Тема: Специфика педагогической деятельности . — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема: Специфика педагогической деятельности .

2017-10-11 1127
Тема: Специфика педагогической деятельности . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: Формирование представления об особенностях профессии педагога.

План лекции:

1. Назначение педагога в обществе

2. Педагогическая деятельность как метадеятельность

3.Педагогическая деятельность по содержанию, структуре и по форме

4. Специфика объекта труда педагогической детельности

5. Особенности профессии педагога

 

1. Назначение педагога в обществе. Педагог является представителем одной из самых социально значимых профессий. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности – таково предназначение педагога в обществе. Труд педагога не допускает однажды усвоенного алгоритма действий: это постоянный творческий поиск оптимальных решений разнообразных педагогических задач, требующий от педагога педагогических и психологических способностей. Во многих видах деятельности некачественно выполненную работу можно переделать. В воспитании брак, допущенный педагогом, имеет необратимые последствия. Ошибка учителя в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, несложившейся жизнью, разочарованием во всем. Тогда ошибка будет на совести педагога.

Особенность педагогической деятельности в том, что педагогу не всегда удается пожинать плоды своего труда, воочую наблюдать его истинные результаты: они проявятся в будущем. Педагог, трудясь в настоящем, «растит будущее». Педагогическая деятельность выполняет важнейшую созидательную социальную функцию, в процессе ее формируется и развивается не только конкретная личность, но и определяется будущее страны, обеспечивается ее культурный и производственный потенциал

Учитель не имеет права на ошибку – в его руках – судьба человека.

Образно говоря, работа учителя сразу, без репетиций выполняется набело, без черновиков (например, в отличие от театральных постановок), потому что воспитанники – это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня.

2.Метадеятельность. По определению Ю. Н. Кулюткина, педагогическая деятельность есть своеобразная «метадеятельность», то есть деятельность по организации другой деятельности, а именно деятельности детей.

3.Педагогическая деятельностьпо содержанию, структуре и по форме Анализируя специфические особенности педагогической деятельности, М. С. Каган выделил в ней следующие характеристики:
•– по структуре - это образовательная деятельность, в ходе которой преподаватель выполняет учебный план, создает методические разработки различных за методов обучения, преобразования детей и многих сторон личности самого педагога;
• по содержанию– это ценностно-ориентационная деятельность, связанная с формированием системы ценностей педагога и переноса ее на детей;
• по форме – это коммуникативная деятельность, включающая непосредственное или опосредованное общение.

 

4. Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда – развивающаяся личность другого человека – процесс формирования и развития личности ребенка. Труд человека в сфере образования, хотя и не создает необходимого прибавочного продукта, но, развивает человека как главную производительную и духовную силу.

В самой деятельности педагога заложено гуманистическое начало. Оно реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое.Если педагог учитывает особенности воспитуемого, его потребности, эмоции, возможности, стимулирует его активность, не подавляет своим авторитетом, то объект деятельности становится ее субъектом. В связи с этим, педагогическая деятельность из субъект-объектной превращается в субъект-субъектную.

Педагогическое творчество – непременное условие современного педагогического процесса, центральная фигура которого – ребенок. Ребенок, как неповторимая личность, требует особых, индивидуализированных способов воздействия и форм общения.

Творческий характер педагогической деятельности требует постоянного личностного и профессионального роста, развития своей общей и профессионально-педагогической культуры. Творческий поиск и творческое отношение к делу составляют важное условие эффективности любой профессиональной деятельности, но именно в педагогической они являются нормой, без которой данная деятельность не может состояться вообще.
Особенности профессии педагога.

1) Деятельность педагога имеет преемственно-перспективный характер. Это означает, что педагог, опираясь на опыт прошлого, проектирует развитие личности на перспективу, на будущее. Педагог всегда заглядывает вперед: к чему, к какой жизни готовить своих воспитанников. Следовательно, педагогу необходимо предвосхищать события, которые могут быть в предстоящей жизни.

2) Концентрическое расположение содержания и организации учебно-воспитательной работы. Это значит, что формирование одних и тех же, черт личности происходит многие годы, все более расширяясь, происходит углубление и уточнение представлений о том же понятии. Так, физическую, нравственную, экологическую культуру, культуру общения и т.п. педагоги начинают формировать уже у дошкольников.

3) Результаты профессиональной деятельности педагога отдалены во времени, иногда значительно. Пекарь подводит итоги своей работы через час-другой и т.д. не то – педагог. О том, каким стал, повзрослев, его бывший ученик, например, шестилетний первоклассник, будет известно лишь спустя 12-15 лет

4) Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. В профессии педагога ведущая задача – понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

5) Особенностью профессии педагога является также гуманизм: вера в доброе начало в каждом ребенке, уважение к личности, любовь к людям, желание помочь другим в разных сложных жизненных ситуациях.

6) Учитель-профессионал не только учит других, но и сам постоянно учится. Если он не будет пополнять свои знания, то наступит время, когда нечего будет отдавать другим. Непрерывное образование является особенностью педагогической профессии.

Литература:

Основная:

1. Педагогика Под ред. Л.П. Крившенко. М, 2005 г.-427 с.

2.Харламов И.Ф. Педагогика. М. 1999 г.-516 с.

3.Мухина С.А., Соловьева А.А., Современные инновационные технологии обучения М, 2008 г.-360 с.

4. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах.- М.2008.- 228 с.

Дополнительная

1. Таубаева Ш.К. Исследовательская культура учителю, А. 2001, 350с

2. Равкина З.И. Учитель как личность и профессионал, М.1994,-180с

.

Контрольные вопросы:

1.Предназначение учителя в обществе

2.Деятельность учителя как метадеятельность.

3. Деятельности преподавателя по содержанию.

4.Ценностно-ориентировочная деятельность педагога

5. Роль общения в деятельности педагога

6. Творческий характер педагогической деятельности

7. Преемственно-перспективный характер работы педагога.

8. Перманентное образование как условие успеха в работе.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.