Тема 3. Анализ рассуждений в традиционной силлогистике и классической пропозициональной логике — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема 3. Анализ рассуждений в традиционной силлогистике и классической пропозициональной логике

2017-09-29 444
Тема 3. Анализ рассуждений в традиционной силлогистике и классической пропозициональной логике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели освоения дисциплины (модуля):

изложить в систематической форме основное содержание логического теоретического аппарата, дать возможность обучающимся овладеть базовыми принципами и правилами логической культуры мышления, ознакомить обучающихся с основами логики как науки и как искусства; продемонстрировать пути повышения эффективности, надежности разнообразных интеллектуальных операций и процедур

сформировать общие представления об аргументации как способе речевого воздействия; приобретение и развитие навыков аргументации для повышения эффективности коммуникативных способностей; развитие систематического, доказательного мышления

развить обучающегося, его критические, творческие способности, активность и мобильность его мышления.

Задачи:

§ ознакомление с исторической традицией логического анализа,

§ демонстрация принципов логического анализа рассуждений различного вида,

§ выработка аналитических умений истолкования и экспликации понятий, суждений, вопросов, норм,

§ формирование навыков практического анализа рассуждений,

совершенствование способностей давать определения, строить доказательства, вести монологическую и диалогическую аргументацию

 

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

2.1. Учебная дисциплина (модуль) «Логика, аргументация и критическое мышление» относится к циклу модулей университетской академической мобильности

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами, изучаемыми по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата)

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

- подготовка магистерской диссертации

-подготовка к прохождению педагогической практики

-подготовка обучающегося к процедуре защиты магистерской диссертации

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности): ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу; ОК-3 готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала.

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,

соотнесенных c планируемыми результатами освоения образовательной программы:

Шифр и формулировка компетенций (результаты освоения ОП) Элементы компетенций, формируемые дисциплиной
Общекультурные компетенции (ОК)
ОК-1способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу Знания: -основных логических понятий и процедур, правила их проведения и возможные ошибки; -правил аргументации, стратегических моделей и тактических приемов аргументации, возможных уловок и ошибок в аргументации;
Умения: -использование базовых логических процедур в процессе профессиональной деятельности
Навыки: - совершения сложных интеллектуальных операций -использования аргументативных схем
ОК-3готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала Знания: -основных определений критического мышления -правил и алгоритмов критических процедур
Умения: -использовать алгоритмы критического мышления для самоанализа и исследования профессионального мышления
Навыки: - применения алгоритмов критического мышления по отработанным схемам - использования инструментов критического и творческого мышления в профессиональной сфере

IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180часов,

Форма отчетности: зачет

4.1 Содержание дисциплины, структурированное по темам, c указанием видов учебных занятий и отведенного на них количества академических часов

№ п/п Раздел дисциплины/темы Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Контактная работа преподавателя с обучающимися Самостоятельная работа
Лекции Семинарские (практические занятия) Лабораторные занятия
1. Предмет, основные понятия теоретической логики. Логика, аргументация и критическое мышление           Опрос на семинарских занятиях, контрольная работа, реферат или эссе
  Понятие и суждение           Опрос на семинарских занятиях, контрольная работа, реферат или эссе
3. Анализ рассуждений в традиционной силлогистике и классической пропозициональной логике           Опрос на семинарских занятиях, контрольная работа, реферат или эссе
4. Доказательство и опровержение. Неформальные рассуждения           Опрос на семинарских занятиях, тест или контрольная работа, реферат или эссе
5. Правдоподобные рассуждения           Опрос на семинарских занятиях, тест, реферат или эссе
6. Теория аргументации в исторической ретроспективе           Опрос на семинарских занятиях, контрольная работа, реферат или эссе
7. Стратегические модели и тактические методы аргументации           Опрос на семинарских занятиях, контрольная работа, реферат или эссе
8. Монолог и диалог: вопросно-ответные процедуры в теории и практике аргументации           Опрос на семинарских занятиях, контрольная работа, реферат или эссе
9. Паралогические и паралингвистические средства в аргументации           Опрос на семинарских занятиях, тест, реферат или эссе
10. Критическое мышление и язык           Опрос на семинарских занятиях, реферат или эссе
11. Критическое мышление в процессе принятия решений и решения задач           Опрос на семинарских занятиях, реферат или эссе
12. От мышления критического к мышлению творческому           Опрос на семинарских занятиях, тест или контрольная работа, реферат или эссе
Итого часов            

