Социология и социальная философия — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Социология и социальная философия

2017-09-29 1085
Социология и социальная философия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Соотношение социологии и социальной фи­лософии определяется прежде всего тем, что социология не является философской нау­кой и изучает поэтому законы меньшей степени общности, нежели социальная философия. И соци­ология, и социальная философия рассматривают общество в целом, в его системности, в качестве такого интеграль­ного образования, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц. Это их общая черта, определяю­щая особенно тесную взаимосвязь этих наук. Но при всем этом социальная философия рассматривает общество в на­иболее широком ракурсе, как специфическую часть всего мироздания, а поэтому и описывает его с помощью пре­дельно общих понятий, категорий, законов. Социальная философия анализирует развитие общества под углом зре­ния специфического проявления в этом процессе общефи­лософских законов, т.е. законов, действующих и в приро­де, и в обществе, и в человеческом мышлении.

Наиболее наглядными примерами законов социальной философии могут служить законы соотношения обще­ственного бытия и общественного сознания, а также зако­ны, характеризующие источник самодвижения обще­ственной жизни. Все это отражает специфику социальной формы движения реальной действительности по сравне­нию с природой.

Но этим далеко не исчерпывается знание об обществе, которому присущи и свои собственные, специфические со­циальные связи и взаимодействия, черты, стороны, свой­ства, отражаемые законами, категориями, понятиями, не сводимыми лишь к специфическому проявлению общефи­лософских законов, категорий, понятий в общественной жизни. Это и изучает социология в отличие от социальной философии. Ясно, что и объект и предмет социологии обладают большей конкретностью, менее абстрактны по сравнению с объектом и предметом социальной филосо­фии, характеризующей общественное развитие в абстрак­циях наивысшего уровня. Если сериальная философия в своем развитии непосредственно опирается на достижения специальных наук об обществе, то социологические иссле­дования, используя результаты других общественных на­ук, непосредственно базируются на сборе и анализе эмпи­рически проверяемых социальных фактов, на обобщении соответствующих эмпирических данных, добытых в рам­ках этой науки.

Поскольку знание законов и категорий более общего порядка всегда является необходимым предварительным условием правильного подхода к изучению законов и ка­тегорий менее общего порядка, постольку социальная фи­лософия выступает как общетеоретическая и методологи­ческая основа социологии. Совершенно очевидно, напри­мер, что ни социальная структура общества, ни ее отдель­ные элементы не могут глубоко и успешно изучаться вне понимания сути общества в целом, взаимодействия его различных сфер и т.д., как не могут быть поняты части це­лого вне этого целого. С другой стороны, социология, да­вая конкретный анализ общественной жизни во всем ее сложном многообразии, способствует обогащению поня­тийного аппарата и предметного содержания социальной философии, уточнению и конкретизации ее положений и выводов на основе расширения и углубления их связи с ре­альной жизнью, практикой.

Все сказанное о разграничении социологии и социаль­ной философии не должно приводить ни к их абсолютному разъединению, ни к их отождествлению. Особенно тесны взаимосвязь и даже взаимопроникновение социальной фи­лософии и общетеоретической социологии, ибо многие по­ложения и выводы первой оказываются органично вклю­ченными во вторую. Вместе с тем, отождествление соци­ологии с социальной философией ставит под вопрос само существование социологической науки. Как показывает исторический опыт, это способно стать серьезным препят­ствием на пути развития обеих наук, ибо ведет к неправо­мерной подмене проблематики одной науки другой, а тем самым к резкому ослаблению внимания к разработке соб­ственной тематики каждой из них.

Социология и история

Между социологией и историей немало об­щего. И та и другая науки изучают все об­щество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки особое внимание уделяют деятельной, субъектной стороне исторического процес­са. Каждая из этих наук так или иначе базирует свое зна­ние на исследовании конкретных фактов общественной жизни.

