Предмет судебного почерковедения и задачи экспертизы — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Предмет судебного почерковедения и задачи экспертизы

2017-09-28 550
Предмет судебного почерковедения и задачи экспертизы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ СССР

ВНИИСЭ

__________________________________________________________

 

 

СУДЕБНО-

ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКАЯ

ЭКСПЕРТИЗА

 

 

Юридическая литература

Москва-1971год

 

 

ГЛАВА 1:

ПРЕДМЕТ СУДЕБНОГО ПОЧЕРКОВЕДЕНИЯ И ЗАДАЧИ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

 

ГЛАВА 2: ОФОРМЛЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ПОЧЕРКА И ПОДПИСИ

 

 

Общие положения

 

Установить исполнителя текста, подписи возможно только при правильно собранных сравнительных мате­риалах — образцах почерка (подписи) предполагаемого исполнителя[13]. Поэтому вопрос о подготовке образцов, необходимых для сравнительного исследования, являет­ся чрезвычайно важным.

Если для производства судебно-почерковедческой экспертизы не будут представлены надлежащие образцы почерка (подписи) лица, в отношении которого постав­лен вопрос перед экспертом, то в этом случае не помогут ни высокая квалификация и долголетний опыт эксперта, ни применение самых совершенных методов исследо­вания.

Ошибки же. допущенные при подборе образцов, могут повлечь за собой экспертную ошибку, что в конечном счете может направить следствие или суд на ложный путь.

Необходимым условием представляемых на экспер­тизу образцов является их достоверность, т. е. бесспорная (несомненная) принадлежность рукописей (подписей) лицу, чьими образцами они должны служить.

К основным требованиям, которые необходимо соблю­дать при отборе сравнительных материалов — образцов, относятся их надлежащее качество и достаточное коли­чество.

Под надлежащим качеством образцов понимается сопоставимость их с исследуемым документом по времени составления, темпу письма, виду документа, языку, материалу письма, способу исполнения и, если возможно, по содержанию и условиям исполнения документа.

Достаточное количество образцов означает такой их объем, который обеспечил бы возможность полного и всестороннего сопоставления всех признаков, содержа­щихся в исследуемом тексте (подписи).

В почерковедческих экспертизах обычно используются три вида образцов: свободные, экспериментальные и условно-свободные[14].

Свободными образцами почерка и подписи называют рукописи и подписи, выполненные предполагаемым ис­полнителем вне связи с делом, по которому проводится экспертиза, и до возбуждения этого дела, когда исполнитель не предполагал, что они будут использованы в качестве сравнительных материалов для производства почерковедческой экспертизы. Подобные образцы, как правило, выполняются обычным почерком, без умышлен­ного искажения.

Свободными образцами могут быть тексты и подписи, относящиеся к служебной переписке, автобиографии, собственноручно заполненные анкеты, заявления, личные письма, конспекты, подписи в платежных ведомостях, кассовых ордерах, библиотечных формулярах и других документах.

Найти и изъять свободные образцы почерка и подпи­си определенного лица можно по месту его жительства, на его работе и в других учреждениях, у родственников, знакомых и т. д.

Изъятие и приобщение документов в качестве свобод­ных образцов оформляется протоколом в соответствии со ст. 141 УПК.

Несомненность происхождения — непременное усло­вие образцов, их определяющий признак. Поэтому руко­писи и подписи, направляемые на экспертизу в качестве свободных образцов, следует предъявить тому лицу, от имени которого они значатся, оформив это протоколом допроса.

Каждый образец удостоверяется лицом, выполнявшим его, например: «Текст выполнен мною. Подпись». Удос­товеряющие надписи располагаются только на тех мес­тах документа, где нет никаких записей.

В практике судебно-следственных органов нередки случаи, когда достоверность образцов не проверяется, что ведет к представлению эксперту рукописей (подпи­сей), выполненных иными лицами и не могущих в силу этого служить образцами.