4.2 План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Семестр Название раздела, темы Самостоятельная работа обучающихся Оценочное средство (См.: Фонд оценочных средств. Приложение к РПД) Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
Вид самостоятельной работы Сроки выполнения (неделя семестра) Затраты времени (час.)
  Предмет, основные понятия теоретической логики. Логика, аргументация и критическое мышление Подготовка к текущему контролю успеваемости в соответствии с п. 4.1. -     См. п.VII
  Понятие и суждение Подготовка к текущему контролю успеваемости в соответствии с п. 4.1. 3-я неделя семестра     См. п.VII
  Анализ рассуждений в традиционной силлогистике и классической пропозициональной логике Подготовка к текущему контролю успеваемости в соответствии с п. 4.1.       См. п.VII
  Доказательство и опровержение. Неформальные рассуждения Подготовка к текущему контролю успеваемости в соответствии с п. 4.1.       См. п.VII
  Правдоподобные рассуждения Подготовка к текущему контролю успеваемости в соответствии с п. 4.1.       См. п.VII
  Теория аргументации в исторической ретроспективе Подготовка к текущему контролю успеваемости в соответствии с п. 4.1.       См. п.VII
  Стратегические модели и тактические методы аргументации Подготовка к текущему контролю успеваемости в соответствии с п. 4.1.       См. п.VII
  Монолог и диалог: вопросно-ответные процедуры в теории и практике аргументации Подготовка к текущему контролю успеваемости в соответствии с п. 4.1.       См. п.VII
  Паралогические и паралингвистические средства в аргументации Подготовка к текущему контролю успеваемости в соответствии с п. 4.1.       См. п.VII
  Критическое мышление и язык Подготовка к текущему контролю успеваемости в соответствии с п. 4.1.       См. п.VII
  Критическое мышление в процессе принятия решений и решения задач Подготовка к текущему контролю успеваемости в соответствии с п. 4.1.       См. п.VII
  От мышления критического к мышлению творческому Подготовка к текущему контролю успеваемости в соответствии с п. 4.1.       См. п.VII
Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)      
Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)      

Содержание учебного материала

 

Тема 1. Предмет, основные понятия теоретической логики. Логика, аргументация и критическое мышление

Логика как наука о формах и приемах интеллектуальной деятельности. Практическая и теоретическая логика. Основные понятия, идеализации и допущения теоретической логики. Интеллектуальная познавательная деятельность и язык. Семиотические аспекты языка. Принципы и антиномии отношения именования

Тема 2. Понятие и суждение

Понятие, способы его языкового выражения. Логические характеристики понятия. Виды понятий, отношения между понятиями. Логическая процедура определения: виды и правила определений, ошибки в определениях. Логическая процедура деления: виды и правила деления. Ошибки при проведении деления понятий

Понятие суждения в традиционной логике. Суждение, высказывание, предложение. Атрибутивные, реляционные, экзистенциальные и модальные высказывания. Суждение и норма. Структура суждения как категорического атрибутивного высказывания. Распределенность терминов в категорических высказываниях.

Отношения между высказываниями по истинности. Отношение совместимости: эквивалентность, субконтрарность, подчинение. Отношение несовместимости: противоречие и противоположность. Логический квадрат.

 

V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Образовательные технологии, используемые при проведении курса «Логика и риторика» предусматривают чтение лекций, проведение лекций-дискуссий, самостоятельную работу обучающихся.

