Вопрос 4. Характеристика биологически обусловленных свойств личности как подструктуры личности — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Вопрос 4. Характеристика биологически обусловленных свойств личности как подструктуры личности

2017-09-28 1678
Вопрос 4. Характеристика биологически обусловленных свойств личности как подструктуры личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организм человека – это совокупность его телесных или материальных свойств, развившихся их свойств его животных предков, в дальнейшем изменившихся в процессе истории человечества.

Эту подструктуру личности нельзя понимать как полностью и только биологически обусловленную. Влияние среды изменяет пересекающиеся подструктуры психических свойств даже у животных, а под влиянием сугубо социальных воздействий это свойственно человеку в еще большей степени.

Подструктура биологически обусловленных свойств и качеств человека объединяет:

- свойства темперамента;

- половые и возраст­ные свойства личности;

- ее патологические, так называемые «органические» изменения.

Здесь практически отсутствуют социальные свой­ства личности: входящие в эту подструктуру свойства несравнимо больше зависят от физиологических особенностей (мозга), а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Поэтому крат­ко эту подструктуру можно назвать биопсихической. Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изу­чается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом (вплоть до молекулярного) уровне.

К подструктуре биологически обусловленных свойств и качеств личности прежде всего относят темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Темперамент (от лат. temperamentum – «соразмерность», «правильная мера») - это природные особенности поведения человека, проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия, влияет на темп и ритм речи. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Проблема темперамента занимает человечество уже более 25 столетий, что объясняется очевидностью индивидуальных различий между людьми, уникальностью психики каждого человека.

Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.), который полагал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. При правильном смешении этих жидкостей - человек здоров, при неправильном - болен. Гиппократ правильно описал типы, но не смог научно объяснить их.

Исходя из учения Гиппократа, знаменитый врач античности Клавдий Гален предложил первую классификацию темпераментов, и она в относительно неизмененном виде дошла до наших дней.

Одна из жидкостей преобладает, что и определяет темперамент человека. Название темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней:

- холерический темперамент - от слова Shole (желчь);

- сангвинический - Sanguis (кровь);

- флегматический - от Phlegma (слизь);

- меланхолический – от Melan chole (черная желчь).

Наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающее с различиями в телосложении и физиологических функциях, исследователи пытались их упорядочить. Таким образом возникли разные типологии темпераментов. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения, они получили название конституционных типологий.

Наибольшее распространение получила типология немецкого психолога и психиатра Э. Кречмера, опубликованная в 1921 году в его знаменитой работе «Строение тела и характер». Главная идея заключалась в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило выделить 4 конституционных типа:

1. Астеник (лептосоматик) - человек высокого роста, хрупкого телосложения, с уменьшенными поперечными размерами, плоской грудной клеткой, узкими плечами, худыми и длинными ногами, вытянутым лицом, длинным и тонким носом.

Ему соответствует тип темперамента - шизотимик. Он замкнут, склонен к колебаниям эмоций от раздражения до сухости, упрям, малоподатлив к изменению установки и взглядов, склонен к абст­ракции, с трудом приспосабливается к окружению. Среди шизотимиков Кречмером выделены «тонко чувствующие джентльмены, идеалисты-мечтатели, холодные и властные натуры и эгоисты, сухари, безвольные».

2. Пикник - человек малого или среднего роста, с богатой жировой тканью, он тучен, с мягкими чертами лица, выпуклой груд­ной клеткой, большим животом, круглой годовой на короткой шее.

Для него тип темперамента - циклотимик. Его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах. Среди циклотимиков Кречмером выделены «веселые болтуны, спокойные юмористы, сентиментальные тихони, беспечные любители жизни, активные практики».

3. Атлетик - человек высокого или среднего роста, про­порциональным крепким телосложением, хорошей мускулатурой, ши­роким плечевым поясом, узкими бедрами и выпуклыми лицевыми костями.

Атлетическое телосложение имеет иксотимик. Это спокойный, мало впечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, он отличается невысокой гибкостью мышления, трудно приспосаб­ливается к перемене обстановки, часто бывает мелочен.

4. Диспластик - человек с бесфоменным, неправильным телосложением. Как правило, представители этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональные части тела).

Теория Э. Кречмера была очень распространена в Европе. Однако эта теория не смогла вскрыть глубинные основания темперамента, имела уязвимые места (так, диспластик - человек плохо сформированный, с неправильным телосложением, не вписы­вается в самостоятельный тип темперамента).