1. При производстве почерковедческой экспертизы по делу по обвинению Щ и других у эксперта возникло сомнение в достовер­ности некоторых подписей А, представленных следователем в каче­стве свободных образцов ее подписи Об этом эксперт сообщил сле­дователю, и когда он предъявил указанные подписи самой А, то она пояснила, что эти подписи выполнены не ею, а кем-то другим

В дальнейшем, в отношении этих подписей следователь поста­вил вопрос перед экспертом, выполнены ли они самой А или В. В результате исследования было установлено, что большинство из этих подписей действительно выполнены В[15].

2. По экспертизе № 1318/А по делу по обвинению К следователю были без исполнения возвращены все материалы, так как выяснилось,

что представленные в качестве свободных образцов почерка К заявления от 20/1 и 29/111 62 г и жалоба от 14/111 63 г выпол­нены разными лицами. Следователю сообщали, что в качестве об­разцов почерка К,- эти рукописи не могут быть использованы до установления того, какие именно документы выполнялись им[16].

Таким образом, из за неправильного оформления сравнительных материалов в распоряжение эксперта были представлены недосто­верные образцы.

В тех случаях, когда при изучении образцов, пред­ставленных на экспертизу, у эксперта возникнут сомне­ния в достоверности какого-либо образца, а остальных будет достаточно для производства экспертизы, эксперт не использует сомнительный образец для сравнения, про­должает проводить экспертизу, а вызвавший сомнение образец возвращается следователю или судье для выяс­нения его происхождения.

Экспериментальными образцами почерка (подписи) являются такие рукописи и подписи, которые по предложению судьи или следователя выполняются предполага­емым исполнителем специально для экспертизы.

Все экспериментальные образцы почерка (подписи) должны обязательно выполняться в присутствии следо­вателя или судьи во избежание сомнений в подлинности этих образцов.

Получение экспериментальных образцов оформляет­ся постановлением в соответствии со ст. 186 УПК, а их изъятие и приобщение к делу — протоколом с соблюде­нием требований ст. ст. 141 и 142 УПК.

В процессе выполнения экспериментальных образцов почерка или подписи ни в коем случае нельзя показы­вать исследуемый документ и давать его переписывать, потому что лицо, у которого отбираются образцы, не яв­ляясь действительным исполнителем, может выполнить текст или подпись с подражанием исследуемому, или, наоборот, являясь исполнителем исследуемого текста или подписи, может изменить свой почерк. И то и другое мо­жет осложнить в дальнейшем экспертное исследование.

Лицам, назначившим экспертизу, и экспертам сле­дует иметь в виду, что в образцах почерка (подписи), от­бираемых специально для проведения судебно-почерко­ведческой экспертизы, могут содержаться искажения признаков почерка, которые умышленно вносятся лицом, их исполняющим, для сокрытия признаков своего по­черка.

1 октября 1965 г. из товарищеского суда одного предприятия Москвы поступили материалы для производства почерковедческого исследования письма написанного в июле 1964 года (рис. 1а).

Рис. 1а: Фрагмент исследуемого письма, написанного в 1964 году.

Исследованием требовалось установить, не выполнено ли это письмо М?

В качестве образцов почерка М были представлены обьяснительная записка, текст анкеты на двух листах, автобиография.

Образцы относились к 1965 году и были отобраны специально Для экспертизы (рис. 1б).

В процессе сравнительного исследования эксперт установил как различающиеся, так и совпадающие признаки почерка, на основании

Рис. 1б: Экспериментальный образец почерка М, выполненный в 1965 году

которых невозможно было прийти к какому-либо выводу, исполь­зуя лишь представленные образцы почерка.

Эксперт запросил свободные образцы почерка М.

По получении свободных образцов почерка, относящихся к 1964 году (рис. 1в), стало очевидным, что все образцы, представ­ленные ранее, выполнены М искаженным почерком.

Рис. 1в: Свободный образец почерка М, выполненный в 1964 году.

При наличии указанных свободных образцов почерка эксперт сделал категорический положительный вывод[17].

Свободные и экспериментальные образцы необходимо представлять во всех случаях назначения почерковедчес­ких экспертиз.

Сопоставление свободных и экспериментальных образцов между собой дает возможность эксперту, с одной стороны, проверить достоверность свободных образцов, с другой — установить, нет ли искажений почерка в экспериментальных образцах.

