Техники консультирования. Паузы молчания. Предоставление информации. Альтернативные формулировки. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Техники консультирования. Паузы молчания. Предоставление информации. Альтернативные формулировки.

2017-10-11 1043
Техники консультирования. Паузы молчания. Предоставление информации. Альтернативные формулировки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Техника молчания —одна из сложных и специфических техник психологического консультирования, так как имеет две плоско­сти: молчание клиента и паузы в речи консультанта, и обе эти плоскости консультант должен уметь интерпретировать и ис­пользовать в целях терапевтического воздействия.

Паузы в речи клиента могут означать следующее:

в начале консультирования:

- тревогу;

- плохое самочувствие;

- растерянность из-за самого факта прихода на консультацию; обострение каких-то личных качеств, например робости, стес­нительности и т. п.;

• сопротивление, нежелание вести разговор дальше, уход от об­суждаемых проблем;

• внутренний диалог, обдумывание какого-либо решения, мысли и т. п., рефлексию;

• возникновение у клиента инсайта и обдумывание и осознание им этого инсайта;

• ощущение тупиковости беседы и перекладывание ответственно­сти за ее продолжение на консультанта;

• ожидание от консультанта активности или завершения какого-то этапа разговора, подытоживания, резюмирования;

• наличие серьезных, тяжелых чувств, которые клиент не в со­стоянии выразить.

Консультант может использовать в своей речи паузу в таких случаях, как:

• обдумывание сказанного клиентом и аналитическая внутренняя работа;

• формулирование важных вопросов и интерпретаций;

• побуждение клиента к более глубокому размышлению над про­блемой, осознаванию своих чувств, то есть побуждение его к внутренней активности, рефлексии;

• фрустрация клиента с целью вовлечения его в более глубокие слои своих проблем;

• побуждение клиента к внешней активности и разговору, про­должению своего рассказа;

• признание у клиента права на молчание с целью формирования у него чувства собственной значимости и права быть таким, каков он есть;

• естественные паузы в случае завершения консультативной встречи.

Предоставление информации

Цели консультирования достигаются также посредством предоставления клиенту информации: консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы клиента и информирует его о разных аспектах обсуждаемых проблем. Информация, как правило, связана с процессом консультирования, поведением консультанта или условиями консультирования (место и время встреч, оплата и т. п.).

Предоставление информации в консультировании иногда бывает очень важным, поскольку клиенты нередко задают консультанту самые разные вопросы. Особенно существенны вопросы, за которыми кроется тревога клиентов о своем будущем, здоровье, например: "Сможем ли мы иметь детей?", "Наследуется ли рак?". Озадаченность клиентов значима не сама по себе, а в контексте ее возникновения. На такие вопросы следует смотреть серьезно и хорошо обдумывать ответы на них. Ни в коем случае нельзя превращать вопросы в шутку и отвечать бессвязно или вообще уходить от ответа. Ведь за вопросами скрыты личные проблемы клиентов с сопутствующими тревогами и страхами. Желательно проявлять компетентность и избегать упрощений, чтобы не утратить доверия клиентов и не увеличить их тревогу.

Предоставляя информацию, консультант не должен забывать, что клиенты порой спрашивают с целью устраниться от обсуждения своих проблем и исследования самости. В действительности, однако, не трудно отличить вопросы, указывающие на озабоченность клиентов, от стремления манипулировать консультантом с помощью выспрашивания.

Альтернативные формулировки

Нередко клиенту трудно представить себе, что можно чувство­вать в той или иной ситуации. Простейший способ помочь ему — предложить альтернативные формулировки ответа. Альтернатив, предлагаемых клиенту для ответа на тот или иной вопрос, не дол­жно быть много — достаточно двух—трех, и, в сущности, даже не важно, как именно они звучат. Цель формулирования альтерна­тив — не поиск правильного варианта ответа, а стимулирование его, демонстрация некоторых образцов, отталкиваясь от которых легче описать собственные чувства.

Умение формулировать альтернативы — важный профессиональ­ный навык. Они должны буквально отскакивать от зубов в нужную минуту. Этот навык во многом зависит от теоретических познаний консультанта в психотерапии и консультировании, поскольку в каждой ориентации предлагаются свои варианты глубинной детер­минации причин поведения человека, основанной на чувствах и переживаниях.

В качестве примера такой достаточно удобной и простой схемы, при помощи которой можно с легкостью формулировать предлага­емые клиенту альтернативы ответов буквально для любой ситуации.

Ребенок непосредствен, чаще он ведет себя так, как действи­тельно чувствует. Со взрослым человеком сложнее, его поведение и чувства часто далеки друг от друга. Предлагая альтернативные объяснения, психолог стимулирует человека к размышлениям, к пониманию собственных эмоций

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.