В учебном процессе, в соответствии с современными требованиями модернизации образования, используются инновационные технологии обучения:

- индивидуальные образовательные траектории

- технология модульного и блочно-модульного обучения

- компетентностно-ориентированное обучение

- информационные технологии (мультимедийное обучение, сетевые компьютерные технологии)

Активные формы обучения используются на каждом семинарском занятии, за исключением часов, в которые проводится контрольная работа или тест. Всего часов с использованием активных форм обучения – 66.

 

VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Основная литература.

1. Демидов И. В. Логика: учебник / И. В. Демидов; под ред. Б. И. Каверина. - 8-е изд.. - Москва: Дашков и К°, 2014. - 348 с.

7.2. Дополнительная литература.

1. Герасимова А.И. Введение в теорию и практику аргументации: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос,2007.

2. Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. - М.:ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2007.

3. Ивин А.А. Логика и теория аргументации. - М.: Гардарики, 2007.

4. Логика и риторика: хрестоматия. /авт.сост. В.Ф.Берков, Я.С.Яскевич. _ Минск: ТетраСистемс, 2007.

5. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. – СПб.: Питер, 2004.

6. Мысль и искусство аргументации. - М.: Прогресс-Традиция, 2003.

7. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этого предмета профессором философии. – М.: Гнозис, 2015.

8. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. - М.,1991.

9. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – М.: Наука, 2002.

10. Поварнин, С.И. Спор. О теории и практике спора / С.И.Поварнин. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 120 с.

11. Родос В.Б. Правила дискуссии и уловки спора. – М.: Идея-Пресс, 2006.

12. Родос В.Б. Теория и практика полемики. – Томск: изд-во ТГУ, 1989.

13. Сергеич П. Искусство речи на суде. – М.: Юрид.лит., 1988.

14. Смаллиан Р. Как же называется эта книга? – М, 1981.

15. Смаллиан Р. Принцесса или тигр. – М., 1985

16. Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы / Сост. В.М.Сергеева и П.Б.Паршина; Общ.ред. В.В.Петрова. – М.: Прогресс, 1987. – 464 с.

VIII. МАТЕРИАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

8.1. Учебно-лабораторное оборудование не используется

Программные средства

Пакет офисных программ.

X. УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

«Логика, аргументация и критическое мышление»

Преподаватель: Скрипник К.Д.

5 зач.ед.; ак.ч всего: 180, в т.ч.: 36 лекций, 36 семинарских

Кафедра истории философии

Специальность: 45.04.01 Филология

 

Семестр 3

 

  Виды контрольных мероприятий Количество баллов за 1 мероприятие Всего
  Текущий контроль    
  Посещение лекций    
  Выступление на семинаре    
  Индивидуальное собеседование    
  Участие в общей дискуссии, круглом столе    
  Подготовка реферата    
  Подготовка эссе    
  Контрольная работа или тест      
  Итоговый контроль        

Преподаватель___________________ К.Д.Скрипник

 

 

 

 

Приложение

к рабочей программе

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт философии и социально-политических наук

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель направления

_______________

«_____»______________20_ г.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЛОГИКА, АРГУМЕНТАЦИЯ И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

 

Направление подготовки 45.04.01 Филология

 

Уровень образования магистратура

 

Фонд оценочных средств разработан   Скрипником К.Д., профессором кафедры истории философии, д.ф.н., профессором
   
    Рекомендован к утверждению на заседании кафедры истории философии
   
  протокол заседания от 11 января 2017 г.№ 4 Зав. кафедрой _________________ К.Д.Скрипник
   

Ростов-на-Дону 2017

 