Условно-свободные образцы — это такие рукописи или подписи, которые выполнены после возникновения дела, зачастую и в связи с ним (различные объяснения, заявления, жалобы и другие документы), но не специально для экспертизы.

Подобные образцы являются особым видом образцов потому, что они не могут быть отнесены ни к свободным, ни к экспериментальным образцам.

При наличии свободных и экспериментальных образцов эксперт сможет проверить несомненность представ­ленных условно-свободных образцов. Однако если в рас­поряжении следователя или судьи имеются только условно-свободные и экспериментальные образцы, а сво­бодные по каким-либо причинам отыскать невозможно, то эти причины следует указать в постановлении или оп­ределении для того, чтобы эксперт не запрашивал сво­бодные образцы.

В таких случаях экспертное исследование, как прави­ло, бывает затруднено из-за недостаточности образцов, хотя иногда вопрос, поставленный перед экспертом, все же может быть разрешен при условии, что в этих образ­цах окажется достаточная совокупность идентификацион­ных признаков почерка.

В случае, когда имеются только условно-свободные и экспериментальные образцы почерка, подписи, эксперту необходимо тщательно проверить достоверность первых, так как некоторые из них могут быть выполнены не тем лицом, от имени которого они значатся, а другим по про­сьбе предполагаемого исполнителя.

Все образцы, направляемые на экспертизу, должны быть заверены лицом, назначившим экспертизу, напри­мер: «Свободный (экспериментальный) образец почерка Петрова И. Н. Следователь, судья (подпись)». Эти заверительные надписи также должны располагаться только на участках, свободных от текста.

Если свободные образцы почерка или подписи нахо­дятся в документах, на которых по тем или иным сооб­ражениям писать нельзя, то ограничиваются описанием их в постановлении или определении с точным указанием реквизитов и исполнителя.

Таковы наиболее общие требования, предъявляемые к сравнительным материалам. Наряду с ними существует ряд правил получения образцов почерка (подписи) в за­висимости от особенностей выполнения исследуемых объектов (рукописи с искажением собственного почерка либо подражанием почерку другого лица, выполненные левой рукой, буквами печатной формы и др.).

Эти правила ввиду их специфики излагаются в соот­ветствующих главах настоящего пособия.

 

 

Требования, предъявляемые к свободным образцам почерка и подписи

 

Тексты и подписи, представляемые в качестве свобод­ных образцов, должны обладать определенными качест­вами. Говоря о качествах сравнительных материалов, имеют в виду такие их свойства, которые дают возмож­ность произвести глубокое и всестороннее сравнительное исследование, а это возможно лишь при условии сопоста­вимости образцов с исследуемым документом. Сопоста­вимость свободных образцов достигается соответствием их исследуемому документу:

1) по письменности и языку, так как при разной письменности отсутствуют сопоставимые письменные знаки, а при одинаковой письменности, но разных языках нельзя судить о таких признаках письменной речи, как характерные выражения и обороты речи, своеобразное построение предложений, стиль изложения;

2) по времени написания. Важно, чтобы разрыва во времени выполнения образцов и исследуемого документа не было или чтобы он был бы минимальным. Это необходимо потому, что устойчивость почерка относительна и отдельные признаки почерка со временем изменяются.

В период школьного обучения письму об устойчивости признаков почерка можно говорить лишь применитель­но к очень небольшому периоду времени. Поэтому при исследовании рукописей, выполненных в период форми­рования почерка, требуется точное соответствие по вре­мени выполнения сравнительных материалов и исследуе­мой рукописи, подписи.

Установлено, что сформировавшийся почерк менее подвержен временным изменениям. Признаки такого по­черка, как правило, в течение длительного времени сох­раняются без изменений. Поэтому при исследовании ру­кописей, выполненных высоковыработанным почерком, в ряде случаев возможна идентификация на основе сравнения с образцами, выполненными раньше или позже, чем исследуемый документ, с разрывом во времени даже в несколько лет.