Но между этими науками и немало существенных раз­личий, идущих по линии прежде всего своеобразия их ха­рактера, природы. Их соотношение — это соотношение те­ории и истории, теории общественного развития и его ис­тории. Известный российско-американский социолог П.А.Сорокин, вслед за основателями баденской школы не­окантианства В.Виндельбандом и Г.Риккертом, называл социологию «генерализирующей наукой» (т.е. обобщаю­щей наукой) в отличие от истории как «индивидуализиру­ющей науки». История по самой своей природе и сущности не может абстрагироваться от конкретно-хронологическо­го хода исторических событий, от четкого и разносторон­него отображения конкретных явлений, событий, процес­сов общественной жизни во всей их индивидуальности, неповторимости, своеобразия. В отличие от этого главное в социологии как «теоретической» науки — это обобщение социального опыта прошлого и настоящего, выделение по­вторяющегося, типического, сущностного, закономерного в данном ряду социальных явлений, событий, процессов. Конечно, было бы ошибочно сводить историю только к го­лой фактологии, фактографии, поскольку и она не может обойтись без необходимого анализа исторических фактов и их научного обобщения. Но нельзя не видеть качествен­ного отличия исторического обобщения от социологиче­ского как по характеру, так и по уровню.

Далее. Можно указать и на ряд других важных отли­чий социологии от истории. Если история изучает все сфе­ры, стороны, формы проявления общественной жизни, то социология, как показано выше, только «социальное» в обществе. И в этом плане непосредственный объект соци­ологии уже объекта истории. Отметим еще, что историче­ская наука изучает только то, что свершилось и вошло в историю, в то время как социология переносит центр тя­жести своих изысканий на современность, включает в себя как необходимый элемент социальное планирование и прогнозирование.

Взаимоотношение социологии и истории определяется прежде всего тем, что социологические положения и выво­ды непосредственно опираются на обобщение историче­ских фактов, исторического опыта. Поэтому развитие ис­торических исследований — важное условие, предпосылка и фактор новых достижений в социологии, недопущения в ней излишней абстрактности и отрыва от реальной действительности. С другой стороны, расширение и углубление социологических исследований позволяет историкам ус­пешнее преодолевать описательно – фактологический под­ход к отражению исторического процесса, глубже анали­зировать его и подниматься до широких и глубоких исто­рических обобщений. Вместе с социальной философией социология выступает как общетеоретическая и методоло­гическая основа исторической науки. Одним из проявле­ний углубления взаимосвязи социологии и истории может служить возникновение социологии истории, призванной дать социологический анализ исторического процесса.

Социология и политология

Очень важно также определить правильное соотношение социологии и политологии. Тесная взаимосвязь между ними определя­ется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вто­рых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее об-щностей, непосредственно влияющую на социальные из­менения в обществе; в-третьих, политика как очень широ­кое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т.д.) и во многом определяет развитие общества в целом. Особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии находят свое выражение в появлении такой специальной социологической теории, как социология политики.

Тем не менее социология и политология — это разные науки, одна из которых исследует социальную реальность, социальную жизнь общества, а другая — политическую действительность, политическую жизнь общества. Вполне естественно, что каждая из этих наук, следуя своему предмету и методу, по-своему подходит к изучению даже одних и тех же общественных явлений. Так, гражданское общество — важнейший объект рассмотрения и социоло­гии и политологии. Но социология подходит к гражданско­му обществу с позиций анализа его социальной структу­ры, социального статуса личности, классов и других соци­альных групп, наций и народностей, их взаимодействия и т.д. В отличие от этого политологию интересуют прежде всего права и обязанности гражданина, структура полити­ческой системы и политические отношения как отноше­ния по поводу политической (государственной) власти, место, роль и функции политических институтов и орга­низаций и т.д.

Поскольку закономерности политической жизни обще­ства могут быть правильно поняты лишь с позиции знания широких социально-философских закономерностей, а также социологических законов, лежащих в основе разви­тия общества как целостной системы, постольку социаль­ная философия и социология играют роль общетеоретиче­ской и методологической основы по отношению к полито­логии. Вместе с тем, политологические исследования обес­печивают накопление теоретического и эмпирического материала, необходимого для относительно более широ­ких Социологических обобщений.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.