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ ДИСЦИПЛИНОЙ

ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЛОГИКА И РИТОРИКА

№ п/п Контролируемые разделы дисциплины Код контролируемой компетенции Наименование оценочного средства**
1. Предмет, основные понятия теоретической логики. Логика, аргументация и критическое мышление ОК-1; ОК-3 Вопросы для опроса, перечень дискуссионных тем, задания для контрольных работ, темы эссе
2. Понятие и суждение ОК-1; ОК-3 Вопросы для опроса, перечень дискуссионных тем, задания для контрольных работ, темы эссе
3. Анализ рассуждений в традиционной силлогистике и классической пропозициональной логике ОК-1; ОК-3 Вопросы для опроса, перечень дискуссионных тем, задания для контрольных работ, темы эссе
4. Доказательство и опровержение. Неформальные рассуждения ОК-1; ОК-3 Тест Вопросы для опроса, перечень дискуссионных тем, задания для контрольных работ, темы эссе
5. Правдоподобные рассуждения ОК-1; ОК-3 Тест Вопросы для опроса, перечень дискуссионных тем, задания для контрольных работ, темы эссе
6. Теория аргументации в исторической ретроспективе ОК-1; ОК-3 Вопросы для опроса, перечень дискуссионных тем, задания для контрольных работ, темы эссе
7. Стратегические модели и тактические методы аргументации ОК-1; ОК-3 Вопросы для опроса, перечень дискуссионных тем, задания для контрольных работ, темы эссе
8. Монолог и диалог: вопросно-ответные процедуры в теории и практике аргументации ОК-1; ОК-3 Вопросы для опроса, перечень дискуссионных тем, задания для контрольных работ, темы эссе
9. Паралогические и паралингвистические средства в аргументации ОК-1; ОК-3 Тест Вопросы для опроса, перечень дискуссионных тем, задания для контрольных работ, темы эссе
10. Критическое мышление и язык ОК-1; ОК-3 Вопросы для опроса, перечень дискуссионных тем, задания для контрольных работ, темы эссе
11. Критическое мышление в процессе принятия решений и решения задач ОК-1; ОК-3 Вопросы для опроса, перечень дискуссионных тем, задания для контрольных работ, темы эссе
12. От мышления критического к мышлению творческому ОК-1; ОК-3 Тест Вопросы для опроса, перечень дискуссионных тем, задания для контрольных работ, темы эссе

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт философии и социально-политических наук

 

Кафедра истории философии

Тесты письменные и/или компьютерные (примеры)

по дисциплине ЛОГИКА, АРГУМЕНТАЦИЯ И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Описание игры

Командная игра «Дебаты» – это публичный спор по правилам на определенную заранее тему, позволяющую «ДА-решение» и «НЕТ-решение», с экспертной оценкой. Цель данной игры – освоение законов дискуссии и правил корректного ведения спора. Результаты каждого отдельного игрока и команд в целом определяются по заранее известным параметрам в баллах.

Участвуют две команды по три человека. В игре три раунда, в каждом из которых на словесный поединок выходят представители обеих команд. Один и другой игрок выступают с монологом по теме и отвечают на вопросы команды-противника. Каждая команда имеет право трижды брать двухминутный тайм-аут для консультаций друг с другом.

В каждом раунде решаются строго определенные задачи, выполнение которых является обязанностью игроков, и назначается регламент выступлений.

Судейство

Судейская коллегия должна состоять из нечетного числа судей. Каждый судья отслеживает определенный параметр выступлений участников, оценивая этот параметр в баллах и занося результат каждого участника в отдельный судейский протокол. За отличное выполнение задания судья начисляет каждому игроку 5 баллов, несовершенство игрока оценивается снятием баллов.

Примерные обязанности судей:

Судья 1 (главный судья) оценивает выполнение игроком заданной роли (см. правила). Имеет право прерывать игру в случае нарушения правил. Имеет право на присуждение поощрительного балла команде-победителю в каждом раунде.

Судья 2 оценивает соблюдение регламента. За отступление от регламента более чем на 1 минуту снимается 2 балла.

Судья 3 оценивает логическое содержание монологического текста игроков: наличие тезиса утверждения или отрицания, набор и количество аргументов, правильность их соотношения. Он же оценивает работу с вопросами: убедительность и точность ответов.

Судья 4 оценивает композицию монологического текста игроков: композиционное единство текста, наличие в нем вводной и заключительной части, деление основной части на смысловые фрагменты разного рода.