Иногда у лиц преклонного возраста навыки письма частично разрушаются, что ведет к изменению почерка, причем этот процесс может протекать очень быстро. Поэтому при исследовании документов, выполненных ста­рыми людьми, необходимы сравнительные материалы, относящиеся к тому же периоду времени, что и исследуемые.

В связи с изложенным эксперту нужно сообщать све­дения о возрасте, заболеваниях, влияющих на почерк, профессии и образовании лиц, образцы почерков (подпи­сей) которых представляются на экспертизу. Это помо­жет эксперту дать правильную оценку выявленным приз­накам почерка;

3) по содержанию и целевому назначению. Например, если на исследование направляется текст расходного кассового ордера, то в качестве образцов желательно иметь тексты, расположенные в бланках расходных кассовых ордеров, потому что в аналогичных по форме и содержанию документах вероятнее всего проявится тот же вариант почерка, а также встретятся те же сочетания слов и букв, особенно тогда, когда лицо неоднократно заполняет подобного рода документы;

4) по материалу письма. Очень важно, чтобы образцы были выполнены таким же пишущим прибором (перьевая ручка, автоматическая ручка, карандаш) и, по возможности, на такой же бумаге, поскольку различия
вариантов признаков почерка одного и того же лица в зависимости от примененных материалов письма могут быть весьма значительными;

5) по способу исполнения. Если исследуемый текст написан с подражанием какому-либо шрифту (например, чертежному, буквами печатной формы) или написан левой рукой (при обычном письме правой рукой), рекомендуется попытаться разыскать свободные образцы, выполненные таким же способом;

 

6) по условиям выполнения документа. Если исследуемый документ выполнялся в каких-то необычных условиях (например, стоя либо сидя или при расположении рукописи на коленях и т. п.), то в качестве свободных образцов почерка (подписи) желательны документы, исполненные в аналогичных условиях;

7) по состоянию пишущего. Если известно, что исследуемый документ исполнялся лицом в каком-то необычном состоянии (например, во время болезни глаз или руки), то в качестве свободных образцов желательны рукописи, выполненные в том же состоянии;

8) по темпу письма. Установлено, что при разных темпах письма у пишущего, обладающего высокой сте­пенью выработанности почерка, неодинаково выражают­ся отдельные признаки почерка, а иногда различается и вся система движений в целом, так как темп исполнения письма и вариационность взаимозависимы Как правило, характеристика темпа письма связана с типом строения почерка. Так, наиболее медленным является темп пись­ма у лиц с усложненным почерком, а наиболее быстрым — у лиц с упрощенным почерком. Сообразно с пред­полагаемым темпом выполнения исследуемого документа необходимы и свободные образцы почерка — при быстром темпе — конспекты лекций, наспех написанные раз­личные записи; при медленном темпе — тексты официальных документов — заявлений, автобиографий, личных листков по учету кадров и т. п.

Если при направлении материалов на судебно-почер­коведческую экспертизу не соблюдаются указанные тре­бования, то вопрос, поставленный на разрешение экспер­та, может быть не решен. В этих случаях эксперт ходатайствует о представлении ему дополнительных материалов. необходимых для дачи заключения (ст. 82 УПК).

Не менее важным является и вопрос относительно количества образцов почерка (подписи), так как образ­цы, подобранные в соответствии с перечисленными тре­бованиями, но в недостаточном количестве, не дадут воз­можности эксперту проследить частоту встречаемости и устойчивость признаков почерка.

Так как в каждом конкретном случае требуется раз­ное количество образцов, то трудно дать единые и точные рекомендации для всех видов почерковедческой экспер­тизы. Однако в отношении свободных образцов можно придерживаться следующего общего положения: образ­цов почерка должно быть не менее 5 страниц стандарт­ного формата; подписи — не менее 10.

Необходимо учитывать и то, что у одного и того же лица может быть несколько вариантов почерка (подпи­си). Например, кроме основного скорописного могут быть и другие варианты почерка — как скорописные, так и иные — с подражанием печатному, чертежным шрифтам и т. п.; подписи по транскрипции могут быть буквенные, штриховые, смешанные, полные и сокращенные, Поэтому особое внимание следует уделять обнаружению документов, в которых имелись бы варианты почерка (подписи), наиболее близкие к исследуемым. Часто подобные варианты удается найти в документах, аналогичных исследуемому.