В США приобрела популярность концепция темперамента У. Шелдона, сформулированная в 40-х годах нашего столетия, в основе которой лежит предположение о том, что строение тела и темперамент человека тесно связаны между собой: структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Для описания трех основных типов телосложения У. Шелдон использовал термины из эмбриологии: эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы), мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань), эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань).

По У. Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела: висцеротония (от лат. viscera – «внутренности»), соматотония (от греч. soma – «тело») и церебротония (от лат. cerebrum – «мозг»). Лица с преобладанием висцеротонии называются висцеротониками, и далее, соответственно, соматотониками и церебротониками. У. Шелдон считает, что каждый человек обладает всеми названными группами свойств, однако различия между людьми определяются преобладанием тех или иных свойств. Примерная характеристика типов темперамента по У Шелдону:

1. Висцеротоник обладает относительно слабым телосложением с избытком жировой ткани. Ему свойственны: расслабленность в движениях и осанке, любовь к комфорту, медленная реакция, пристрастие к еде, любовь к компаниям и дружеским излияниям, социофилия (любовь к общественной жизни), приветливость со всеми, жажда любви и одобрения окружающих, ориентация на других, эмоциональная ровность, отсутствие взрывных реакций и поступков, терпимость, безмятежная удовлетворенность, хороший сон, мягкость, легкость в обращении и внешнем выражении чувств, общительность и расслабленность под воздействием алкоголя, потребность в людях в тяжелую минуту, ориентация на детей и семью.

2. Соматотоникам свойственно иметь стройное и крепкое тело, большую физическую устойчивость и силу. Этим людям присущи: уверенность в осанке и движениях, энергичность, потребность в движениях и удовольствие от них, склонность к физической деятельности, потребность в доминировании, склонность к риску, храбрость, сильная агрессивность, психологическая нечувствительность, клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства), отсутствие сострадания, громкий голос, шумное поведение, внешне выглядит старше своего возраста, самоуверенность и агрессивность под воздействием алкоголя, потребность в действиях в тяжелую минуту, ориентация на занятия юношеского возраста.

3. Церебротоники имеют хрупкий организм, плоскую грудную клетку, длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой. Их характеристика: заторможенность в движениях, скованность в осанке, повышенная скорость реакций, склонность к рассуждениям, исключительное внимание, склонность к уединению, скрытность чувств, эмоциональная заторможенность, самоконтроль мимики, социофобия (страх перед общественными контактами), заторможенность в общении, избегание стандартных действий, агорафобия (боязнь открытого пространства, непредстказуемость установок (поведения), тихий голос, избегание шума, чрезмерная чувствительность к боли, плохой сон, хроническая усталость, юношеская живость и субъективность мышления, устойчивость к действию алкоголя и других репрессантов, потребность в уединении в тяжелую минуту, ориентация на пожилой возраст.

В психологии по этой причине большинство конституционных теорий стало объектом острой критики. Основным недостатком этих теорий является то, что их сторонники смешивают телосложение (анатомофизиологические свойства индивида) со свойствами личности, формирующимися под воздействием среды и воспитания, и недооценивают, а иногда просто игнорируют роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида.

Научный подход к пониманию поведения личности несовместим с жестким привязыванием поступков людей к их природным особенностям (например, конституционные теории Э. Кречмера и У. Шелдона или концепция итальянского психиатра-криминолога Ч. Ломброзо, пытавшегося связать преступность с природными особенностями человека).

Принимая классификацию Гиппократа и К. Галена, И.П. Павлов показал, что врожденное сочетание свойств высшей нервной деятельности и характеризует то, что называют темпераментом. Естественной основой темперамента, от которой он зависит, является тип высшей нервной деятельности.

Основными свойствами нервных процессов являются следующие:

1) Сила нервных процессов - показатель работо­способности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую и длительную нагрузку, в то время как слабая «ломается».

2) Уравновешенность - определенный баланс процессов возбуждения и торможения. Эти процессы могут быть уравновешены друг с другом по силе, а могут быть неуравновешенными, когда один из них сильнее другого.

3) Подвижность - быстрота смены одного процесса дру­гим. Обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изме­нениями обстоятельств.

Своеобразная комбинация этих свойств характеризует спе­цифические типы нервной деятельности.

Наиболее часто встречаются 4 типа:

сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный;

холерик - сильный, неуравновешенный, подвижный;

флегматик - сильный, уравновешенный, инертный;

меланхолик – слабый, неуравновешенный, инертный.