Судья 5 оценивает культуру общения и речи, в том числе корректность полемики, степень эмоциональной насыщенности и доходчивость текста.

Общий результат определяется путем суммирования всех баллов, добытых игроками каждой команды. При разборе игры желателен развернутый комментарий главного судьи или всех членов судейской коллегии.

Раунд 1. Монологи объемом по 4 минуты. Готовятся заранее, в них полностью излагается платформа каждой команды.

Обязанности ритора-1 команды А: создать психологический фон к цели высказывания, определить ключевые понятия, обосновать аспекты проблемы, сформулировать пункт разногласий, привести аргументы своей команды, закончить четкой формулировкой своей позиции (тезиса утверждения).

Обязанности ритора-1 команды Б: создать психологический фон к цели высказывания, сформулировать тезис отрицания; принять (отвергнуть, уточнить) определения ключевых понятий, принять выдвинутые аспекты проблемы (и/или предложить свои), принять формулировку пункта разногласий или предложить свою; привести аргументы своей команды, закончить четкой формулировкой своей позиции (тезиса отрицания).

Направление вопросов: на уточнение определений и формулировки пункта разногласий, на слабые аргументы команды-противника.

Раунд 2. Монологи объемом по 3 минуты. Полностью связаны с ситуацией спора, требуют быстрой реакции и полемического напора игроков.

Обязанности ритора 2 команды А: восстановить тезис утверждения и опровергать позицию команды-противника. Допускаются только аргументы против, новые аргументы в пользу своей позиции не приводятся. В конце четко формулируется общая линия своей команды.

Обязанности ритора 2 команды А: восстановить тезис отрицания и опровергать позицию команды-противника. Допускаются только аргументы против, новые аргументы в пользу своей позиции не приводятся. В конце четко формулируется общая линия своей команды.

Направление вопросов: на слабые аргументы команды-противника.

Раунд 3. Монологи объемом по 4 минуты. Призваны акцентировать основные моменты спора, сопоставить аргументы сторон и сделать вывод. Требуют от игроков логических навыков сравнения и обобщения.

Обязанности ритора 2 команды А: выделить узловые пункты спора и наиболее уязвимые места в позиции отрицания. Сравнивать аргументы сторон и объяснять, почему свои аргументы предпочтительнее. Завершить линию утверждения. Новые аргументы при этом не приводятся.

Обязанности ритора 2 команды Б: выделить узловые пункты спора и наиболее уязвимые места в позиции утверждения. Сравнивать аргументы сторон и объяснять, почему свои аргументы предпочтительнее. Завершить линию отрицания. Новые аргументы при этом не приводятся.

Вопросы в этом раунде не задаются.

Критерии оценки:

 

Участие в учебных дебатах оценивается в соответствии с учебной картой дисциплины

 

Составитель ________________________К.Д.Скрипник

«____»__________________20 г.

 

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт философии и социально-политических наук

 

Кафедра истории философии

Вопросы для опроса на семинарских занятиях, коллоквиумов, собеседования

по дисциплине ЛОГИКА, АРГУМЕНТАЦИЯ И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

1. Дайте определение предмета науки логики. Каково значение логики?

2. В чем заключается различие между теоретической и практической логикой?

3. Определите специфику логики как науки о выводном знании.

4. Объясните, каким образом связаны логика и язык.

5. Дайте определения форм логического знания.

6. Что такое знак? Какие виды знаков обычно выделяют?

7. В чем различие между предметным и смысловым значениями языковых выражений?

8. В чем различие между синтактикой, семантикой и прагматикой как уровнями изучения языка как знаковой системы?

9. Назовите основные принципы теории именования.

10. Какие основные этапы в развитии логики обычно выделяют?

11. Дайте определение понятия «логическая форма».

12. Что такое логическое следование?

13. Что понимают под логическим законом? Какие логические законы обычно выделяют?

14. Объясните, что такое логическая культура.

15. Почему «здравый смысл» не может заменить логики?