 

 

Таблица 1

Индивидуальность с помощью различных признаков выражена неодинаково. Как уже говорилось, объем ин­дивидуальной информации, заключенной в признаке, зависит от частоты его встречаемости в почерках разных людей: чем реже повторяется признак в почерках разных лиц, тем больше его индивидуализирующая способность, а следовательно, и идентификационная значимость. Общие признаки, как правило, имеют групповое классификационное значение. По их выраженности в конкретных рукописях эти признаки можно распределить на группы, содержание которых будет более или, напротив, менее обширным, в зависимости от того, насколько распространено конкретное выражение общего признака. Чем уже выделяемая на основании конкретного призна­ка группа, тем больше индивидуализирующее значение общего признака. Так, если преобладающее правоокружное направление движения встречается очень редко, то данное выражение признака в конкретном случае иссле­дования позволит отнести почерк к узкой, редко встречающейся группе почерков. Если почерки с преобладающим левоокружным направлением движений встреча­ются довольно часто, то идентификационная значимость такого признака меньшая.

Для установления исполнителя рукописи, а равно и для исключения конкретного лица из числа ее предпо­лагаемых исполнителей кроме индивидуализирующего значения признака важна его устойчивость. Под устой­чивостью, как известно, понимается воспроизводимость проявления признака в пределах рукописи и его сохраняемость при письме в различных условиях.

Конкретное выражение признака имеет большую ценность для результатов исследования, если оно отли­чается постоянством в одном проявлении или в опреде­ленных вариантах. Если же проявление признака неза­кономерно колеблется, его использование затруднено и ограниченно.

Дальнейший разбор идентификационных признаков включает в себя:

1) характеристику признака с точки зрения той конкретной особенности процесса письма, которую он отражает;

2) характеристику примерных выражений признака в рукописях;

3) идентификационную значимость или частоту встречаемости конкретных выражений признака[20];

4) устойчивость признака или конкретных его выражений при письме в измененных условиях.

 

 

Темп движений при письме

Темп движений при письме может быть привычным и измененным. Привычный темп письма значительно раз­личается в почерках разных лиц, находящихся в преде­лах одной степени выработанности. Даже в пределах группы маловыработанных почерков можно различать почерки более медленные и более быстрые. Естествен­но, например, что рукопись учеником 1-го класса будет выполняться медленнее, чем учеником 3-го класса. Кро­ме того, даже находясь на одной стадии обучения пись­му, одни школьники пишут быстрее, другие медленнее. Усвоение навыков, в том числе и темпа письма, зависит от типа и согласования движений различных звеньев пишущей руки.

Различие в темпе письма сказывается в уже извест­ных признаках, основным из которых является степень непрерывности движений при выполнении букв и их со­четаний.

В группе высоковыработанных почерков эксперимен­тально установлена зависимость темпа выполнения ру­кописей от строения почерка, от его сложности. Самыми медленными по темпу исполнения являются усложнен­ные почерки, самыми быстрыми — упрощенные, среднее положение занимают простые (прописные) почерки. В пределах групп почерков по строению темп может различаться по степени выраженности признаков упро­щения и усложнения.

Темп письма — признак, вообще тесно связанный со сложностью движений. Зависимость темпа от сложности обратная: чем больше сложность, тем медленнее темп и наоборот. Поэтому сложность почерка в целом и при выполнении определенных букв иногда служит показате­лем темпа

Темп письма может привычно варьировать у каждого пишущего в зависимости от назначения документа и ряда других условий. Вариационность темпа, равно как и дру­гих признаков, в наибольшей степени выражена в высоковыработанных почерках. Лица, имеющие почерки, при­способленные к медленному темпу письма, одновременно располагают вариантом, рассчитанным - на быстрый темп. Вообще большими возможностями варьировать темп письма обладают лица, имеющие усложненные и простые, почерки; меньшая вариационности наблюдалась у лиц, имеющих упрощенный почерк.