Эти типы нервной деятельности являются общими для человека и для животных.

Тип нервной деятельности врожден и в целом вряд ли может быть изменен. Однако экспериментально доказана возможность изменения отдельных свойств типа нервной деятельности.

В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Свойства темперамента имеют тенденцию более резко проявляться с возрастом человека.

Так, у безудержного типа, у которого сильный процесс возбуждения не уравновешен менее сильным процессом торможения, оказалось возможным путем тренировки добиться значительного увеличения силы тормозного процесса и привести его в равновесие с процессом возбуждения.

Путем длительной посильной тренировки можно укрепить нервную систему слабого типа. Человек с выраженными свойствами слабого типа нервной деятельности впоследствии, в благоприятных условиях жизни и воспитания, может с успехом решать любые жизненные задачи.

Исследования И.П. Павлова показали, что свойства личности зависят от природной организации человека, но не определяются ею. В экспериментах И.П. Павлова было доказано, что нервная деятельность человека пластична и поддается изменениям, он считал, что «образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, то есть зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее ее свойство – высочайшая пластичность».

Указанные 4 типа нервной деятельности не могут исчерпать все многообразие форм поведения индивида, между ними располагаются промежуточные формы и переходные типы. По словам И.П. Павлова, природа представляет массу переходов, массу градаций. Знать эти переходные типы необходимо для более правильного понимания человеческого поведения.

Физиологи и психологи утверждают, что по последним данным существует более 70 промежуточных и переходных типов. Большинство людей лишь условно можно отнести к какому-либо одному из видов темперамента, как правило, люди обладают чертами одного или нескольких темпераментов. Наиболее ярко черты темперамента проявляются в подростковом возрасте, позже под воздействием воспитания, среды, деятельности происходит маскировка типа нервной деятельности, а следовательно, и черт темперамента.

Исследования показали, что тип нервной деятельности не всегда совпадает с типом темперамента. Тип нервной деятельности следует рассматривать в качестве задатка темперамента. Говоря о темпераменте, подразумевают всю систему динамических особенностей целостного поведения личности.

Психологическая характеристика основных видов темперамента.

Как уже говорилось, темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Такое разделение имеет длительную историю (Гиппократ, Гален, Кант, Павлов и др.).

Сангвиник - это человек подвижный, легко приспосабливающийся в изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопро­тивляемость трудностям жизни. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает слабых звуков и световых раздражителей.

Он – экстраверт, жизнерадостный, общительный, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке, легко сходится в новыми людьми, поэтому у него широкий круг знако­мств, хотя он не отличается постоянством в общении и часто меняет привязанности.

Сангвиник обладает живой мимикой и выразительными движениями, по его лицу легко определить его настроение, отношение к предмету или человеку; имеет быстрый темп речи; обладает гибкостью ума, склонен к остроумию, по незначительному поводу громко хохочет, а несущественный факт его может сильно рассердить; легко переключает внимание. Чувства, интересы и стремления у него изменчивы, быстро освобождается от гнетущего настроения и пребывает в оптимистическом состоянии духа.

Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным и вялым, хотя способен хорошо сдерживать свои эмоции и непроизвольные реакции. Сангвиник без усилий не только переключается с одного вида работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенности внимания.

Холерик - это человек, нервная система которого опреде­ляется преобладанием возбуждения над торможением. Он отличается большой жизненной энергией, но ему недостает самообладания, поэтому он вспыльчив, необуздан, нетерпелив и несдержан. Воля холерика порывиста, также он отличается повышенной эмоциональностью. Это боевой, задорный, легко и быстро раздражающийся тип, он скорее экстраверт.

Для холерика характерна цикличность в поведении и переживании. Такой человек приступает к делу с полной отдачей, со всей страстностью, увлеченностью, но сил ему хватает ненадолго и как только они истощаются, у него появляется «слюнявое настроение», все невмоготу.

Холерику трудно дается дея­тельность, требующая плавных движений, спокойного, медленного темпа, он неизбежно будет проявлять нетерпение, резкость дви­жений, порывистость и т.д. В общении он вспыльчив, необуздан, нетерпелив, несдержан, криклив.

Наибольшей результативности человек с холерическим темпераментом достигает в деятельности, требующей значительного единовременного напряжения сил.

Флегматик - это человек, реагирующий спокойно и медленно, не склонный к перемене своего окружения. Хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Благодаря уравновешен­ности процессов раздражения и торможения, флегматик спокойный, всегда ровный.