16. Как возможно построить формализованный язык?

17. С чем связаны трудности проведения анализа рассуждений, сформулированных на естественном языке, с помощью самого естественного языка?

18. Какие парадоксы возникают при проведении анализа средствами естественного языка?

19. Как задается алфавит языка логики высказываний?

20. Что такое правильно построенное высказывание?

21. Что такое семантика логических операторов?

22. Чем отличаются полные таблицы истинности в логике высказываний от сокращенных?

23. Что такое логическое следование?

24. Что такое корректность рассуждения? Надежность рассуждения?

25. Какие логические отношения между формулами имеются?

26. Назовите основные законы логики высказываний. Запишите их в логической нотации.

27. Что такое суждение и в какой языковой форме оно выражается?

28. Какова структура атрибутивных суждений и суждений с отношениями?

29. Какие суждения называются выделяющими и исключающими?

30. Что такое распределенность терминов в суждении. Приведите таблицу распределенности терминов.

31. Чем отличается отношение противоречия от отношения противоположности между суждениями?

32. Какие виды вопросов выделяет логика?

33. Какие виды ответов вам известны?

34. Что такое умозаключение? На какие виды делятся умозаключения?

35. Что такое дедуктивное умозаключение?

36. Какие умозаключения называются непосредственными.

37. В чем сущность операций превращения, обращения, противопоставления предикату?

38. Как строятся умозаключения по логическому квадрату?

39. Что такое простой категорический силлогизм и каков его состав?

40. Назовите общие правила категорического силлогизма.

41. Что такое фигуры и модусы силлогизма?

42. На какие виды делятся выводы из сложных суждений?

43. Что такое энтимема?

44. Что такое полисиллогизм? Назовите виды полисиллогизмов.

45. Дайте определение сложносокращенного силлогизма – эпихейремы.

46. Что такое убеждение и какие факторы участвуют в формировании убеждений?

47. Каково соотношение убеждения и доказательства?

48. Какова структура доказательства?

49. В чем отличие прямого доказательства от косвенного?

50. В какой форме строится демонстрация?

51. Какие возможны ошибки в демонстрации?

52. Каковы правила в отношении тезиса?

53. Какие ошибки могут быть в отношении тезиса?

54. Какие виды аргументов вы можете привести?

55. Каковы правила оперирования и ошибки по отношению к аргументам?

56. Что такое опровержение и критика? Какова их структура?

57. Приведите типологию аргументации.

58. Перечислите основные тактические приемы аргументации и наиболее широко распространенные нелояльные приемы

59. Дайте определения понятия «индуктивное умозаключение». Приведите любой пример и сделайте его символическую запись.

60. Какова логическая природа индукции?

61. Что такое математическая индукция?

62. В чем отличие полной индукции от неполной?

63. Каковы условия повышения степени вероятности заключений в перечислительной индукции?

64. Каковы свойства причинной связи?

65. В чем специфика рассуждений по методу сходства?

66. Как элиминируются обстоятельства при пользовании методом различия?

67. Какова схема и принципы рассуждений по методу сопутствующих изменений?

68. Какова схема рассуждения по методу остатков? Что повышает степень вероятности заключение при использовании этого метода?

69. Дайте определение и приведите схемы умозаключений по аналогии.

70. Что такое строгая аналогия?

71. Назовите условия повышения степени вероятности заключения по нестрогой аналогии.

72. Какие существуют виды аналогий по объекту по степени обоснованности?

73. Что такое ложная аналогия?

74. Какова роль аналогии в научном познании?

75. Что такое аналогия свойств?

76. Что такое аналогия отношений?

77. Каковы условия, обеспечивающие логическую состоятельность умозаключений по аналогии?

78. В каких случаях умозаключение по аналогии несостоятельно?

79. Что такое понятие?

80. Что такое признак предмета? Какие признаки называются существенными и какие несущественными.

81. Охарактеризуйте основные приемы образования понятий.

82. Каково соотношения понятия и слова?