Темп письма в ряде случаев замедляется при влия­нии на процесс письма необычных условий или состояния. Как правило, замедление темпа о сопутствует наме­ренному изменению почерка с целью демаскировки.

Степень и характер нажима

Нажим при письме отражает степень и характер зат­рачиваемых усилий. На траектории движения это сказы­вается в виде колебаний большей и меньшей вдавленности и ширины штриха.

При обучении нажимному письму перьевой ручкой требовалась отчетливая дифференциация нажима при вы­полнении основных элементов сгибательными, т. е. напра­вленными сверху вниз, движениями, и соединительных элементов — разгибательными движениями — направлен­ными вверх вправо. В скорописи выраженность нажимных и ненажимных штрихов обычно ослабевает. При пе­реходе в настоящее время с самого начала обуче­ния на письмо авторучкой нажим утратил свое специаль­ное значение. Тем не менее и в этом случае разное соот­ношение в распределении усилий при выполнении основ­ных и соединительных элементов все же сохраняется, но в рукописи обычно выражается незначительно. Нажим можно использовать в качестве идентификационного признака, исследуя общую степень нажима, степень диф­ференциации между нажимными и ненажимными движе­ниями и локализацию нажимных движений в штрихе.

Ориентировочно характеристика нажима возможна по следующим показателям:

сильный и значительно дифференцированный нажим — ширина основных штрихов превышает ширину соеди­нительных более чем в 2 раза;

средний и дифференцированный нажим — ширина ос­новных штрихов превышает ширину соединительных штрихов в 2 раза;

слабый и недифференцированный нажим — незначи­тельная ширина основных штрихов примерно равна ширине соединительных (рис. 16 а, б, в).

Рис 16 Нажим: а — сильный, б — средний, в — слабый.

 

Отметим, что сильный нажим относительно редко встречается в высоковыработанных и даже средневыработанных почерках. Редко встречающимся признаком является очень слабый нажим.

Отчетливая дифференциация нажимных и ненажим­ных движений при распространенном в настоящее время письме авторучками наблюдается довольно редко и глав­ным образом в документах, исполненных перьевой руч­кой или карандашом

Локализация нажимных движений чаще встречается в основных элементах, выполняемых сгибательными дви­жениями сверху вниз, и реже — в местах перехода от основных элементов к соединительным и в горизонтальных частях элементов (см. рис. 17).

Рис 17 Необычная локализация нажима

Нажим относится к признакам, претерпевающим из­менения под влиянием необычных условий письма и от­носительно устойчивым при стремлении намеренно из­менить свой почерк.

Под влиянием изменения во внешней обстановке письма — позы, материала письма — претерпевают изме­нения и силовые компоненты движения. В результате нажим может увеличиваться, уменьшаться, становиться неоднородным.

Иногда степень нажима изменяется при ускорении и замедлении письма, причем при ускорении чаще наблю­дается тенденция к увеличению, а при замедлении воз­можно как увеличение, так и уменьшение нажима

При намеренном изменении почерка в большинстве случаев устойчива локализация нажимных движений. Это, видимо, объясняется тем, что данный признак является «неброским», мало связанным со зрительным об­разом букв и слов. Этот признак сохраняется даже при компетентном изменении и подражании почерку другого лица.

При письме левой рукой или изменении способа держания пишущего прибора признак претерпевает изменения.

 

 

Признаки почерка, свидетельствующие о выполнении рукописи в изменённых внешних условиях (непривычная поза, необычные материалы письма и способ держания пишущего прибора, письмо при недостаточном освещении и в темноте)

 

А. Влияние позы пишущего на признаки почерка [24]

Характеристика признаков почерка в рукописях, выполненных пишущим в непривычной позе:

1. Сидя: а) положение бумага горизонтальное, упор руки на кисть или запястье; б) бумага на коленях.

2. Полулежа, бумага на коленях.

3. Стоя: а) положение бумаги горизонтальное, упор руки на предплечье; б) положение бумаги горизонтальное, упор руки на кисть или запястье; в) положение бумага вертикальное, упор на предплечье; г) упор руки на кисть или запястье, положение бумаги вертикальное.