Он однообразен и невыразителен в мимике и интонации, даже о своих чувствах говорит недостаточно эмоционально, что затрудняет общение с ним. Флегматику присуща замедленность реакций в общении, он медленно, трудно привыкает к новым людям, не­скоро начинает обращаться к ним - задавать вопросы, вступать в беседу, не любит попусту болтать, его трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Он с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке медленно перестраивает навыки и привычки.

Как правило, флегматик трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интраверт. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. Однако не следует думать, что он такой уж всепрощающий, совер­шенно безопасный в общении человек. Подобно конденсатору, он долго впитывает в себя, поглощает, накапливает энергию неудовольствий, но когда она достигает определенного предела, кри­тической величины, неминуем сильный «разряд», нередко весьма неожиданный для его собеседника.

Флегматик энергичен и работоспособен, настойчивый и упорный труженик, отличающийся терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Он достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.

Меланхолик - это человек, плохо сопротивляющийся воздей­ствию сильных стимулов, такое воздействие может привести к нарушениям поведения. Он медлителен в движениях, в речи; мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны.

У него нередко отмечает­ся боязливость и беспокойство в поведении, тревожность, слабая выносливость. Меланхолик неуверен в себе, замкнут, пассивен, мнителен, легко поддается страху, грусти, незначительный повод может вызвать у него обиду, слезы. Он очень склонен отдаваться переживаниям, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки.

Его пугает новая обстановка, новые люди - он теряется, смуща­ется и поэтому боится контактов с другими людьми, уходит в себя, замыкается, уединяется. Подобно улитке, он постоянно прячется в свою «раковину». Большинство меланхоликов – интраверты.

В привычной обстановке, и в особенности в хорошем, дружном коллективе, меланхолик может быть довольно контактным человеком, успешно вести порученное дело, проявлять настойчивость и преодолевать трудности. Значительные успехи могут быть достигнуты в таких видах деятельности, которые требуют повышенной чувствительности (например, творчество).

Необходимо помнить, что картина поведения человека зависит не только от особенностей типа, но и от состояния нервной системы, которое зависит от непосредственно складывающихся жизненных обстоятельств и воздействий.

Но и возникающие состояния оказываются характерными для определенных типов нервной системы. Например, для сангвиника типично состояние подъема, для холерика – состояние аффективности, для флегматика – спокойной сдержанности, для меланхолика – неуверенности и т.п. Это состояние является признаком типологических особенностей человека.

Следует помнить, что не существует «хороших» или «плохих» видов темперамента, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Достоинство холерика – в возможности сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени, а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Сангвиник, обладая быстрой реакцией и повышенной трудоспособностью в начальный период работы, к ее концу снижает работоспособность не только из-за быстрой утомляемости, но и ввиду падения интереса. Достоинство флегматика в способности долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать свои усилия. Меланхолик отличается большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работоспособность выше в середине или в конце работы, а не в ее начале.

Проявление темперамента зависит также и от общей культуры человека. Некоторое люди не хотят сдерживать себя и проявляют свое эмоциональное состояние (гнев, радость, отчаяние и т.д.). Как правило, они нередко все оправдывают своим темпераментом. Но человек должен строить свое поведение в соответствии с принятой в обществе моралью, для этого необходимо считаться с другими людьми, их состоянием, уметь себя сдерживать. Люди могут обладать разными темпераментами, но ровность их поведения, деликатность, достоинство определяется уровнем их общей культуры.

В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, к жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. Так, воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать свое внимание на другие объекты, хотя ему это удается с большим трудом, чем, например, флегматику.

Под влиянием жизненных условий, определенного образа действий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика – энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявление типа высшей нервной деятельности и темперамента человека. Однако в экстремальных ситуациях могут внезапно проявить природную динамическую особенность психики человека.

Поскольку темперамент проявляется в различных видах деятельности людей, необходимо обладать информацией о поведении человека в различных ситуациях. Такие сведения можно получить путем опроса знакомых, соседей, сослуживцев, через характеристики, а также посредством личных наблюдений за поведением интересующего человека.

Начать необходимо с выяснения основных свойств протекания нервных процессов: силу (слабость), уравновешенность (неуравновешенность) и подвижность (инертность).

Для установления силы (или слабости) протекания нервных процессов большое значение имеет то, как человек преодолевает препятствия, идя к намеченной цели, какова его выносливость в работе, может ли он длительное время поддерживать в себе активное напряжение, не проявляет ли стремление выполнить задание легким путем, поверхностно, небрежно.