83. Что такое содержание и объем понятия? В каком отношении друг к другу они находятся?

84. На какие виды делятся понятия?

85. Что такое класс (множество), подкласс (подмножество), элементы класса?

86. Какие понятия называются сравнимыми, а какие несравнимыми?

87. Подберите примеры и отобразите на круговых схемах отношения между сравнимыми понятиями:

88. а) совместимыми и б) несовместимыми.

89. Какова роль понятий в познании?

90. В чем сущность и практическое значение логических операций обобщения и ограничения понятий?

91. Что такое определение понятия (дефиниция)? Укажите виды определения.

92. Как строится определение через род и видовое отличие? Каковы его правила и ошибки, связаны с их нарушением?

93. Охарактеризуйте приемы, сходные с определением.

94. Что такое деление понятия? Укажите виды деления.

95. Каким правилам подчиняется операция деления, какие логические ошибки возникают при их нарушении?

96. Что такое дихотомическое деление?

97. Что такое классификация?

98. Что представляет собой логические операции с классами?

99. В чем состоит значение определения и деления понятий в научной и практической деятельности?

 

Критерии оценки:

оценка «отлично» выставляется студенту, если он полно излагает изученный ма­териал, даёт правильное определенное языковых понятий; обнаружива­ет понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учеб­нику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последова­тельно и правильно с точки зрения норм литературного языка;

· оценка «хорошо», если студент даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого;
оценка «удовлетворительно», если студент обнаруживает знание и понима­ние основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке пра­вил, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суж­дения и привести свои примеры, излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого;

· оценка «неудовлетворительно», если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошиб­ки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспо­рядочно и неуверенно излагает материал. Данная оценка отмечает такие не­достатки в подготовке, которые являются серьёзным препятстви­ем к успешному овладению последующим материалом.

 

Составитель К.Д.Скрипник

«____»__________________20 г.

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт философии и социально-политических наук

Кафедра истории философии

Пример комплекта заданий для контрольной работы

по дисциплине ЛОГИКА, АРГУМЕНТАЦИЯ И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Вариант 1.

  1. ПРОВЕРЬТЕ КОРРЕКТНОСТЬ РАССУЖДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ЛОГИКИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

Если мы не будем продолжать политику сохранения цен, то мы потеряем голоса фермеров. Если же мы будем продолжать эту политику, то продолжится перепроизводство, разве что мы прибегнем к контролю над производством. Без голосов фермеров нас не переизберут. Значит, если нас переизберут и мы не прибегнем к контролю над производством, то будет продолжаться перепроизводство.

  1. ПОЛУЧИТЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПУТЕМ ОБРАЩЕНИЯ

Некоторые лица, совершившие преступления, не могут быть привлечены к уголовной ответственности.

  1. ПОЛУЧИТЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПУТЕМ ПРЕВРАЩЕНИЯ

Не всякий человек может ориентироваться в тайге.

  1. ПОЛУЧИТЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПУТЕМ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ПРЕДИКАТУ

Состав преступления при квалификации противоправного деяния имеется в полном объеме.

  1. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ

Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности. Однако гражданин NN не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как хулиганского поступка он не совершал.

  1. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ЭНТИМЕМУ

Все граждане России имеют право на труд, а он - не гражданин России.

Критерии оценки:

 

· оценка «отлично» выставляется студенту, если правильно выполнены все задания;

· оценка «хорошо», если правильно выполнено пять заданий;

· оценка «удовлетворительно», если правильно выполнено не менее трех заданий;

· оценка «неудовлетворительно», если правильно выполнено менее трех заданий.

 

 

Составитель К.Д.Скрипник

«____»__________________20 г.

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт философии и социально-политических наук

Кафедра истории философии

Темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

по дисциплине ЛОГИКА, АРГУМЕНТАЦИЯ И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

 

1. Логика: дескриптивная теория или нормативная наука.

2. Формы логического познания и их место в теории и практике познавательной д


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.255 с.