Непривычная поза влияет на почерк в связи с пере­мещением в процессе письма точек опоры при изменении привычного положения руки и корпуса пишущего.

В обычных условиях человек пишет сидя, опираясь на предплечье, запястье (реже на ребро кисти, мизинец, безымянный палец). Работа звеньев пишущей руки при этом имеет статический и динамический характер. Ста­тическая работа направлена на удержание руки в опре­деленном положении, а динамическая — на выполнение букв, слов, фраз с помощью определенных движений.

У пишущих по-разному координируется в процессе письма работа различных групп мышц пальцев, кисти, предплечья, плеча. Степень участия этих групп мышц также различна: у одних в большей степени участвуют пальцы; у других — кисть; у третьих — наиболее активно работает предплечье. Но каковы бы ни были соотноше­ния этих звеньев при нормальных условиях письма, их участие в этом процессе обусловлено навыком.

При изменении же точек опоры это привычное коор­динационное соотношение различных групп мышц нару­шается. Так, при письме стоя, как правило, точки опоры сосредоточиваются только на запястье и ребре кисти.

В связи с тем, что пишущий лишается возможности опираться на предплечье, увеличивается статическое уси­лие и напряжение отдельных групп мышц и движения перестают быть такими же свободными и точными, как при обычном письме.

Степень выработанности при выполнении текстов в необычной позе сохраняется, однако отдельные ее по­казатели (координация движений, темп) могут изме­няться.

Координация движений нарушается прежде всего. В рукописи появляются признаки недостаточной согла­сованности движений предплечья и кисти с мелкими движениями кисти и пальцев: неустойчивость наклона, протяженности движений по вертикали и горизонтали, размещения движений по вертикали.

При значительных изменениях в позе особая труд­ность возникает в перестройке механизма письма, поэто­му наблюдается нарушение согласованности и в мелких движениях пальцев и кисти. В буквах появляется изви­листость, изломы штрихов, угловатость овальных и по­луовальных элементов.

В результате снижения координации движений при изменении условий письма снижается стройность и чет­кость почерка. Наряду с этим в рукописи отмечаются особенности движений, свидетельствующие о более вы­соких координационных возможностях пишущего, что чаще всего выражается в строении букв.

Структурная сложность движения (строение почерка). В рукописи, выполненной в необычной позе, могут на­блюдаться изменения почерка, обусловленные упроще­нием движений. Выполняя рукопись в непривычной по­зе, пишущий стремится сохранять привычные формы букв, однако ввиду необычности условий это не всегда удается и пишущий упрощает движения. В тех случаях, когда поза изменяется значительно, пишущий может вы­полнять буквы, приближая их к прописям для сохранения читаемости. Это вызвано тем, что упрощение строе­ния букв вместе с деформацией их из-за снижения коор­динации движений делает рукопись очень нечеткой.

Преобладающая форма движений при письме в не­обычной позе[25] сохраняется в отдельных проявлениях до момента приспособления пишущего к измененным условиям. Затем форма движений изменяется в сторону уп­рощения.

Кроме того, возможно изменение формы движений в случаях значительного снижения координации движе­ний.

Преобладающее направление дугообразных движе­ний относительно устойчиво.

Протяженность движений по вертикали и горизонта­ли (высота и разгон) неустойчива, но в большинстве случаев отмечается ее увеличение. Одной из причин увеличения протяженности движений может быть изменение положения руки, вызывающее, как уже отмечалось, напряжение мышц, а отсюда и затруднение в своевре­менном торможении движений. В результате этого дви­жения оказываются по протяженности большими.

Кроме того, увеличение протяженности движений может быть обусловлено стремлением пишущего сохранить разборчивость выполняемой рукописи.

Направление сгибательных движений (наклон букв) в условиях выполнения рукописи стоя и сидя с бумагой на коленях, как правило, остается без изменений.

Данный признак, по-видимому, сохраняется в связи с тем, что пишущему при изменении положения руки дается сохранить привычное расположение кисти руки относительно предплечья, обеспечивающее направление сгибательных движений, а также в отношении листа бу­маги и линовки на ней.

