Мораль как регулятор поведения. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Мораль как регулятор поведения.

2017-10-11 559
Мораль как регулятор поведения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мораль – это совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей. В отличие от правовых, нравственные нормы фиксируются только в традициях, обычаях, в сознании, в привычном поведении и тем не менее имеют силу требований, предписаний.

Нравственным считают того, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения. Мотивы нравственности: страх наказания, чувство долга, стремление к добру,…

Цели и задачи нравственного воспитания личности.

Цель нравственного воспитания школьников: 1) формирование у детей ценностных ориентаций в области морали, моральных убеждений (рациональная форма проявления):

- развитие нравственных чувств (эмоциональная форма);

- выработка нравственно необходимых навыков и привычек поведения (поведенческая форма).

Задачи нравственного воспитания (стратегия деятельности педагога):

- выработать внутреннюю позицию, такую, чтобы объективные требования нравственности стали субъективной нормой поведения ребенка. Т.е. чтобы человек сам себя регулировал, сам себя «держал в руках».

Содержание нравственного воспитания.

Содержание воспитания – это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности.

Базовая культура личности – система норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения.

Нравственное воспитание – формирование у детей системы моральных отношений к себе, к другому, к ячейке, к стране, обществу, к другим народам, к труду, к материальным ценностям, к искусству.

Содержание нравственных стержневых качеств личности. Насчитывают свыше 260 нравственных качеств личности. Их можно сгрупировать следующим образом:

1) Отношение субъекта к себе. В психологии самооценка – стержневая характеристика личности. Такой объект, как собственная персона, не может избежать никто. Как это отношение проявляется? Когда отношение к себе проявляется в превосходной степени, речь идет о таких качествах, как гордость, высокомерие, чванливость и т.п. Какое из этих качеств имеет место, зависит от степени и качеств проявления. (На доске: «отношение к себе} гордость, высокомерие,…»). Когда у человека наблюдается адекватность собственных заслуг, то такое отношение к себе называют чувством собственного достоинства. Когда человек сдержан в признании своих заслуг, говорят о скромности. Отсутствие достоинства порождает холопство, хамство, и.т.д.

2) Отношение к другому как к наивысшей ценности – гуманности, гуманность проявляется в доброте, отзывчивости, внимательности, великодушии, в ориентации на интересы другого человека в сопереживании его состоянию.

3) Отношение к труду: добросовестность, инициативность.

Уровни нравственного развития.

1) Доморальный уровень: ребенок и многие взрослые исполняют требования морали под страхом наказания (внешний контроль). Дети действуют часто подражательно.

2) Конвенциональный уровень: Мораль соблюдают, подчиняясь требованиям общества, чтобы успешно жить с окружающими, это тоже внешний контроль, хотя и более сознательный.

3) Автономный уровень: Моральные нормы являются жизненными принципами, человек служит им добровольно, даже если это угрожает его жизни. Это внутренний контроль.

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций. Одновременно спектр нравственного воспитания предполагает как общественное порицание, так и возможность дисциплинарных и отсроченных наказаний

Понятие эстетики.

Слово «эстетика» происходит от греческого слова, которе в переводе означает ощущение, чувство. Это слово употребляют в плане чувственного воспитания, формирования чувств в области прекрасного. Область прекрасного может распространяться на природу, труд, отношение людей, на быт, на все, с чем сталкивается человек. Но основным носителем, агентом формирования эстетической культуры является искусство.

Эстетические категории – все, что характеризует прекрасные и безобразные проявления, возвышенные и низменные.

Эстетические категории Антиэстетические категории
Прекрасный Возвышенный Изящный Низменный Безобразный Грубый ……

 

2. Цель эстетического воспитания – формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты:

- эстетическое восприятие – способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы.

- эстетические чувства – эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусстве.

- эстетические потребности – нужда в общении художественно – эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях.

- эстетические вкусы – способность оценивать произведения искусства.

- эстетические идеалы – социально и индивидуально - психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, быту, человеке, искусстве.

Содержание эстетического воспитания.

Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, через познания прекрасного в жизни, природе, в нравственном облике человека, в общественных отношениях, то оно реализуется прежде всего в процессе обучения на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Содержание эстетического воспитания должно охватывать изучение и приобщение к различным жанрам искусства- к литературе, музыке.

Литература:

Основная:

1.Педагогика Под ред. Л.П. Крившенко. М, 2005. -427с(117-121)

2.Харламов И.Ф. Педагогика. М. 1999 с 14-19. с 25-27.-516 с.

Контрольные вопросы:

1. Понятие и виды мировоззрения.

2. Структурные компоненты мировоззрения

3. Понятия: «мораль», «этика», «нравственность»

4. В чем отличие административных, юридических и нравственных норм поведения.

5. Назвать нравственные качества личности.

6. Как проявляются доморальный, конвенциональный и автономный уровни нравственности

7. Понятие эстетики.

8. Назвать эстетические категории

9. Способы осуществления эстетического воспитания

 

Лекция № 3

Тема: Методы и средства воспитания.

Цель: Дать характеристику методов и средств воспитания.

План лекции:

1. Понятие о методах и средствах воспитания.

2. Функции методов воспитания

3. Классификация методов воспитания.

4. Характеристика методов воспитания.

1.Понятие о методах и средствах воспитания Методы воспитательного воздействия - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога. Метод- инструмент прикосновения к личности (А.С. Макаренко)

Средство воспитания – это то, через что реализуется метод.

Средства воспитания могут быть самыми разнообразными по характеру и форме:

-формы воспитательной работы (предметные кружки, утренник, вечер клубная работа)

-виды деятельности (труд, художественно-эстетическая деятельность)

- предметы материальной и духовной культуры различная наглядность(художественные картинки, книги,журналы)

- технические возможности (интерне т, школьное радио, учебное телевидение)

- живое слово педагога

- в целом личность учителя

2. Функции методов воспитания.

Даже добрые поступки, не говоря уже о плохих, дети совершают неосознанно, неадекватно оценивают происходящее события. Даже эмоционально реагируя на них, они не дают себе отчета в их значении. Дело здесь очевидно, в том, что имеющихся у них знания недостаточны для анализа реальных отношений. Школьнику не удается выделить и осознать те этические и нравственные понятия и нормы, которые утверждаются или нарушаются в данной конкретной ситуации. Неустойчивы система мотивации и ценностных ориентаций. И все это – следствие того, что сознание школьников, их убеждения сформированы недостаточно. Они нуждаются в духовном наставнике.

Функции методов воспитания:

- способствовать формированию понятий, представлений, принципов, оценок, взглядов и убеждений.

- содействовать образованию, социально ценных мотивов и способов поведения.

Итак, сознание школьников сформировано недостаточно. Неустойчива мотивация и способы поведения. Их необходима помощь духовного наставника.

3.Классификация методов воспитания.

В педагогике нет строго научной классификации методов. Большинством специалистов выделены и наиболее изучены 5 методов: убеждение, упражнение, предмет, поощрение, наказание и их конкретные варианты, которые иногда называют примерами.

Известна следующая классификация:

а) методы формирования сознания – это методы словесного разъяснения и воздействия на чувства. Рассказ, беседа, лекция, пример.

б) методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение);

в) методы формирования опыта поведения- методы организации деятельности учащихся: приучение, упражнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций.

в) методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности: требование; постановка перспективы, соревнование, поощрение, наказание.

Методы самовоспитания- личные обязательства, самоотчет, самоанализ, самоконтроль, самооценка.

Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование),тестирование, анализ результатов деятельности (сочинений, рисунков)


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.