Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-09-28 | 404 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Самый общий признак, за которым можно наблюдать и который является выразителям психической жизни человека— поведение человека.
Основные особенности поведения:
• направленность на цель, которая связывается с каким-либо объектом или ситуацией;
• используемые средства для достижения цели;
• избирательность средств, обусловленная ситуацией или индивидуальными особенностями.
Данная общая характеристика поведения как бы создает контекст наблюдения за теми признаками поведения, которые являются выразителями психической жизни. К ним относятся прежде всего тело и его движения:
• движения туловища: поза, осанка, походка;
• движения руки: движение, жест, действие;
• выразительные движения лица: мимика, физиогномическая маска;
• автоконтакты различных частей тела (рук, рук и головы, рук и предметов, рук и ног, рук и туловища и т. д.);
• положение тела по отношению к собственной оси и по отношению к различным объектам (повороты, наклоны, изгибы и т. п.).
Кроме описания набора признаков, доступных восприятию и репрезентирующих психику, существуют их характеристики:
а) многозначность одного и того же признака, заключающаяся в том, что он может быть выразителем многих и разных психических состояний и свойств. Одна и та же поза может выражать и сожаление, и пренебрежение, и доброжелательное отношение, и неодобрение. В восприятии позы все зависит от контекста наблюдения, о котором упоминалось выше;
б) индивидуальность внешнего выражения одних и тех же психических особенностей. Например, застенчивость может выражаться и как опущенные веки, полузакрытые глаза, и как поза, отражающая желание быть меньше, и как напряженность взгляда. Быстрый темп речи у флегматика значит нечто иное, чем такой же темп речи у холерика;
|
в) ситуационный характер внешних проявлений (поведения, речи, деятельности, внешнего облика), поскольку именно ситуация выступает одной из детерминант, влияющих на их качественные характеристики. Наблюдателю необходимо учитывать диалектику ситуационного и устойчивого проявления психики при организации своего наблюдения.
Ошибки наблюдения. Объективные методы наблюдения разрабатывались для получения достоверного научного знания. Однако проводятся наблюдения человеком и потому субъективный фактор всегда присутствует в его наблюдении.
1. В психологии больше, чем в других дисциплинах, наблюдатель рискует из-за своих ошибок (например, ограничений восприятия) не заметить некоторые важные факты, не принять во внимание полезные данные, исказить факты вследствие своих предвзятых представлений и т.д. Поэтому необходимо принимать во внимание “подводные камни”, связанные с методом наблюдения.
2. Наиболее часто ошибки наблюдения встречаются из-за подверженности галаэффекту (или эффекту ореола), который основывается на обобщении одиночных впечатлений наблюдателя, исходя из того, нравится или не нравится ему наблюдаемый, его действия или поведение. Такой подход ведет к некорректному обобщению, оценке в “черно-белых тонах”, преувеличению или преуменьшению выраженности наблюдаемых фактов.
3. Ошибки усреднения встречаются, когда наблюдатель по тем или иным причинам чувствует себя неуверенно. Тогда проявляется тенденция усреднить оценки наблюдаемых процессов, поскольку известно, что крайности встречаются реже, чем свойства средней интенсивности.
4. Логические ошибки проявляются, когда, например, делают заключение об интеллекте человека по его красноречию или о том, что любезный человек одновременно добродушен; эта ошибка построена на предположении тесной связи между поведением человека и его личностными качествами, что далеко не всегда соответствует истине.
|
5. Ошибки контраста вызваны склонностью наблюдателя подчеркивать противоположные себе черты у наблюдаемых индивидов. Встречаются также ошибки, связанные с предубеждениями, этническими и профессиональными стереотипами, ошибки некомпетентности наблюдателя, когда описание факта подменяется мнением наблюдателя о нем и т.д.
Планирование и содержание наблюдения.
Программа наблюдения составляется с учетом требований, которые необходимо выполнить для проведения наблюдения и при обработке его результатов, а именно:
1.Сформулировать и записать цель наблюдения;
Чаще всего целями наблюдения являются:
— предварительная ориентировка в объекте;
— получение информации для формулирования гипотезы решаемой проблемы;
— получение информации для проверки, полученной гипотезы;
— уточнение результатов, полученных другими методами;
— извлечение дополнительных связей об изучаемом предмете.
2. Определить предмет наблюдения;
Предмет наблюдения — это вербальное и невербальное поведение человека или нескольких групп в определенной психолого-педагогической среде и ситуации. В качестве предмета наблюдения выбирается какая-либо из сторон этого объекта.
3.Определить объекты, которые будут фиксироваться при наблюдении, и все их выписать, убедившись, что через них есть возможность познать наблюдаемый психологический феномен
Объект наблюдения — это отдельные лица, большие или малые группы в различных ситуациях взаимодействия.
4.Определить и описать ситуации, в которых будет проводиться наблюдение;
5.Установить временные рамки наблюдения и составить его график;
6. Определить форму регистрации наблюдаемых объектов (или вид записи) и оценить возможность сопоставления наблюдаемых фактов, полученных в разное время или в разных ситуациях, возможно, разными наблюдателями;
7. Разработать или заготовить (если уже есть готовые формы) бланки регистрации наблюдаемого явления, если имеется такая необходимость.
После разработки программы необходимо провести техническую подготовительную работу:
• заготовить регистрационные листы (или бланки, схемы);
• точно знать, в какой форме будет вестись запись;
• проверить наличие записывающих средств;
|
• продумать ситуацию включения в наблюдение;
• определить место, с которого можно наилучшим образом увидеть
то, что интересует;
• согласовать график наблюдений с ходом реальной жизни наблюдаемых людей.
Если в ходе наблюдения программа корректируется (например, дополнены или изменены объекты наблюдения или состав испытуемых), то все эти изменения фиксируются письменно в журнале исследований или дневнике наблюдений.
Способы регистрации и анализ результатов наблюдения.
Запись результатов наблюдений выполняется в виде:
а) кратковременной записи, проводимой по горячему следу, насколько позволяют условия, время и место;
б) карточки наблюдения для регистрации информации касающейся наблюдаемых лиц и явлений. Признаки регистрации, как правило, строго формализованы в закодированном виде, содержат шкалу оценки;
в) протокола наблюдения, предназначенного для комбинированной регистрации результатов наблюдения и используемого, как правило, на начальной стадии исследования для выявления сущностных признаков психоло- педагогического явления;
г) дневника наблюдений, в который систематически день за днем заносятся все необходимые сведения, высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления, трудности;
д) видео-, фото-, кино-, звукозаписи.
Обработка результатов наблюдений обусловлена его целями, выбранным видом и составленной программой. Если наблюдение проводится по формализованной схеме, то появляется возможность провести первичную обработку, обобщая данные, полученные по каждому показателю, с учетом количества проведенных наблюдений. Вторичная обработка будет зависеть от задач исследования в целом.
Сложнее обстоит дело при обработке результатов наблюдения, которое проводилось на основе фотографической записи и было сплошным. В этом случае исследователь должен проявить и теоретическую эрудицию, и интуицию для выделения линий анализа, по которым могут быть сопоставлены полученные в разных наблюдениях факты. Если определить линии анализа, по которым выделяются общие и отличительные признаки, зафиксированные в разных наблюдениях, то можно сделать обобщения и выводы из проведенных наблюдений.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!