Связность в процессе письма стоя и сидя при распо­ложении бумаги на коленях значительно увеличивается. Связность скорее всего увеличивается вследствие за­труднения в совершении сгибательно-разгибательных движений кисти (необходимых для отрыва кончика пишущего прибора от листа) при ее напряженности и ско­ванности, вызванной непривычными условиями письма. Кроме того, увеличение связности можно объяснить тем, что безотрывно выполнять текст легче в непривычной позе, так как кончик пишущего прибора является допол­нительной опорой для пишущего.

Признаки пространственной ориентации (топографи­ческие признаки). Интервалы между словами изменяют­ся (увеличиваются, уменьшаются), но могут и устойчиво сохраняться.

Направление линии письма, как правило, не изменя­ется, форма линии письма также в основном сохраняет­ся, но оказывается более выраженной. Так, если при письме в обычных условиях форма линии письма прямо­линейная с небольшим проявлением извилистости, то в измененных условиях извилистость выражается более отчетливо.

Размещение линии письма относительно бланковой строки не изменяется, но неравномерность ее размеще­ния (если она есть) проявляется ярче.

Размещение движений при выполнении знаков пре­пинания отличается неустойчивостью.

Частные признаки. Строение букв (по степени слож­ности) при письме в необычной позе нередко изменяется в сторону упрощений. В рукописи начинают преобладать варианты букв упрощенного строения либо изменяется частота их встречаемости в сторону увеличения объема упрощенных вариантов.

Появляются новые упрощенные варианты букв, одна­ко отметим, что в измененных условиях в основном со­храняются все проявившиеся в обычных условиях вари­анты букв, включая и усложненные, которые часто при­обретают деформированный вид.

В большинстве случаев сохраняются элементы букв, которые имеют значение для читаемости и отличают данную букву от других (например, в буквах б, д, й сохраняются над- и подстрочный элементы), первые эле­менты либо центральная часть буквы, а также редко встречающиеся буквы. Сохранение всех вариантов стро­ений букв в измененных условиях можно объяснить ус­тойчивостью зрительно-двигательного представления о буквах, изменение же в соотношении вариантов — при­способлением к измененным условиям.

Признаки, свидетельствующие о выполнении рукописи при изменении состояния пишущего (заболевание центральной нервной системы, состояние алкогольного опьянения, состояние повышенного возбуждения и торможения)

 

А. Признаки письма в рукописях лиц, перенесших травму мозга [27]

Координация движений при письме у лиц, перенесших травму мозга, часто нарушается. При этом отмечается зависимость характера и степени снижения координации движений от степени выработанности почерка пи­шущего[28].

Наибольшее число нарушений координации движе­ний при письме отмечается у лиц с низкой степенью выработанности почерка, наименьшее — с высокой.

У лиц с высокой и средней степенью выработанности почерка нарушения координации движений выражаются, главным образом, в мелких изломах и извилистости штрихов, наиболее часто проявляющихся в буквах, со­держащих овальные и полуовальные элементы, в неточ­ности соединений элементов букв и букв, повторяемости я неточности движений при выполнении начальных эле­ментов букв.

У лиц с низкой степенью выработанности почерка чаще наблюдаются более грубые нарушения координа­ции движений, проявляющиеся в значительно выражен­ных изломах и извилистости штрихов в сочетании с резкой неустойчивостью протяженности движений по вертикали и горизонтали, неравномерности размещения движений по вертикали. Отмечаются также неточность соединения букв и их элементов, неточность, повторяе­мость движений при выполнении начальных элементов букв.

Вследствие нарушения координации движений при письме стройность и четкость почерка у рассматриваемой группы лиц (независимо от степени его выработанности) часто является недостаточной.

У лиц, перенесших травму мозга, отмечается замедле­ние темпа письма.

Преобладающая форма движений в почерке может измениться вследствие перехода на угловатые, резкие движения, характерные для лиц, перенесших травму, с явлениями аффективно-волевых нарушений (при повы­шенной реакции на воздействие внешних факторов и недостаточной способности руководить собственными дей­ствиями).

Особенностей в проявлении протяженности движения по вертикали и горизонтал


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.