалансированность воспроизводственного процесса. Эта концепция применялась в разные годы везде, но особенно в отстающих странах.

2. Концепция сбалансированного развития воспроизводства. Задачей правительства признается поддержание равномерного роста различных отраслей при максимально возможной его сбалансированности. Максимизация темпов роста не рассматривается в качестве самоцели. Проводятся антициклическое регулирование, политика доходов, занятости и внешнеэкономического равновесия. Эта концепция применяется сегодня в большинстве индустриально развитых стран.

3. Концепция стимулирования роста производства со стороны спроса. Ключевой задачей считается достижение устойчивого превышения совокупного спроса над совокупным предложением для ускорения темпов прироста ВВП, обеспечения полной занятости при допущении умеренной инфляции. Эта концепция применялась в США и многих странах Западной Европы до 70-х гг. прошлого столетия.

4. Концепция имнортозамещения. Применяется в условиях большой зависимости экономики от импорта, сочетающейся с недостаточной конкурентоспособностью национальной продукции на мировом рынке. Концепция стимулирования развития импортозамещающих производств использовалась в свое время, в частности, в СССР, Мексике, Чили, Бразилии, Аргентине, где проводилась так называемая догоняющая индустриализация, основанная на активном участии государства, которое создавало тепличные условия для национальной промышленности. Реализация подобной стратегии обычно оправдывается необходимостью ослабления зависимости экономики страны от непредсказуемых мировых рынков. На деле же ее осуществление ведет к консервации отставания национальной экономики, препятствует возникновению в ее отраслевой структуре неких мощных локомотивов развития, которые, вполне соответствуя мировым критериям эффективности, могли бы тянуть за собой сопряженные отрасли. В большинстве случаев концепция импортозамещения не обеспечивает преодоление технологического отставания страны.

5. Концепция стимулирования роста со стороны экспортных отраслей. Применялась в странах, где значительная доля продукции направляется на экспорт (Япония, Италия, Германия, Южная Корея и ряд других стран Юго-Восточной Азии, а также современные латиноамериканские государства). Основной задачей при этом признается повышение эффективности производства в отраслях, ориентированных на экспорт, с целью обеспечения высокой конкурентоспособности экспортной продукции на мировом рынке и проведения внешнеэкономической экспансии.

После Второй мировой войны главной задачей большинства стран считалось максимальное стимулирование роста производства. Сегодня типичной становится иная цель: контролируемое, комплексное, экологически и социально более рациональное развитие производства, т.е. безопасный, более качественный, нежели количественный, экономический рост. Прежде одной из главных целей было достижение максимальной сбалансированности производства. Однако в ближайшей перспективе вероятнее всего будет использоваться более гибкий подход, направленный на поддержание «рациональной несбалансированности». Здесь ведется поиск компромисса в комбинации относительно противоречивых макроэкономических целей — экономического роста и сбалансированности. Насколько нерациональным считается гипертрофированный рост диспропорциональной экономики, настолько же недопустима сбалансированность как самоцель при недостаточной правительственной поддержке локомотивов экономического роста.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.