Важно отметить и манеру общения с другими людьми: испытывает ли этот человек застенчивость в различных условиях общения и как легко справляется с нею.

Важно знать, может ли данный человек выполнять сосредоточенную умственную работу при наличии посторонних раздражителей (шума, разговоров) или нуждается в спокойной обстановке (тишине), как он ведет себя в ситуациях, приближенных к экстремальным.

О силе нервной системы свидетельствует сохранение самообладания при возникших трудностях, решительность, умение ориентироваться в сложных ситуациях и принимать верное решение. В противном случае, при потере самообладания и неправильном отражении обстановки, а следовательно, и совершении нецелесообразных действий и поступков, речь идет о слабости нервных процессов.

При выборе индивидуального подхода к допрашиваемому, следует учитывать, что человек, имеющий сильную нервную систему, труднее поддается тактическим воздействиям сотрудника ОВД.

При выяснении уравновешенности (неуравновешенности) нервных процессов, следует обратить внимание на поведение людей в обычных условиях деятельности:

- каков темп их деятельности (спокойный, либо «рывками»);

- завершенность начатого дела (доводят ли дело до логического заключения, либо начав с увлечением, быстро остывают и бросают его, увлекшись другим делом);

- преобладающее настроение (ровное, спокойное, либо раздражительное или быстро меняющееся);

- скорость раздражительности (вспыхивает резко, либо накапливается постепенно);

- контроль эмоций и чувств (подвержен ли человек аффектам, либо умеет сдерживать свои чувства).

Если человек раздражителен, с резкой сменой настроения, работает «рывками», не способен завершить начатое дело, то речь идет о преобладании процессов возбуждения над процессами торможения. И, напротив, постепенное накопление раздражительности, спокойное настроение, ровный темп в работе свидетельствуют об уравновешенности деятельности нервных процессов.

Ярким показателем уравновешенности нервной системы может служить поведение человека в условиях вынужденного ожидания: сохраняется ли при этом спокойствие и невозмутимость или выражается нетерпение, раздражение.

Определить черты темперамента, связанные с подвижностью (инертностью) нервных процессов, можно, наблюдая за переходом человека от одного вида деятельности к другому: за скоростью приспособляемости человека к изменяющимся условиям, за переключением и распространением внимания и т.п. Если такое переключение происходит с трудом, медленно, вызывая затруднения, то перед вами человек с инертными нервными процессами.

Выяснив, инициативен ли человек в работе, находчив или, наоборот, безынициативен, работает старыми приемами и методами, можно сделать заключение о подвижности нервных процессов. Важно также установить, насколько быстро данный человек ориентируется в новых обстоятельствах, как ведет себя в общении с другими людьми, склонен ли к консерватизму.

Следует обратить внимание на то, что при выборе индивидуального подхода, исходя из типологических особенностей человека, необходимо проявлять максимальную осторожность, избегая поспешности в выводах, поскольку при анализе возможны ошибки. Значимость ситуации, условия деятельности могут своеобразно влиять на протекание нервных процессов. Например, в состоянии переутомления человек с сильной нервной системой может вести себя как слабый тип. Напротив, в состоянии подъема сил представитель слабого типа нервной системы может проявлять работоспособность на уровне сильного типа.

Выбирая индивидуальный подход к конкретному человеку, необходимо учитывать некоторые рекомендации.

Сангвиника целесообразно побуждать быть внимательным, сосредоточенным, неторопливым, для чего при необходимости можно замедлить темп речи, проявлять большую тщательность в выяснении интересующих фактов. Необходимо систематически поощрять его усилия.

Холерика полезно контролировать как можно чаще, в работе с ним недопустима резкость, несдержанность, так как они могут вызвать ответную отрицательную реакцию. В то же время любой его поступок должен быть требовательно и справедливо оценен.

Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность, заинтересовать. Его не следует торопить с ответом, надо дать ему возможность хорошо все обдумать. Он требует к себе систематического внимания.

К меланхолику желательно проявить чуткость и предупредительность. По отношению к нему недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Нужно стараться расположить его к себе, помогая избавиться от замкнутости, подозрительности, неуверенности, напряженности. Меланхолик требует к себе особого внимания, следует вовремя его хвалить за проявленные успехи, решительность и волю; отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. По словам А.В. Петровского, резкое требование, иногда допустимое в отношении сангвиника и тем более флегматика, вызывает взрыв негодования у холерика и состояние угнетенности у меланхолика.

Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе. Однако на различных этапах большинство видов деятельности (в том числе деятельность сотрудника ОВД) требует проявления таких динамических свойств личности, которые характерны для различных темпераментов.

Например, при срочном выезде на место происшествия, при организации работы большого количества лиц требуется энергичность и импульсивность холерика, характерный для него быстрый темп деятельности. При осмотре места происшествия необходима повышенная чувствительность, впечатлительность, характерная для меланхолика. При необходимости срочно произвести ряд различных следственных действий необходима повышенная реактивность и переключаемость сангвиника, а для процессуального оформления результатов следственных действий – терпеливость, кропотливость и сосредоточенность флегматика.

Всякая деятельность сложна и многогранна, предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия и т.п.) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.

Но способность нельзя свести к одному какому-либо свойству (музыкальный слух, отличные физические данные и т.п.), это всегда синтез всех личностных компонентов.

Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности строения нервной системы и организма. К ним относятся особенности нервной системы, функциональной деятельности мозга (возбудимость, подвижность нервных процессов, быстрота образования нервных связей и т.п.), особенности строения организма (физические данные анализаторов, голосовых связок, двигательного аппарата и др.).

И.П. Павлов считал, что люди с преобладанием первой сигнальной системы с ее образным отражением действительности принадлежат к художественному типу (музыканты, писатели и т.п.). Если же главную роль играет вторая сигнальная система, можно говорить о мыслительном типе, особенностью которого является сила отвлеченного мышления. При правильно сбалансировании и уравновешенности первой и второй сигнальных систем образуется средний тип, представители которого сочетают в себе все черты художественного и мыслительного типов. К этому типу И.П. Павлов относил большинство людей, а также исключительно одаренных, гениев.

Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности или в повышенной любознательности ко всему. Склонности – это наиболее ранний признак зарождающейся способности, свидетельствующий о наличии определенных природных предпосылок к развитию способностей.

Задатки также проявляются в легкой восприимчивости и запечатлеваемости того материала, который привлекает. Благоприятные задатки облегчают развитие тех или иных способностей. Из них формируются те или иные психические качества, которые могут составлять определенные способности. Так, например, для развития интеллектуальных способностей большое значение имеют особенности функциональной деятельности мозга: возбудимость, подвижность нервных процессов, быстрота образования временных связей. Подвижность нервных процессов в умственной деятельности проявляется в остроумии, оригинальности, умении схватить явление в многообразных связях, в активности ума при встрече с разнообразными затруднениями.

Когда возможности становятся реализуемыми, мы говорим о способностях. Способности – совокупность таких психических особенностей человека, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одной или несколькими видами деятельности. В данном случае можно говорить о способностях актуальных (необходимых в данный момент и реализуемых в настоящем конкретном виде деятельности) и потенциальных (не реализуемых в конкретном виде деятельности, но способных актуализироваться при изменении условий).

Человек вступает в мир как индивид, наделенный совокуп­ностью природных свойств и задатков, а его способности форми­руются в деятельности, развиваясь на основе генетически опре­деленных задатков, т.е. способности являются функцией не только задатков самих по себе, но и развития, в которое задатки вхо­дят как предпосылки или условия.

В зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью, на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности. Например, человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, дирижером, танцором, певцом, музыкальным критиком, педагогом и т.д.

Существуют классификации способностей по различным критериям, основным их них является направленность (или специализация) способностей.

Общие способности – благоприятное сочетание у человека таких интеллектуальных и других особенностей психики, которые одинаково важны для многих видов деятельности: большая работоспособность, развитие качества ума, памяти, внимания, воображения, тонкая наблюдательность и т.д.

Общие способности подразделяются на сложные (способность к усвоению новых знаний, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и т.д.) и элементарные (способность к психическому отражению действительности, необходимый уровень развития восприятия, памяти, мышления, воли и т.д.). Без соответствующего уровня развития этих элементарных способностей человек не может включиться ни в один из видов человеческой деятельности.

Сотруднику ОВД необходимы такие общие способности, как развитое произвольное внимание, быстрое его переключение и четкое распределение, высокая концентрация, наблюдательность, хорошая образная и логическая память, сообразительность, быстрота, гибкость, глубина и широта мышления и др.

Преимущественное развитие общих способностей создает предпосылку для развития индивидуальных специальных способностей, которые определяются особенностями психомоторной (двигательной) и сенсорной (чувствительной) организации личности, индивидуальными особенностями памяти, воображения и эмоционально-волевой сферы.

Специальные способности – это такое развитие психических функций и органов чувств, которое


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.